Теория цивилизации: макропричины микропроцессоров...

9 553

Притча:

Некий древний царь (может быть, сумасшедший) однажды проложил некий бордюр, который объявил «священным». По причинам, нам неведомым, этот царь считал необходимым, чтобы все ходили по этому бордюру. А люди не ходили. Даже не потому, что были идейно против, а просто потому, что не понимали смысла. Одни люди ходили слева от священного бордюра, другие справа, а некоторые – отчасти по нему, отчасти сбоку. Ну, в общем, кто в лес, кто по дрова. Как попало, как кому вздумается…

И царь стал наказывать за непрохождение бордюра. Он приказал кнутами бить и простолюдина, и аристократа, не считаясь с чинами и званиями, ежели кто откажется идти по бордюру. Это создало ему репутацию тирана, самодура, и стало угрожать свержением: люди не любят немотивированных принуждений.

Но царь из нашей сказки был и сам неглуп, и с советниками ему повезло. Среди них нашёлся поэт, который написал поэму «О горе, горе тем, кто ходит вне бордюра…». Так культ получил эстетическую поддержку: поэма понравилась царю, и не ему одному. Её стали учить, повторять. Ободренный поэт написал вторую поэму «О счастье, счастье тем, кто ходит по бордюру…». И снова успех. Подключились художники, музыканты, вообще творческие люди – царь их щедро подкармливал.

Вокруг бордюра возникла культура. Культурный человек, вместе с культурными ценностями, впитывал в себя главное для царя: необходимость ходить именно по бордюру. Ибо иначе – неэтично, неэстетично, и вне светского этикета.

Параллельно с деятелями культуры к царю пришли учёные. Всякому правлению, кроме кнута, нужен ведь и пряник – сказали они. Ты наказываешь уклонистов, воля твоя, но отчего бы тебе не вознаградить земными благами тех, кто не уклоняется от священного долга?

- Я и рад бы – говорит царь – но где мне взять столько пряников?

- А наука тебе на что? – удивляются учёные – Сейчас мы тебе придумаем, как резко увеличить производство пряников, чтобы не тебе одному хватало! Так, чтобы всякий, даже чужестранец – если ходит по бордюру, получал бы в награду за благонравие зерно, ткани, и т. п.

Так, параллельно культуре, эстетике, вокруг священного бордюра складывался и научно-технический прогресс. Как поиск материальных средств награды за благонравие. Кнут и пряник! Кто по бордюру не ходит – тому строгие кары. Но кто ходит, как велено – умиляет сердце царя, и получает всякие вкусняшки. Хочешь вкусняшек? Ходи по бордюру! Хочешь по шее? Слезь с него и иди сбоку…

+++

В нашей притче мы постарались простым, детским языком объяснить анатомическое строение цивилизации. Что это вообще такое? В субкультуре Запада, рождённой из западноевропейских ересей и схизм, начиная с папизма – цивилизация есть право людей с огнестрельным оружием убивать людей без оного. 

Вся цивилизация Запада, много веков назад «свернувшего не туда» сводится к мотивам убийства «успешными» «лузеров», и само понятие о счастье сведено к убийству несчастных.

Цивилизация – для англосакса то, что летит бомбить тех, кто не сможет ответить на бомбёжки. 

Русские, понимая цивилизацию «несколько иначе», веками приводили англосаксов и других европейцев в бешенство, полагались мутантами, выродками. Ведь русские – это единственный народ, который европейцы не могли и не могут разбомбить безнаказанно! 

Всех остальных Европа дрючила и в хвост, и в гриву, а русские… Такие же, вроде, белые, такие же технически продвинутые – но другие! «Эффект зловещей долины», когда близкое подобие делает жутким малозаметное расхождение…

Кроме западного колонизаторского взгляда на цивилизацию (наиболее цивилизован тот, кто всех может бить) есть ещё и взгляд на цивилизацию у светских гуманистов. Культ насилия имени Кромвеля-Гитлера и на Западе не всем нравился. Потому цивилизацию трактовали как кучу мусора, составленную из случайных находок. Таков, например, взгляд на цивилизацию известного фантаста С. Лема: случайность на случайность, и вышла система…

Но мусорная куча не обладает внутренней структурой, она аморфна, её элементы бессвязны. Цивилизация же – напротив, выстроена на иерархии ценностей, структурна, связна, кризис одного элемента перекидывается во все другие её слагаемые.

+++

Мы скажем, как понимаем цивилизацию мы: это система обслуживания Культа. Этапы её складывания таковы:

1) Вначале есть Культ и только культ, который выводит людей из состояния животности, зоологических мотиваций всех их поступков.

2) Стремясь себя укрепить, Культ создаёт себе опоры. Вначале эти опоры примыкают непосредственно к Культу, как поэма «О счастье, счастье тем, кто ходит по бордюру…»

3) По мере развития и усложнения опорной системы Культа, часть опор становится всё более и более опосредованной. Не потому, что они совсем с Культом не связаны (большая ошибка думать, что они могут существовать сами по себе), но потому, что причинно-следственная цепочка их появления долгая, в ней очень много звеньев, и не всякий видит всю эту цепочку.

4) На определённом этапе часть опор Культа, следуя тенденции «отрицания отрицания» настолько отдаляются от первоисточника, что их носители утрачивают с ним связь, и уже сами себе кажутся независимыми от Культа.

5) Но если в итоге Культ умирает, то всё, им порождённое, тоже начинает умирать, волна смерти распространяется от центрального ствола на периферию «отложенного», с некоторой инерцией по времени.

+++

Наверное, это звучит грубо и резко: вся цивилизация лишь система обслуживания определённого Культа (кстати, поэтому можно, с долей условности, говорить о «разных цивилизациях», понимая под ними очаги цивилизации в разных местах и временах).

Но – как бы резко это не прозвучало – не казните гонца, принесшего вам неугодную весть! Мы-то тут ни при чём, это не мы говорим, а жизнь и история! Все элементы цивилизации не только взаимосвязаны между собой, но и очевидным образом крепятся на первоисточнике, первичных скрижалях, первичном догматическом ядре.

На первый взгляд, трудно увидеть связь между сложнейшей современной клинической медициной и Нагорной проповедью. Но мировая «биг фарма» помогает нам «улучшить зрение» своим цинизмом и проституированием науки. Если медики утратили человечность, стали циничными, если их главная цель – уже не исцелять болезни, а лично наживаться, то клиническая медицина всё больше и больше из науки превращается в шарлатанство и фикцию. И, в какой-то момент этого перехода попросту исчезнет! Когда люди окончательно перестанут доверять врачам (а врачи сегодня всё для этого делают) – люди вернутся к первобытным, зоологическим формам здравоохранения.

Не хотим обидеть отдельно медиков – сказанное относится ко всем наукам. Если наука перестала обслуживать Культ и его сакральные ценности, то она начинает обслуживать свою особь-носителя. Все его эгоистичные, корыстные, может быть, извращённые «хотелки». Ну, а коли наука стала себя так вести, это уже не наука, а чёрная магия! И несёт она с собой не «плод добронравия», а блуд мысли и манипуляции сознанием, ложные знамения, которые, как мы помним – жадно ищет «род лукавый и прелюбодейный»[1].

+++

А что станет с культурой, если она утратит первичную ось духовно-культовых ценностей, РАДИ КОТОРЫХ, собственно, и плела витиеватые изощрённые кружева эстетизации? Чего гадать, посмотрите на современную т. н. «культуру», и всё увидите…

Гной, грязь, разложение, культ самых уродливых и безобразных извращений, доходящий до патологии индивидуализм «художника от слова худо»; вначале мёд с говном, а потом говно без мёда.

Что касается сферы образования, то распад в ней идёт сразу с двух концов: учителя перестают учить – а ученикам и не надо. Преподаватель всё больше халтурит, имитируя процесс подготовки специалиста, но студент его всячески покрывает, потому что ленивому и прелюбодейному студенту так гораздо легче жить. В конечном итоге всё образование сводится к погоне за куском картона, что означает вырождение школы (включая и высшую, и её в первую очередь) в карго-культ. Современный человек вообще убеждён, что «образование» - это обладание дипломом, а том, что образование некогда предполагало какие-то знания, он и не догадывается!

+++

Чтобы вам было легче понять – вообразите себе электрическую розетку. До чего полезная штуковина! От неё можно запитать и лампу и обогреватель, и проигрыватель и телевизор, и бритву и кухонный комбайн! Но всё это только пока в сети есть напряжение.

Если розетка обесточена – то и лампа не светит, и обогреватель не греет, и телевизор ничего не показывает. Такие разные предметы, вроде бы между собой не связанные, а разом отказали владельцу – волшебство какое-то!

Вот точно так же вся система обслуживания Культа (цивилизация) запитана от Культа и его сакралий.

Перебои в вероисповедании сказываются примерно так же, как перебои в сети. Приборы внезапно отключаются, а иной раз перегорают. Потом и напряжение, вроде, в сети вернулось, а конкретный монитор «фсё», хоть выбрасывай…

Наивно думать, что достижения цивилизации при «торжестве материализма» мгновенно исчезают: они, конечно, после исчезнут, но далеко не сразу. Сперва они превращаются в «ронинов» - самураев без хозяина. «Ронины» ходили по средневековой Японии, нанимаясь к кому угодно на самые грязные и кровавые дела, разбойничая, беспредельничая, сбиваясь в банды и т. п.

Нечто подобное происходит с институтом цивилизации, утратившим связь с породившим его Культом. Мы это пережили даже на личной памяти, когда обрушилась советская вера. А все отделы её обеспечения превратились в жутких оборотней: что бывшие народные депутаты, что бывшая рабоче-крестьянская милиция, что проститутки от культуры, пустившиеся в самое низкопробное культпаскудство…

Выделить кого-то отдельно не получится: при торжестве зоологизма, зоологических мотиваций, сразу все профессии (правда, с разной скоростью) «оборачиваются» во что-то хищное и самоотменяющее.

+++

Может быть (мы специально подобрали нелепый пример) изначально «хождение по священному бордюру» и было лишь сонной одурью царя-тирана, бредом. Но по мере упорства царской администрации это «хождение» обрастало огромным множеством элементов социального, культурного и научного прогресса.

Обязанность ВСЕМ ходить по бордюру, награда для КАЖДОГО, кто так делает и наказание для КАЖДОГО, кто халтурит – заложили мощную бомбу под сословное деление общества, кастовый строй, рабовладение. Они заложили основы правового государства, когда судят не человека, а поступок. А за этим – идея всечеловеческого равенства, идея того, что не родом или разбойной удачей, не хищнической ловкостью, а только сакральными трудами определяется достоинство человека.

Если поэт, сочинивший пропагандистскую поэму «О горе, горе тем, кто ходит вне бордюра…» был талантлив – то его произведение, кроме пропаганды несёт в себе ещё и общую эстетику, украшая речь и мышление людей, развивая их умственно и духовно обогащая. Наука, которая сперва была нужна лишь для подкупа лояльных (чтобы им обеспечить фонд «вкусняшек») – в итоге сделала много открытий о строении вещества, энергии, мироздания.

Но как это древо с тысячами ветвей выросло – так же (только в обратном порядке) оно и увядает. Маловерие и безверие (разлюбили граждане сакральный бордюр! ) набивают все обслуживающие Культ структуры трухой оборотничества, рвачества и циничными временщиками.

Казалось бы, какая связь между хождением по бордюру и борьбой с преступностью? Оказывается, самая прямая! Не веря в святость бордюра, правоохранители влезли в коррупционные отношения, которые ведут их всё дальше и дальше. Ко дну полного срастания с уголовщиной. Учёные, вместо того, чтобы заниматься наукой – разворовывают бюджеты лабораторий и грызуться за места в президиумах. Как звери! Художники ищут уже не образа и вдохновения – а гонораров. Учащиеся не хотят учится, а учителя учить. Трудящиеся не хотят трудится, а контролёры – следить за их халтурой. Служащие не хотят служить, а их начальники – заняты своими шкурными делами, вместо понукания нерадивых…

Возрождаются самые худшие формы групповщины и клановости, сословное и кастовое деления, своячество и кумовство, взяточничество. Ведь идея равенства людей исходила не из того, что люди сами по себе равны (это абсурд! ), а из равенства людей перед Богом! Мол, все они, конечно, равные, но одинаково ничтожны перед Богом, и потому принимаются на «страшном суде» за равных. Судьёй, которого нельзя ни обмануть, ни подкупить, ни надавить на него.

Если из равноправия людей убрать «перед Богом», то останется голая нелепость, очевидная всем. Какие же они «равные», коли этот свой, а тот чужой, этот рыжий, а тот блондин, и т. п.

Вера слабеет – клановость и кумовство нарастают, и быстро реставрируют кастовый строй. Наука мутирует в магию, а культура в паскудство.

Может быть, всё грандиозное здание цивилизации и начиналось с нелепой прихоти о священном бордюре!

Но по прошествии веков в нём уже столько этажей, что нелепость уже разрушать его. Нелепость и изуверство. За которой только «вороньё и гробы».

«Исследуйте писания» в виде учебников истории, хотя бы для средней школы – они как раз все именно об этом, вышесказанном…

Николай ВЫХИН, команда ЭиМ

---------------------------------

[1] Евангелие от Матфея, Глава 16, стих 4. «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка».

«Взлетели, обгадились, улетели»: армия России опозорила F-16 на весь мир

В ночь на 28 ноября Вооруженные силы России провели уже одиннадцатую по счету масштабную атаку с использованием ракет и беспилотников. Основными целями ударов стали стратегические энерг...

Мёртвые кусают живых

На Украине паника в связи с американской президентской пересменкой. Там гадают насколько сократится помощь Запада в результате прихода Трампа к власти, сохранятся ли хоть какие-то её об...

Обсудить
  • плоско. криво. убого, даже местами до пошлости.
  • Здравое обьяснение гибели СССР!
  • :thumbsup:
  • 100%.
  • Ну, так, в принципе, в СССР и было. Бога "отменили". Материализм "рулит". А "светлобудущее коммунизма" - нечто туманное, непонятное, и трудно объяснимое, даже самими коммунистами. А логика - вещь суровая. Если я - материалист, то, отчего я должен тратить свои силы на нечто туманное и непонятное? Из небытия пришёл, в вечность небытия уйду. У вас тут один со мной поспорил, мол, "бессмертия" нужно хотеть, и "звёзды зажигать". Правда, не разъяснил - может, бессмертие в тягость будет? Ты ж, не бессмертный, не знаешь. И что мне, уходящему в небытие (по материализму) до тех звёзд? Я, ведь, даже порадоваться за потомков не смогу.