15 февраля 1045 года началось строительство Софийского собора в Новгороде Великом

2 1308

Новгородский Софийский собор – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской.

Построенный князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Софийский собор уже с 30-х годов 12-го века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София – тут и Новгород!»

 Собор Святой Софии был заложен в 1045 году. До той поры каменного строительства в Новгороде не велось, так что строительную артель пришлось вызывать из Киева. Пять лет спустя, в 1050 году, постройка была закончена. Строили каменное чудо действительно всем миром. Половина взрослого мужского населения города была задействована в работах. На севере Европы в те годы не было столь монументального сооружения. Одновременно с собором в Новгороде возводили и каменные крепостные стены. 

Строительство было масштабным — на работы затрачено, согласно сохранившимся летописным документам, примерно 10000 кубометров кирпича и камней.

На закладке Софии присутствовали великий князь Ярослав Мудрый с женой, посетившие владения сына на севере специально по этому случаю.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

 

В своей молодости храм несколько отличался от того, что можно увидеть в Великом Новгороде сегодня — стены громады не были побелены ни внутри, ни снаружи, лишь цемянка (известковый раствор с кирпичной крошкой) покрывала своды (которые были украшены еще и фресками), апсиды и барабаны.

Вероятно, сказалось на подобном убранстве сильное еще в то время влияние Константинополя, где стены храмов покрывались мрамором, а своды украшали мозаикой.

На Руси же мозаику заменили фресками, а с мрамором поступили проще, используя вместо него известняк.

Основание собора достаточно большое для того времени: ширина 24,8 метра, а длина — 27 (не считая примыкающих к зданию широких двухэтажных галерей, окружающих храм).

Высота от пола до кончика креста, венчающего центральную главу собора, — 38 метров.

У церкви, по традиции, три апсиды: посередине — пятигранная, по сторонам — полукруглые. Венчает собор расположенное строго по центру пятиглавие, но есть и шестая глава, достаточно объемная, венчающая башню галереи, расположившуюся южнее входа в собор.

Сам вход — богато декорированные Магдебурские врата (бронзовые двери, созданные в 1153 году в Магдебурге, появившиеся неизвестным образом в Новгороде в XV веке).

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята.

В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви.

Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.

 

В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II.

В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Во все века София Новгородская была символом древнего города. Ее стены сложены из природного, «выросшего из земли», камня. Волховская известняковая плита послужила превосходным материалом строителям собора, и не только его – ее прочность, фактура и цвет надолго определили внешний облик новгородских храмов.

Величавая громада Святой Софии господствует над Кремлем и Волховом, как седой исполин «в броне и венце», поставленный на стражу Великого Новгорода. Четыре ее купола тускло отливают свинцом, а пятый горит на солнце, подобно богатырскому шлему. Былинной, эпической стариной веет от облика собора. Впрочем, выглядящий сейчас сурово храм первоначально был приветливее, радостнее, легче. Сложенный из глыб дикого камня – плитняка и ракушечника, скрепленных цементным раствором с примесью мелкотолченого кирпича, до середины 12-го века собор не был оштукатурен и возвышался в кольце крепостных стен с суровой простотой и монументальностью. В его кладке очень много необработанного камня – такой способ кладки, неизвестный на юге Руси, широко распространен в Скандинавии и у западных славян. 

За свою многовековую историю Софийский собор неоднократно подвергался перестройкам и реставрациям, существенно изменившим его первоначальный облик. Сначала собор окружали открытые галереи – элемент, принесенный с юга киевскими мастерами и оказавшийся в условиях севера нефункциональным. Очень скоро эти галереи заложили, и фасады Софии приобрели иной облик – более «северный» и более суровый. 

 София Новгородская стала образцом для всего каменного зодчества Северной Руси на несколько столетий вперед. Ее образ, исполненный сдержанной и величавой красоты, вновь и вновь оживает в храмах Новгорода, Пскова, Изборска, Ладоги, в могучих соборах северных монастырей и в скромных церквях сельских погостов.


      Материал подготовлен на основе информации открытых источников

https://govoritmoskva.ru/news/...

https://www.liveinternet.ru/us...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Обсудить
  • Я так понимаю строительство такого храма, Софии по тем временам вещь статусная для города и подчеркивало величие города. После этого Новгород смело можно было называть Великим.
  • Князь Владимир, по приказу которого был построен храм, после освящения собора прожил лишь 20 дней. Софийский собор стал князю усыпальницей.