Вышел месяц из тумана…

2 3835

Рассказ о том как, почему и что называлось в изводном русском языке в связи с Луной. Луна здесь не рассматривается с точки зрения астрономии, как небесное тело.

Луна светит с неба ночью, иногда она бывает видима и днём в чистом синем небе. Видна она нам всё время по-разному. То светлой скобкой, выпуклой вправо, то светлой скобкой, выпуклой влево; в полнолуние она вообще висит над головой, как светло-жёлтый блин на чёрной сковороде звёздного неба, то её вообще нигде нет.

Русские слова «старость», «старый» начинаются на букву «с» и на эту букву похож стареющий месяц. По этой букве мы учим своих детей различать на небе старый, либо стареющий месяц или молодую луну, которая нам видна как светлая скобка, выпуклая влево.

Странно как-то получается: луну мы называем то луной, то месяцем. На самом деле луна и месяц вовсе не одно и то же. Исходно в русском языке луна не называлась месяцем. А месяц в свою очередь никогда не назывался луной. Луной называется луной только со дня новолуния до дня полнолуния – и всё. Новолунием же мы называем тонюсенькую скобочку, выпуклую вправо, которая появляется в небе на Западе, где солнце только что закатилось за горизонт. Это самое начало видимости луны на небе. Затем продолжаем отсчёт дней луны. Она становится всё более и более широкой скобкой, выпуклой вправо. Затем луна перестаёт быть похожей на скобку, принимая форму неправильного овала.

Считая дни луны, мы доходим до того дня, когда она вся заполняется светом и, наконец, становится луной полной. Она полна светом, или «исполнилась светом» как говорили предки. Она становится большим светло-жёлтым небесным «блином», на котором в погожие дни видны различные затемняющие её лик пятна. Поэтизировано такую полную луну часто сравнивают с круглым ноздреватым сыром с тёмными большими и малыми дырами, или с краюхой пышного дырчатого хлеба. Первый день такой луны называется первым днём полнолуния и в зависимости от некоторых небесных обстоятельств два или три дня светит нам с ночного неба полная луна, вставая там же, где встаёт солнце – на Востоке, пребывая в такие дни прямо напротив него на другом конце неба.

В самом начале своего похода по ночным небесам, ещё невысоко над землёй, полная луна бывает большой ярко-оранжевой и даже красноватой. Иногда такую луну называют цыганским солнцем. Известно, что цыгане полную луну особо почитают. Раньше считалось, что у костра на земле и у полной луны над костром есть некие тайные волшебные взаимоотношения, в которые, если человеку вовремя и удачно встрять, то он может получить для себя определённую выгоду. Поэтому любители ночной жизни и халявного счастья бегали в полную луну на веселье к цыганам.

Лунный месяц, или промежуток времени между двумя последовательными полнолуниями, новолуниями или между двумя следующими друг за другом одинаковыми фазами называется синодическим и длится 29,53059 суток или 29 дней 12 час 44 мин 2,8 сек. У русских такой месяц назывался собачьим или волчьим. Может потому, что луна сопровождает землю так же, как собака человека. Пёс то идёт рядом, его хорошо видно, то отдалится, убежит куда-то, скроется из вида, то вновь оказывается недалеко на глазах. Собаки любят луну. Бывает, поют на неё. Их лесные родственники, волки, с ещё большей охотой воют на ночную лампаду.

Поскольку на небе луна то есть, то нет, и так она повернётся, и эдак, всё время меняется, обращается, наши далёкие предки считали её небесным оборотнем. Полную луну они считали небесной собакой или волком. Когда же она была тёмной, невидимой считали небесным вороным конём. Таким образом, небесный серебристый волк со временем оборачивается небесным вороным конём и наоборот.

Об этом часто рассказывается в русских народных сказках. Раз на небе нет тёмной луны, её не видно, значит, нет на небе вороного коня. Коня всех наших сказочных героев. Но сказки свои мы, к сожалению, позабыли или переписали, упростили так, что теперь в них понять ничего невозможно. Наверное, потому что однажды просто понимать что-либо стало не желательно. Наделали из чудесных, полных волшебства сказок примитивных сказочек для детей 4-6 лет.

На земле небесным конём считался человек, заколдованный злым колдуном. Для избавления его от проклятья, нужно было особым образом убить в нём волка-оборотня. Совершить это надо было в тот момент, когда человек в этого самого волка-оборотня обернётся. Причём сделать это можно было только чем-то серебряным: зеркалом, нитью, стрелой или пулей. Затем обязательно добить его осиновым колом. Арсенал против волка-оборотня - серебро и осина.

Ещё его можно убить, дав ему тридцать серебряников за предательство близких. Тогда он сам на осине и повесится. Почему тридцать, а не двадцать или сорок серебряников? Потому что число тридцать раньше считалось числом оборотня-волка-собаки. И получилось оно, скорее всего, из 30-ти суточного полного оборота луны вокруг земли. Именно поэтому существует выражение «собаке собачья смерть».

В зависимости от взаимного расположения луны и солнца мы каждую новую ночь видим её освещённой по-иному. Разную степень освещённости луны называем фазами. Но есть два или три безлунных дня, когда земной спутник находится на прямой линии между землёй и солнцем. Тогда она обращена своей освещённой стороной к светилу, а к земле – тёмной. Этот временной промежуток называется новолунием. Вычтем его из 29,5 суток. Получается, что луну мы видим 26,5 - 27,5 суток, из которых опять же 2 – 3 суток приходится на полнолуние. Вычтя затем и их, имеем 12 фаз (суток) растущей и 12 фаз (суток) убывающей луны. Именно луны, а не месяца.

Теперь давайте разберёмся, что же такое месяц. Примерно на 15-й день луны у неё с правого бока появляется тонюсенький тёмный серпик. Луны справа как бы немножко перестало хватать. Краешек «блина» как бы подгорел, затемнился. Тёмная кромка с правого бока луны и называется месяцем. То есть месяцем называется не светлая часть луны, а её тёмная (затенённая) часть.

Первый день ущерба луны считался раньше в некотором смысле плохим днём и назывался днём мясника. В такой день было положено резать скот. Делали это особыми ножами. Срезали с туши животного шкуру. Правильно срезать шкуру – особое искусство. Люди, которые занимались выделкой шкур назывались скорняками. Снятую шкуру особым образом распинали для просушки (растягивали), причём повешенной всегда вниз головой. Светлая часть луны по старым представлениям – это часть, покрытая светлой кожей. Тёмная же часть считалась частью, с которой кожа снята, содрана или срезана. Оттого тёмная часть луны, то есть месяц, считалась кровавой или окровавленной, мясной, где мясо не покрыто кожей.

«Тёмная часть луны видится нам либо серой (пепельный свет луны), либо чёрной, но никак не красной, не цвета мяса», - скажете вы. Но раньше у русских цвета чёрный, багрово-красный и золотой (золотистый) считались одним и тем же цветом – чёрный, червлёный, червовый. Так было принято у наших предков. В основном это связано с геральдикой: гербами родов, городов, с флагами, хоругвями. В церковной деятельности – с написанием икон, церковной и храмовой утварью.

Непосредственное отношение к слову «месяц» имеет слово «мясо». Также к нему имеет прямое отношение немецкое слово «мессер» - нож (привет всем любителям словозаимствований от иноземщины). И само русское слово «нож» также связано с ним, хотя на слух это и не чувствуется.

Чёрная кромка первого дня ущерба луны называлась ножом святого Варфоломея или попросту ножом мясника. Известно, что атрибутом святого Варфоломея считается особый кривой нож скорняков. Теперь мы можем совершенно точно понять струю присказку «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана…».

Религиозный символизм всех религий рассказывал людям вовсе не о неких, пусть и возвышенных, деяниях и эпизодах жизни других людей. Он раскрывал законы и взаимоотношения Космоса, Природы, описывал их влияние на всё живое и в форме пояснительных притч доводил до осознания необходимости тех или иных действий.

Люди, верящие в мучителей и мучеников, повествуют нам как был замучен апостол Варфоломей. Его повесили вниз головой, ошпарили, содрали кожу, затем обезглавили. Имя Варфоломей имеет прямое отношение к сдиранию светлой кожи с луны, к её затемнению. Если представить, что полная луна есть обращённый к нам лицом человек, то можно думать, что её правый край есть его левая рука. Светлая кожа с луны начинает сходить справа. Именно поэтому художники, изображающие мучения святого Варфоломея, всегда рисуют в своих картинах сцену, как мучитель сдирает кожу сначала с левой руки.

В день святого Варфоломея было положено начинать действия в наказание за что-либо, или для ответа обидчику. Мстили или начинали мстить именно в день святого Варфоломея. И, конечно, слово «месть» происходит от слова «месяц». Варфоломеевская ночь в Париже, 24 августа 1572 года, была ночью начала ущерба полной луны. 1 сентября 1939 года, день начала Второй мировой войны, тоже был днём конца полнолуния, днём святого Варфоломея, днём мясника. Как видите, наблюдается прямая связь действий европейских лидеров разных веков с древнерусскими верованиями. Есть о чём подумать.

Итак, с 1-го дня ущерба луны начался месяц. Так же, как диск луны, начиная с новолуния, заполнялся светом, теперь диск луны заполняется тьмой. Светлая часть луны отступает, уступая место её расширяющейся тёмной части. Первым днём месяца называется день, в который начинается ущерб диска полной луны. Приходит на небо молодой месяц, луна стареет, уходит. А месяц нарастает, набирается сил, мужает. Луна – девочка, девушка, женщина, а месяц – мальчик, юноша, мужчина. Освещена женская часть диска, затемнена – мужская. Почти всегда девушка и юноша сидят вместе и в диске луны их не разлучить. В этом суть и причина того, что луну считают вместилищем и водительницей любви.

Проходят 12 фаз стареющей луны и они же – 12 фаз растущего месяца. Наконец, когда на 12-й день на небе остаётся узенькая светлая кромочка, в следующую ночь – совсем темно. Месяц исполнился. Полным месяцем называется такой месяц, который своей тьмой накрыл весь диск, забрав у луны весь её свет. Девушка с луны ушла куда-то, остался юноша один. На самом деле девушка повёрнута лицом к солнцу, а юноша мрачен и ревнует. Кстати, когда луна молодая и видна словно небесная лодочка, кто на ней должен сидеть, свесив ножки? Конечно – мальчик! Ведь мальчик – это её верхняя тёмная часть.

Подведём небольшой итог. Днями месяца называются все дни растущего месяца и ещё примыкающие к ним 2-3 дня полного месяца (новолуния), дни невидимой луны. Сначала от новолуния к полнолунию счёт идёт к дням луны, начиная с 15-го дня луны и до самого нового новолуния счёт идёт к дням месяца. Вместе эти два этапа собираются в полный синодический месяц. Начинается он луной, заканчивается месяцем. У женщины свет, у мужчины – тьма. У женщины начало, а у мужчины что… разумеется – конец!

Можно, не обращая внимание на месяц, досчитав до 15-го дня луны, продолжать считать дни луны до следующего новолуния. Так и делали, кто счёт дням вёл по светлой луне и измерял время луной. Но были и другие люди. Они считали по дням месяца. Начинали счёт в первый день ущерба луны и вели его до такого же дня в следующем цикле. Они время измеряли месяцами. Общее количество суток при любом счёте оставалось неизменным, ведь это одна и та же луна. Но одни измеряли время лунами, другие месяцами и эти два способа счёта дней и вообще времени прямо противоположны друг другу.

Нынче мы одновременно пользуемся счётом и по луне, и по месяцу. Отсюда в языке и возникает путаница с названиями этой или этого. «Что там светит в ночном небе? Совсем запутался!» - воскликнет любой несведущий человек. Диск луны всегда состоит из светлой и тёмной частей, всегда являет собой неразрывное единство месяца и луны, за исключением дней полнолуния и новолуния, когда на небе нет то месяца, то луны. Весь диск луны – это почти всегда девочка рядом с мальчиком. То больше мальчика, то девочки. В полнолуние весь диск есть молодая женщина, в полный месяц весь диск – молодой мужчина. Значит дни можно считать по луне – по женскому началу, или по месяцу – по мужскому началу.

Однако же в известной русской весёлой песне поётся: «Светит месяц, светит ясный, светит белая луна…». Может показаться на первый взгляд, что в песне всё собрано в одну кучу – и луна, и месяц, причём месяц светит, и светит ясно, хотя мы только что прояснили, он-то как раз и не может светить. Ан нет, может посветить и он. В русских песнях и сказках тёмный месяц тоже светит. Только светит он по-своему, по-мужски что ли. Светит в переносном смысле. Месяц светит своей силой. В глаз ведь тоже можно засветить так, что темно станет. Когда внимательно прослушаете весь текст песни, поймёте, что речь идёт о парне и девушке, о любви.

Граница, разделяющая светлую и тёмную части луны, по-русски называется световодом или ангелом. Слово «ангел» происходит от обратного чтения слова «луна» в его полном каноническом написании. Световодом или ангелом граница называется в том случае, когда свет наступает, а тьма уходит, но эта же граница называется полосой или мракобесом, когда наступает тьма, а свет отступает. Мракобес – это упрощение слова «мракобельтис», что означает «чёрное-белое». По-другому она ещё называется черта или чёрт.

В религиозной мифологии чёрт – это не сам дьявол, не Люцифер, он его помощник. Люцифер по-русски – Лютый. Это – лихорадящий, фосфоресцирующий, вибрирующий свет. Месяц февраль раньше назывался «лютый». А слово «лютовать» означает гнать. Поэтому в русском языке одних животных-мясоедов называли хищниками, добывающих пищу посредством хищения, других – лютыми, поскольку они добивали добычу посредством гона или лютования. Известно: так настигает нас лютый холод, загоняет до истощения лютый голод и гонят свою жертву лютые волки.

Все русские классификации животных, птиц, растений, ландшафтов, созвездий, мер весов и расстояний прежде были совсем иными в отличие от нерусских примитивно не логичных или перемудрённых западных. А нерусское слово февраль имеет прямое отношение к словам частота, вибрация, лихорадка, возбуждение феерия, Афродита, Венера, к имени бога подземного царства и к имени апостола Иуды Искариота. Всё это связано с обстоятельствами февральских встреч Венеры и Луны.

Ангелы эту границу двигают в сторону тьмы, черти – в сторону света. Черти изображаются с рогами - чёрным месяцем - на голове, которыми они надвигают тьму на свет. На границе света и тьмы ангелы и черти ведут вечную борьбу друг с другом. Ангелы светом очищают лик луны, а черти его темнят, пачкают.

Со дня появления тёмной полосы сбоку у полной луны она непрерывно движется в светлую сторону пока тьма полностью не распространится по всему диску. Полоса движется 12 ночей и на 13-ю ей уже двигаться некуда. Поэтому у нас чертей всего тринадцать, а число 13 называется чёртовой дюжиной именно по этой причине.

Не по-русски граница, разделяющая две грани луны – чёрную и белую – называется люминатор или терминатор. Люминатор, когда наступает светлая полоса, терминатор, когда – тёмная. Поэтому у нас все черти – полосатые.

По-другому и тоже не по-русски эта граница называется мистика. По-русски мистика – это волховство. Мистика разделяет собой тёмную и светлую части. Изменение взаимных соотношений света и тьмы называется мистерией. Самое начало месяца и луны называется соответственно война и мир, а сами эти части называются Мастер и Маргарита. Во всех мистериях главное – это луна. Если в какой-то мистерии вообще речь не идёт о луне, то это всё что угодно, только не мистерия.

Когда у полной луны справа появляется тонкий серпик тёмного ущерба, является такая картина: у небесной девы, полной луны, появляется маленький мальчик, лежащий на её левой руке. Это лунное представление есть исходная картина для иконы Богородицы и её маленького сына. Они заключены в круг волшебного, таинственного серебряного света, поэтому часто русские иконы Богородицы покрывали серебряным или серебристым окладом. Круг света почти полной луны обнимает их, и они плывут в нём по небу в ночной тьме среди блистающих звёзд. Звезда, которую изображают на платке Богородицы на её лбу – это Полярная или Спасская звезда. А звезда на её плече – вовсе не звезда, а планета Венера. Сын Богородицы есть сын отца небесного, сын самого неба, Богородица – вечная дева, дева Мария.

Икона, на которой у Богородицы ребёнок лежит на её левой руке, – храмовая. Это естественно, когда женщина держит ребёнка левой рукой, а обслуживает его правой. Та икона, на которой она держит сына на правой руке, – монастырская и является обратной, служащей тем, кто должен исправиться.

Бывают ещё и солнечные затмения, замечательное небесное явление, особенно когда оно - полное. В этот момент спутница земли совсем закрывает солнце и от его света остаётся только особенный ореол вокруг луны. Так в мифах приходит Князь Тьмы. В этот момент весь мир погружается во тьму, которая называется мировой или космической ночью. Перед самым затмением люди говорили друг другу: «До свиданья!» и желали спокойной ночи. А сразу после него здоровались и желали доброго утра. День, в который случалось полное затменье, раньше даже считали двумя днями. Месяц в таком случае содержал на день больше (Джон Б. Пристли «31 июня» – лунный день). Во время затмения, обращённая к солнцу сторона луны, женская сторона, луна-дева, встречается лицом к лицу с солнцем. Считалось, что в это время луна и солнце целуются. Такая ночь называлась ночью ревнивца или ночью настоящего друга. Нерусским словам, связанным со всем, что есть в мире мистического, в русском языке есть прямые соответствия и они являются исходными для всех других языков.

Сегодня любой школяр скажет, что Луна – это космическое тело, спутник Земли, вращающийся вокруг неё. Однако в древности никто луну космическим телом не считал, попросту не было необходимости. Луна – это дыра, отверстие в небе, сквозь которое к земле идёт свет от таинственного занебного Мира неземного предвечного света. Считалось, что небо есть твердь небесная, толстый ледяной покров на поверхности всемирного космического холодного океана. В этом льду есть два больших отверстия – Солнце и Луна – и есть отверстия поменьше – пять видимых планет, и совсем маленькие дырочки – звёзды. Через них постоянно на землю струится вечный вселенский свет.

Луна представлялась лункой во льду, в котором видна плавающая около неё рыба. Причём в луне рыба плыла по кругу в одну сторону, а в месяце – в обратную. В этом одна из причин формы зодиакального знака Рыб. Полная луна считалась прорубью с пойманной большой серебристой рыбой-щукой, которая человечьим языком просит её отпустить и обещает выполнить во время полнолуния три желания, то есть по одному в каждую ночь. Значит, нашему герою Емеле в полнолуние не спалось, и он в мечтах ночью ловил рыбу, легко носил воду, рубил дрова, катался на своей печке и даже чуть не женился на принцессе.

В полнолуние принято было загадывать желания и в помощь небесам для их успешного осуществления проводить различные волшебные действия. Во время же солнечного затмения в луну-лунку попадает золотая рыбка, которая в русских народных сказках символизирует солнце. Поймается золотая рыбка – и мы видим на небе только чёрный кружок луны, окружённый золотым светом. В этом одна из причин того, что русские чёрный, золотой и тёмно-красный цвета считали одним цветом.

В слове «луна» есть упрощение слова «влауна» или «влауза». Другое упрощение этого слова – «луза». Луза – это отверстие, яма. Маленькая луза называется лункой. Большая лунка-луна называется полыньёй. Ещё одно упрощённое слово – «лаз», то есть отверстие, через которое можно пролезть куда-нибудь. От этого же слова происходят слова лагуна, лакуна, лаксна и т.д. Они происходят от одной основы по разным единым твёрдым правилам для всего настоящего русского языка.

Слово месяц – это упрощение слова влаунец. Светлая сторона диска исходно называлась влауна, тёмная – влаунец. А эти две небесные рыбки и есть те самые волшебные серебряные рыбки в лукошке, рассказами о которых можно накормить людей, если их накормить больше не чем. Такие вот пироги.

Виталий Сундаков.

P.S. Два варианта заставки известной американской кинокомпании «Дримворкс». В одном из них мальчик сидит, свесив ножки с луны, и ловит рыбу. Не правда ли, интересное «совпадение»?

Перед вами даосская монада – символ даосизма, изображающая концепцию Инь-Ян, женского и мужского начала. Правда, в ней мужское начало рассматривается как светлое, а женское, как тёмное. В космогонии русских же – наоборот. Монада здорово похожа на лунку с плавающими по кругу рыбами. Вопрос: откуда реально берёт своё начало даосизм?

Любите русский язык. По-настоящему понять его можно только отбросив фонетический метод при изучении, уничтожающий  суть языка, привязку слов к образу. Когда вернёмся к изучению родного языка на основе морфемного состава слова и вкупе с правдивой историей народа, тогда он станет лёгким и интересным. 

Трамп заходит с козырей

Трамп произнес Главную речь, посвященную выборам. Если коротко - поражение не признал, никому ничего передавать не собирается. Формально - это казус бели. По понятиям - вызывает вторую сторону на стре...

Отряд мозоленогих двинул в наступление. На Шойгу.

Эко Силуанова вспучило. Почуял себя сотоварищи накануне грандиозного шухера, не иначе. Вон и Чубайс, говорят, в отставку запросился. Тот еще симптом. А Путин намедни на пресс-конференции Валдайского ф...

Обсудить
  • Очень интересно, язык - древнейший источник сведений об истории человечества.
  • Интересно! :thumbsup:
  • Познавательно и интересно. :thumbsup: