Как «Православная Российская Церковь» открыто выступала против императора и своего номинального главы Николая II.

36 953

9 марта (22 марта) 1917 года Святейший Синод Русской Православной Церкви выпустил послание «Всем верным чадам Русской Православной Церкви» о повиновении Временному правительству. Из богослужебной практики исчезло поминание царя и царствующего дома:

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

Верным чадам Православной Российской Церкви

"Благодать вам и мир да умножится".

(2 Петр. 1:2).

Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути.

Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!

Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг ещё стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.

Ради многих жертв, принесённых для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.

Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчинённых ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного её устроения.

[Подписали:]

Смиренный Владимир, митрополит Киевский;

Смиренный Макарий, митрополит Московский;

Смиренный Сергий, архиепископ Финляндский;

Смиренный Тихон, архиепископ Литовский;

Смиренный Арсений, архиепископ Новгородский;

Смиренный Михаил, архиепископ Гродненский;

Смиренный Иоаким, архиепископ Нижегородский;

Смиренный Василий, архиепископ Черниговский;

Протопресвитер Александр Дернов.

***

Странное отношение к помазаннику Божьему - царю Николаю 2, да?

А ранее этого "послания" было всё ещё круче!

"Затянувшаяся война, проблемы в экономике и паралич системы управления в начале 1917 года привели к закономерному финалу – власть царя повисла на волоске. Казалось бы, на кого рассчитывать в этот момент, как не на церковь, считавшуюся общественным моральным авторитетом? 26 февраля, в разгар волнений, товарищ обер-прокурора Николай Жевахов направил телеграмму главе Священного синода митрополиту Владимиру (Богоявленскому) с предложением выпустить воззвание к населению империи прекратить беспорядки. По мнению Жевахова, оно должно было представлять собой «вразумляющее, грозное предупреждение церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару». Однако митрополит Владимир ответил отказом.

Православная церковь открыто выступила против императора и своего номинального главы. Кстати, любопытно, что глава Католической церкви на территории Российской империи митрополит Могилёвский просьбу Жевахова поддержал. Под угрозой отлучения от святых таинств всем христианам римской веры предписывалось отойти от революционного движения.

В итоге ни один католик, как было удостоверено впоследствии, не принимал участия в процессиях с красными флагами

2 марта 1917 года в поезде под Псковом Николай II подписал отречение от престола. Спустя два дня состоялось торжественное заседание Священного синода. Для начала под общие аплодисменты из зала вынесли царское кресло. По воспоминаниям обер-прокурора В. Львова, митрополит Владимир и члены Синода выражали искреннюю радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной церкви.

На следующий день Синод постановил впредь не провозглашать в храмах многолетие царствующему дому. Следом было принято решение служить молебен о новой власти, а также утверждена молитва о «благоверном Временном правительстве». «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути», – говорилось в послании Священного синода «К верным чадам Православной церкви…».

Как пишет профессор Михаил Бабкин, почти сразу же после отречения Николая по всей империи начали созываться епархиальные, викариатские, городские и благочиннические съезды духовенства. Слова сожаления об ушедшем императоре звучали на них в исключительных случаях – как правило, участники собраний однозначно поддерживали падение монархии. В постановлениях съездов духовенства Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринослава, Петрограда, Владивостока, Одессы и других городов свержение царя расценивалось как «обновление России». «Старый порядок был гибельный для церкви и государства, для народа и духовенства, он душил всё живое, и возврата к нему не может быть никогда», – гласила резолюция Полтавского епархиального съезда. В свою очередь, пастыри Вятки констатировали, что «возврат к прежнему политическому строю категорически нежелателен», а духовенство Курска однозначно постановило поддержать крушение самодержавия. Не остались в стороне и священнослужители из Новочеркасска – столицы Всевеликого войска Донского, с «превеликой радостию» приветствовавшие смену политического строя. Аналогичным образом высказались и участники Всероссийского съезда военного и морского духовенства. Вряд ли после этого стоит сомневаться, каким образом в реальности относились к царю в кругах, считавшихся оплотом самодержавия.

Не прошёл мимо духовенства и революционный настрой, охвативший страну. Новым явлением стали так называемые Дни свободы, активно праздновавшиеся по всей стране. Бывшие подданные, а ныне граждане демократической России с музыкой шли парадом по улицам под красными знамёнами, при этом особое место в колоннах занимали священники, благословлявшие митингующих на верность новой власти. Апофеозом этой революционной экзальтации можно считать празднование 1 мая, в честь которого по личному распоряжению управляющего Московской епархией епископа Дмитровского Иоасафа в храме Христа Спасителя прошла торжественная служба. Увы, надеждам на обновление и лучшую жизнь не удалось сбыться. Всего спустя полгода к власти пришли большевики, положив начало Гражданской войне, в жернова которой попали и те, кто ещё недавно приветствовал свержение монархии".

***

Если честно - когда читал это пребывал в лёгком шоке. Вот не знал о таком отношении православного духовенства к царю. Ну а празднование 1 мая, в честь которого по личному распоряжению управляющего Московской епархией епископа Дмитровского Иоасафа в храме Христа Спасителя прошла торжественная служба - это вообще за гранью моего понимания.

В источнике даже приведены примеры выступлений епископов в марте 1917 года:

«Тёмные силы толкали Родину к гибели… И в эту годину испытаний Промыслу Божию, пути коего неисповедимы, угодно было указать дорогой Родине путь спасения…» - Епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит

«Свершился великий переворот в Отечестве нашем: пала императорская власть. Таковы судьбы Промысла Божия!» - Епископ Костромской и Галичский Евгений

«Тяжёлым крестом для России, для русского народа было его [Николая] царствование: сколько крови пролито во время Японской и настоящей войны! И не стерпел этих унижений русский народ и сознавши, что под правлением старого правительства он всё равно не мог бы выйти победителем… он взял теперь власть в свои руки» - Епископ Рыбинский Корнилий

Источник: «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году» - https://versia.ru/kak-v-1917-g...

Царя и его семью Временное правительство арестовало еще 8 марта 1917 года. Фактически сразу же духовенство их предало забвению: в первую очередь - в своих публичных молитвах. В Государственном архиве Российской Федерации, в фонде Николая II хранится около сотни писем, направленных царственным узникам от представителей разных слоев общества. Удивительно, что от духовенства нет ни одного. Хотя в том же архиве хранится огромное множество приветственных писем и телеграмм, которые духовенство в марте-июне 1917 г. направляло Временному правительству, Думе и Петроградскому совету...

***

Царя предали все. Офицерьё-золотопогонники, генералы его окружения и Ставки, духовенство, дворяне и даже члены его семьи - дальние и близкие. Все. Не умоляя "заслуг" в момент революции большевиков - почему их все считают единственными виновными в произошедшем на тот момент в России, если даже духовенство на второй день "забыло" царя? Каким "декретом" большевики заставили управляющего Московской епархией епископа Дмитровского отмечать 1 мая в храме Христа Спасителя - ещё ДО произошедшей позже Октябрьской социалистической революции? Имеет ли право сегодня церковь брать образ царя Николя 2 "на щит"? Особенно доставляет после этого видеть всех этих "монархистов-декоммунизаторов", всех этих православных активистов с образами страстотерпца царя Николая II. Они вообще знают историю своей страны?


Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

В России начались самосуды над мигрантами

Екатеринбуржец 37 раз ударил ножом мигранта-нелегала, отомстив за дочь Уралец убил мигранта, на которого пожаловалась его дочьЕкатеринбуржец жестоко расправился с гражданином Таджикистан...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Обсудить
    • ИСМ
    • 6 февраля 2021 г. 08:55
    Похоже царь уже всем слоям общества был поперёк горла. Может быть всё и стало бы лучше с отречением царя, если бы власть не перехватил кагал.
  • но всё равно попы не верят в это. у них все беды от народа.
  • Генерал А.Е. Эверт через год о своём предательстве Царя в 1917 году Эверт пассивно ждал приближения неотвратимо надвигавшегося конца. Он был арестован 20 сентября 1918 года в Можайске. Находясь под арестом, он думал о неотвратимости возмездия за свое малодушие и трусливое и подлое предательство Государя в трагические мартовские дни 1917 года. 12 ноября 1918 года (следующий день после окончания Первой мировой войны) Эверта застрелили конвоиры, якобы "при попытке к бегству". Бесславный конец бесславного генерала.
  • Точно так же однажды вынесут кресло путена всместе с путеным его же дружбаны и попы.
  • Рузского меньше чем через месяц после отречения Государя вынудил уйти в отставку Гучков, ставший военным министром. Жестоко обманувшийся в своих честолюбивых ожиданиях Рузский уехал лечиться на Кавказские минеральные воды. Там его застала новая, более страшная революция, которая стала бы, однако, невозможной, не будь первой революции, к победе которой Рузский приложил все старания.