Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Реконструкция памяти о Великой Победе

2 426

В Москве 24 декабря 2020 года в Центральном Доме журналистов (Домжуре) на Никитском бульваре состоялась-таки презентация книги «Победа-75: реконструкция юбилея» под общей редакцией Геннадия Бордюгова. Само название говорит, что в уходящем году и не могло быть иначе.

Инициаторами, организаторами и вдохновителями-соруководителями этого внушительного по объему и предложенным смыслам коллективного труда 32 авторов выступили в первую очередь Геннадий Бордюгов из Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI) и Надежда Ажгихина из Ассоциации «ПЭН-Москва». Но представлены были авторы из России, ближнего и дальнего зарубежья - от США и Эквадора до Испании и Китая. Главным образом потому, что юбилей Великой Победы в этом году был, с одной стороны, крайне отягощен пандемией коронавируса, которая внесла существенные коррективы в празднование. С другой получился ну очень политизированным: на войну за память вышли во всеоружии те, кто помнит и хочет помнить, и те, кто желает забыть и извратить память в Великой Победе. Геннадий Бордюгов по этому поводу написал: «Конъюнктурная актуализация даты имела место не только в пространстве ставшего уже традиционным при Владимире Путине противостояния между властью и ее оппонентами, но и во взаимоотношениях России с ведущими государствами Запада. Победа превратилась в своего рода мерило правды (апелляция к ней стала чуть ли не последним аргументом в нынешних идейных противостояниях), в фактически единственный (если не считать космоса) задел более или менее светлого будущего для страны как суверенного геополитического субъекта и вместе с тем в реально последнюю скрепу, удерживающую основную часть общества в качестве единого целого. А в мире это же самое событие начали преподносить в цензурированном виде – с игнорированием основной роли Советского Союза, чтобы «поставить на место» его правопреемницу».

То бишь современную Россию, после развала СССР унаследовавшую лавры победительницы во Второй мировой войне, которая для нее была еще и Великой Отечественной. Но такой же она была и для других 14 советских республик СССР, которые вместе с Россией сломали хребет фашистско-нацистскому и милитаристскому блоку Германии, Италии и Японии, которые втянули в свою орбиту почти всю Европу и значительную часть Азии и заставили их воевать с антигитлеровской коалицией.

В этот год, как никогда, выпуклой и откровенной стала разница в отношении к Победе в России, в других постсоветских странах и на Западе, который смог навязать свои нарративы и смыслы части постсоветского пространства в республиках Прибалтики и той же Украины. Но дело тут уже даже не в том, что для России и большинства стран «постсовка» (так уничижительно величают бывшую территорию Союза и даже социалистического лагеря) память о войне и победе священны, а Запад и его добровольные союзники стараются это осмеять и дискредитировать, принизив роль и самой Победы, и участие в ней СССР. Многие постсоветские республики даже начали по-своему ревновать Победу к России, фрондировать и утверждать, что их роль в обеспечении победы недооценивают. Как написал тот же Бордюгов, «оппозиционность была как открытой (например, на Украине и – по-своему, но вместе с тем однозначно – в Белоруссии), так и в большей или меньшей степени прикровенной (то есть скрытой. – Авт.), например, в центрально-азиатских странах, откуда посылались недвусмысленные сигналы Москве о якобы произошедшем вытеснении из памяти вклада в Победу, который сделали местные народы».

И поэтому сборник «Победа-75: реконструкция юбилея» -- это по форме уже четвертый по счету предпринятый авторами АИРО-XXI международный независимый экспертный аудит и мониторинг этой юбилейной кампании. Это изучение и анализ того, как оценивают, относятся и празднуют визуально и по сути юбилей Победы в разных странах, в семи разделах, охватывающих всю проблематику, – «Контекст», «Среда», «Рефлексии», «Страна», «Ближнее зарубежье», «Дальнее зарубежье» и «Образы». Составители и авторы сборника уверены: им удалось проанализировать всю палитру зарубежных мнений и различных моделей национальных воспоминаний на постсоветском пространстве, исторической и архивной политики, академических и художественных рефлексий, отражения темы Победы в печатных и электронных СМИ, в пространстве Сети, официальных, общественных и оппозиционных публичных акциях.

Чтобы понять глубину и широту охвата мнений, анализа и мониторинга, достаточно вчитаться только в некоторые названия статей самых разных авторов из самых разных стран. Представлено почти все:

- «Дорогами победы к храму: главное событие конфессионального мира России в юбилейный год» -- размышления Андрея Кузнецова и Даниила Семикопова о отношении к Победе верующих разных конфессий;

- «Война народная, священная война». Новые тенденции в кино о войне и победе», «Победа в российском телеэфире» и «Онлайн-театр военных действий» -- статьи Ольги Чагадаевой о восприятии победы в СМИ и искусстве России;

- «Исторический сепаратизм: девальвация победы и насаждение беспамятства на Украине» -- выводы вашего покорного слуги и киевского историка Александра Каревина о событиях в юбилейный год в Украине;

- «Парад в разгар пандемии: Беларусь, Минск-2020» и «Юбилей победы в Молдове: тенденции, смыслы, образы» -- статьи Алексея Ластовского и Ирины Цвик, которые сами говорят за себя;

- «Победили вместе? Репрезентация Великой Победы в странах Южного Кавказа» -- анализ Андрея Арешева сами видите, чего;

- «День победы в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане: смыслы памятных акций, символов и рефлексий» -- исследование Надин Шильман и Равшана Назарова о праздновании в странах Центральной Азии;

- «Испания: аспекты памяти об окончании великой отечественной войны» -- весть Хосе М. Фаральдо об испанском опыте;

- «Дискурсы памяти: Вторая мировая и Великая Отечественная войны в сознании китайцев» и «США: история Второй мировой войны пишется в настоящем» статьи Ли Иннань и Елены С. Белл о памяти о Великой Победе у нынешних главных геополитических конкурентов на планете;

- «На периферии второй мировой: особенности юбилея в Латинской Америке» -- статья Рене Тоапанта и Ольги Голечковой из Эквадора о тамошнем восприятии далекой для этого континента войне и победе;

- «Образ как маска реальности, или как история мыслит образами» -- анализ Сергея Щербины из России о визуальном восприятии и воспроизведении памяти о войне и Победе.

Самое главное, что выяснилось на презентации книги, -- работа над изучением Великой Отечественной войны и победы в ней будет продолжена. Потому что что актуальность темы геополитически неизбывна. «Запад схлестнулся с Россией в схватке за право управлять памятью о Победе. В таком случае правомерно задаться вопросом: если Россия своим сценарием памяти настолько возбудила геополитических «партнеров», что те заговорили фактически на ее языке – с той лишь разницей, что утверждали противоположное Кремлю, то можно ли зафиксировать скромную, но вместе с тем неоспоримую победу Москвы в определении глобальной повестки памяти о войне? Но как долго удастся удерживать эту пальму первенства? Россия не навязывает свой праздник другим странам и народам, но отмечает и будет отмечать его с достоинством и гордостью за тех, кто отстоял ее суверенитет и вернул государственность многим странам Европы. Сегодня об этом некоторые политики предпочитают забывать, считая, что снесением памятников советским воинам они смогут исключить из своей истории трагические, а нередко и постыдные страницы», -- написал Бордюгов.

Всем авторам-участникам презентации было предложено задуматься и ответить на два взаимосвязанных вопроса: какой была самая существенная черта у вашего поля исследования и какие тенденции знаковой даты в ближайшие годы усилятся, а какие начнут угасать? Об Украине мы ответили: «Юбилейный год в Украине показал главное: внешние кураторы и заказчики русофобского переформатирования Украины и выведения ее из зоны российского боятся памяти о Великой Отечественной войне. Память о совместном великом Подвиге и Победе – это в Украине реальные политические, духовно-культурные, психологические и – это самое главное! – человеческие скрепы, объединяющие украинцев и россиян. И, следовательно, две страны, чего больше всего по-прежнему боится так называемый коллективный Запад. Вот потому-то главные усилия по духовно-политическому и гуманитарно-культурному погрому украинского народа, особенно молодых подрастающих поколений будут направлены на искоренение, уничтожение и искажение общей памяти о Великой Победе. Во всем – от высокой политики до дошкольного образования. Вместе с выдавливанием русского языка будут уничтожаться и память о России, об СССР и об общих славных делах, участником которых было Украина. Сегодня война с памятью получает отпор. Скажем, возлагать цветы к памятникам Славы ходят даже те, кто раньше этого не делали. Это просто возможная (часто -- единственно возможная) форма протеста против режима. Но если все будет продолжаться так же, как идет сейчас, то рано или поздно отпор ослабнет. Каждое следующее поколение будет слабее предыдущего, и Украина полностью (за, может быть, единичными исключениями) погрузится в беспамятство. И если так случится, то это и станет главным поражением. Поражением нашей общей Великой Победы».

И не исключено, что и в будущей Украине, освобожденной от внешнего управления, тоже придется, как в Германии после Гитлера, проводить политику двух главных Д – денацификации и демилитаризации общественного сознания. Чтобы вернуться хотя бы к здравому смыслу.

http://antifashist.online/item...

Владимир Скачко

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Вот пока "Дорогами победы к храму" будете хаживать, до тех пор будут о вас вытирать ноги.