Беларусь пошла от Полоцкого княжества народа кривичей?

7 2772

Подобно своим украинским соратникам, националисты из Беларуси активно занимаются созданием и распространением исторических мифов. Цель, которую они преследуют, — утверждение белорусской идентичности, которая основана на дистанцировании от России и русских. Рассмотрим краеугольные мифы белорусского национализма, которые отделяют историю Беларуси от Древней Руси, а белорусов — от русских и украинцев.

Полоцкое княжество — первое белорусское государство

Традиционно белорусские националисты ищут корни белорусской государственности в Великом княжестве Литовском. Действительно, это средневековое образование, просуществовавшее несколько столетий и включавшее в свой состав всю территорию современной Беларуси, весьма удобно в качестве отправной точки для национального мифа. Если бы не одно но.

Политическая и культурная традиции на территории Беларуси существовали и до Великого княжества Литовского, и восходят они к Древней Руси.

Однако Древняя Русь для белорусских националистов — понятие неудобное, поскольку отсылает к идеям общерусского единства, включающего не только русских в современном понимании, но также украинцев и белорусов. Поэтому древнерусский период в белорусском историческом нарративе всегда оставался как бы в тени.

Тем не менее адаптация этого исторического периода под нужды современного национального нарратива идет, и в основе этого лежит миф о Полоцком княжестве как первом белорусском государстве.

В этой связи ставится под сомнение сама принадлежность Полоцкого княжества к Древнерусскому государству. Подчеркивается насильственный характер подчинения Полоцка Киеву при князе Владимире, который убил местного правителя Рогволода и силой взял в жены его дочь Рогнеду. Рогнеда превращается в символ белорусского стремления к независимости и противостояния захватчикам.

Потомки Владимира и Рогнеды, осевшие в Полоцке, утратили право на наследование киевского престола, из чего также делается вывод о независимости Полоцка от Древней Руси. Правда, при этом забывается, что другая ветвь детей Владимира и Рогнеды, начиная с Ярослава Мудрого, продолжала княжить в масштабах всей Руси. Собственно, с ними и ассоциируется в первую очередь династия Рюриковичей.

Пример карты с Полоцким княжеством X–XI вв.

В последнее время ставится под сомнение и крещение Полоцка по византийскому обряду при князе Владимире. Якобы на самом деле Полоцк был крещен варяжским миссионером Торвальдом.

Этим самым современные мифотворцы желают подчеркнуть не только политическую независимость, но и «европейский выбор» древнего Полоцка. Понятно, что на самом деле миссия Торвальда не имела сколько-нибудь серьезных и долговременных исторических последствий.

История взятия Владимиром Полоцка не может интерпретироваться в современных национальных терминах. Очевидно, это была стычка двух конкурировавших варяжских кланов, боровшихся за контроль над землями на пути «из варяг в греки».

Изгойский статус полоцких князей, лишившихся права наследования киевского престола, не исключал Полоцк из политической, экономической и культурной систем древней Руси.

В церковном плане Полоцкое княжество входило в ту же Киевскую митрополию, что и остальная древняя Русь, здесь возводились храмы и монастыри в том же стиле, что в Киеве или Новгороде, использовался древнерусский язык и укоренялся этноним «русские».

Кроме того, нельзя забывать, что на территории Беларуси, помимо Полоцкого, существовали и другие древнерусские княжества, например, Туровское, находившееся в непосредственной вассальной зависимости от Киева. Видимо, именно поэтому о нем особо не любят вспоминать.

Белорусы — это кривичи

Этот миф тесно связан с мифом о Полоцком княжестве, основным населением которого было славянское племя кривичей.

В начале ХХ века ряд деятелей белорусского движения попытался сконструировать миф о том, что кривичи — это не просто одно из славянских племен, растворившихся в древнерусской народности, но особый этнос, прямыми потомками которого являются белорусы.

Более того, некоторые деятели настаивали на необходимости вернуть белорусам их «исконное» имя — кривичи. Наиболее активным популяризатором кривичского мифа был Вацлав Ластовский, один из «отцов-основателей» Белорусской народной республики и главных национальных мифотворцев.

Ластовский издал Расійска-крыўскі слоўнік и утверждал, что только под именем «кривичи» белорусы обретут подлинное национальное лицо и перестанут восприниматься как этнографическая группа русских.

Расселение кривичей не совпадало с территорией Беларуси, включая, помимо полоцких земель, также территории Псковщины и Смоленщины

Кривичский миф, однако, так и не получил широкого распространения. Какое-то время он продержался среди части белорусской националистической эмиграции, постепенно сойдя на нет.

В заключение следует отметить, что ареал расселения кривичей не совпадал с территорией Беларуси, включая, помимо полоцких земель, также территории Псковщины и Смоленщины. Так что кривичи поучаствовали в этногенезе не только белорусов, но и русских.

Продолжение следует

https://e-news.su/in-russia/28...

Звериный инстинкт русофобии

Трагедия в Бейруте в очередной раз показала, что есть люди, а есть — вечные 2% дерьма. Те кадры, которые вчера принесли информационные ленты, без слез и ужаса смотреть невозможно. Всего ...

Акела промахнулся — о последней речи президента Лукашенко

Вчера  Лукашенко сделал то, что непростительно было делать на его месте - продемонстрировал всему миру откровенный страх и спутанность сознания. Обычно после такого Власть ускользает от подобного...

Обсудить
  • ...и столицей кривичей был Смоленск
  • Это Шимов не только безграмотен, он просто дебил.
  • :thumbsup:
  • Русские князья — Чарторыйские, Вишневецкие, Потоцкие, Сапеги — владели собственными частными армиями, в которых служили и коренные польские шляхтичи. Они были верной опорой для трона и считались людьми большой порядочности и честности. Избираемые польские короли, своего рода пожизненные президенты, не раз отмечали высокие достоинства русских — и боевые, и гражданские. В современной Польше ( :yum: теперь и Белоруссии) об этом помнить не хотят. Зачем? Намного удобнее представить войны XVII века как войны передовой «польской» Польши с отсталой и дикой «русской» Московией. В современной Польше всех положительных героев Сенкевича считают именно что поляками. Но что можно поделать, если ВСЕ эти герои происходят с территории современных Украины и Белоруссии, и сами о себе ясно заявляют — они русины. То есть русские. Читайте польского националиста Г. Сенкевича...
  • З рускім народам лёс наш адзіны, Выраслі мы ад адных каранёў, З ім мы агульную мелі Радзіму З самых сівых, незабыўных гадоў. Рускую мову з нашаю мовай Самымі блізкімі можна назваць. “Мір” і “зямля” – дарагія нам словы- Так, як і ў нас, у Расіі гучаць. Расію змалку бачыў нездаля- Ад Гомеля да Бранска блізка... Адна, адна ж у нас калыска – Зялёны край, славянская зямля. Дзе высокім спевам лашчаць гусі Ля аблок падсіненую гладзь, На мяжы Расіі з Беларуссю Дзве бярозы гонкія стаяць. Пойдзеш сцежкай на ўсход – зямля руская. Разам сеем, будуем і жнём. Гэтым болей за ўсё ганаруся я, Што мы побач з Расіяй жывём. У добрай дружбе жывём па – харошаму Свята ў нас – к нам Расія ідзе, Свята ў іх – беларусы запрошаны, Усюды разам – у шчасці, у бядзе. Родны край, Беларусь! Адной думкай жыву, Што з Расіяй углядаюся ў светлыя далі. Праслаўляю Расію і стаю за Маскву, Як дзяды і бацькі ў час ваенны стаялі. (перевод) Березы вокруг нас, как и в России, Одни и небо и пути ў нас, И, как на всех просторах, ветер синий, И одинаковая синяя весна . Две родные сестры – Беларусь и Россия,- Две вольные птицы с великой семьи. И дружбы их крепкой никто не осилит, Ей вечно крепчать, что б мы в мире жили! Пойдешь тропинкой на восток – земля русская. Там такие же луга возле реки, и такие ж у девушек косы русые, Глаза – синие васильки. https://cont.ws/post/573689 ***********************************