• РЕГИСТРАЦИЯ

Об историчности богатырей

water
дьявол кроется в деталях.
25 мая 06:04 2 1769

Песни о богатырях всегда отличались от прочего фольклора своей манерой описания. Очень много внимания таким вещам, которые в прочих песнях не особо задеваются, а именно описание богатства и роскоши, что сколько стоит. Обычно в народе обходились более общими фразами. Но былины всегда отдавали каким-то торгашеством...

Конечно, не все, но довольно много. Эта черта всегда отталкивала меня от былин. И в принципе, в своих фольклорных разысканиях мне всегда удавалось обходиться без использования былин в качестве аргументов, что тоже лично для меня является неким знаком: значит, греческие мифы, мировые алфавиты, слова на разных языках, календарная обрядность, христианство, духовные песни, славянские песни и даже некоторые шаманские и индейские воззрения - все переплетены друг с другом, являясь частью общей картины, а былины как бы в стороне. Непорядок...

Я не могу что-либо утверждать или давать прямые ответы, но назрели некоторые сомнения и предположения, которыми хочу поделиться. Тем более, что в ходе поиска информации не встретил еще подобного мнения, поэтому есть смысл осветить данный вопрос.

Истоки

Полагаю, все прекрасно знают историю появления былин. Если нет, то Википедия кратко расскажет, что к чему. Я же сразу начинаю излагать своё недоверие, выделяя основной круг подозреваемых.

Впервые былины были выпущены в свет в 1804 году как «Древние русские стихотворения» (сейчас это раритетное издание продается на Озоне за 153,9 тыс. руб - к вопросу, для чего нужна "древность"). А писались они или собирались якобы неизвестным Киршей Даниловым аж в середине 18 в. на Урале, после чего, официально, пылились около 60 лет у эксцентричного горнопромышленника и ботаника-самодура Прокопия Акинфеевича Демидова, который был одним из крупных спонсоров Московского университета. И уже после его смерти через третьи руки попали в руки Фёдора Петровича Ключарёва.

Кем был этот человек? Тайным советником, директором московского почтового ведомства (а до этого астраханского и тамбовского), ни много, ни мало... А еще МАСОНСКИМ ПОЭТОМ. Вот он-то и взялся за издание "рукописи"...

Этот же Ключарев в 1779 году выпустил свою поэму "Владимир Великий: Трагедия", посвященную историческому прототипу главного былинного князя - Владимира Красна Солнышка. Какое "неожиданное" совпадение... "Трагедия" была опубликована при участии Николая Ивановича Новикова, знаменитого деятеля по просвещению русских об их историческом наследии, тоже масона, составителя "Древней Российской Вифлиотики" (скромное такое говорящее название). Цитата из Википедии:

В противовес модному французскому воспитанию Н.И. Новиков пытался найти примеры для подражания в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания и дать "начертание нравов и обычаев наших предков", чтобы мы познали "великость духа их, украшенного простотою"... Материал для своих изданий памятников старины Н.И. Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым разрешен ему императрицей Екатериной II в 1773 году... Много материалов предоставили Н.Н. Бантыш-Каменский, Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов и др., а также и сама Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями...

Собралась компания, однако, просветителей...

Вот еще с ФЭБа:

В "Древней российской вифлиотике" публиковались материалы XIII—XVII вв., например новгородские грамоты XIII—XV вв. (чч. 2, 6), духовные завещания князей, родословные, описания путешествий в разные страны и др. В 1774 была опубликована «сказка» (указ) царя Алексея Михайловича от 1672 о Степане Разине, подробно излагающая ход разинского восстания (ч. 4, июнь).
Главным участником сборника был историк Г. Ф. Миллер, ведавший архивом государственной коллегии иностранных дел и имевший собственное собрание исторических документов...

Конечно, сложно судить и уж тем более утверждать, что всё это было подделкой. Но, понимаете, недаром говорят, что СМИ - это пятая власть. Думаете, 19-й век чем-то отличался в этом плане от нашего? Ну, если только тем, что тогда намного сложнее было проверить подлинность или источник данных... Поэтому можно было успешно мешать в кучу реальные документы и историко-политические вымыслы, особенно тем, кто работал в архивах...

Мне очень нравится вот это утвердившееся мнение о Ключареве, как о "второстепенном литераторе":

Биография Ключарева не изучена, и образ его представляется неясным. Важно отметить, однако, что он принадлежал к окружению Н.И. Новикова. Ключарев, несомненно, сумел оценить значение попавшего к нему собрания. Решение его издать Сборник поддержал Н.М. Карамзин, которому Ключарев показал рукопись. Доля участия Ключарева в издании «Древних русских стихотворений», по-видимому, ничтожна. Ему принадлежит посвящение (в прозе и в стихах) главному директору почт Д.П. Трощинскому. Всю большую и ответственную работу по подготовке издания выполнил А.Ф. Якубович, служивший в это время под начальством Ключарева... (Сборник Кирши Данилова и его место в русской фольклористике)...

Напомню, что «История государства Российского» Карамзина была официальной летописью страны до того, как Соловьев написал свою версию.

Якубович Андрей Фёдорович был подчиненным Ключарёва и литератором. Видимо, одна из "рабочих лошадок", которому можно с уверенностью поручить тяжелую работу. Поэтому "начальник" просто передал ему рукопись, якобы попавшую ему в руки с далёкого Урала.

Цитата из книги В. Бахтина "От былины до считалки":

Якубович, воспитанник Московского университета, был знающим, образованным человеком. Но надо учесть, что наука о народном творчестве в те годы еще только-только нарождалась. Якубович считал, например, что песни и былины, которые он напечатал, имеют автора, что это чье-то сочинение. Понятия... об устном коллективном народном творчестве тогда тоже еще не существовало. В издании Якубовича не было ни предисловия, ни примечаний, и оно содержало не все тексты рукописи...

Я бы подумал как раз наоборот - на тот момент это были как раз ВСЕ сочиненные тексты, количеством 26:

Соловей Будимерович
Гость Терентиша
Дюк Степанович
Мастрюк Темрюкович
Иван Гостиной сын
Три года Добрынюшка стольничел
Василий Буслаев
О женитьбе князя Владимира
Гришка Растрига
На Бузане острове
Ермак взял Сибирь
Ставр боярин
Иван Гаденович
Чурила Пленкович
Василий Буслаев молиться ездил
Алёша Попович
Добрыня чудь покорил
Михайла Казаринов
Потыка Михайла Иванович
Сорок калик с каликою
Калин царь
Царь Саул Леванидович
Никите Рамановичу дано село Преображенское
Первая поездка Ильи Муромца в Киев
Илья ездил с Добрынею
Князь Роман жену терял
(по данным издания 1901 года)

Известно, что Якубович учился в Московском университете, сотрудничал в журналах конца XVIII — начала XIX века, писал стихи, рассказы. Позднее, уже после издания Сборника, он занял должность калужского почтмейстера. Умер он в сороковых годах в Калужской губернии. У Ключарева, несомненно, были веские основания поручить издание «Древних русских стихотворений» Якубовичу. Поздняя критика незаслуженно сурово расценила работу последнего над Сборником. Ему ставили в упрек, что из более чем семидесяти текстов, имевшихся в его распоряжении, он напечатал только двадцать шесть; отмечались неисправности в издании, ошибки в прочтении отдельных мест, отсутствие какого-либо сопроводительного аппарата. На самом же деле заслуги Якубовича решительно превосходят недостатки издания. Якубович первым выполнил нелегкий труд по прочтению рукописи Сборника и по подготовке текстов; в частности, он разделил на стихи тексты Сборника, написанные в сплошную строку. В коротеньком предисловии «К публике» он первым высказался о литературном и научном значении опубликованных материалов. В результате его работы впервые в истории фольклористики появился в печати сборник подлинных записей русских былин и исторических песен" ("Сборник Кирши Данилова и его место в русской фольклористике")...

Памятник тандему Якубовича и Ключарёва! Особенно примечательно для нашей истории как раз это абсолютно безынтересное "К публике" в первом издании Сборника, в котором написано:

"Нечаянный случай доставил мне рукопись Древних Стихотворений, которая, может быть, дорого стоила собирателю ее. Желая принести общее удовольствие, я издаю теперь сии стихотворения с надеждой услужить тем русской литературе, любителям Древностей и вообще читателям разного состояния. - Не делаю здесь исторических замечаний, к которым временам должно отнести сочинения сии; но ежели онные охотно приняты будут, то при втором издании прибавлены быть могут нужные замечания" (Издатель)

И они-таки были прибавлены! Да еще как!... но об этом позже. А пока, видимо, подробности еще не были сочинены.

Якубович не удовлетворился сделанным. Тотчас же он приступил к подготовке второй части книги (вероятно, целиком по собственной инициативе), а одновременно занимался более углубленным изучением материалов Сборника, пытаясь осмыслить их историко-литературное значение. Однако неизвестные обстоятельства помешали Якубовичу, и вторая часть не была им напечатана. Судьба была к нему явно несправедлива: в критике тех лет «Сборник Кирши Данилова» никак не связывался с именем Якубовича; в качестве издателя называли обычно Ключарева.
Между тем «Древние русские стихотворения» имели несомненный успех. Выход книги был прямо связан с тем повышенным интересом к историческому и литературному прошлому России, который проявлялся в русской культуре начала XIX века. Всего четыре года отделяют появление первого собрания русского эпоса от первого издания «Слова о полку Игореве». В это время публикуется ряд статей и книг, в которых так или иначе затрагиваются вопросы теории и истории русского фольклора. «Древние русские стихотворения» ответили, таким образом, на все более возраставший интерес к народной поэзии и вместе с тем дали новый толчок работе по собиранию, изданию и изучению памятников народного творчества ("Сборник Кирши Данилова и его место в русской фольклористике").

Это истоки нашей науки о фольклоре, друзья мои! И для меня лично, как любителя фольклора, этот момент довольно тяжел для осознания, поскольку граничит с кризисом веры. Конечно, невозможно перечеркнуть весь фольклор - народная календарная обрядность, далекая от светского общества, не позволит этого сделать, как и духовные стихи, и много чего еще. Все они проверяются, имеют свои отголоски в обрядности, этимологии и кодах азбуки. Для их подделки надо обладать недюжинными знаниями по символике и мифологии. Масоны - мастера символики, но им далеко до составителей азбуки и старых мифов (а вот в качестве переписывателей и преобразователей их, вполне годятся). Более того, позже фольклором увлеклись настоящие титаны мысли, вступающие друг с другом в полемики и разыскивающие самые крупицы информации по всему миру - имея дело с такими учеными, уже сложно было что-либо подделать. Фальсификаторы вскрывались научным сообществом и критиковались. Хотя различные историко-литературные деятели еще много свиней подложили и собак зарыли... Для примера, почитайте статью Топоркова "Русский волк-оборотень и его английские жертвы" - весьма примечательный случай. В современном мире ничего не изменилось - в Интернете полно фантазии, несомой в качестве сокрытой истины, где уже и автор текста забылся, а фантазия продолжает свое независимое существование. Но вернемся к былинам. Ведь, похоже, Ключарёв-Якубович были совсем не главными лицами в этой истории. Кукловоды еще десятилетие оставались в тени...

Второе пришествие

Прошло 14 лет и в свет вышло второе издание Сборника. И это уже не та "самодеятельность" Ключарева, а профессиональная литература, вышедшая из-под крыла самого Николая Петровича Румянцева, чиновника самых высоких слоев, заведующего банковскими делами, бывшего министра коммерции и министра иностранных дел, государственного канцлера, председателя Государственного совета и т.д. И после публикации обновленного и расширенного Сборника Румянцев был избран почётным членом Императорской Российской академии.

Из Википедии:

На протяжении всей государственной деятельности Н.П. Румянцев занимался собиранием старинных рукописей, древних грамот на пергаменте, книг, списков с летописей. Главным увлечением его были рукописные древности, и поэтому самым значительным собранием коллекции графа Румянцева стала обширная библиотека. В ней насчитывалось 28 тысяч томов. В её состав входила коллекция рукописей и старопечатных книг, в том числе кирилловского шрифта, 104 экземпляра инкунабул, издания XVI—XVII веков знаменитой голландской фирмы «Эльзевир», а также несколько сот различных географических карт (как их тогда называли — ландкарт). Рукописи и книги покупались в России и Европе. Покупались даже целые библиотеки, например, библиотека академика Лерберга.

Была бы Европа просвещенной без Эльзевиров? - Не факт...

Румянцев собирал вокруг себя деятелей искусства, археологов, одним из которых стал Константин Фёдорович Калайдович - крайне странная личность, несколько раз психически заболевающая, однажды даже лечившаяся в доме для умалишённых в течение нескольких месяцев, после чего жившая в монастыре.

Сам Калайдович в предисловии ко второму изданию писал, что в 1816 году Румянцев получил рукопись в собственность и "приказал мне онную напечатать". Сам Калайдович написал введение ко второму изданию, в котором поставил "впервые... некоторые существенные вопросы изучения русского эпоса".

Во втором издании к предыдущим добавились следующие былины:

Шелкан Дудентьевич
Волх Всеславьевич
Гарден Блудович
Садко богатый гость
Михайло Скопин
Взятье Казанского царства
Под Канатопом под городом
Светел радошен царь Алексей Михайлович
Когда было молодцу пора время великое
Под Ригою стоял царь государь
Поход селенгийским казакам
По долам девица копала кореньи лютые
Перед нашими воротами утоптана трава
Да не жа добра молодца битова жа похменова
Я с Крыму я из Нагаю
По краю моря синего стоял Азов город
Борис Шереметев
Благословите, братцы, про старину сказать
Князь Репнин
Во сибирской украине, во доурской стороне
Садков корабль стал на море
Добрыня купался, Змей унес
Во хорошем выскоком тереме под красным косящетым окошком
Атаман Полсков
На литовском рубеже
Ох, в горе жить, некручину быть
Чурила игумен
Высота ли высота поднебесная
Дурьпа
Там на горах наехали бухары
У Спаса к обедне звонят
Усы удалы мододцы
Кто травника не слыхал
О станишниках или разбойниках
Об атамане Фроле Минеевиче
(по данным издания 1901 года)

Видно, что много появилось именно исторического, связанного с общей картиной крестьянского бунта Разина и вообще казачества. Собственно, это и стало причиной моего обращения к этой теме, поскольку занимался сбором информации о Разине. Можно было бы подумать, что к моменту издания 1804 года тема Разина всё еще была запрещена цензурой, а уж к 1818 году всё разрешилось, но нет! Ведь еще в 1827 Пушкину отказали в публикации Песен о Разине.

Конечно же, Калайдович был подставным лицом, как и Якубович в своё время, марионеткой и имел "надзирающего" от Румянцева - Алексея Фёдоровича Малиновского, управляющего Архивом Коллегии иностранных дел! Ну, и между великими делами подготовившего в 1800 году издание рукописи "Слово о полку Игореве"... Издавал он ее не один, а вместе с Н.Н. Бантыш-Каменским. Сама же рукопись, относящаяся к 16 в. и принадлежавшая на момент издания А.И. Мусину-Пушкину, сгорела во время пожара в Москве 1812 года, с тех пор именно издание Малиновского считается первоисточником. Сам же Мусин-Пушкин в свое время сделал себе имя за счет публикаций старинных летописей, включая Лаврентьевскую. Но "Слово о Полку Игореве" сделало его звездой мирового уровня.

Фамилию Бантыш-Каменского мы уже видели выше, как человека, поставляющего материал для "Вифлиотеки" Новикова. А материала у него было полно, ведь он всю свою жизнь провел в Архиве Коллегии иностранных дел, начиная с актуариуса (то есть в его ведении были все протоколы и акты) и заканчивая должностью управляющего московским архивом. Идеальные условия не только для публикаций, но и подделок документов, между прочим...

В связи с этим интересно читать в примечании к "Сборнику" 1818 г. следующие слова Калайдовича:

Примечательно, что и почтенные издатели "Слова о полку Игореве" еще до появления в свет Древних Стихотворений поместили из онных начало одной песни, хотя не означили, откуда онное ими почерпнуто...

Сдал с потрохами своих начальников. Но это не первый случай. Василий Алексеевич Лёвшин в своих "Русских сказках..." (1780-1783, то есть за 20 лет до первого издания "Кирши"!), материал из которых заимствовал А.С. Пушкин, уже использовал некоторые сюжеты былин Кирши.

Я ... издаю сии сказки русские, с намерением сохранить сего рода наши древности, и поощрить людей, имеющих время, собрать все оных множество, чтобы составить Библиотеку Русских Романов.
Должно думать, что сии приключения Богатырей Русских имеют в себе отчасти дела бывшие, и если совсем не верить оным, то надлежит сумневаться и во всей древней Истории, коя по большей части основана на оставшихся в памяти Сказках; впрочем, читатели, если похотят, могут различить истину от баснословия, свойственного древнему обыкновению в повествованиях, в чем, однако, никто еще не успел.
Наконец, во удовольствие любителям Сказок, включил я здесь таковые, которых никто еще не слыхивал и которые вышли на свет во первых в сей книге. (В.А. Лёвшин)

К Лёвшину вообще надо бы присмотреться получше, уж очень неоднозначный персонаж в русской культуре. Сам себе написал родословную "с доказательствами о происхождении фамилии, времени, выезду в Россию". И вот любопытные слова А.А. Шевцова о "Русских сказках" Лёвшина:

...в нем жила мечта о некой Великой и Прекрасной Руси, как о точке отсчета, относительно которой можно было бы строить и переделывать современность, определенно. Именно из этой мечты рождаются у Левшина своего рода «заповеди благородного человека», которыми должен руководствоваться русский человек...
Именно этот сборник читали великие русские писатели, начиная с Пушкина, когда хотели понять свой народ. Из него же брали свои сюжеты и создатели лубочных изданий. Левшин создал целый мир, и когда Пушкин пишет про Лукоморье, про русский дух и Русь, он пишет и о сказочном мире Левшина…

Вам всё ясно?

Там мы встречаем и князя Владимира, и Чурилу, и Алёшу Поповича... Может быть, фольклор, как и указано, а может быть, и фэнтези...

Что отличает их от "найденных позже" былин, так это стилистика. Всё-таки Лёвшин писал в угоду своего времени, воспитывался на европейских сказках, которые, признаться, тошно читать из-за буржуазной словоохотной и вертвлявой в своей вежливости манеры изложения. Подобными были с "русские романы" Лёвшина.

Для примера: "Сей богатырь не столько славен своею силою, как хитростью и забавным нравом. Родился он в Порусии, в доме первосвященника Ваидевута. Богатырь киевский Чурило Пленкович между прочими благодеяниями дому жрецову включил и сие. Словом сказать, месяцев через девять после отсутствия Чурилы первосвященник долженствовал для сокрытия стыда своего объявить всенародно, что Прелепа имеет тайное обхождение с богом страны той Попоензою, или Перкуном"...

Или как вам такое: "и назван быть Алеса Попоевич [Сие имя простым народом испорчено и обращено в Алешу Поповича.]"

Ей-богу, осталось только напудриться и надеть парик... Но таково было светское общество, читающее, "просвещенное". И писались романы для него, ведь это сулило деньги и славу.

Понимаете теперь, почему выход сборника былин был событием? Это совершенно другой взгляд на поэзию. Герои те же, но слог другой. Дикий, неуклюжий, удалой. Такой, что нежным ушам он казался варварским и... будоражаще любопытным.

И уж не о них ли писал Пушкин брату Льву Сергеевичу в октябре 1824: "Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно: после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Арина Родионовна - это уже, конечно, бренд, но кто знает... Однако вернемся ко второму изданию и Калайдовичу.

Как я уже сказал, за неврастеническим мальчиком приглядывали серьезные дяденьки, уже имеющие опыт вывода в свет "древних текстов". Прям так и вижу сцену: "Костик! Кому говорят, пиши о великом былинном наследии!"... Кто знает, может, бедный Константин и был некрепок нервами от всего этого, ведь первое его расстройство случилось как раз во время работы в Московском архиве иностранных дел - главном, видимо, поставщике "найденных российских древностей".

Итог был плодотворный:

Это была первая в истории русской фольклористики публикация, выполненная с применением научных эдиционных принципов. По сравнению с первым изданием Калайдович значительно увеличил число публикуемых текстов: вместо двадцати шести он дал шестьдесят один... Калайдович заново прочел тексты рукописи и дал их без всякой редакторской правки, сохранив ряд особенностей орфографии оригинала. Новое издание сразу же значительно расширило представления о русском эпосе, введя в научный и читательский обиход ценнейшие сюжеты, такие, как о Садко, о Добрыне и Змее, об Иване Годиновиче, Госте Терентьище, Щелкане Дудентьевиче, о взятии Казани... Калайдович и ставит своей задачей произвести первую научную разведку в область истории народного эпоса, выяснить его исторические основы, наметить этапы его развития. Он сопоставляет отдельные былинные сюжеты со свидетельствами древнерусских летописей, стремится отграничить в них вымысел от правды. Он ищет соответствия тому, о чем рассказывают былины, в фактах истории Киева и Новгорода, находит в летописях прототипов былинных богатырей, связывает поздние песенные сюжеты с событиями русской истории XVI—XVIII веков. В сущности, предисловие Калайдовича стоит у истоков исторического изучения русского эпоса.
Наконец, предисловие ввело в науку те скудные факты относительно происхождения Сборника и судьбы его рукописи, которые Калайдович получил от Якубовича. После издания 1818 года «Древние русские стихотворения» оказались прочно связанными с именем Кирши Данилова. Как мы увидим ниже, самую проблему Кирши Данилова впервые поставили и попытались разрешить те же Калайдович и Якубович ("Сборник Кирши Данилова и его место в русской фольклористике").

То есть вторым изданием не только расширили число эпосов, но и рассказали всему миру, наконец, официальную версию о том, как простой малограммотный уральский мужик по имени Кирилл (для убедительности, сибирский вариант Кирша) Данилов записывал для олигарха народные песни, воспевающие далёкий Киев; как плохочитаемая рукопись долгие десятилетия хранилась там же на Урале, и после смерти Демидова перешла к какому-то М.Н. Хозикову, который и подарил ее Ключареву... К тому же Калайдович дал описание рукописи, где говорится, что над каждым стихом приложены ноты для игры на скрипке (!), но при этом без орфографии и разделения на части. Масонская "второсортная" поэзия вышла на правительственный уровень? Или же она изначально была спланирована Правительством? Или же никакого заговора не было?

И первое, и особенно второе издания «Древних русских стихотворений» имели большое значение для развития фольклористических интересов в России в первой половине XIX века. «Сборник Кирши Данилова» явился подлинным событием в русской культуре. Его по достоинству оценили в передовых общественных и научных кругах, вокруг него завязались острые споры, неизменно переходившие в полемику о проблемах народности и народного искусства... Для А.С. Пушкина Сборник Кирши Данилова был одним из постоянных источников изучения народной поэзии. В его библиотеке был экземпляр издания 1818 года... Оценил песни из Сборника как в художественном, так и в историко-познавательном отношениях и Н. М. Карамзин — автор «Истории государства Российского» (Сборник Кирши Данилова и его место в русской фольклористике).

И вот, еще цитатка:

Характерно, что в «Сборнике» реши­тельно преобладает допетровская история. Другим словами, Кирша Данилов опирался на традиционный песенный репертуар XVI — XVII вв. и на еще более старый репертуар былинного эпоса. С точки зрения читательской, в условия послепетровского времени «Сборник» был в первую очередь средоточие историче­ского — в полном и широком смысле слова — народной поэзии, он должен бы восприниматься как сборник произведений об историческом прошлом, как своеобразная художественная старина. В этом смысле, окажись он опубликован в одно время с сборни­ком Чулкова, он и тогда уже... воспринимался бы как сборник древних песен (или стихотворений)... Книга, вобравшая прежний традиционный опыт и одновременно отвергнувшая его... (Б.Н. Путилов. Сборник Кирши Данилова и традиции русского фольклоризма XVIII в.)

Упоминаемый сборник Чулкова - это "Собрание разных песен", выпущенный в 1770 Михаилом Дмитриевичем Чулковым совместно всё с тем же идейным русофилом Н.И. Новиковым. Он у меня лежит, но руки не дотягиваются взять и почитать. Насколько там народные песни, судить не могу, но некоторые уважаемые мною исследователи крестьянской песни иногда ссылались на него...

Однако тут важен сам ракурс. Упор всячески делается на то, что в богатырских песнях речь идет о допетровской эпохе. Да что там Петр! Князь Киевский Владимир! Русь первозданная! Витязьная романтика! Нет, еще дальше... Миллер настаивал, что Богатыри - это новое (старое) воплощение древних славянских языческих богов! Ей-богу, будто в православную церковь ни разу не ходил... Ему же вторил Афанасьев в своем трехтомнике "Поэтические воззрения славян на природу" - книга изумительная, столько собрано фольклора, от поговорок до мифов, но вывод делается, извиняюсь, наитупейший - куда ни плюнь, всё олицетворяет громовую тучу, абсолютно всё! - Это школа Миллера во всей красе (не Герхарда Фридриха, а другого - Ореста Фёдоровича Миллера, тоже историк, но веком позже... хотя, кто их там разберет). Я со своего маленького опыта не смог натянуть Богатыря на глобус, как ни крутил, честно. Лишь очень малое число богатырей, действительно, может быть отражением змееборческой мифологической темы. Но тут уж извините, эта тема до сих пор гуляет по кинематографу во всевозможных формах...

В богатырях ныне мне видится совсем другое - то, что не скрывается совсем никак от невооруженного глаза... Но сперва - коротенечко о третьем издании Сборника Кирши

Третья волна

Как вы, наверно, поняли, все главные действующие персонажи засветились как раз при публикации второго издания. И кто бы сомневался, что сразу после этого рукопись вдруг исчезнет. Так оно и случилось... А как иначе, ведь с 50-х годов фольклорные поиски задействовали всю Россию. Во всех уголках исследователи собирали песни, предания, суеверия... Особенно много нашли на русском севере.

Как показали труды Рыбникова П.Н. (1861-1867) и Гильфердинга (1871), тех же самых богатырей, какие нам встретились у Кирши Данилова, знал и русский север:

До Павла Николаевича Рыбникова русская этнография знала в области былин только Киршу Данилова и немногие пьесы в «Памятниках великорусского наречия». Считалось, что найти былины можно только где-нибудь в Сибири — и когда огромный запас их был отыскан недалеко от Санкт-Петербурга, то первым впечатлением учёного мира было изумление и даже недоверие, тем более, что Рыбников лишь в 3-м томе (Петрозаводск, 1864) подробно рассказал о своих странствиях по Олонецкому краю, о том, как был открыт им былинный эпос, как разыскивал он певцов, которых перечислил поименно, с указанием их местожительства и прочего. И после этого оставалась, по-видимому, ещё тень сомнения, пока поездка Александра Фёдоровича Гильфердинга не подтвердила существование народнопоэтических богатств Олонецкого края.

Ну, а чего теперь ездить по "украинам" Империи? Чай не начало века, уже можно и недалеко от столицы богатырей найти - и ехать недолго, и трат меньше, и имена богатырей всё те же...

Настоящий расцвет народной культуры, протекающий на фоне масштабных реформ Александра II, анализируя который нельзя не удивиться и не задаться вопросом "КАК СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО МОГЛО ЗАБЫТЬ ИСТОКИ ВСЕЙ СВОЕЙ РЕЛИГИИ, ЗАПАДНОЙ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И БУРЖУАЗНОЙ ЭЗОТЕРИКИ??". Ведь всё это было в наших деревнях! Только носило иной вид, не изящный, не пафосный, не броский.

И только в 1894 году (спустя 76!!! лет), уже после многократного увеличения географии былин, утраченная рукопись "Кирши" ВНЕЗАПНО была найдена Н.В.Чеховым в числе бумаг всё того же Малиновского (заметьте, даже не Румянцева). Конечно, уверять вас в том, что это была ТА САМАЯ рукопись 1804 года, я не стану, ибо не верую.

Но как бы там ни было, в 1901 году выходит самое авторитетное (до сих пор) издание Сборника Кирши Данилова, в котором появилось еще несколько дополнительных песен:

Сергей хорош
Агафонушка
Из монастыря Боголюбова старец Игримищо
Во зелёном садочку
Голубиная книга сорока пяден.
Ох горюна, ох горю хмелина
Тёща ты тёща моя
Свиньи хрю, поросята хрю
Стать почитать, стать сказывать

И "О Стеньке Разине" - как назвали ее издатели НЕПОНЯТНО С ЧЕГО. Дело в том, что в "рукописи" было только начало этой песни, она драматически обрывалась. И мы даже не знаем, о ком там пойдет речь. Но нам всегда и везде пишут, что "О Разине", хотя уже в издании 1818 года есть песня "По краю моря синего стоял Азов город", в точности повторяющая то самое таинственное начало оборванной песни "О Разине". Вот только речь в ней идет о Ермаке...

И сдается мне, что добавленные песни - как раз и есть самые настоящие народные, которые действительно набрали в деревнях. Одна голубиная книга именно в версии "Кирши" уже заслуживает пристального внимания. И видна общая направленность остальных "новых" песен (якобы раньше не прошедших цензуру) - они в основном бытовые, простые. Видимо, добавили для отвода глаз, мол, видите - народное грубое творчество! И никаких богатырей... ну, почти...

А у кого-то слишком длинный язык!

Итак, вернемся к тому моменту, где я говорю, что богатыри никогда себя не скрывали.

Ну, серьезно, что именно говорит нам о великой древности богатырей? Князь Владимир? Этот безбожный "викинг" (простите, не удержался), ставший христианином что ли? Там еще неизвестно, какой из Владимиров стал прототипом кого: исторический - литературного или литературный - исторического. Да и вообще, Владимир - "владеющий миром" - это, вот, прям совсем реальное имя, никак не литературное, да? По-моему, как нельзя лучше подходит для былинного славянского князя. Да и в Голубиной книге того же Кирши он зовется даже не Владимиром, а Волотомоном, видимо, от "Волота" - "конь" (у белорусов, по данным Романова), то есть тот же "конязь"-"князь", возможно.

Далее, Киев... Ну, что тут сказать. Я тут порыскал и понял, что слово это означает что-то типа "места сбора" или попросту "столицу" (а Кайзер и Цезарь, соответственно, это те, кто собирает вокруг себя народ - спасибо читателям Вадиму и Дмитрiю Андрiанову, своевременно надоумившие меня своими вопросами увязать свои данные по этой теме воедино). Поэтому Киевом былинным мог быть абсолютно любой город, в котором сидел Владеющий миром Князь.

Поэтому вопрос остается прежним: почему именно "Киевская Русь"? В некоторых былинах фигурируют татары и прочие "бусурмане", что связывают с татаро-монгольским игом, в которое ныне верить "не модно". Но опять же, почитайте более позднюю историю "украин": Астрахани, Дона, Урала... вы тоже увидите злостных "бусурман", с которыми бились....

И тут мы подходим к моей версии богатырей. Ну, не прям моей - не я ж былины писал, в конце концов. Да и вообще, до меня тут уже всё, что могли, проболтали Соколов с Костомаровым, которые в 50-х годах 19 в. писали свои исторические труды.

Начнем с сочинения "Бунт Стеньки Разина" Николая Ивановича Костомарова, написанного где-то в районе 1856-1859 гг. В нем есть довольно интересное описание «России XVII в.»:

Картина удельно-вечевой Руси является наблюдателю в таком виде: все дробится, все идет к тому, чтоб каждый город и даже каждое село образовывало самостоятельное целое; и между тем, однако, существует федеративная связь этих частей, без определенных учреждений для поддержки согласия между ними, основанная более на всеобщем чувстве и сознании единства Русской Земли и русского народа; управление посредством целого рода князей, из которых ни один, однако, не имеет значения государя; народоправление, выражаемое формою веч, – формою, которая в одних местах зрела, в других не созрела, смотря по обстоятельствам; перевес обычая над постановлением, побуждения над законом, личной свободы над повинностью, общинности над единичностью власти, воли живого народа над учреждением; вольница, движение, брожение, кочеванье и потому безладица и непрочность.

Напротив, признаки единодержавия были таковы: все народные интересы сосредоточиваются в одном лице, которое становится апотеозом страны и народа, и потому личность его приобретает святое значение; исчезает бытие отдельных частей, уничтожается народоправление, – все стремится к единообразию; преобразование обычая в постановление, сознания в букву закона, перевес повинности над личною свободою, старейшинства над общинностью, стремление к оседлости, установке и покою.

В борьбе этих двух укладов русского быта: удельно-вечевого и единодержавного – вся подноготная нашего старого дееписания. Начала единодержавия со всеми исчисленными признаками постепенно развивались… С XIV века, утвердившись на московской почве, оно вступило в явную борьбу с старым противником, истощенным от внутренних надрывов и устаревшим от лет и бед, шаг за шагом брало над ним веру и торжествовало свой перевес… Оживающий враг избрал тогда на юге России уголок, где мог, оправившись, не только давать отпор своему торжествующему сопернику, но и вторгаться в завоеванные им пределы. Старое удельно-вечевое начало Руси облеклось теперь в новый образ, – то было казачество…. Ворвавшись в Россию в образе казачества, покрыл ее развалинами и кровью… Вражда между ними, однако, была на смерть и не могла окончиться какими-нибудь взаимными уступками. Несколько раз соперники подавали друг другу руку, сохраняя в душе злобу, бросали один другому ласковые уверения, думая как бы уничтожить один другого с корнем и заводом; наконец, улучив удобное время, побежденный столько раз старик отважился на открытый бой...

Как ни темна первая история донского казачества, но что малороссийская народность участвовала в его закладке и воспитании – это лучше всяких исторических памятников доказывает нынешний язык донских казаков: среднее наречие между малороссийским и великорусским языками. Отсюда казачество охватило берега Волги, Терека, Яика и проникло в далекую Сибирь.

До эпохи самозванцев казачество, по-видимому, готовилось образовать отдельное общество в русских южных краях и хотело только укрыться с своею независимостью от северного единовластия; но вмешавшись в дела Москвы в начале XVII века, оно вошло в неразрывную связь с нею и уже не ограничивалось тем, чтоб засесть с своими началами в южных степях, а стремилось распространить эти начала по всей Земле Московского Государства.

С этого времени повсюду являются казаки. Правительство, желая остановить это брожение, допустило существование казачества внутри державы в виде особого военного сословия, наравне с стрельцами, пушкарями и воротниками. Оно употреблялось преимущественно там, где нужно легкое наездническое военное действие, в особенности для передачи вестей от одного города до другого и для конвоев. Другие, которые в смутные времена начала XVII века составляли казацкие шайки, были обращаемы в тягловые сословия, в посадские, в крестьяне, отдаваемы владельцам, от которых убежали, – словом, возвращаемы к тому гражданскому званию, в каком были прежде и они сами, и отцы их. Отведав вольницы времен самозванцев, многие уже не уживались на родине, бегали, шатались, составляли шайки, называли себя казаками и передавали эти привычки следующему за собою поколению. Таким образом казаки в глазах правительства разделялись на верных или признанных властью, и воровских, самозванных казаков…

... Волга на всем ее неизмеримом протяжении была поприщем воровских казаков. Их деяния воспевались в песнях; к ним относятся разнообразные предания; их образ в народном воображении сохраняется с мэрами (курганами) и городищами, усевающими приволжские степи... самые поэтические великорусские песни – те, где воспеваются их подвиги; в воображении народном удалый добрый молодец остался идеалом силы и мужской красоты, как герой Греции, рыцарь Запада, юнак Сербии. Слово «удалый молодец» значило у нас героя, а между тем оно смешалось со значением разбойников.

Итак, в половине XVII века казачество охватывало более чем пол-Руси, а народное недовольство гражданским порядком давало ему пищу и силы: в казачестве воскресали старые полуугасшие стихии вечевой вольницы: в нем старорусский мир оканчивал свою борьбу с единодержавием... Но само по себе, оно было не новым началом жизни, а запоздалым, отцветшим…

Таким образом, мы видим несколько иную Россию. Не единое государство, а столичную власть, воюющую против того, что было до нее – родовой крестьянский уклад. И если центральная область страны – это, несомненно, царская династия, то всё, что за светским забором – это уже «дикая Россия», которая не сдавала свои позиции очень-очень долго. И если так подумать, то существование казачества с 16 по 19 века (да что там говорить, до сих пор, в 21 в, в рудиментарной узаконенной форме существует…) – это опять же огромный срок; ну, не существует ничего так долго в человеческом обществе!

Вот эти-то казаки и стали богатырями! А чтобы как-то подвязать их к государству и показать превосходство Империи, богатырей прикрепили к Великому Князю Владимиру, ставшему вдруг историческим, отец Руси, христианин, свергнувший языческих идолов, ИЗМЕНИВШИЙ СВОЁ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, то есть ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР. "Ласковый князь", "красно солнышко", тот, кому НЕ СМЕЮТ ПЕРЕЧИТЬ богатыри.

Ведь в самих былинах богатыри являются казаками, атаманами, есаулами. Вот, например, былина о бое Ильи Муромца и Жидовина:

Под славным городом под Киевом,
На тех на степях на Цыцарскиих ,
Стояла застава богатырская;
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич млад;
Ясаул Алеша, поповский сын;
Еще был у них Гришка, боярский сын,
Был у них Васька долгополый....

Богатыри на заставе, охраняющие дальние рубежи - как раз далёкие от Москвы и Петербурга казаки.

И учитывая массовое появление именно казацких былин во втором издании, можно делать вывод, что оно, действительно, было политически основным, а первое издание - так, пробник... возможно, того же Малиновского, который как бы продолжил своё "Слово о полку Игореве" былинами.

И если официальная летопись государства Российского (Карамзин) не дошла до крестьянских бунтов, то в её обновлении - «Истории России с древнейших времён» С.М. Соловьева, издававшейся на протяжении 1851-1879 гг. уже можно вычитать интересный момент, вторящий Костомарову:

…государство было слишком слабо в застепной украйне, широком раздолье козачества. Мы уже знаем, какое очарование в молодом русском обществе производил козак и его вольная, удалая жизнь. Поэтические представления тогдашнего русского человека, отрывавшие его от повседневной, однообразной жизни, переносившие его в иной, фантастический мир, - эти поэтические представления сосредоточивались главным образом около козака и его подвигов; старинные богатыри народных песен и сказок превратились в козаков, и все чудесное, соединявшееся с представлением об Илье Муромце и его товарищах, естественно, переходило теперь к козакам, которые выдавались вперед своею удалью.

Самое сильное обаяние, разумеется, козацкий дух производил на стрельца. Стрелец вышел из тех же слоев общества, как и козак, он человек военный, привык владеть оружием, но он недисциплинирован как солдат, он полукозак, и легко понять, как при первой встрече с настоящим вольным козаком, при первой возможности повоевать на себя, т. е. пограбить, добыть зипун, стрелец бросает знамена государства и присоединяется к козакам. А вся сила астраханских воевод основывалась на стрельцах...

Искушение было действительно страшное: козаки расхаживали по городу в шелковых, бархатных кафтанах, на шапках жемчуг, дорогие камни; они завели торговлю с жителями, отдавали добычу нипочем: фунт шелку продавали за 18 денег... Но чем производилось тогда самое сильное обаяние? Широкостию размеров во всем, чудовищною силою, чудовищною властию; могучее обаяние производил человек, которому все было нипочем...

Вот, собственно, и всё, что я хотел рассказать. История нынешнего человечества вновь демонстрирует нам свою юность - далекие богатыри и их Русь 9-ого века может оказаться веком... нет, даже не 17-м! Достаточно почитать описания "дикой России", чтобы подвинуть временную планку к концу 18-го - началу 19-го века.

Тут, конечно, я всё-таки вступлюсь за фольклор и повторюсь, что поверхностно судить ни о чем нельзя. И даже в былинах, когда бы и кем бы они не были придуманы, есть информация, которая помогает разобраться в старом мировоззрении, в фольклоре, мифах. Невозможно привить народу что-то принципиально новое, можно лишь направлять его по нужному политике руслу, используя родные ему образы. Так что не опускаем руки и продолжаем поиски...

// При оформлении статьи был использован промо-материал х/ф "Богатырь", реж. Екатерина Гроховская, Zadorin Entertainment, 2016.

Автор: peremyshlin, источник: tart-aria.info

дьявол кроется в деталях.

«Крым отказался быть Одессой» – сербы в ПАСЕ довели украинцев до истерики

Употребляя по любому поводу термин «фашизм», Совету Европы не стоит забывать, что именно Россия спасла европейцев от фашизма. Об этом в ходе заседания сессии ПАСЕ заявил депутат Асс...

МО РФ отомстило за гибель бойца ССО в Сирии
  • Akbar
  • 24 июня 18:15
  • В топе

Российские ВКС уничтожили главарей группировки,  причастной к гибели бойца ССО и регулярным обстрелам авиабазы Хмеймим. Данные о смерти высокопоставленных полевых командиров подтвердили сами б...

Задание нашей делегации в ПАСЕ

Минувшей ночью Парламентская ассамблея Совета Европы проголосовала за возвращении России без всяких предварительных условий. Уже сегодня мы примем участие в сессии. И уже сегодня наша делегация должна...

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Sage Вчера 15:02

    Руский – с двумя «С» неправильно!

    В летописях – руский, руський. Откуда появилась вторая С и зачем она нужна? В.И. Даль утверждал, что писать «русский» с двумя «с» — неправильно, и писал с одной (рускiй язык, рускiй человек, руская земля и т.д.). Встарь писали Правда Руская; только Польша прозвала нас Россiей, россiянами, россiйскими, по правописанию латинскому, а мы перен...
    167
    Sage 25 июня 18:55

    Русь античная.

    Учебники истории пестрят главами об «античном средиземноморье». «А что же в это время происходило в России?» — резонно задаст вопрос любой здравомыслящий человек. Наука говорит, что «ничего не происходило. Дикие варвары, люди второго сорта в ямах сидели». Так ли это? Очевидно, что не так. Попробуем разобраться в этом вопросе.Тот факт, что огромное колич...
    2233
    NATA-SHA 25 июня 16:25

    Кто такой «ханжа»? Из какого языка это слово?

    Такое явление как «ханжество» возникло в Европе в эпоху средних веков. Оно применялось для определения людей, которые на глазах других вели богобоязненный образ жизни, осуждали за малейшие прегрешения своих знакомых и соседей, но сами не являлись такими уж праведными. Иными словами, ханжой называли неискреннего ложно набожного человека. Слово своими корн...
    171
    Иван Борисов 24 июня 20:28

    Ленин, миф шестой: Ленин был безнравственным человеком и отрицал мораль

    Владимир Ильич Ленин – русский революционер, большевик, крупнейший теоретик марксизма, основатель первого в мире социалистического государства и одна из самых величайших личностей мировой истории. На протяжении почти 30 лет на постсоветском пространстве ведутся непримиримые споры о том, каким он был человеком, и какую роль он сыграл в истории России и м...
    202
    Sage 24 июня 18:05

    ВЕДИЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕННЫЕ. НОВОЕ ВИДЕНИЕ!

    Снова ВЫСОКО - ПЕТРОВСКИЙ монастырь, Москва. Много НОВЫХ АРТЕФАКТОВ, ВЕДИЧЕСКИЕ НАДГРОБИЯ. даты 7089-й год, а это по нашему 1580-й год! ...
    592

    Мерянская кухня получила 1 и 3 места на фестивале «Каши в Кашине»

    Тут ничего особенного, просто градус пафоса. В мере должен быть пафос и загадочность. Иначе зачем этим вообще заниматься.Это как с реконструкцией языка. Все пишут в личку и коменты - растолкуйте, помогите перевести название бабушкиной деревни, а я вырос на речке...., а что значит старнная фамилия дедушки...Постепенно это становится значимым для людей. Э...
    193
    Ирина Репьёва 24 июня 17:32

    Автомобильный Крестный ход "Святая Русь": 48-52 дни пути. Нижнеудинск, Мариинск, Красноярск, Кемерово, Томск, Новосибирск

    Город Нижнеудинск, куда наши крестоходцы прибыли 18 мая 2019 года, https://vk.com/video52682943_456239383?list=8590d5f4f4166c2258  был заложен на реке Уде в середине семнадцатого столетия, когда в эти места, населённые бурятами, прибыло русское казачество. https://vk.com/video-148932319_456239360?list=4563b04eb534518e40  Местные племена встрети...
    584

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    220

    Правда ли, что Король-Солнце мылся всего два раза жизни?

    Миф о том, что в Европе не следили за гигиеной корнями упирается в традиционный быт русской культуры, а именно в существование бань на Руси. Возникает предположение, что наше изобретение – баня, европейское – парфюмерия. Вечный спор о том - мылась ли Европа Средних веков или нет, до сих пор гремит ужасающей канонадой. Мылся человек или не мылся, а точнее...
    4412

    Тайна Ковчега Завета

    Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: плотников, столяров, кузнецов, художников. Печатники и чеканщики украшали листы узорами. Ковчег Завета это тоже сундук, а значит он не мог появиться ранее Раннего Средневековья, поскольку ранее сундуки просто не делали. Ковчег это просто Кованный Чекан, то есть работа в основном трех мастеров ...
    1118

    Кто такие староверы и старообрядцы, древлеправославные и никониане?

    Староверов, древлеправославных и старообрядцев большое количество и все они разные. Есть даже такие, которые сотрудничают с РПЦ. Но это совершенно незначительное количество. И появилось оно в следующем виде.В дополнение к Поместному Собору 1971 года, РПЦ МП на последующем Поместном Соборе 1988 года подтвердила постановления собора предыду...
    661
    Чапай 21 июня 16:56

    Повесть Временных лет – ложная история России?

    Еженедельная рубрика - «Клуб читателей», где мы обсуждаем самые популярные комментарии читателей к статьям канала. Тема недели: "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - ОБМАН?"В комментариях читатели утверждают, что «Повесть временных лет» вымысел и мистификация. Что настоящая история древней языческой Руси была скрыта в интересах христианской церкви и династии Рюриков...
    1550
    Gnuss 21 июня 16:55

    У России всегда непредсказуемое прошлое...

    "История - это политика, обращенная в прошлое"К вопросу о расстреле царской семьи... (В качестве примера...)Один острослов заметил, что у России всегда непредсказуемое прошлое. Шутка отдает русофобией, но в ней уловлена существенная черта нашего национального характера, - для русского человека прошлое - не есть что-то канувшее в Лету. Русский человек, д...
    605

    Чудь и мерь

    В ходе "Прямой линии" президенту РФ, порой, задают внезапные или же очень образные вопросы. В частности, у Путина спросили, куда делся народ чудь. Сегодня считается, что это собирательное древнерусское название племен и народов прибалтийско-финской группы или же мифический народ, по легенде ушедший под землю."Ассимилировался", — коротко ответил президен...
    579
    al-termezi 21 июня 10:31

    Убийство Сталина: причины, последствия.

    Тридцатые годы XX века в СССР — самый настоящий клубок заговоров, — левые и правые уклонисты, троцкисты, военные, директора промышленных предприятий, НКВД и даже охрана Кремля, — ополчились против Сталина. Он, что, всех так сильно достал или существовал некий единый центр, из которого и осуществлялось общее руководство? В этом месте член общества «Мемор...
    2571

    Европа - это река

    Почему мы это так называем? Карпатские горы – это искаженное название Хорватские горы, поскольку то население, которое там проживает и сейчас себя украинцами называет, на самом деле племена белых хорватов (бехов). Примерно как белорусы. Я про это писал в работе «Белые хорваты».Хорваты ушли с берегов Волги на завоевание Восточной Европы (старое название р...
    521

    Водлозёрские ужасы

    Не принято осуждать среди нынешних водлозеров относительно недавно ушедшую из жизни ведунью Клаву Ковалеву. Соседи обнаружили ее с петлей на шее, стоящей на коленях в священной роще деревни Кевасалма. Ведунья повесилась на суку своего личного «колдовского» дерева. Виновата она в своей смерти или нет, но о начале ее «загробной жизни» рассказывают так же,...
    600

    Бас, басöк, васко, васкон, баский - "красивый"

    Русское диалектное слово ба́ский, ба́ской — "красивый", традиционно распространено к северо-востоку от Москвы. Это слово широко употреблялось ранее в Ярославской, Костромской, Нижегородской области, в Пермском крае, а также за Уралом в Сибири, куда оно попало в ходе колонизации центром которой были земли Верхневолжья.Каковы же корни этого северо-восточн...
    398
    fkmrf123 19 июня 18:57

    Софья Литовская, великая княгиня московская

    Княгиня Софья Литовская принадлежала к числу немногих русских женщин-правительниц допетровской Руси, принимавших активное участие в государственных делах. Своей деятельностью она значительно возвысила положение женщины в русской земле. Историки изображают ее умной, гордой и энергичной женщиной с твердым характером.Софья Витовтовна Литовскаяродилась в 13...
    708

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    2326
    dentvideo 18 июня 20:52

    Александр Колпакиди. Какие тайны унёс в могилу генерал Бобков?

    В Москве на 94-м году жизни скoнчaлся бывший первый зампред KГБ СССР и начальник пятого — «идеoлoгического» — управления, «правая рука» Андропова гeнepал aрмии Филипп Бобков, в 90-е работавший в Группе «Мост» Владимира Гусинского. О фигуре Бобкова и его жизненном пути рассказывает историк Александр Колпакиди. https://www.youtube.com/watch?v=H_lEGRtCWBQ ...
    1409
    За Царя! 18 июня 20:08

    Великие княжны - именинницы: Татьяна - 11 июня, Анастасия - 18 июня, Мария - 27 июня

    Великая княжна Татьяна Николаевна – пример действенной заботы. Не только распорядками в доме могла бы она заведовать, но… и в целом государстве«Абсолютно лишённая самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать всё то, о чём её просили… У неё был практичес...
    691
    Gnuss 18 июня 18:23

    Самый странный маршал

    Тремя серьезнейшими странностями (не считая мелких), совершенно не имеющими внятного объяснения, отмечен жизненный путь Маршала Советского Союза Кирилла Афанасьевича Мерецкова.Странность первая. Еще до войны Мерецков допустил череду крупных, серьезных, непростительных промахов, за которые кто-то другой мог и понести серьезное наказание. И тем не менее М...
    2971

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    690
    Sage 18 июня 09:45

    Мистические тайны Пифагора.

    Он был одним из самых знаменитых людей своего времени, а его имя и сегодня встречается едва ли не в каждом учебнике геометрии. Кто он – великий мистик Пифагор?Сложно найти школьника, который не знал бы Пифагора и его знаменитую теорему. Однако считать, что выдающийся учёный нашёл лишь точный подход к решению математических задачек, было бы примитивно. П...
    1004

    Как Киевскую Русь превратили в Украину, а потом в «АнтиРоссию»-а была ли Киевская Русь в принципе?

    Непостижимый вопрос последних десятилетий. Есть только один метод, чтобы получить правильный ответ, - пройтись по всему древу малороссийского сепаратизма - от невинного семечка до ядовитых плодов. Выяснить, кто поливал, окучивал и удобрял саженец. Путь этот займет почти 900 лет.«Семена и всходы»«КОТЛЕТА ПО-КИЕВСКИ»В августе 1991 года, накануне путча в Москве, президен...
    1131

    Тайна опричнины. Востребована ли она сегодня?

    С восстановлением славного имени Царя Иоанна Грозного, а с ним и Славы истории России, весьма актуально стоит вопрос об опричнине. Споры до сих пор продолжаются и мнения не однозначны. Так что это был за феномен опричнины? В чем ее тайна, и почему она исчезла? Применимо ли в современной жизни ее практика? Почему и зачем возникла идея опричнины у Царя? В...
    855

    Бременские музыканты

    Если ты знаешь русский язык и имеешь возможность изучить татарский язык (и наоборот конечно), немедленно изучай. Тебе откроются невероятные тайны прошлого и ни один прощелыга от истории никогда не сможет провести того, кто владеет языком Бога. Церковно-славянский язык потому и есть язык богослужения, что Слава это сони ангелов небесных, с которыми на этом языке говори...
    1497

    Бульбаши

    "Почему нас белорусов называют бульбашами? У нас кроме картошки много разных блюд. И еще - что-то я не верю, что картошку сюда кто-то завез с Америки. Заранее спасибо!"(Андрей84 Белоруссия)Поклон представителю братского белорусского народа, к которому я питаю самые дружеские чувства и сердечное расположение. Замечательные и добрые люди, гордость нашего ...
    712
    sugochka 17 июня 16:45

    СВИДЕТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА О ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИНКАХ ИЗ РУМЫНИИ.

    МОНОПОЛИЯ НА ИСТИНУ. (Серия публикации №3) А.И.УМНОВ-ДЕНИСОВ3-е.представление. Президенту РАН Александру Михайловичу СергеевуПродолжение статьиСВИДЕТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА О ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИНКАХ ИЗ РУМЫНИИ.Грамота №1045Город                                    &nb...
    872

    "Убили зверски, загадочно..."

    В ночь с 14 на 15 июля 1939 года в своей московской квартире по Брюсовому переулку, 12 была убита 45-летняя Зинаида Райх, известная актриса, жена театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, в прошлом — супруга поэта Сергея Есенина. Пробравшись в квартиру через незапертую дверь балкона, преступники нанесли Зинаиде Николаевне множество ножевых ранений. ...
    677
    NATA-SHA 16 июня 22:01

    Хреново, Балдейка и Козявкино: почему у деревень на Руси такие странные названия.

    Каких только названий деревень не встречается на просторах Руси – от поэтичных и возвышенных, вроде Поспелово, Вознесенского или Красавино до забавных, смешных и даже казусных: Дурново и Хреново, Снова Здорово и Попки, Лысая Балда и Козявкино.  Однако не спешите смеяться. Если что-то на Руси кажется вам смешным, значит, вы просто чего-то не зна...
    1345

    Ночь Сварога

    Вопрос:"В интернете много информации про Ночь Сварога. Там и темные силы и инопланетяне. Вконец запуталась. Можете пояснить, что означает эта ночь?"(Анна Седых. Тула) Ответ: https://zen.yandex.ru/media/bylina/noch-svaroga-5d067a342614780df6a15db8 ...
    1371

    Почему в Украине столько русскоязычного населения

    Сегодня у нас встреча с нашей старой знакомой, актрисой и телеведущей Яниной Соколовой. Пару раз мы отшлёпали эту барышню, видимо ей понравилось и захотелось ещё.Почему на Украине столько украиноязычного населения, мы уже разобрались - принудительная украинизация. Давайте послушаем её версию насчёт русскоязычного...(Продолжение в видео)...
    1576
    Ирина Репьёва 16 июня 19:13

    Автомобильный Крестный ход "Святая Русь": 46,47,48 дни пути. Улан-Удэ, Селенгинск, Иркутск, Кутулик, Тулун.

    16.5.2019. В городе Улан-Удэ наши крестоходцы вновь встретили добрых людей, которые и разместили их, и от души накормили.  Но и паломники не были чужды благотворительности, весь Крестный ход помня слова Евангелия от Матфея: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне...". ...
    1800
    Чапай 16 июня 14:15

    Русь до крещения. Запрещенная правда или грёзы варвара? (видео)

    ...
    540
    Алимович 15 июня 17:21

    Как пишется до история

    О том, как иногда «пишется» история, многие очень хорошо, конечно, знают, но многим ли известно, как «пишется» до-история. Читая Геродота, Аристотеля, Ксенофонта, Помпония-Мелу и многих других древних авторов, встречается много рассказов о дальних странах, где живут люди с собачьими и оленьими головами без глаз и с одной ногой, на которой скачут, а когд...
    524

    Как стать славянином.

    К сожалению сейчас часто можно услышать от многих людей, не понимающих о чем они говорят, гордо произнесенное "Я славянин". Однако на мой вопрос, что означает это слово, большинство "славян" не смогли ответить даже приблизительно. В большинстве своем они связывали это название с этническим содержанием, мол, я украинец, русский или скажем белорус. Не сто...
    1233

    Илья Муромец

    "... Тему с украинским Ильей Муромцем можно закрывать, тем более, что муромец это не житель Мурома, а на старорусском языке означает красивый (муромец-красавец). О монахах так не говорят, а вот в Исламе халиф Али, он же писец Халид Султан ( Эйюп Султан ) действительно назван многократно красивым и красавцем.Тело тленно, но люди, которых я назвал, слышат...
    932
    al-termezi 14 июня 13:23

    Убийство Сталина: причины, последствия.

    Когда на Западе говорили о том, что советские войска, находясь рядом с Варшавой 1 августа 1944 года (фактически в предместье Варшавы), не пришли на помощь восставшим, наши историки всегда оправдывались, мол, части Красной Армии на этом направлении были сильно истощены предыдущими боями, сказывалась острая нехватка боеприпасов итд, итп. Сегодня можно ска...
    4443
    Rif Фитиль
    4 июня 08:36

    Первые русские князья: Владимир Святой, его дружина и пиры Часть II(видео)

    Е.Ю.Спицын и К.Р.Конюхов "Первые русские князья: Владимир Святой, его дружина и пиры" Часть IIhttps://www.youtube.com/watch?v=OxIeCEHQ9Xc&list=PLegzc6os8hlgjnbeK7XRA_KYHM5KW-HAD&index=1...
    514
    Rif Фитиль
    3 июня 18:13

    Первые русские князья: Владимир Святой" Часть I(видео)

    Е.Ю.Спицын и К.Р.Конюхов "Первые русские князья: Владимир Святой" Часть Ihttps://www.youtube.com/watch?v=FbYzT81xrXQ&list=PLegzc6os8hlgjnbeK7XRA_KYHM5KW-HAD&index=2...
    584

    Владимир Мономах: эффективный управленец Киевской Руси

    Он снискал славу справедливого властителя и отважного военачальника. Близкие знали князя Владимира Мономаха как рачительного хозяина.83 военных похода, 19 мирных договоров с половцами, объединение Руси, казнь более 200 князей, 4 литературных произведения — таковы краткие итоги правления Владимира Всеволодовича Мономаха. В быту выдающийся деятель был скромен, парадной ...
    1282
    Sage 30 мая 17:01

    Куда исчезли рукописи по истории М. В. Ломоносова

    «Следует знать историю отечества. Только ведая об истоках, можно постигнуть смысл дел настоящих и устремить ясный взгляд в будущее», - М. В. Ломоносов.Первый в истории России обыск с конфискацией имущества происходил в доме М.В.Ломоносова сразу после его смерти. По приказу Екатерины II, граф Г.Г.Орлов опечатал кабинет учёного. Было изъято большое количе...
    3706

    Кем был Георгий Победоносец

    Основателем Москвы считается Юрий Долгорукий, который получил свое имя в честь Георгия Победоносца. Именно поэтому изображение святого отражено на гербе города, а сам он является покровителем столицы. Один из древнейших монастырей России - Юрьев монастырь, также был основан в честь Георгия. Вообще, его образ стал столь привычен на Руси, что уже является неотъемлемой ч...
    1510

    Истории от Олеся Бузины: Мазепа. Молодость суперпредателя

    Я написал бы о каком-нибудь другом, более приятном мне герое, но наша действительность лишает меня выбора. Все вокруг "омазепливается", согласно директивам сверху. Портрет с десятки. Настоящего лица гетмана не знает никтоТо на том, то на другом телеканале выскакивают маленькие "мазепята", выдающие себя за экспертов и политологов, и пытаются доказать, что...
    1027

    Памятный день России – русские не дали шведам закрепиться на Неве

    18 мая 1301 года новгородское войско под командованием великого князя Андрея Александровича взяло штурмом шведскую крепость Ландскрона, которая была построена в устье Невы.После завоевания шведами во второй половине XII - первой половине XIII века Юго-Западной и Центральной Финляндии их экспансия на восток была приостановлена на несколько десятилетий бл...
    1472
    Rif Фитиль
    18 мая 17:11

    Головоломка от Емельяна Пугачева.

    Головоломка от Емельяна Пугачева. Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева повергла в ужас правящую прослойку. Население огромных территорий буквально кинулось уничтожать дворянскую администрацию, помещиков, иерархов. От тех времен до нас дошло 68 подлинных манифестов и указов за подписью Пугачева с призывами уничтожать...
    1588

    ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ ПОЛАБСКИХ И ПОМОРСКИХ СЛАВЯН В IX-XI веках н.э.

    ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ ПОЛАБСКИХ И ПОМОРСКИХ СЛАВЯН, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ГОРОДА.НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ. ИЗ «ДЕЯНИИ СВЯЩЕННИКОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ» АДАМА БРЕМЕНСКОГО Это не первые мои публикации о полабских славянах, надеюсь не последняя, замыслил я небольшую серию публикаций, для кого то данный текст станет открытием, а кому то "осве...
    2475

    Княжеская доля. Кому служил Александр Невский?

    Вечный образ герояВ истории есть такие личности, чей положительный образ закреплен на уровне государственной догмы. Причем зачастую догма переходит из века в век, даже несмотря на смену политических формаций.Россию царскую сменила Россия советская, на смену советской пришла постсоветская, но образ Александра Ярославича Невского как русского рыцаря и спасителя страны о...
    1530

    Новгород наступает. Как Александр Невский на немцев пошел

    март 1241 - март 1242Магистр Тевтонского Ордена рвет и мечет. Ливонский Орден втянул тевтонцев в ненужную войну с русами в самое тяжелое время. И теперь царь русинов Александр унижает Орден своими победами!МагистрПеред магистром Пруссии Генрихом фон Вейда лежала карта тевтонских земель, вся покрытая фигурками бесчисленных врагов. В Леванте рушится Иерусалимское короле...
    2889

    Битва при Сальнице: прародительница всех побед русского оружия

    27 марта 1111 года переяславский князь Владимир Мономах добился первого глобального полководческого успеха в истории Древней РусиВ истории русских воинских побед долгое время первой и самой знаменитой считалась баталия на Чудском озере, выигранная Александром Невским. Но куда справедливее было бы считать — и сегодня именно так и принято считать! — первы...
    2792
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика