Турунт и Хесин

3 2128

...При учете всех известных на настоящее время источников и при использовании современных научных подходов античность Северо-Запада России перестает быть предметом «идиотских ухмылок». В этом регионе сотни поколений пращуров-земляков россиян и их соседей оставили немало ярких археологических следов, включая знаменитые петроглифы или культурно-исторические комплексы типа Кижей.

Современные ностратика и глоттохронология позволяют предполагать происхождение многих географических названий Восточной Европы хотя бы с мезолита. Например, Валдай на Новгородской земле известен с 15 века, но река Валданис (Кубань) – с 7 века. А библейский Валтасар – более чем на тысячу лет раньше.

Если идти от ностратики, то необходимо учитывать хотя бы корни по Словарю Бомхарда.

№ 367. (!al-) «Быть высоким, вознесённым, подняться высоко; над, за» (ИЕ - индоевропейство, АА – афро-азиаты, Ур - уральцы, Алт - алтайцы). Вплоть до русского «вала».
№ 89. (da-) «Вместе с, в дополнение к» (ИЕ, Кар- картвельцы, АА, Эл - эламы, Алт, Шум - шумеры).
№ 464. (hal-) «Другой, иначе» (ИЕ, АА).
№ 294. (k’al-) «Поднимать, возвышать, делать высоким; возвышенный, высокий; вершина» (ИЕ, Кар, АА).
№ 550. (mal-) «Холм, гора» (ИЕ, Др). (Иллич-Свитыч № 286 «гора»)
№ 13. (bal-) «Быть или стать тёмным, смутным, слепым» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 6 «слепой»).
№ 376. (!al-) «Вызвать огонь, светить, раскалить, зажечь, жечь» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 140 «сжигать жертву»). Палить, пал.
№ 495. (wal-) «Развести огонь, жечь, поджарить, утеплить» (ИЕ, АА, Др).
№ 86. (dil(y)-) «Сиять, быть или стать ярким» (ИЕ, Кар, АА, Др, Шум). (Иллич-Свитыч № 68 «солнечный свет»).
№ 15. (bal(y)-) «Сиять, быть ярким» (ИЕ, АА, Др). (Иллич-Свитыч № 5 «сверкать»)
№ 82. (daG-) «Блестеть, сиять, гореть ярко; день» (ИЕ, Кар, АА, Др, Шум). (Иллич-Свитыч № 70 «светлый»).
wal- daG- (и подобные созвучия) для ранних языческих времен – преимущественно обозначение традиционных мест поклонения огню. Все остальное разнообразие трактовок оказывается подчиненным этому изначальному.
Если учесть ностратическое № 88. (day-) «Брать, нести, передавать» (АА, Др, Шум), то wal-day- - дарование огня. Тоже важная часть ритуалов, так как добыча огня в древности оказывалась делом трудным.
№ 85. (daw-) «Становиться истощённым, умирать» (Иллич-Свитыч № 76 «болеть, умирать»).
№ 172. (d(z)a?-) «Истощиться, стать изнурённым, увядшим; слабый, вялый» (ИЕ, Кар, АА, Др).
Эти окончания приведут ононим к обозначению «увядания огня».
№ 507. (wal-) «Ударять, ранить, разрушать» (ИЕ, Др). Валить.
№ 144. (d(y)aw-) «Расщеплять, колоть, пронзать» (ИЕ, Кар, Шум).
№ 144а. (d(y)aw-ar-) «Наносить удар, пронзать, проникать; любой острый предмет» (ИЕ, Кар, Шум).

Подобные соединения приведут к смыслу ононима – место, где могут (вероятно, в ритуальных целях) убить.

Вид на Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь.

В статье «Те в законе дурят массам головы» мною позитивно оценена работа ученых В.А. Булкина, В.Н. Седых, С.Ю. Каргапольцева (Санкт-Петербург) «Реки восточной части Балтийского бассейна в позднеантичных источниках и некоторые археологические находки на р. Луге». (Опубликовано: Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2005. Вып. 3. С. 142-152)

...Вместе с тем любое обращение историков и археологов к досредневековым глубинам развития Северо-Запада России, включая и Приильменье, необходимо только поддерживать. Диктату медиевизма, упорно обрезающего отечественную историю, должен быть положен конец. К сожалению, В.А. Булкин, В.Н. Седых и С.Ю. Каргапольцев не касаются подробностей Геродота или Птолемея. Вместе с тем они сравнительно подробно излагают античные данные, касающиеся Северо-Запада России начала нашей эры. Отмечают недостаточную осведомленность об этих краях Страбона, как и всей римской географической традиции к временам Страбона. Но вот Тацит и особенно Птолемея, последний в опоре на возможности знаменитой Александрийской библиотеки, уже знают немало подробностей о регионе.

Ономастика Птолемея отчасти обнаруживаются и в сочинениях второй половины IV в. Один раз — вскользь — у Аммиана Марцелина о Хронии и Висуле, расположенных предположительно вблизи друг друга, а затем у у Маркиана Гераклейского: “За устьями реки Вистулы следуют устья реки Хрона; а за рекою Хроном далее находятся устья реки Рудона. Эти реки изливаются в Венедский залив, который начинается от реки Вистулы, простираясь на огромнейшее пространство. За рекой Рудоном находится устье реки Турунта; а за рекою Турунтом следует река Хесин и ее устье. За рекою Хесином находится неизвестный Иперборейский океан, прилегающий к Иперборейской неизвестной земле… Река Хесин и Турунт текут с вышележащих гор, которые называются Рипейскими горами и лежат внутри материка между Меотийским озером и Сарматским океаном”.

Авторы признают, что в данном описании четырех рек проступают такие черты индивидуальности, которые трудно объяснить исключительно кабинетной фантазией, и именно они вызывают чувство осторожного доверия к географической информации. Если Вистула, Хрон и Рудон определенно впадают в Венедский залив Сарматского океана (это обстоятельство подчеркнуто особо), то Хесин (Хезин) и Турунт похоже не связаны с тем же заливом, простиравшемся на “огромнейшее пространство”.

У истоков реки Великой

Название части океана, принимавшего обе реки, Маркиан не приводит: возможно, оно ему было неизвестно. Не менее отчетливо различаются позиции истоков рек: Рудон и Борисфен (Днепр) начинаются вблизи Аланской горы. Турунт и Хесин вытекают из Рипейских гор внутри материка. Уточненное положение этих гор между Меотийским озером (Азовское море) и Сарматским океаном, куда обе реки впадают, позволило П. Шафарику сделать тонкое замечание: в описании содержится косвенное указание на северную ориентировку течений Хесина и Турунта. Замечено, что полнота географических сведений о реках различается: она уменьшается по мере удаления от Вистулы на восток и приближения к “неизвестной гиперборейской земле”. Надо думать, что в этом, как и в устойчивом порядке перечисления рек античными авторами, отражается реальность именно такой последовательности их расположения: Вистула, Хрон, Рудон, Турунт, Хесин.

Понятно, что это преимущественно римский подход, примерно с 1 века до н.э. Греции, включая Геродота, хорошо знали реки Великой Скифии: Истр (Дунай), Тирас (Днестр), Гипанис (Буг), Борисфен (Днепр), Танаис ( Дон), Ра (Волга)… Добротно знали скифские земли персы и многие иные античные народы.

В.А. Булкин еще ранее уже представлял версии локализации античных рек на современной географической карте. Отмечен интерес славяноведения к таким локализациям. Видный славяновед П. Шафарик сетовал: “Неизвестно, что именно была за река Turuntes… Маркиан выводит ее из Рипеев и уверяет, что она течет на север и впадает в Сарматское море… Во многих отношениях жаль, что означенных рек, Turuntes и Chersinus, нельзя с точностью означить. Впрочем, невозможное теперь когда-нибудь сделается доступным”. На этом славяноведение надолго остановилось. Но проблем с локализацией при правильном размещении гор Рип (Риф) – как водораздела Балтики и Каспия – никаких нет. Е. Замысловский справедливо предположил, что загадочный Турунтус следует искать к северу от Западной Двины. И свидетельства, отчасти выводящие на след Турунта, появились за несколько лет до публикации исследования П. Шафарика.

Еще в первой половине 19 в. (почти через две тысячи лет после Птолемея) жители называли Тарантусом правый приток Западной Двины — р. Полоту, особенно в ее верхнем течении. Сведения М. Борха об этом упомянуты в Географическом словнике Польского королевства. Отождествление Тарантус — Полота есть в работах О. Турчиновича и В. Данилевича. Двойное название — Полота - Турунт — удостоверял А. Сапунов. Турунтовская волость в составе Полоцкого повета отмечена в работе слушателя Археологического института Н. Оглоблина. Она состояла из двух частей и, как другие местные волости (Неведринская, Дриссецкая и др. в районе истоков р. Великой), имела название явно озерно-речного происхождения. Озеро Тарантово в верховьях р. Полоты обозначено на карте Литвы Большого атласа Меркатора — на современной карте, вероятнее всего, нынешнее оз. Неколочь или оз. Туричинское. То же название, приуроченное к озеру в верховьях Полоты или к верховьям самой Полоты, повторяется в Разрядной книге полоцкого похода Ивана IV в 1563 г. Полоцкая ревизия 1552 г. упоминает село Тарантово с принадлежащим ему озером. Нынешняя д. Шведы при выходе р. Полоты из оз. Неколочь еще сравнительно недавно имела другое название — Туронтово или Торонтово (информация 1980 г.). Имение “Ulanowie y Tarantowie” на берегу р. Дриссы фиксируется материалами актовых книг Витебской и Могилевской губерний под 1668 и 1670 гг.

Река Великая у Пскова

Составитель публикации — М. Веревкин — пишет, что название имения “намекает на древнее название р. Полоты, Турунтес”. То же речное название — Турант (Turantus, Tarantus) приводит Герберштейн, проезжая вдоль побережья Западной Двины к Москве.

В.А. Булкин, В.Н. Седых и С.Ю. Каргапольцев констатируют, что письменные источники и картографический материал XVI-XX вв. регистрируют в области междуречья верховьев р. Великой и полоцкого течения Западной Двины группу близких по звучанию наименований: Турунтус, Турунтовская, Турунтовая, Торонтово, Тарантово, прилагаемых к реке, озеру, населенным пунктам, волости. Сходство названий рек, озер, селений — явление весьма типичное, исключающее случайность.

Сделан взвешенный вывод, что за античным гидронимом Турунт стоит озерно-речная система, включающая реки Полоту и/или Дриссу, р. Великую, Чудское озеро, р. Нарову.

Псковское и Чудское озеро, Нарва, Финский залив

Данная система, ориентированная меридионально, сообщается с Балтийским морем посредством Финского залива, т.е. вполне обособленной частью балтийской акватории. Независимо от этих публикаций Турунт связан с системой Великая – озера – Нарва и мною в ряде публикаций.

Река Ловать. Великие Луки

Далее авторами указано, что река Хезин (Хесин)— следующая после Турунта и самая дальняя от Вистулы (Вислы) — не находит более или менее основательных соответствий на современной географической карте. П. Шафарику имя этой реки — Chersinus — напоминало Корсь древнерусского летописца. Если же исходить из предложенного выше соотнесения старых и современных названий рек юго-восточной и восточной Прибалтики — Хрон — Неман, Рудон — Западная Двина, то устье Хезина — восточнее Турунта, северной ориентации и связано с Океаном — надо искать в восточной части Финского залива и соотнести его, например, с р. Лугой.

Авторы приходят к выводу - историческая география восточноевропейского Северо-Запада может указать и на собственно восточную окраину того же залива, т.е. ту, которая принимает в себя р. Неву. В этом случае вызываются ассоциации с будущим северным отрезком пути “из варяг в греки”: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову и Ловати, имеющим, как и реконструированный Турунт, меридиональную ориентацию и реальную связь с верховьями Полоты и Дриссы. Этот заманчивый “образ” Хезина не должен исключать взгляда и в другом направлении — поиска следов Хесина. Версия о вероятной связи Хесина с водной системой от озер округи Селигера через Мсту к Ильменю, Волхов (Луга) – Нева к Балтике мною обосновывается уже два десятка лет. Есть эта версия и в «Реальной истории России» (совместно с В.М. Кандыбой», что крайне раздражает официоз).

Река Мста

Озеро Ильмень

Река Луга у Кингисеппа

Волхов впадает в Ладогу

Там, где Нева вытекает из Ладоги

Позднесредневековая карта ранней Московии

Река Поломять. Путь из Селигера к Ильменю

Локализация античных Турунта и Хесина

Авторы отмечают, что осенью 1996 г. на заброшенных торфоразработках Глумицкого болота в Волосовском районе Ленинградской области, приблизительно в 60 км к юго-западу от г. С.- Петербурга и в 70 км к северу от г. Луги, группой охотников был обнаружен хорошо сохранившийся железный топор неизвестного ранее в этих местах типа. Дальнейшие исследования выяснили, что использование такого орудия в качестве хозяйственного вряд ли целесообразно и это скорее всего боевое метательное оружием типа известных "франциск" древних саксов и франков. Подобные узколезвийные боевые топоры позднеримского времени признаются прототипами меровингских "франциск". А найденный образец хронологически может быть датирован первой половиной III - серединой IV в. н.э.

Образцы оружия этого периода на Северо-Западе России не многочисленны, но и не единичны. Упоминают случайную находку из окрестностей Луги боевого однолезвийного ножа с бронзовой рукоятью (рис. 2: 4). И - как это не казалось бы парадоксальным - ближайшие аналогии этому предмету пока нашлись лишь на территории северо-западной Испании, в ограниченном регионе между Саламанкой и Бургасом. Они там датируются второй половиной IV - началом V в. и соответствуют пограничной зоне между расселением проникших в это время (около 406 г.) на Иберийский полуостров вандалов и аланов, противостоявших тогда же германцам-вестготам. Допускают, что в событиях этой эпохи могли принять участие и галинды, выходцы из Прибалтики. Хотя и у венедов шансов немало, тем более у аланов от Аланской горы, известной в округе в начале нашей эры.

Интересен и комплекс трупосожжения с оружием, обнаруженный еще в конце XIX в. в кургане 45 у погоста Доложское, в районе озера Самро Плюсско-Лужского междуречья, что неоднократно обсуждалось в литературе. Здесь были найдены умбон щита так называемого типа Либенау (Ян – 7) с острым шипом в центре и "жемчужным" декором по краю, втульчатый наконечник копья с ромбовидным пером типа 1Г по Казакявичусу и трехчастные удила с кольцевыми псалиями, оформленными в стиле Сёсдал (рис. 2: 1-3). Умбоны подобного типа, характерные в период B2-C1 для восточных германцев и сохранявшиеся еще длительное время (D1-D2) в позднеримской варваризованной армии, за редкими исключениями (Цебельда, Глувчице), исчезают к середине V в., охватывая, таким образом, обширный хронологический интервал с рубежа II – I вв. до начала V в. Сочетание хронологических позиций умбона с наконечником копья и удил позволяют определить дату комплекса последней четвертью IV – первой четвертью V в. и отнести бытование данных вещей к так называемому "позднеримскому времени" или к началу "эпохи Великого переселения народов". Более точная датировка в настоящее время вряд ли возможна. Но это и время знаменитых войн Аттилы с Хольмгардией, отмеченных скандинавским эпосом.

Обряд трупосожжения с помещением в могилу оружия тогда не был характерен для местного населения данного региона Восточной Европы и отражает проникновение сюда выходцев из более западных и отчасти юго-западных территорий. М.М. Казанский прямо считает набор оружия из погребения в Доложском погосте типично балтским и связывает его происхождение с пришедшими с Запада через территорию Литвы смешанными германо-балто-славянскими дружинами. (Казанский М.М. О балтах в лесной зоне России в эпоху Великого переселения народов // Археологические вести. Вып. 6. СПб., 1999. С.409-411. Рис.6:1-3.). Здесь даже точнее говорить о полиэтносе венедов. Определённая близость курганного погребального обряда и самого инвентаря с летто-литовскими и западно-балтскими комплексами очевидна (правда, педалируются балты, а праславянский характер венедов затушевывается). А. Таутавичус относил комплекс из пятого кургана в Таурапилисе к концу V- началу VI в. И. Вернер, датируя погребение "около 500 г. ", связывал его с эпохой Теодориха Великого (488-526 гг.). Это тоже герой сказаний о войнах Хольмгардии с Аттилой и Тидреком Бернским.

По расчетам авторов, наиболее вероятная дата "закрытия" комплекса лежит приблизительно между 450-475 гг. (это время Аттилы и более раннего Теодориха, который наряду Теодорихом Великим тоже известен). В итоге, находки на Ижорском плато в целом хронологически оказываются более ранними, чем "классические" памятники Литвы горизонта Таурапилис-Вижяй, также, в свою очередь, маркирующие западный путь связей.

Никак не связаны с местным Северо-Западным и Прибалтийским кругом древностей представленные образцы боевого ножа (меча) и топора, выступающие явно инородными для этих территорий. Более того: все упомянутые находки приходятся на период, когда на Северо-Западе России, по мнению большинства исследователей, вообще никакого населения не зафиксировано. Но раз вещи позднеримского горизонта имеются, остаётся предполагать, что таковое, имевшее далекие западные контакты, все-таки существовало. Культурно-демографический вакуум при довольно плотно заселённой территории сопредельных регионов просто невозможен, а опосредованное влияние провинциально-римской культуры выглядит вполне вероятным. Авторы делают очень справедливый вывод, но соответствующие этнографические данные от времен Птолемея хотя бы до Иордана не приводят. А жаль.

Конечно, пионерская статья В.А. Булкина, В.Н. Седых и С.Ю. Каргапольцева требует суммирования с большим массивом исследований, уже накопленных по досредневековью Северо-Запада России. Главное, и в реальной истории Новгородской земли ныне без Турунта и Хесина никак не обойтись. Если речь о реальной науке.

И думается, вполне могут быть жизнеспособны туристские маршруты «Турунт – Хесин» (античные святилища Руси). Водные, автобусные, самодеятельные…В этих краях есть что посмотреть из очень и очень реально древнего. Хотя бы в первых залах добротных музеев. Да и сама природа хранит память о первых поселенцах в этих краях.

Один из залов Новгородского музея

Петр Золин - доктор исторических наук, профессор

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
    • Naomi
    • 22 октября 2019 г. 12:41
    А что, на дне Чудского озера, должно быть, много металлолома?
  • Весьма интересно, выкачал на изучение. :sunglasses: