Ретро-роботы…

2 426

В фильме «Терминатор» показан военный робот будущего T-800. В реальной жизни восстания машин пока еще не произошло, и роботы не узурпировали власть на планете, но если учесть то, с какой скоростью развивается робототехника и как много роботы научились делать за последнее десятилетие, то подобный сценарий может перестать плодом фантазии писателей и кинорежиссеров. И если такого хода истории нам не избежать и все мы когда-либо окажемся порабощенными искусственным интеллектом, то знайте — начало этому процессу было положено сотни или даже тысячи лет назад. Еще во втором веке до н.э. в храмах Египта действовали автоматы по продаже освященной воды. Количество воды, вытекавшей из крана, соответствовало весу монет, опущенных в приемное устройство автомата. В храме Зевса в Афинах тоже был автоматический продавец освященной воды. Согласно древнегреческим легендам Гефест – божественный кузнец Олимпа – изготовил две золотые статуи молодых женщин, которые могли двигаться и помогать хромому богу, поддерживая его во время прогулок. В истории императора Та-Чжуана есть описание механического человека. Императрица так увлеклась роботом, что ревнивый правитель Поднебесной империи повелел конструктору сломать его, хотя и ему самому этот робот тоже очень нравился. Инженеры Александрии более 2000 лет назад создали около сотни разнообразных автоматов, описания которых сохранились. Легендарный Дедал делал человекообразные фигуры, которые могли двигаться. Как сообщает Платон, эти роботы были настолько активными, что приходилось их охранять, чтоб они не сбежали. В храмах Феба в Египте были фигуры богов, которые говорили и жестикулировали. По свидетельству Герсиласио де ла Веги, у инков долины Римак была статуя, которая «разговаривала и давала советы, отвечала на вопросы как Дельфийский оракул».

Зашифрованные инструкции по созданию роботов столетиями хранились в книгах. Монах Герберт д'Орильяк (920—1063), профессор Реймского университета, а позднее папа Сильвестр Второй, сообщает, что у него был бронзовый автомат, который отвечал на вопросы. Сконструировал он его сам. Этот робот мог отвечать на важные вопросы, касающиеся политики или религии, лаконичными «да» или «нет». Не исключено, что записи по его программированию и обслуживанию могут храниться в библиотеке Ватикана. «Магическая голова» автомата после смерти папы, увы, исчезла. А может, спрятана от греха подальше?

Архиепископ Регенсбурга Альберт (1206–1280) имел прозвище Магнус (Великий). Почти 20 лет он посвятил созданию андроида. Этот автомат был сделан из «металлов и неизвестных вещей». Механический человек двигался, разговаривал и выполнял домашние работы. Альберт и его ученик Фома Аквинский жили вместе, андроид прислуживал им обоим. Судьба автомата оказалась плачевной: однажды Фома, разозленный его медлительностью, схватил молоток и разбил робота. Позже он и Фома Аквинский были причислены Католической церковью к лику святых, а слово «андроид» сохранилось в науке как обозначение человекоподобного робота.

Механические птицы Архита Тарентского

Поиски самых первых созданных людьми автоматов неизменно приводят нас в Грецию, где в 350 году до нашей эры греческий изобретатель Архит Тарентский (Archytas of Tarentum) удивил публику самостоятельно собранным механическим голубем. Конкретных доказательств, к сожалению, нет, но считается, что Архит сумел сделать деревянного голубя, который мог взлетать в воздух на несколько сот футов. Ученые предполагают, что подобный механизм мог приходить в действие посредством сжатого воздуха или пара. Так ли иначе, легенда о невероятном мастерстве Архита и гениальности его изобретения прожила сотни веков и поражает до сих пор.

Архит был человеком с проницательным умом, и ему легко покорялись такие монументальные науки, как математика, астрономия, политика и многие другие дисциплины. Некоторые историки считают его основателем машиностроения.

Философ-пифагореец, математик и механик, теоретик музыки, государственный деятель и полководец. В честь Архита назван кратер на Луне.

Родился в Таренте, учился у Филолая. Преподавал математику Евдоксу Книдскому, затем вместе с бывшим учеником обучал Менехма. Архит был современником и другом Платона. По настоянию Архита Платон был освобожден из заключения во время третьего своего путешествия в Сицилию. Семикратно Архита избирали на должность стратега; он провёл несколько успешных военных кампаний против латинских соседей. Диоген Лаэртский писал о нём: «Всяческими своими добродетелями вызывал он всеобщее восхищение». Архит немало сделал для облегчения жизни простых граждан; Аристотель в книге «Политика» сообщает, что он изобрёл детскую погремушку: «нужно считать прекрасным изобретением ту погремушку Архита, которую дают малым детям, чтобы они, занимаясь ею, не ломали ничего из домашних вещей: ведь то, что молодо, не может оставаться спокойным».

Отрывки из трудов Архита «О математических науках» и «Беседы» цитируются в сочинениях Аристотеля и других античных авторов. Архит занимался всеми математическими науками — арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией. Архит, возможно, первым описал три разновидности пропорций, использующихся в гармонике — арифметическую, геометрическую и гармоническую. Диоген Лаэртский сообщает, что Архит «первый упорядочил механику, приложив к ней математические основы, и первый свёл движение механизмов к геометрическому чертежу».

Искусственный орел

В середине XV века Иоганн Мюллер фон Кёнигсберг известный под латинским псевдонимом Региомонтан, изобрёл механического орла. О конструкции орла известно немного, кроме того факта, что он был сделан из дерева и железа и построен где-то в 1530-х годах. В 1708 году автор Джон Уилкинс описал робота-орла, утверждая, что по свидетельствам очевидцев прошлого, во время торжественной встречи императора, орел смог подлететь к первому лицу страны, отдать ему поклон, а затем сопровождать его. Легко понять, чему так изумились все присутствующие.

Именно благодаря этому изобретению Региомонтан считается одним из отцов робототехники.

Региомонтан (6 июня 1436 – 6 июля 1476) – выдающийся немецкий астроном и математик. Иоганн Мюллер – так на самом деле звали астролога и астронома, Региомонтан – псевдоним гениального немца, представляет собой латинизированную форму названия его родного города.

Хотя мало что известно о ранней жизни Региомонтана, но считается, что в одиннадцатилетнем возрасте он стал студентом Лейпцигского университета. Весной 1450 года в 14 лет он перешёл в Венский университет, и в 15 лет после окончания факультета свободных искусств стал бакалавром. С 1453 года слушал лекции по математике и астрономии Георга Пурбаха, а в 1457 году Региомонтан становится магистром и сам приступает к чтению лекций. В этом же году он приступает к систематическим астрономическим наблюдениям. В 1461 году Региомонтан знакомится с кардиналом Виссарионом, от которого получает предложение, и в составе его свиты уезжает в Рим. Путешествовал по городам Италии, изучая математику и свою любимую астрономию по трудам древнегреческих учёных. В течение всего времени, вёл активный розыск древнегреческих рукописей, летом 1463 года в Венеции, где он сопровождал папского легата, Региомонтану первому в Европе удалось обнаружить текст уцелевших шести книг «Арифметики» Диофанта.

В 1468 году, возвратившись в Вену, Региомонтан приступил к продолжению своей преподавательской деятельности в университете. Около 1471 г. переезжает в Нюрнберг, где на средства богатого горожанина и своего ученика оборудовал первоклассную обсерваторию. Вёл наблюдения за небесными телами и, обобщив имевшийся фактический материал, составил и опубликовал астрономические таблицы («Эфемериды») и «Новый календарь» («Kalendarium Novum»), в котором рассчитал даты ближайших солнечных затмений, привёл координаты Солнца, Луны и планет на ближайшие годы, предложил уточнённый метод определения координат корабля в море. Его таблицами пользовались в плаваниях Колумб, Васко да Гама, Бартоломео Диаш, Америго Веспуччи. Кроме того, ему принадлежит классический труд по плоской и сферической тригонометрии – «De Treangulis Planiset Sphericis Libri V» (1464, опубл. только через пятьдесят лет после его смерти). Переведенные и изданные Региомонтаном научные труды греческих и арабских математиков и астрономов прошлых веков произвели настоящую интеллектуальную революцию в Европе, став залогом будущего расцвета науки и перехода индоевропейской цивилизации на новый уровень. Покровительство церкви обеспечило Региомонтану прекрасную карьеру и возможность пополнять багаж математических знаний, пользуясь трудами древних авторов. Региомонтан был не только прекрасным учёным, но и популяризатором знаний, а также, был прекрасным механиком и много сделал для усовершенствования печатного станка, что некоторые всерьез считают его первым книгопечатником в Германии.

В 1474 году Региомонтан был призван в Рим папой Сикстом IV для реформы календаря (а также для астрологических советов по ведению войны с Флоренцией), но, не окончив этого труда, умер 6 июля 1476 года во время эпидемии чумы (согласно некоторым источникам – отравлен сыновьями яростного противника астрологии филолога Георгия Трапезундского). Региомонтан был похоронен в Римском Пантеоне.

Механический лев Леонардо да Винчи

В начале 1500-х годов, незадолго до своей кончины, Леонардо да Винчи (Leonardo Da Vinci) получил заказ на создание автомата для короля Франсуа I. Плодом его работы стал механический лев, который умел ходить. Добравшись до пункта назначения, грудь льва раскрывалась и обнажала скрытую в ее глубине «fleur-de-lis» — геральдическую лилию, символ могущества французской монархии.

К несчастью, до наших дней лев не дожил. Он либо был разрушен, либо безвозвратно утерян в суете громких событий, произошедших во Франции позднее. Однако стоит сказать, что в 2009 году механик Ренато Боаретто, черпая вдохновение из работ да Винчи, смог создать свою версию льва, который ходил, качал хвостом, двигал челюстями и, конечно же, имел в груди потайной отсек с «fleur-de-lis».

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).

Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни. Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году. В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков.

Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра. Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи. Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей. Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи. Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни. К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи. Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи. К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци. Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы. Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине. Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта. Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца. На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен. К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году. После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.

В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ. На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Механические куклы Японии

Период Эдо в Японии продолжался примерно с 1600 года до начала XX века, и это было отличным временем для развития искусства, живописи и, конечно же, роботостроения. В этот период и были созданы Karakuri Ningyo (Каракури-нингё) — это заводные механические куклы. Куклы отличались друг от друга сложностью механизма и набором выполняемых функций. Основная и, пожалуй, единственная функция кукол — развлекать. Но глядя на одержимую робототехникой современную Японию, легко понять, что эти автоматы стали для японцев предметом культа и вдохновили их на нечто большее.

Самая известная из них, тяхакоби-нингё — кукла, подающая чай, держит в руках поднос. Если поставить на поднос чашку с чаем, кукла начинает покачивать головой, двигать ногами и перемещаться в сторону гостя, которому предназначен напиток. Когда чай берут с подноса, кукла останавливается; когда же пустую чашку ставят на поднос, она разворачивается и возвращается назад. Другая известная разновидность кукол, дангаэри-нингё — кукла, спускающаяся по ступенькам — может делать перевороты через спину и таким образом спускаться по ступенчатой поверхности. Секрет движения куклы — в изменении центра тяжести, который происходит при переливании ртути внутри неё и заставляет куклу переворачиваться. Есть также заводная синатама-нингё, кукла-фокусник, изображающая ребёнка в китайских одеждах, который поднимает и опускает коробку, открывая взгляду каждый раз новый предмет. Все эти куклы имеют общее название дзасики-каракури, от дзасики — «комната с татами», и каракури — «механические игрушки». Их использовали для развлечения во время вечеринок, показывали на храмовых праздниках; этих кукол любили как в поместьях придворной знати и феодалов-даймё, так и в домах торговцев и простых людей, но с эпохи Мэйдзи они начали постепенно исчезать из повседневного быта. Куклы изготовлены из дерева, без использования металлических деталей. Пружина сделана из эластичного китового уса. Шестерни также деревянные. Поскольку дерево легко скалывается вдоль направления волокон, шестерни делают не сплошными, а наборными, они состоят из треугольных фрагментов, склеенных так, чтобы волокна везде шли от центра к краю. Эта техника позаимствована из традиционных прикладных искусств. Техника, получившая название «каракури» и применявшаяся в заводных игрушках и японских часовых механизмах, основывалась на изучении европейских хронометров, которые появились в Японии в конце периода Муромати (1336-1573) вместе с огнестрельным оружием и другими продуктами европейских технологий. В период Эдо, когда Япония изолировалась от остального мира, эти технологии развивались независимо от европейских, породив оригинальные японские образцы механических изделий.

После того, как в XVII веке часовой мастер Такэда Киёфуса создал куклу, подающую чай, стали появляться разнообразные каракури-нингё. Секреты мастерства изготовления кукол тщательно оберегались и передавались напрямую от учителя к ученикам. Впервые раскрыл их Хосокава Хандзо, которого ещё называли «Каракури Хандзо», выпустив в 1796 г. иллюстрированный сборник «Каракури дзуи» — первую в Японии книгу о механических устройствах. Сам Хосокава, проектировавший различные механизмы и устройства, сделал сведения о них общедоступными, рассчитывая на то, что широкая известность принципов создания машин приведёт к появлению новых идей в этой области. В недавнее время вновь возродился интерес к этим куклам, и публикации о них стали появляться в научных журналах. Ханъя Харумицу поясняет: «Благодаря этой книге каракури распространились в эпоху Эдо. И сейчас мы можем возрождать каракури, основываясь на подробных описаниях из неё. Впоследствии, в период реформ Мэйдзи (1868-1912), восприняв новейшие технологии, Япония в конце концов стала страной, где производят роботов — но первым шагом на этом пути была именно эта книга».

Механические куклы Пьера Жаке-Дроза

В 1774 году швейцарский часовщик Пьер Жаке-Дроз и его сыновья сумели собрать три удивительных и невероятно сложных автоматических механизма, которые обычно называют автоматонами. автоматоны носили следующие имена: Музыкант, Писатель и Художник.Писатель мог наносить собственные предложения на лист бумаги, который лежал перед ним. Кукла окунала перо в чернильницу, стряхивала излишки чернил и затем записывала запрограммированный текст великолепным каллиграфическим почерком.Художник (ребенок) мог рисовать четыре заданных изображения. Периодически он сдувал пыль с листа бумаги.Музыкант (женщина) — это состоящий из 5 000 элементов автомат, на создание которого ушло почти 10 лет. Она играла 45-секундные песни, нажимая клавиши на клавикорде. Ее грудь поднималась и опускалась, как будто она дышит, глаза ее следили за пальцами, а после каждой песни кукла кланялась.

Сегодня эти автоматоны можно увидеть в музее Истории и Искусства в Невшателе (Швейцария). Они по праву считаются первыми роботами в мире.

Пьер Жаке-Дро родился в 1721 году на небольшой швейцарской ферме Сюр-ле-Пон, расположенной в окрестностях Ла Шо-де-Фона. Представители старших поколений семьи – Брант-ди-Гриерен, Сандос, Робер – привили ему интерес к часовому делу и высокоточной механике, который постепенно перерос в страстное увлечение. С 1738 по 1747 годы Пьер Жаке-Дро плотно занимается часовой механикой. В частности, он изготавливает целый ряд напольных часов с высокосложными механизмами, которые превосходили по своим характеристикам все существовавшие аналоги. Умелые руки, терпение, упорство и владение техниками часового производства помогают Пьеру Жаке-Дро шагнуть дальше и оснащать свои модели музыкальными механизмами и движущимися фигурами. Уникальные механизмы быстро привлекли внимание обеспеченных и взыскательных клиентов.

Преуспев на профессиональном поприще, в 1750 году Пьер женился на Марианне Сандос. Однако в 1755 году, вскоре после рождения дочери Жюли в 1751 году и сына Анри-Луи в 1752 году, его супруга и дочь умирают. Он не стал создавать другую семью и полностью сосредоточился на своей работе. Именно тогда произошла встреча, которая изменила жизнь Пьера Жаке-Дро и принесла ему мировую известность. Он познакомился с Милордом Марешалем, губернатором княжества Невшатель, который посоветовал ему показать его механические шедевры за границей и, в частности, в Испании, где Милорд мог помочь ему быть представленным ко двору. Заручившись его поддержкой, Пьер Жаке-Дро вместе с тестем и молодым работником Жаком Жеврилем изготовили специальную кибитку, в которой помещалось шесть маятниковых часов, и в 1758 году отправились в Испанию. Путешествие из Швейцарии в Испанию заняло 49 дней. В Мадриде их принял у себя видный испанский вельможа Хасинто Ховерт. Спустя несколько месяцев Пьеру Жаке-Дро было дозволено продемонстрировать свои творения королю Испании Фердинанду VI. Эта презентация стала настоящим триумфом мастера – монарх и придворные были поражены часами, отбивавшими время самостоятельно. Несколько дней спустя мастер получил 2 000 золотых пистолей: все привезенные им часы были приобретены разом для королевских дворцов Мадрида и Виллависиоза. Это была внушительная сумма, благодаря которой Пьер Жаке-Дро по возвращении в Ла Шо-де-Фон в 1759 году смог полностью посвятить себя изготовлению карманных и настольных часов, а также созданию знаменитых автоматонов. В работе ему помогали сын Анри-Луи и Жан-Фредерик Лешо – соседский сын, которого он взял к себе после смерти его матери и к которому Пьер Жаке-Дро относился как к приемному сыну. Так было положено начало тесному и плодотворному сотрудничеству. Начиная с 1773 года семейное предприятие Жаке-Дро и Лешо выпускает все более и более совершенные механические изделия. Высшая степень мастерства была достигнута с изготовлением трех кукол-автоматонов: Писаря, Рисовальщика и Музыкантши. Их презентация состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году. Три настоящих шедевра, которые привлекли всех ценителей изящной механики, утвердили реноме Пьера Жаке-Дро и стали гарантом процветания его предприятия. Столь оглушительный успех окончательно убедил Жаке-Дро в необходимости представить свои шедевры всему миру. Из Ла Шо-де-Фона автоматоны отправились в Женеву, затем, в 1775 г., в Париж, где они были продемонстрированы Людовику XVI и Марии-Антуанетте. После этого человекоподобные куклы побывали во всех главных королевских дворах Европы, в том числе в Англии, Голландии, Фландрии (в 1780 и 1781 годах) и на севере Франции. В 1782 и 1783 годах они вновь выставлялись в Париже, а в 1784 году – в Лионе. Также автоматоны были представлены при российском дворе в Казани, в Мадриде и т. д.

В 1774 году Пьер Жаке-Дро принимает решение открыть вторую мануфактуру в Лондоне, на тот момент это был европейский центр коммерции и промышленности. Он поручает руководство этой мануфактурой своему сыну Анри-Луи, который из-за большого количества поездок вскоре вынужден передать управление мануфактурой в Лондоне Жану-Фредерику Лешо, тесно сотрудничавшему с компанией Джеймса Кокса. Благодаря своим представителям в Кантоне эта компания открыла Jaquet-Droz доступ на дальневосточный рынок и в течение долгих лет обеспечивала ее присутствие в Китае, Индии и Японии. Поставив в Китай более 600 моделей за 10 лет, часовые мастера Жаке-Дро пленили и очаровали ими императора Цяньлуна лично и мандаринов императорского двора, проявлявшим особый интерес к европейским механическим часам и автоматонам. Jaquet-Droz стала первой часовой маркой, чья продукция импортировалась в Запретный город. В настоящее время многочисленные автоматоны и карманные часы бережно хранятся в музее императорского дворца. Пьер Жаке-Дро получает заказы со всего мира. Для их выполнения он прибегает к помощи лучших часовых мастеров региона Невшатель. Начиная с 1783 года, руководство лондонским филиалом, расположенным в знаменитом Бартлет-Билдинг, переходит к Анри Майарде, новому партнеру Жаке-Дро. Отец и сын Жаке-Дро осуществляют общее руководство всеми участниками производственного процесса (часовыми мастерами, граверами, ювелирами, эмальерами, художниками и музыкантами) и определяют коммерческую и административную стратегию компании.

На протяжении десяти лет компания неуклонно расширяет свою деятельность. Производимые ею настольные и наручные часы, автоматоны и механические певчие птицы пользуются спросом во всем мире и особенно в Китае. Однако суровый климат Ла Шо-де-Фона и лондонские туманы серьезно подорвали здоровье Анри-Луи. В 1784 году он принимает решение обосноваться в Женеве, литературная и творческая жизнь которой его особенно привлекает. Вскоре к нему присоединяется Жан-Фредерик Лешо, и они открывают первую часовую Мануфактуру в городе. С самого момента основания на Мануфактуре было запущено производство часов со сложными функциями. Талант, а также интерес, с которым Анри-Луи Жаке-Дро и Жан-Фредерик Лешо принимают участие в жизни женевского общества, не остаются незамеченными. Благодарные жители Женевы награждают их титулом почетных граждан и привлекают к просветительской деятельности. Так, Жаке-Дро был принят во вновь созданную Академию искусств, где он активно участвовал в развитии преподавания технических наук. Он также способствовал созданию в городе учебной фабрики по производству механизмов часовых репетиров и запустил целый ряд проектов, направленных на развитие часовых технологий и поддержку профессий, связанных с часовым делом. Пьер Жаке-Дро обосновался в доме часового мастера Денталя, который находился на перекрестке улиц Рю Молар и Рю дю Рон. Там же размещались мастерские и личная квартира его сына. Таким образом, к 1784 году Пьер и Анри-Луи Жаке-Дро располагают уже тремя производственными центрами, приносящими стабильный доход: в Ла Шо-де-Фоне, Лондоне и Женеве (где изготавливали часовые изделия малого размера). С момента обустройства в Женеве компания Jaquet-Droz & Leschot специализируется на производстве и экспорте часов высшего класса, оснащенных движущимися фигурами, репетиром, и другими усложнениями, а также на изготовлении механических певчих птиц. Их продажа обеспечивается представителями компании во Франции, и, в гораздо большей мере, в Лондоне и Кантоне. В 1788 году Дом Jaquet-Droz достиг апогея своего развития. Однако финансовое благополучие Жаке-Дро и Лешо продолжалось недолго. В 1790 году вексели основного партнера в Китае вернулись неоплаченными, а банкротство главного клиента в Лондоне стало настоящей катастрофой для семейного предприятия. Жаке-Дро и Лешо были вынуждены закрыть филиал, возглавляемый Анри Майарде. Эти печальные события серьезно омрачили последние годы жизни Пьера Жаке-Дро. Он переезжает из Женевы в Бьен, где и находит покой в 1790 году. Его старший сын скончался на следующий год в Неаполе, куда он поехал отдыхать со своей супругой. Ему было всего 39 лет. В силу катастрофической ситуации в экономике, порожденной французской революцией 1789 года и последовавшими за ней событиями, семейное предприятие, во главе которого остался только Жан-Фредерик Лешо, испытывает серьезные финансовые затруднения. В женевских мастерских он продолжает изготовление часов, музыкальных табакерок и певчих птиц высокой ценовой категории. Отныне, наученный горьким опытом, Жан-Фредерик предупреждает своих клиентов, что предпочитает получать оплату наличными и больше не работает на экспорт в отдаленные страны. Наполеоновские войны, в результате которых Франция оказалась в оппозиции ко всей Европе, привели к окончанию процветания благородных семей и богатой буржуазии. Наконец, континентальная блокада, введенная Наполеоном в 1806 году, практически обрушила рынок изделий роскоши, так как крайне затруднила коммерческий обмен с Англией. Так закончился период процветания Дома Jaquet-Droz & Leschot.

Механические куклы Жака де Вокансона

В 1738 году французский изобретатель Жак де Вокансон (Jacques de Vaucanson) разработал свой собственный шедевр автоматических механизмов. Это была утка. Она могла съесть зерно с вашей руки, а потом натурально испражниться. Утка не была игрушкой в обычном понимании этого слова: в каждом ее крыле было около 400 подвижных деталей. Она также могла вытягивать шею, махать крыльями и пить воду. Поначалу люди думали, что Жак де Вокансон и впрямь воссоздал процесс пищеварения живого существа; другие считали, что внутрь металлической оболочки была посажена живая птица. На самом же деле в утку была предустановлена емкость с отходами, но движения механизма были настолько натуральны, что люди отказывались верить, что перед ними не настоящее животное.

К сожалению, утка пропала, и до сегодняшнего дня неизвестно, где она находится. Все механизмы, еще при жизни инженера, переходили из рук в руки. В 1742 году все три экспоната знаменитой выставки были проданы с аукциона консорциуму Лионских бизнесменов, которые перевезли их в Лондон и показывали на выставке механических игрушек. Одно время уткой владел немецкий писатель Кристоф Фридрих Николаи. Для знаменитой птицы это время не прошло бесследно. В 1783 году писатель опубликовал изобличающий отчет, в котором утверждал: утка, на самом деле, ничего не переваривала, а изобретение было чистого вида мошенничеством. Внутри располагалось два контейнера. В один складывалось зерно. А из другого, заранее подготовленного, выталкивались наружу подкрашенные хлебные крошки. Причем чистить такую утку надо было раз в три дня. Интересно то, что тоже самое изобличение повторил в своих мемуарах и знаменитый иллюзионист Робер–Уден, которому посчастливилось реставрировать автомат в 1844 году.

К сожалению, как же на самом деле работал знаменитый механизм мы не узнаем никогда. В 1805 году утку видел сам маэстро Гете. Он написал о ней так: «Она стояла без перьев, похожая на скелет. Безусловно, она еще могла довольно бодро клевать зерна с руки, но способность к пищеварению была утрачена полностью». В 1844 утка появляется на выставке в Париже. Затем исчезает. Затем, по одним источникам, появляется снова в своем последнем пристанище Краковском музее. К сожалению, музей сгорел в 1882 году, и вместе с сотнями других бесценных экспонатов знаменитый автомат превратился в пепел.

Помимо испражняющейся утки Жак де Вокансон собрал и многие другие автоматы. Каждый из них являл собой плод недюжинного интеллекта и изобретательской мысли, но автомат, который играл на флейте, ошеломлял больше всего. Сделанный из дерева флейтист, который чтобы больше походить на скульптуру был покрашен в белый цвет, размерами и формами напоминал реального человека, только кисти рук были картонными, а пальцы, также вырезанные из дерева, содержали нашлепки из кожи в места соединения с отверстиями флейты. При этом он не просто играл одну и ту же мелодию — он был запрограммирован на исполнение 12 разных музыкальных произведений, причем наигрывал он их по-настоящему: шевелил губами, передвигал пальцами по флейте и вдувал воздух в отверстия! Девять мехов, расположенные внутри корпуса, приводились в движение механизмом, во многом похожим на механизм часов. Поток воздуха, который генерировали меха, устремлялся наружу через «губы» автомата во флейту. На осуществление задуманного механизма Вокансону потребовалось несколько лет, и наконец 11 февраля 1738 года «Игрок на флейте» предстал перед изумленной публикой. Автомат представлял из себя человека в причудливом одеянии с флейтой в руках. Интересно то, что игрок то изначально не был человеком! Внешний вид андроида был практически полностью скопирован с мраморного фавна — знаменитого произведения французского скульптора Куазевокса.

Практически весь механизм был спрятан в пьедестале. Внутри располагался цилиндр, который, вращаясь вокруг своей оси, приводил в движение пальцы флейтиста, его губы и язык. Этот же цилиндр отвечал и за подачу воздуха в отверстия флейты. Представлял Вокансон эту «скульптуру» не только перед обычной публикой, но и перед членами французской академии наук, передав им полный отчет о функционировании механизма, под названием «Механизм-автомат флейтист». Ему удалось практически невозможное, он — сын перчаточника — получил лесные отзывы о своем изобретении, от ведущих ученых Франции!

Жак де Вокансон родился в 1709 году в городе Гренобль на юго-востоке Франции в семье мастера по изготовлению перчаток, десятым ребёнком по счету. Детство и юность Жака покрыта ореолом тайны, и до нас дошло очень мало сведений о его молодости, а те что дошли очень неточны и отрывочны. Известно, что Жак очень рано потерял отца в возрасте 7 лет. Вокансон рос весьма способным мальчиком. Как говорят, уже в возрасте 10 лет он собрал точную копию часов, которые приметил при посещении церкви. Приписывают ему и создание маленькой деревянной часовенки с движущимися фигурками ангелов и кланяющимся прелатом. Наблюдая такие поразительные успехи ребенка, родные Жака пришли к выводу, что мальчику нужно образование. Прийти к выводу это одно, а найти на образование деньги, это совсем другое. Поэтому, за неимением ничего лучшего, маленького Жака отправили в колледж Иезуитов. Закончив колледж, Вокансон стал послушником ордена минимов в Лионе. Там ему в 1727 году удалось оборудовать свою первую мастерскую на деньги, пожертвованные, одним местным аристократом. А ведь молодому человеку было всего 18 лет!

Случилось так, что в обитель ордена должен был посетить один видный сановник. Вокансон узнал о предстоящем визите, и решил покорить видного деятеля церкви свои мастерством. Работая в своей мастерской день и ночь, он создал андроидов, которые должны были прислуживать за предстоящим обедом. Однако, вместо того, чтобы восхититься изобретательностью молодого послушника, сановник обвинил Вокансона в нечестивости и потребовал уничтожить мастерскую. Поистине, поступок в традициях доброго христианства! После этого инцидента, разочаровавшись в религии, молодой изобретатель задумал совершить побег. Он, под предлогом болезни «о которой лучше было не упоминать», был выпущен из стен обители, но вместо того, чтобы направиться к доктору, Жак просто взял и убежал в Париж. Там он и прожил всю оставшуюся жизнь. Судьба была не очень благосклонна к Жаку, спустя несколько лет жизни в Париже он серьезно заболел. Стойко перенося недуг, несмотря на слабость и периодически подступавшее состояние бреда, молодой человек продолжал работать и придумал свой первый автомат — андроида, играющего на флейте. С этого момента и начинается карьера Жака де Вокансона, талантливого механика и изобретателя. Несколько позже в 1738 году в зале Отеля де Лонгвиль открылась необычная выставка. Посетителя, зашедшего в зал, ждало странное зрелище: два человека, восседающие на пьедестале, наигрывали мелодии, а между ними махала крыльями и крякала утка. К слову, билет на эту выставку был довольно дорог и за такое зрелище обычный парижанин должен был выложить три ливра (монета из чистого серебра), и не смотря на такую дороговизну, прибыль Вокансона в несколько раз превзошла его расходы. А о Жаке де Вокансоне Вольтер написал следующее: «Он Прометей, он словно украл небесный огонь, чтобы оживлять свои фигуры». Возможно, именно благодаря протекторату Вольтера, Фридрих Великий (король Пруссии) пытался переманить изобретателя в Берлин предложив пенсию в 12 000 ливров. Вокансон отказался, то ли почуяв, что во Франции он может заработать гораздо больше, то ли из-за того, что он был патриотом, то ли по другой причине.

Одной из самых больших загадок истории, остается вопрос: как сыну перчаточника удалось добиться расположения всего научного сообщества Парижа. Его автоматы не являлись наукой в чистом виде, они скорее относились к миру ярмарочных зрелищ и иллюзий. Ответ скорее всего прост. Жак был не только хорошим изобретателем, он был хорошим психологом, харизматичным человеком и великолепным маркетологом. Талантливый человек, талантлив во всем! И хотя Вокансон был из бедной семьи, он получил образование, да и к своей работе он подходил серьезно, по-научному, приоткрывая завесу тайны над ними в научных публикациях. За свои заслуги в 1746 году Жак де Вокансон был избран членом парижской академии наук. Пришлось в своей жизни великому изобретателю и о поработать чиновником. Министр правительства Людовика кардинал Флери, поверив в способности Вокансона, назначил его инспектором шелковых мануфактур. Жак взялся за дело с присущи ему размахом. Он решил создать ни много ни мало, а автоматический ткацкий станок. И самое удивительное, что ему это удалось! Но изобретение не прижилось, ткачи встречали Вокансона камнями и палками — они боялись потерять работу, автомат часто «ломался», естественно не сам, а недальновидные капиталисты не воспринимали станок всерьез, считая его обычной игрушкой. Отомстил Жак Вокансон нерадивым ткачам тоже с присущим ему и только ему размахом. На очередные гастроли (а он периодически гастролировал со своими автоматами) изобретатель взял новую игрушку: осла, сидящего за ткацким станком и выделывающего ткани поразительной красоты.

Скончался великий мастер Жак де Вокансон сын перчаточника и член академии наук в Париже в возрасте 73 лет. Жизнь и изобретения маэстро покрыты тайной, тайной темной и непроглядной. И хотя нам удается лишь краем глаза заглянуть под эту завесу времен, мы все равно не можем не восхищаться талантом великого механика.

Механическая голова Euphonia (Евфония)

До этой позиции все рассмотренные нами роботы были забавными и могли напугать разве что очень впечатлительного ребенка (а Электро мог еще и насмешить). Что касается Euphonia — автомата, сконструированного Джозефом Фабером в середине XIX столетия, то он действительно мог ввести в замешательство как внешним видом, так и своим голосом, поскольку Euphonia — это говорящий робот.

Идея принадлежала первично австрийскому учёному-механику Вольфгангу фон Кемпелену, который в 1778 году изобрёл говорящую машину, произносившую ряд гласных и согласных звуков (не все). Описание своей машины Кемпелен дал в своем сочинении. Фабер живший в Вене, в первой половине XIX века, исследовал анатомию человеческой речи, усовершенствовал, и видоизменил механизм Кемпелена, и в конце 1830-х годов машина Фабера уже показывалась им в разных городах Германии. Механическое устройство, на разработку которого он, как сообщается, потратил более двадцати пяти лет, состояла из нескольких различных механизмов и инструментов: пианино, мехов и механической копии человеческого горла и органов голоса. Нажимая клавиши на клавиатуре, человек-оператор издавал звуки, которые надували сильфоны и заставляли механический рот открываться, механический язык поднимался, а механические челюсти двигались. The London Journal сообщал, что Euphonia может произносить предложения на английском, французском и немецком языках, но с немецким акцентом - факт, приписываемый родному языку (немецкому) изобретателя. П.Т. Барнаум переименовал говорящую машину в «Евфонию», что явилось поразительным, если не случайным, признаком ее идеологического сходства с утопией Гектора Берлиоза, носившей то же имя. Евфония экспонировались в 1845 году в Филадельфии и в 1846 году в лондонском Египетском зале, демонстрировалась с женской маской, закрывающей механический рот, язык и челюсть, а иногда с платьем, свисающим под маской, Евфония выступала для публики, делая вид, что реагирует на слова оператора клавиатуры или имитирует их. Во время своего появления в Лондоне автомат также был представлен в виде человека, одетого как турок. При описании Евфонии американский ученый 19 века Джозеф Генри объяснил, что «шестнадцать рычагов или клавиш, подобных клавишам пианино, издают шестнадцать элементарных звуков, с помощью которых «можно отчетливо воспроизвести каждое слово на всех европейских языках». Семнадцатая клавиша открывала и закрывала эквивалент голосовой щели, отверстие между голосовыми связками. Устройство машины такое же, как и у человеческих органов речи, при этом несколько частей приводятся в действие с помощью струн и рычагов, а не сухожилий».

Изобретатель и впоследствии его наследники отклонили выгодные предложения продать это изобретение. После смерти изобретателя машина его досталась его племяннику, Иосифу Фаберу, который в свою очередь сделал в ней некоторые технические усовершенствования, будучи механиком по профессии. С машиной своего дяди Иосиф Фабер объехал всю Европу и Америку, а также был два раза и в России. 20 января 1883 машина Фабера демонстрировалась в Казани на заседании физико-математической секции Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Несмотря на то, что изобретение Фабера не снискало популярности (вероятно, из-за своего жуткого вида), этот робот также считается важной вехой в становлении робототехники и, возможно, он вдохновил будущих изобретателей на создание телефона.

Паровой человек

История применения боевых роботов в войнах началась только в XIX веке. Двум американским исследователям удалось собрать уникальную информацию о роботах Викторианской эпохи, когда экономический рост Великобритании сопровождался расцветом науки и техники. После долгой и кропотливой работы в библиотеках, архивах и частных коллекциях они отыскали самого первого в мире боевого робота – Парового Человека, – созданного сто сорок пять лет назад – в 1865 году! Удалось по крупицам собрать данные и о последующих разработках – Электрическом Человеке и Автоматическом Человеке. Наиболее всестороннее описание исследователи составили о первом механическом роботе-солдате, известном под именем Бойерплейт (Паровая Тарелка). Но… к сожалению, на сегодняшний день доподлинных свидетельств о существовании «парового человека» нет. Не исключено, что это вымысел, который получил широкое распространение. Да, и авторов Парового Человека, как выясняется было несколько, это и выходец из Канады изобретатель Джордж Мур, и Джон Брейнерд из исторического романа Эдварда Эллиса «Громадный охотник, или Паровой Человек в прериях» за 1865 год. Возможно есть и другие, а возможно таких роботов было несколько.
Паровой Человек не был андроидом – скорее это был паровоз в форме человека. К счастью, описание машины из исторического романа Эдварда Эллиса сохранилось: «Этот могучий исполин был приблизительно трехметрового роста, ни одна лошадь не могла сравниться с ним: гигант с легкостью тянул фургон с пятью пассажирами. У Парового Человека все, даже лицо, было сделано из железа, а тело окрашено в черный цвет. Экстраординарный механизм имел пару как бы испуганных глаз и огромный усмехающийся рот. В носу у него было приспособление, подобное свистку паровоза, через которое выходил пар. Там, где у человека находится грудь, у него был паровой котел с дверцей для подбрасывания дров. Две его руки держали поршни, а подошвы массивных ног покрывали острые шипы, чтобы предотвратить скольжение.

В ранце на спине у него были клапаны, а на шее – вожжи, с помощью которых водитель управлял Паровым Человеком, в то время как слева шел шнур для контроля над свистком в носу». По свидетельствам очевидцев, первый Паровой Человек мог двигаться со скоростью до 30 миль в час (около 50 км/час). Единственным существенным недостатком была необходимость постоянно возить с собой огромное количество дров, ведь «подкармливать» монстра нужно было непрерывно.

Судя по всему, разбогатев и получив образование, Джон Брейнерд хотел усовершенствовать свою разработку, но вместо этого в 1875 году продал патент Фрэнку Риду, который через год построил свою улучшенную версию Парового Человека. Второй «паровозочеловек» стал еще выше (3,65 метра), получил фары вместо глаз, а пепел от сгоревших дров высыпался на землю через специальные каналы в ногах. Благодаря особой поршневой системе удалось усилить мощность конечностей, снизить вес всей конструкции за счет применения сплавов, так что скорость его стала выше, чем у предшественника, – более 80 км/час. Несмотря на очевидный успех второго по счету Парового Человека, Фрэнк Рид, разочаровавшись в паровых двигателях в целом, переключился на электрические модели. В итоге в 1885 году прошли первые испытания Электрического Человека. На чудом сохранившихся иллюстрациях видно, что у этой машины был довольно мощный прожектор, а противников ожидали электрические разряды, которыми монстр стрелял прямо из глаз. Больше о механизмах Рида практически ничего не известно.

Наибольшее количество информации собрано о роботе, созданном в 80-е годы XIX века профессором А. Кемпионом. В 1882 году он получил множество патентов на свои изобретения – от створчатых трубопроводов до многоступенчатых электрических систем – и стал миллионером. В 1888 году Кемпион построил в Чикаго лабораторию и приступил к работе над механическим солдатом. До 1893 года о Кемпионе ничего не было слышно, пока он вдруг не заявил о себе на Международной колумбийской выставке. Несмотря на широкую рекламную кампанию – робот вместе с создателем в 1901 году побывал в кругосветном плавании, – материалов об изобретателе и его роботе сохранилось мало. Робот был задуман как опытный образец Механического Солдата. Когда в 1898 году Соединенные Штаты объявили войну Испании, Арчи Кемпион увидел возможность для демонстрации боевых способностей своего создания на практике. Зная о неравнодушии тогдашнего президента США Теодора Рузвельта к новым технологиям, Кемпион уговорил его зачислить робота в отряд добровольцев. 24 июня 1898 года Механический Солдат впервые участвовал в бою, во время атаки обратив противника в бегство. Он прошел всю войну вплоть до подписания в Париже мирного договора 10 декабря 1898 года.

С 1916 года в Мексике робот участвовал в кампании против Панчо Вильи, – сохранился рассказ очевидца тех событий Модесто Невареса: «Вдруг кто-то крикнул, что к северу от города захвачен в плен американский солдат. Его вели к гостинице, где разместился Панчо Вилья. У меня была возможность убедиться, что более странного солдата я никогда в своей жизни не видел. Этот американец не был человеком вообще, поскольку он был сделан полностью из металла, а ростом превосходил любого из солдат на целую голову. Позже я узнал, что часовые пытались остановить эту металлическую фигуру огнем из винтовки, но пули были для гиганта подобны москитам». В 1918 году во время Первой мировой войны Механический Солдат был отправлен в тыл врага со специальной разведывательной миссией. С задания он не вернулся, больше его никто не видел.

Исторический курьез? Ничуть не бывало! В 50-х годах минувшего века американская компания, занимающаяся созданием автоматических защитных систем, придумала огромного робота, который мог не только обнаруживать врага при помощи сенсоров, но и решать, как с ним поступить.

Elektro

Электро — это робот, построенный компанией Westinghouse, которая хотела продемонстрировать всему миру свое технологическое мастерство. Еще в 1939 году Электро был представлен на Всемирной выставке в Нью-Йорке, где оказался сказочно популярным. Этот андроид серьёзно опережал своих предшественников: он умел ходить, говорить и даже курить. Руководил работами по созданию андроида инженер Джозеф Барнет. Электро обладал внушительным ростом в 210 сантиметра и весил 120 килограммов. При этом внутри он был пуст и весил так много, несмотря на то, что был создан из одного из самых легких металлов – из алюминия. Тем не менее, робот умел ходить, пускай и медленно и со скрипом. Робот мог ещё и говорить: его словарный запас состоял из 75 слов. Во время разговора робот вращал головой, открывал и закрывал рот и шевелил губами. Электро демонстрировал математические таланты, считая на пальцах до пяти. Робот мог реагировать на изменение освещения. Когда в глаз андроида попадал зеленый или красный световой луч, Электро изрекал «вижу красный свет» или «вижу зеленый свет». Внутри Электро находились 11 двигателей. 9 моторов отвечали за движение его рук, пальцев, рта, шеи и проигрывателей. Десятый двигатель управлял мехами, при помощи которых робот курил и надувал шарики. Благодаря одиннадцатому мотору робот перемещался в пространстве: мотор отвечал за вращение роликов в ногах Электро. Речь робота производилась при помощи обычных проигрывателей, которые вращались со скоростью 76 оборотов в минуту. Механические переключатели (реле) отвечали за то, какой именно проигрыватель должен переключиться. Мозг робота располагался отдельно от его тела. Его вес составлял 25 килограммов и занимал 0,5 квадратных метра. Внутри мозга Электро располагался приемник, а также 48 реле и передатчиков, посылавших команды роботу.

К сожалению, Электро не нашел практического применения в реальной жизни. Роботу пришлось довольствоваться славой занятного экспоната: так, некоторое время он развлекал посетителей луна-парка в Южной Калифорнии. Кроме того, в 1960 году он появился на экранах в комедии «Секс-кошечки идут в школу». Со временем появились новые роботы, и популярность Электро сошла на нет. В итоге робота подарили сотруднику компании Харольду Горошу. В 2006 году у Электро началась вторая жизнь. Джек Уикс, сын одного из создателей андроида, выкупил робота за 500$. К сожалению, полностью восстановить Электро не удалось, так как его внутренности были полностью утрачены. Сейчас Электро выставляется в музее Генри Форда в штате Мичиган.

Заключение

Возможно, что некоторых из описанных выше автоматов никогда не существовало, но даже это не отменяет того факта, что люди издавна пытались создать автономные механизмы — роботов, и время от времени их попытки оказывались успешными.

В сравнении с современными инженерами конструкторы прошлого, конечно же, работали в менее благоприятных условиях: уровень развития технологий был предельно низким, и им приходилось полагаться только на собственный интеллект, и талант. Но даже в таких обстоятельствах им удавалось создавать вполне жизнеспособные механизмы, и этот успех кажется почти невероятным.

Текст составлен по многочисленным публикациям в интернете

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Зовите Франкенштейна :point_up: :smile:
  • занятно.