СТАЛИНГРАД - 1

9 1759

Статья от исследователя нашей непростой истории - tech_dancer. Статья сложная для восприятия, но не менее интересна, как и всё его исследование.

***

Уникальность этого города по отношению к другим городам можно не оспаривать. Другого такого не найти не только в России, но и, наверное, во всём мире. Только одна история этого города от 20 века выводит его в ряд общемирового достояния. А только ли история от 20 века?

Очень своеобразная аура у этого города, который рассредоточился по берегу Волги.

Интересно, зачем в этот город так сильно рвался Гитлер? Версий ходит много, от вполне здравых до конспирологических. Из первых самой основной является та, где с взятием Сталинграда северные территории европейской части СССР полностью отрезались от бакинской нефти. Версия очень интересная. Видел очень много кадров кинохроники афганской войны, где горючее развозили на бензовозах. Их водителям можно было сразу давать Героя. При попадании вражеских боеприпасов в бензовоз шансов выжить у водителей практически не было. А что у нас со второй мировой? Почему-то при всём обилии фотографий военного времени бензовозов на них нет. И даже железнодорожных цистерн, перевозящих нефть, нет. Танкеров тоже нет. Чего уж там, нефтеперегонных заводов тоже не было. Первый газопровод благодаря Берии был построен только в 1942 году. О чём тут говорить? Как же шли наши знаменитые Т-34? А танки Гудериана, которым, как известно, ничего на захваченных территориях не оставляли, а партизаны взрывали мосты, как это всё происходило во времена ВОВ? Будем по умолчанию считать, что мы чего-то не знаем.

А по другим версиям из разряда мистики и тайн Гитлер что-то знал из прошлой истории Сталинграда. Как известно, фюрер очень сильно был увлечён эзотерикой, и у него даже была специальная государственная служба, занимавшаяся поиском различных старинных артефактов. И при захвате Сталинграда Гитлер приобретал некий сакральный объект, дававший ему неслыханные преимущества, и в частности в войне. Интересно, а что же приобретал Гитлер? Официально кроме нескольких предприятий там ничего не было. Или всё же было?

Имелись также версии, что Гитлер рвался к Сталинграду из-за символического названия города, а также из него для войск Вермахта открывался путь в Индию. Версии эти были не более чем легендами, и не исключено, что это абсолютные выдумки. Что же там всё-таки было? Так может, если мы сейчас вникнем в планы города, то найдём ответ на этот вопрос?

Но вначале в качестве притчи (или эпиграфа) вспомним ещё не забытого популярного поэта.

«Село, значит, наше — Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.

Но люди — все грешные души.
У многих глаза — что клыки.
С соседней деревни Криуши
Косились на нас мужики.

Житье у них было плохое,
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч.

.................

«Ну, доброе утро, старуха!
Ты что-то немного сдала…»
И слышу сквозь кашель глухо:
«Дела одолели! Дела…

У нас здесь теперь неспокойно.
Испариной все зацвело.
Сплошные мужицкие войны.
Дерутся селом на село.

Сама я своими ушами
Слыхала от прихожан:
То радовцев бьют криушане,
То радовцы бьют криушан»

По ходу произведения названия сёл Радово и Криуша чередуются достаточно часто. Не знаю, как Радово, но Криуша реально существует на малой родине Есенина до сих пор. 

На верхнем рисунке изображена реконструкция современного города Спас-Клепики Рязанской области. Он ранее был одной из вершин старой Рязани, до сих пор лежавшей в руинах. На нижнем рисунке это место возле самого левого края звезды. А Криуша находится на симметричном месте чуть южнее, между двумя розовыми точками. Как вы думаете, за что она получила такое название? В той статье я не стал об этом писать, но криушане, или криушичи в русской культуре были теми, кто поклонялся символу, за который сейчас можно присесть. Думаю, всем понятно. Предлагаю далее по тексту употреблять именно это слово для определения подобного символа. Время сейчас сложное, сами понимаете. И, наверное, теперь понятно, какой смысл Есенин вложил в свой стих.

Вопрос - а что же тогда такое Радово? Слово, надо сказать, для русской культуры тоже многогранное. Но мы здесь пишем не для лингвистики. Давайте перейдём на наш город. 

Как мы уже знаем по опыту Санкт-Петербурга, верить таким картам надо очень осторожно, но посмотрите на два обведённых названия. Что такое Рай-Городок? Вспоминая известную шутку о том, что ранее был РайОн, а теперь АдъМинистрация, невольно посещают мысли. Для любителей капслочного словоблудия слово РайОн ничего не скажет, а для некоторых людей - очень даже. В переводе с английского это лучевая система. А по-нашему просто КолоРадо. Ну, если есть Рай-городок, значит и Криуша тоже должна тут быть. Как же без неё.

Анекдот в тему.
В чапаевской дивизии за одну ночь у всех лошадей пропали хомуты. Искали, искали, не нашли. Вечером Петька пришёл к начдиву и сообщил радостную новость.
- Василий Иванович, мне тут местные бабки рассказали, что в степи недалеко есть колодец. И если спросить у этого колодца, то он расскажет тебе всю правду. Ей-богу, поехали, спросим у него за хомуты.
- Молодец, Петька! Конечно же, поехали.
Приехали на указанное место. Видят, действительно, стоит голая степь, а в ней колодец без журавля. Василий Иванович спешился, бодро подбежал к колодцу и крикнул в него что есть силы.
- Кто украл хомуты?
Эхо послушно ему ответило.
- Тыыыы... Тыыыы... Тыыыы...
Василий Иванович исподлобья осенил Петьку хитрым взглядом, но чуть засомневавшись снова крикнул в колодец.
- Кого ..... мы спозаранку?
- Аааанку... Аааанку... Аааанку...
- Петька, немедленно зарой этот колодец, он слишком много знает!

Согласно мужской мудрости, жить надо так, чтобы потом никогда не спрашивать у ясеня. Ну или у таких вот колодцев. Но мы... спросим. И на этой весёлой оптимистичной ноте начинаем искать.

Серпантин

Итак, Волгоград. Город, который сквозь годы сменил множество названий, неоспоримыми из которых мы сейчас знаем только три. И даже предполагаемые его древние имена не говорят о том, что ранее них не было других. Что нам известно об этом городе?
Как ни странно, известно о ранней истории города очень мало. Про 19 век сведений, представляющих интерес, практически не сохранилось. Как будто в 20 веке город начал жить заново, и сразу же начал строить промышленные предприятия. Кстати, свою первую фирму "Тесла Электрик" знаменитый Н. Тесла открыл в Царицыне. Всё это было бы похоже на фарс, но из двух независимых источников поступило подтверждение подобной информации. Что делал Тесла в этом городе? И это, пожалуй, всё. Наверное, краеведы могут сказать больше. Но если, например, у СПб в архивах нашлась куча старинных планов улиц, то у Царицына - ни одного (за исключением плана крепости, больше похожего на акварельный рисунок).

Не будем унывать по этому поводу, и посмотрим на спутниковый план.

Очень странно, но река Мокрая Мечётка проходит через Волгу и далее, как будто следует в русле Ахтубы. Ахтуба, в свою очередь, следует далее параллельно Волге до самого Каспия, их местами даже трудно отличить. Ахтуба - с тюркских языков переводится как Белая Скала. Где она тут могла быть? Но дело не в этом. Неужели Волги в том виде, как она сейчас, возле Волгограда когда-то давно (или не совсем давно) не было? Наверное, выглядит слишком крамольно.

С чего же нам начать, чтобы определить отправные точки реконструкции города? За главный центр просится сам Мамаев курган, но что от него шло далее, непонятно. Город абсолютно новый. Во Вторую мировую его укатали так, что искать старые дома или даже улицы нет смысла.

Из того, что у нас есть, только современный спутниковый план и аэрофотосъёмки Сталинграда, очевидно, трофейные. Не густо. Но и не такое бывало. Для начала вспомним хорошо нам знакомую по реконструкции СПб штуку, которую называют символизм.
Как известно, маршала (ну или фельдмаршала) Фридриха Паулюса взяли в плен в январе 1943 года. Официально, это событие состоялось в подвале сталинградского ЦУМа. Как позже писал в мемуарах сам Паулюс, последней радиограммой от Гитлера ему было предписано не допустить сдачу в плен фельдмаршалов, а данное звание ему было присвоено совсем недавно. Очевидно, Гитлер намекал на самоубийство, в соответствии с кодексом чести офицера. Господь им там всем судья, интересовать нас будет несколько другое.

Здание ЦУМа в Сталинграде было выстроено почти перед войной. Совершенно доподлинно известно, что это было абсолютно новое здание. До этого времени в данном месте стояли простые одноэтажные павильоны Базарной площади Царицына. Что было ранее на месте этой площади, в истории, понятное дело, не сохранилось. Почему Паулюс в качестве своей ставки выбрал подвалы именно этого здания?

Таким был вход в ЦУМ, из которого как раз и вывели фельдмаршала. Сложно понять, при какой власти сделано фото. Скучающий вверху штандарт с криушей склоняет скорее к тому, что это осень 1942 года, когда этот район был оккупирован. Почему Паулюс решил разместиться здесь? Вообще-то это считалось и считается центральной частью города. Все партийные и советские органы располагались до войны именно здесь. Если фюрер был помешан на эзотерическом символизме, наверняка и Паулюс выбрал это место неспроста. Что там было под землёй при царе Горохе?

Досталось в войну этому зданию немало, но после победы его практически сразу восстановили в прежний вид. По всем правилам, это должно было быть самой главной достопримечательностью города, и не только его. Отсюда пошла вспять история. И вдруг... выясняется, что в 1957 году непонятно по чьему решению перед этим зданием строят гостиницу "Интурист", и знаменитый вход в здание исчезает из обзора навсегда. Похоже, мы наблюдаем следы орудования того самого "князя тишины", который после смерти Сталина прошёлся по всей стране и не афишируя уничтожил все следы его достижений. При констатации данного факта вспоминается только песня военных лет про "значит нам туда дорога, значит нам туда дорога...", и надо теперь очень пристально изучить этот объект.

Даже на аэрофотосъёмке это место выделяется неправильным направлением улиц и (вроде бы) круглой формой. Отмотаем выше, посмотрим на рязанские криуши и начинаем думать.

В жёлтом круге находится та самая гостиница, загородившая ЦУМ. Ранее осями ЦУМа были синие линии (ориентировочно), на их пересечении был тот самый скруглённый вход. Сейчас даже в интерактивной карте там указан вход в музей "Память". Очевидно, площадь Павших борцов ранее имела форму параллелограмма, две из боковых сторон которого образовывали ось ЦУМа и современная западная линия площади. После войны ЦУМ обстроили со всех сторон, и площадь приобрела форму трапеции. Западная линия площади осталась без изменений. Если по этой западной линии проложить отрезок (на плане голубого цвета), он пройдёт у нас через центр современного Александро-Невского собора. Этот собор также имеет историю. Официально, его выстроили уже в 20 веке, что было до него в этом месте - понятно, незнамо.

Построен в начале XX века после чудесного спасения в железнодорожной катастрофе царя Александра III, святым покровителем которого и был Святой князь Александр Невский. Собор располагался на Александровской площади Царицына. Храм строился на народные пожертвования 15 лет (первый камень был заложен в 1901 году, завершено строительство было в 1916 году). Освятили храм в 1918 году. Это было огромное сооружение для малоэтажного Царицына — высотой с 18-этажный дом, 51 м в длину и около 42 м в ширину.
В 1932 году в ходе благоустройства центральной площади города собор взорвали.

Ильич, вроде как, всегда у нас показывал на запад - туда, куда идёт пожар мировой революции. То есть, понять, с какой стороны был сфотографирован храм, можно. Хороший вопрос для строителей - при таком объёме здания его возможно построить на непрочных береговых грунтах без серьёзной подготовки? Ответ очевиден. Для такой подготовки яму вырыли бы таких размеров, что в городской летописи она фигурировала бы очень долго. Но про неё неизвестно ничего. Тогда или храм строили на чём-то готовом в грунте, или Волга ... и вправду здесь не протекала. Лично я больше склоняюсь к первому.

Храм и в самом деле взорвали. И (внимание), есть одна интересная деталь - после войны на этом месте должен был встать Дом Советов. По плану реконструкции центральной площади он планировался основным центром архитектурного ансамбля. Но после смерти Сталина всё пошло на импровизации. Дом Советов так и не был построен, гостиницу переместили в то место, где она загородила вход в ЦУМ, а сам ЦУМ был обстроен до неузнаваемости и полной невидимости. Его проще было бы снести, но видимо, для тех времён это уже был перебор. Узнаётся рука Никиты Сергеевича, который похожим образом правил генплан ВДНХ.
Ну раз на месте храма должен был встать Дом Советов, место под него было очень непростым. И Паулюс, это место выбрал не зря. Похоже, из ЦУМа фельдмаршала просто вывели, а про настоящую ставку Паулюса мы практически ничего не знаем. Возьмём это место за первую отправную точку, или центр реконструкции. И для исключения погрешности поупражняемся в Фотошопе и нанесём на кавер ту застройку, которую можно наблюдать с трофейной аэрофотосъёмки этого места. И пройдём несложный тест по геометрии.

Здесь нужны некоторые пояснения. Проведём по западной границе площади Павших борцов линию, проходящую через Собор. В месте пересечения этой линии центра Собора отложим перпендикуляр направлением на северо-восток (две тонких белых линии на плане). И далее (внимание), следите за рукой. Если хорошо поймёте логику построения, всё дальнейшее будет очень простым.

Отложим от перпендикуляра к западной линии площади отрезок синего цвета в сторону ЦУМ, под номером 1, на подложке там хорошо видна ось дороги. Приход этого отрезка в круглую часть фасада ЦУМ обозначим красной точкой под номером 1. Получилась своего рода спичка. Если теперь на этой спичке отмерить расстояние в 0,61 от её длины ("золотое сечение"), как-то странно в этом месте у нас появляется ответвление от оси спички улицы Островского, причём под углом 45°. Случайность? Сейчас от улицы Островского осталось несколько домов, но на старом кавере хорошо видно добротную просторную улицу, на которую выходил один из фасадов ЦУМа. Скопируем нашу спичку, присвоим ей номер 2 и отложим её от точки золотого сечения спички 1 по направлению улицы Островского, под тем же углом. Полностью идентично отложим спички 3 и 4, и проанализируем полученное.
Очевидно, при форматировании улиц стояла задача укатать красные точки 2 и 3 в асфальт, что и было сделано. Терзают смутные сомнения, что это было сделано в отношении точки 2 ещё при царе. Вспомним СПб, и как у нас также уничтожали некие строения в вершинах звёзд, делая каналы, из которых потом возникли Мойка и канал Грибоедова, а также некоторые улицы. Какую опасность несли эти места для градостроителей того времени? Точка 4 сейчас занята жилым домом по адресу ул. Мира, 13. Там находится сталинский дом, который не видно на панораме. Краеведы, дайте комментарий, этот дом должен быть очень непростым как по жильцам (по крайней мере при СССР), так и по подвальному строению.
Но про красную точку 3 кое-что нашлось.

Если встать на крышу того ЦУМа и посмотреть в сторону точки 3, то с небольшой погрешностью мы наблюдаем на этом месте бывшую Покровскую церковь. 

Такой она была после войны, при новом форматировании улиц её не стало. Похоже, мы на правильном пути. Эта церковь располагалась на бывшей Екатерининской улице, при СССР её переименовали в Пролеткультскую, и далее эта улица исчезла (есть сведения, что два дома ещё хранят эту улицу в своих адресах). Екатерининская улица до СССР - это примерно, как улица Ленина при СССР. Или главная улица. Может, Царицыным этот город был назван совсем не от названия реки? Об этом позже, но в любом случае, место это в Царицыне до большевиков было самым престижным. Обратите внимание на дом слева от церкви, точнее, на верх дымовых труб на нём. 

И сравните с аналогичными в Аделаиде, где они рассмотрены более подробно. Не сомневайтесь, это место было более чем престижным.

Что всё это значит? Наша ломаная линия из спичек чем-то напоминает серп, разве что зазубринами наружу. А может, это действительно геометрическая форма, давшая название сельхозинструменту?

Серп (др.-русск. сьрпъ) — закруглое ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота).

Как и следовало ожидать, это всё, что официально объясняет происхождение слова "серп". На нашем серпе рукоятка идёт в сторону центра, т.е. храма в нашем случае. А что, если из таких серпов состоял целый Ray-On, или коло-радо? Кхе-кхе...

Похоже, Паулюс совсем не просто так сделал ставку где-то под землёй в центре полученной серпяной криуши. Давайте проверять правильность, для чего выделим два фрагмента (жёлтые 1 и 2), и опишем.
Во фрагменте 1 серп почти идеально ложится в разметку улиц Володарского и Глубокоовражной. Похоже, мы имеем тот случай, когда в виде серпов были сделаны каналы, и вторым дублем под землёй там шли системы наполнения их водой. В красных точках стояли водовыпускные сооружения, под которыми были укреплённые резервуары. Это типовое техническое решение. После исчезновения воды под землёй образовались большие помещения, которые приспосабливались на различные нужды. И там же была сеть ходов. Каналы же засыпали и превращали в улицы, на их укреплённых берегах строили капитальные дома. Это было удобно, но происходило не всегда. В ряде случаев каналы уничтожались так, что найти их было невозможно. Причина всё та же, как и описанная в других городах - неизвестная война 19 века, мощность оружия которой позволяла превращать в пыль целые города.
Во фрагменте 2 есть очень интересное совпадение.

Если представить нашу серпяную сеть на старом фото, то выглядела она так. Справа проходила основная линия, которая упиралась в водонапорную башню, ныне не существующую (по крайней мере, на панораме её не видно). Но где-то на полпути от этой линии шло ответвление, которое шло на вокзал и под ним проходило на другую сторону железнодорожных путей. И было это ответвление... именно там, где демонстрировала многочисленная военная хроника.

Тот самый фонтан "Крокодил", ставший символом непобеждённого Сталинграда, очевидно, маскировал вход на запорную арматуру водопровода, шедшую по подземелью. А может быть, в местах ответвления подземелий тоже были сооружения. Наша версия, похоже, полностью подтверждается.
Кстати, есть интересная деталь. При обороне Сталинграда одна из советских групп ополчения обороняла как раз вокзал, где оператор снял этот знаменитый фонтан в разрухе и клубах дыма. Другая такая же группа ополчения была в районе ЦУМа. Похоже, оборона была продумана, и под землёй имелась возможность маневрирования и отступления. И входы под землю как раз и обороняли до последнего (предположительно). При утрате подземелий оборона была обречена.

Похоже, в начале 20 века все подземелья Сталинграда были известны. Откуда они там взялись? Точнее, откуда взялись, понятно, но кто их строил?

Кстати, в нашем случае с серпянкой всё оказалось несколько сложнее.

Похоже, всё старо как мир. Все эти синие лучи когда-то были каналами, закрученными в серпантин. И вот пример такого серпантина. Новогодний серпантин - это всего лишь подобие, и когда этот бумажный серпантин изобретали, про настоящий прекрасно знали. Как же так?

Подобных картинок сейчас в сети гуляет много. Так может, наши серпяные криуши также стояли вокруг некоего центра? А центр напрашивается сам собой уже давно. Давайте примерим нашу криушу вокруг Мамаева кургана.

Начнём нумерацию с нашей уже открытой криуши и присвоим ей номер 0. Прочие пронумеруем по часовой стрелке от 1 до 3 и опишем каждую.

Участок №1- Очень интересное место.

Эх, жаль, что его не захватила аэрофотосъёмка. Место всё же удалённое от центра. Но судя по названию улицы в честь Землячки, в начале 20 века оно было известным. Кто такая эта Землячка, сейчас из молодого поколения не знает уже никто, да и из моего поколения 70-х, хорошо заставших социализм, знали про неё далеко не все. И улицы в честь таких большевичек уже не называли. В любом случае, краеведы, дайте комментарий по истории этой географической локации.
Но постоянно гуляющие оси улиц и нахождение в этом месте академии МВД прямо говорят, что мы на правильном пути, и в этом месте закопали ещё одну криушу. И вишенка на торте - в этом районе также держала оборону отдельная группа войск.

В официальном послужном списке 6-й Отдельной танковой бригады ожесточённых боёв именно в этом месте не указано, но это ни о чём не говорит. Из-за военной неразберихи могло произойти многое. Но тем не менее, на мысли наводит. Почему рубеж был именно здесь? Прикрывали вход в тоннели? Впрочем, в Сталинграде шли упорные сражения за каждую пядь земли, не будем подвергать это сомнению. Переместимся на следующий участок.

Участок №2- Не менее интересное место.

Наличие в этом секторе улицы Клары Цеткин, и именно на проплешине среди стоящих вокруг многоэтажных домов, говорит нам, что мы снова на правильном пути. 70 лет назад на этом месте был частный сектор и какие-то непонятные постройки на площади с восточной стороны. Очевидно, серпяную криушу в данном случае укатало неизвестной войной 19 века очень здорово. Говорят, история повторяется дважды. Этому городу не повезло больше всех. Вначале одна неизвестная война разрушила его вдребезги, затем с интервалом не более 100 лет прошла лайт-версия этой войны, и уделала его второй раз. Лайт-версия, опять же, в относительном измерении, и действующие лица были уже другими.

На этом участке даже сейчас остался незастроенный островок в виде улицы Ольги Ковалёвой и прилегающих.

Сейчас тут типичный российский бидонвилль, а когда-то был один из величайших очагов цивилизации. М-да...

Участок №3- Вызывает лёгкое недоумение.

Похоже, наши серпы там ещё можно разглядеть в наносах и заводях. Но постойте, причём здесь Волга? Она при такой компоновке старого города здесь совершенно инородный элемент, примерно, как Нева в СПб. Совсем недавно Волга пробила себе путь в то место, где она течёт. А может, её искусственным образом туда провели, чтобы организовать водный путь к той криуше, которая сохранилась лучше всех. А самая восточная криуша оказалась отрезанной. И получился остров из серпов.

Собственно, а чему тут удивляться? Для понимающих людей давно уже всё написано. При фабрикации истории древнего Царицына наделали подобных карт и нанесли остров, заведомо зная, что ни Волги, ни острова там не было где-то с середины 19 века (предположительно). И по всем подобным картам остров Серпинский наносили куда угодно, но не в его фактическое место. Очевидно, слышали звон, но не знали где он. Остров к моменту фабрикации карт занесло селем.

Наша версия с центром композиции вокруг Мамаева кургана полностью подтверждается, и можно наносить её на план.

А что дальше? Спросим у колодца-).

И нанесём одну новую линию, зелёного цвета. Превратим её аналогичным образом в "спичку" с зелёной меткой где-то посередине, показывающей условную длину "золотого сечения" 0,61. Очень странно, что в этом месте у нас делает поворот проспект Ленина. А что находится в "головке спички"? Это здание в СССР знала вся страна, его проходили в школах на уроке истории.

Да, это тот самый Дом Павлова, давший сюжет к известному фильму "Сталинград" Фёдора Бондарчука.

Четырёхэтажный с четырьмя подъездами жилой Дом Облпотребсоюза по адресу Пензенская улица, 61 на площади 9-го Января (ныне — площадь Ленина) был построен в середине 1930-х годов архитектором Сергеем Волошиновым. Этот дом считался одним из самых престижных в Сталинграде, рядом с ним располагались элитные жилые здания: Дом связистов, Дома работников НКВД, Дом Железнодорожников и другие. В доме Павлова жили специалисты промышленных предприятий и партийные работники. Рядом также находился Дом Совконтроля — будущий Дом Заболотного — зеркальная копия Дома Павлова. Эти два здания сыграют важную роль в обороне площади 9-го Января. По воспоминаниям очевидцев, цвет обоих зданий был зелёный. Между этими домами проходила ветка железной дороги к Госмельнице № 4 (мельнице Грудинина).
По воспоминаниям Вильгельма Адама, полковник Роске говорил ему о том, что немецкие штурмовые группы захватывали нижний этаж здания, но не могли захватить его целиком. Для немцев было загадкой, как снабжался гарнизон на верхних этажах.
Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, И.Ф. Афанасьев со своими товарищами встречал их шквальным огнём из подвала, окон и крыши.
Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку.
Из 31 защитника дома Павлова погибли трое — лейтенант-миномётчик А. Н. Чернышенко, сержант И. Я. Хайт и рядовой И. Т. Свирин. Были ранены, но пережили войну и Павлов, и Афанасьев.
Оборона только этого дома продолжалась 58 дней.

Полагаю, загадкой, как снабжался гарнизон Дома Павлова, было только для советских обывателей послевоенных лет. Его обороняли только благодаря подземному снабжению. Дом выжил, хотя за время боевых действий был частично разрушен.

Восстановлен дом был одним из первых сразу же, в первый год после изгнания оккупантов. И вдруг бац, в 1955 году он внезапно был застроен и скрыт из обозрения на главной улице.

Очевидно, мы снова находим след "князя тишины", или очередной презент Никиты Сергеевича сталинградцам.

Тем не менее, что-то здесь не так. Госмельница (обведена жёлтым) стоит на месте. Дом Павлова стоит в гордом одиночестве, но не в центре большой площади. Это сейчас его обстроили и превратили в центр симметрии. Что стояло в центре той площади?

А стояла там Никольская церковь, снесённая где-то перед войной. Дом Павлова выстроили не на ней, а в непосредственной близости. И по нашей схеме "головка спички" не попадает на Дом Павлова. Похоже, наша логика верна, и можно строить ряды серпов уже нового порядка.

Полагаю, краеведы откроют для себя много интересного. И в первую очередь то, что река Царица есть такое же новое образование, как и Волга в пределах всех серпянок. Похоже, при уничтожении очень старого города вода из подземных каналов продолжала выходить, и находила себе новое русло.

Получается как-то так. Краеведам, полагаю, работать и работать. Если это надо вообще кому-нибудь. Что тут может быть интересного?

Смотрим на завод Баррикады. Зачем там делали два ряда подземелий?
Самое восточное, несомненно и неудивительно, снова обороняли с большим героизмом. Это был знаменитый Остров Людникова (подробности здесь).

Какой секрет хранил в себе завод Баррикады?

17 июля 1913 г. император Николай II утвердил решение Совета Министров о заключении контракта с Русским акционерным обществом артиллерийских заводов (РАОАЗ) на строительство частного завода по производству крупнокалиберной морской и береговой артиллерии в Царицыне. Царицынский орудийный завод был заложен 27 июня 1914 г. и строился по концессионному соглашению британской компанией Vickers Limited. Но разразившаяся следом Первая мировая война и последовавшая за ней революция отодвинули сроки окончания строительства и планы дальнейшего развития предприятия. В результате в первое десятилетие своего существования завод лишь осуществлял ремонт военной техники и выполнял заказы в интересах народного хозяйства.
Во время Великой Отечественной войны завод интенсифицировал выпуск артиллерии разных систем до тысячи орудий в месяц, но в связи с продвижением немецких войск к Сталинграду был эвакуирован в Юргу Кемеровской области. После войны реэвакуирован в Сталинград. Позже получил название Производственное объединение «Баррикады» Сталинградского совнархоза.
В конце 1950-х заводом серийно выпускались пусковые установки и другое наземное оборудование первых отечественных ракетных комплексов «Марс», «Луна».
С 1966 по 1977 годы выпускалось наземное оборудование подвижного грунтового комплекса стратегического назначения с управляемой ракетой «Темп-2С», тактического ракетного комплекса «Точка», артиллерийское вооружение самоходной пушки «Пион».
В 1978—1983 годах выпускались наземные агрегаты ракетного комплекса средней дальности «Пионер» и его модификации «Пионер УТТХ», основные боевые машины ракетного комплекса оперативно-тактического назначения «Ока», корабельная пусковая установка зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1», 152 — мм орудия для самоходной гаубицы «Акация».
Также выпускалась гражданская продукция: буровые установки, оборудование для предприятий металлургической, энергетической промышленности и др.

Похоже, самое интересное здесь сказано в неприметной последней строчке.

Если этот завод и эвакуировали, то не весь. Ведь рядом стоял не менее знаменитый Тракторный завод, который в войну делал всем известную продукцию, причём он работал даже до тех пор, когда бои зашли уже на территорию завода.

Известно, что эти танки сразу с конвейера шли в бой. Вопрос - как они могли идти, если город был отрезан с трёх сторон, и горючее для них доставить было невозможно? Те знаменитые резервуары на берегу Волги, которые были взорваны по сюжету фильма "Сталинград", в реалии также были взорваны.
Интересно, а не эта ли станция указана в том месте, где сейчас красная точка на нашем плане? Готовые танки пришли, и там в них вставили деталь из подземных складов в заводе Баррикады, где хранилась некая готовая заводская продукция. И можно смело идти в бой, не боясь танков Гудериана.

Что же, чёрт возьми, Гитлер хотел заполучить с завоеванием Сталинграда?

Ограбление по-евросоюзски

Помните старый КВН с Галустяном? Там, где «Ну хотя бы посмотреть документальный фильм про академика Сахалова». - Можно украсть российские деньги? - Нет! - А хотя бы проценты с них? - Н...

Москва потребовала от Берлина признать геноцидом преступления нацистской Германии
  • ATRcons
  • Вчера 17:58
  • В топе

ФОТО: GLOBAL LOOK PRESS Россия потребовала от ФРГ официально признать блокаду Ленинграда и другие преступления против народов СССР актом геноцида со стороны Третьего рейха. Об этом говоритс...

Обсудить
  • :thumbsup: . жаль не успел скачать архив tech_dancer
  • Он слишком много знал... :point_up: :joy: :joy: :joy:
  • :thumbsup:
  • https://youtube.com/c/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%A7%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2 этот и другие материалы в видео формате, сейчас готовится о Москве. О Питере тоже очень интересно
  • Довольно странно, в контексте статьи ссылаться на, по сути, развлекательный фильм "Сталинград" Фёдора Бондарчука, который, собственно не соответствует своему названию. Думаю уместно было бы соотнести какие либо сведения с фильмом "Сталинград", реж. Юрия Озерова, 1989 г. За материал спасибо.