Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Носители тайных знаний.

2 1881

Вера и Чарльз Джонстон, Генри Олькотт (стоят), Елена Петровна Блаватская, Вера Петровна Желиховская (родная сестра Елены Блаватской) (сидят).

* * *

Ссылка на видео: https://youtu.be/QNJctWM3s68

* * *

Она пыталась убедить всех и каждого, что сверх-естественное куда роднее и ближе человеческой душе, чем естественный мир, скучный в своей упорядоченности.

Интеллектуалов и мастеров кисти, пера и гармонии Блаватская ввела в соблазн умопомрачительной мудростью древних, словно навсегда утерянной, но, к счастью, вновь обнаруженной, из которой выпирала духовность, как рёбра из-под кожи истощённого долгой аскезой йога.

И наконец, всех остальных она просто загипнотизировала целеустремлённостью, непреклонной волей и сокрушительным оптимизмом.

_________________________________________________

Но почему я оказался здесь — в индийском городе Мадрасе, в нынешние дни переименованном в Ченнаи, в адьярском поместье, купленном по случаю в XIX веке Еленой Петровной Блаватской, урожденной Ган, моей соотечественницей?

Что привело меня, спросите вы, сюда, почти на край света? Обычное любопытство.

Я захотел узнать, что из себя представляет на самом деле эта необыкновенная женщина с внешностью капризной русской барыни. Она курила без перерыва, как распаленная разговором суфражистка, папиросу за папиросой и пыталась ничтоже сумняшеся заглянуть в потайные мысли всех пророков мира - найти в них вразумительные ответы на вопросы: откуда появились на земле мы, люди, зачем мы живем и что нас ожидает в ближайшем и далеком будущем?

Кроме того, она узнала и рассказала, как могла, то, что задолго до нее поведал миру великий Вольтер:

Индия - родина всех религий в их первозданном виде и колыбель человеческой цивилизации.

А из этого уже непосредственно следовало, что не только христианская вера во многом основывается на религии Брахмы, но и древнеиндийская мудрость в соединении с универсальным эзотерическим, то есть сокровенным, знанием всех времен и народов способна принять новую форму богомудрия - теософию. К тому же Елена Петровна Блаватская с необыкновенным упорством проповедовала существование «Гималайского братства махатм, великих душ» - хранителей тайного знания исчезнувшей Атлантиды, наших старших братьев по разуму.

Что мы, по существу, знаем о Елене Петровне Блаватской? Как ни странно, очень мало. Известных фактов ее жизни наберется на тоненькую книжицу, несравненно больше всяких домыслов и полуфантастических историй о ее сверхъестественных способностях, которые легли в основу мифологизированных воспоминаний о ней.

Она сама задала тон моде превращать себя, молодую духом, смешливую и легкомысленную, по существу, женщину - в мистическую фурию, в «старую леди», наделенную даром ясновидения, телепатии, левитации, телекинеза и еще бог знает чего.

Так почему же до сих пор интерес к Блаватской не ослабевает? Почему трудно сопротивляться магнетизму ее личности? Не потому ли, что существовало в ней простодушное благоговение перед таинственностью жизни? Она сумела до последних дней сохранить в себе дух экзотики. Неведомый большинству людей оккультный мир встает со страниц ее сочинений.

Ясновидение, духовидение, психометрия, чтение мыслей, левитация - вся эта словесная чехарда кем-то воспринимается тайным подвохом, который устраивают с корыстной целью нечистые на руку люди, а для кого-то это прорыв в завтрашний день человечества, открытие скрытых возможностей человека разумного, возвращение к тем ментальным практикам, которые были выработаны в стародавние времена, сохранились в культовых традициях некоторых восточных народов и на протяжении тысячелетий, вплоть до дня сегодняшнего, передаются по цепочке от высшего адепта, мастера оккультной науки и философии, к рядовым посвященным и неофитам.

Таким образом, вернуть утраченное могут только хранители этих знаний, главные среди посвященных, иерофанты (буквально - те, кто разъясняют священные понятия).

В это можно верить и не верить.

Но покуда существует подобная дилемма, такие люди, как Блаватская, востребованы обществом, им поклоняются и ревностно служат.

Я отнюдь не воображал, что Адьяр, во времена Блаватской - пригород Ченнаи, где расположена штаб-квартира Теософического общества, откроет мне многие тайны Е.П.Б. — так называли Елену Петровну Блаватскую ее сподвижники. Не настолько я был самонадеян. Единственное, на что я в полной мере рассчитывал, это научиться отличать белое от черного, свет от тьмы.

Блаватская успела в своей жизни немало сделать: написала несколько книг, сотни статей и еще больше писем, учредила Теософическое общество.

Созданное Блаватской общество своей монументальностью вот уже более ста лет производит неизгладимое впечатление на многих людей.

Блаватская обратилась к мудрости Индии.

В этом обращении к индуизму и буддизму она, христианка по происхождению и воспитанию, была одной из первых русских женщин, если даже не единственной в то время.

Через несколько десятилетий после смерти Блаватской Индия духа, как огромный материк, вдруг стронулась с места, и ее движение вызвало поистине тектонические сдвиги в сознании сотен тысяч людей Запада. Этому процессу тоже в немалой степени способствовали Елена Петровна, ее творчество и созданное ею Теософическое общество.

Поэтические гипотезы Блаватской стимулировали творчество Уильяма Батлера Йетса, Джорджа Уильяма Рассела, Джеймса Джойса - выдающихся представителей ирландского литературного Возрождения.

Оккультный пафос ее сочинений воздействовал на американских и английских писателей: Джека Лондона, Дейвида Герберта Лоуренса, Томаса Стернза Элиота, Герберта Уэллса, Артура Конан Дойла.

Ее, взятое из индуизма, учение о семичленной структуре человеческого существа повлияло на русских писателей-символистов, в особенности на Андрея Белого. Трудно найти хотя бы одного поэта Серебряного века, не испытавшего на себе магии ее личности и дерзких предположений о происхождении человека и его возможностях. Константин Бальмонт смотрел на нее как на мистический дух музы Каллиопы.

Книги Блаватской высоко ценили Василий Кандинский и ряд других крупных русских художников. Большой интерес к ее работам испытывал один из основоположников абстрактного искусства голландский художник Пит Мондриан. Ее мистическими идеями увлекались Пауль Клее и Поль Гоген. Ее теософские доктрины совершили переворот в сознании таких великих композиторов, как Густав МАлер, Ян Сибелиус, Александр Скрябин.

Теософские воззрения Блаватской, включая миф о махатмах, пришлись по душе Николаю Константиновичу и Елене Ивановне Рерихам.

Причины, по которым люди обращались к личности и творчеству Блаватской, были различными.

Одних из названных лиц она захватила непредсказуемой артистической натурой и анархическим темпераментом, способностью разрушать устойчивые представления о миропорядке всякими перфомансами, вроде появления из ниоткуда пресловутых «Учителей», махатм.

Этими экзотическими эскападами она пыталась убедить всех и каждого, что сверхъестественное куда роднее и ближе человеческой душе, чем естественный мир, застылый в своей упорядоченности. 

Других интеллектуалов и мастеров кисти, пера и гармонии Блаватская ввела в соблазн умопомрачительной мудростью древних, словно навсегда утерянной, но, к счастью, вновь обнаруженной, из которой выпирала духовность, как ребра из-под кожи истощенного долгой аскезой йога. 

И наконец, всех остальных она просто загипнотизировала целеустремленностью, непреклонной волей и сокрушительным оптимизмом.

Обладая всеми этими качествами, Блаватская не обращала внимание на привходящие неблагоприятные жизненные обстоятельства и на всех парусах неслась к намеченной цели. Чтобы не наскочить на мель или, не дай бог, на скалу, пригождалось ее виртуозное умение правильно распределять роли между всеми членами команды. 

Время, в котором она проявляла себя, требовало во всех сферах человеческой деятельности коллективных усилий. В итоге, однако, побеждала вовсе не группа единомышленников, а единственный человек, лидер, который выпрыгивал из коллектива, использовав его как батут или как туго сжатую пружину. При этом на бывших сподвижников выливались потоки грязи.

Может быть, это был самый важный урок, который она преподала всем творцам нового искусства, пришедшим вслед за ней, очутившимся на той же непроторенной дороге и стремившимся достичь успеха.

Недаром взаимоотношения крупнейших деятелей Серебряного века весьма далеки от дружественных. Почти каждый из них утверждал свою значимость не за счет исчерпанности другого, а путем его охаивания. Уже одного этого достаточно, чтобы, воздав должное уму и проницательности русской теософки, не очаровываться до сердечных спазмов ее образом.

Не будем уподобляться чиновникам, современникам Блаватской, для которых услужливое трепетное подобострастие перед вышестоящими не дает ни на что взглянуть собственными глазами.

Постараемся вынести о ней суждение, независимое от кого бы то ни было.

* *

Что делала и как жила Елена Петровна, представлялось безрассудным и нелепым, с точки зрения законопослушных граждан, ее современников. 

Однако такая жизнь Блаватскую более чем устраивала! 

Она избегала не людей, а толпы, ограниченной в своих привязанностях и вкусах и агрессивной в отстаивании своих предрассудков. Не выносила на дух людского сообщества, в котором не принято совать свой нос куда не следует и где властвуют сословная иерархия и предубеждения. 

Такой мир, благоприятная среда для общественного лицемерия и ханжества, а также размножения нечистых на руку, ненасытных чиновников, не подходил ей, был попросту враждебен. 

Она с самого детства не скрывала своей эгоцентричности, желания поступать своевольно, как ей вздумается, но в то же время вдруг, совершенно неожиданно, становилась откровенной и притягательно простодушной. 

Эти качества лидера не исчезли, а, наоборот, крайне обострились в уже зрелые годы, когда Блаватская выдвинула смелые предположения о силе человеческого духа и его эволюции. Особенно развилась тогда пытливость её ума.

Время, в котором жила Блаватская, совмещало несовместимое и портило людям художественный вкус. К тому же это было время викторианской морали, время воинствующего и утонченного ханжества. А у нее на родине - время добрых помыслов и всевластия чиновничества, непомерных амбиций верхов и политических авантюр, великих реформ и начавшегося возрождения России. Время не утихающей шестидесятилетней войны на Кавказе и небывалого расцвета журналистики и литературы.

Она относилась к литературному творчеству как к забаве и отдыху. Она писала о своих странствиях живые, увлекательные очерки и многостраничные, с трудом читаемые трактаты.

Никто из оппонентов Блаватской, к сожалению, не понял, что она одна из первых на Западе воскресила сложнейшие психологические приемы микромагии, или, как ее еще называют, ментальной магии, известные в Древнем Египте и с тех пор прочно забытые.


Это отрывки из начала книги - «Елена Блаватская. Между светом и тьмой». Автор Александр Николаевич Сенкевич.

ИСТОЧНИК

* * *

АННОТАЦИЯ 

«Бабушка мирового оккультизма» Елена Блаватская до сих пор будоражит умы. Одни бурно восхищаются скрытыми возможностями человека разумного, которые изучала Блаватская, другие яростного обвиняют ее в черной магии и шарлатанстве.

Автор этой книги – известный индолог А.Н.Сенкевич, на основе глубокого изучения наследия самой Блаватской, в том числе в библиотеке Адьяра, и знакомства с источниками многочисленных исследователей из разных стран мира сумел создать объемный образ загадочной русской исследовательницы – оккультиста, спиритуалиста, философа Е.П.Блаватской, попытавшейся проникнуть в мир, закрытый для простых смертных.

__________________________________________________

ИЗ БИОГРАФИИ 

Елена Ган (Блаватская) была первым ребёнком в семье офицера конной артиллерийской батареи, полковника Петра Алексеевича Гана (1798—1875). Она родилась на следующий год после свадьбы родителей, в ночь на 31 июля (по новому стилю 12 августа) 1831 года в Екатеринославе.

Семнадцатилетняя мать, Елена Андреевна Ган (урождённая Фадеева, дочь саратовского губернатора А. М. Фадеева, внучка генерал-майора князя П. В. Долгорукова и родная сестра Екатерины Витте, матери председателя Одесской судебной палаты Бориса Юльевича и министра путей сообщения, министра финансов, председателя Совета министров Российской империи Сергея Юльевича Витте; 1814—1842), разродилась на восьмом месяце беременности

* *

В 1910 году в очерке Е. Ф. Писаревой, посвящённом Блаватской, появились воспоминания Марии Григорьевны Ермоловой, жены Сергея Николаевича Ермолова, губернатора Тифлиса, которая рассказывала о событиях полувековой давности.

Ермолова утверждала, что «одновременно с Фадеевыми (Андрей Фадеев - дед Блаватской, ставший в Тифлисе членом Совета Главного управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края) в Тифлисе жил родственник тогдашнего наместника Кавказа, кн. Голицын, который часто бывал у Фадеевых и сильно интересовался оригинальной молодой девушкой», и что именно благодаря Голицыну (имени Голицына Ермолова не называет), который, по слухам, был «не то масоном, не то магом или прорицателем», Блаватская попыталась «войти в сношение с таинственным мудрецом Востока, куда направлялся князь Голицын».

* *

В Тифлисе зимой 1848/49 Блаватская была помолвлена с человеком намного старше её - вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским. 7 июля 1849 года состоялось их венчание. 

Через три месяца после свадьбы, сбежав от мужа, Блаватская вернулась к своим родным, а от них, направляясь в Одессу, из порта Поти на английском паруснике «Коммодор» уплыла в Керчь, а затем в Константинополь.

ИСТОЧНИК 

* * *

Фотография для заставки к теме взята из интересной и многогранной статьи от 23.12.2018: ГОРЬКАЯ БОЛЬ ЗА ЕЛЕНУ БЛАВАТСКУЮ, в этой статье есть и другие редкие фотографии. Автор СЕРГЕЙ ЦЕЛУХ.

ИСТОЧНИК

* * *

Книги Елены Блаватской читать совсем не просто, они трудны для восприятия, но от этого личность Елены Блаватской не становится менее значимой в мировой культуре, философии и теософии.

На этом всё, всего хорошего, канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.

До свидания.

Сегодня 19 апреля на Украину прилетело

Хорошо прилетело, знатно. Поражены военные цели, удары были очень красивыми и качественными. Несмотря на поддержку финансами со стороны Запада, личного состава, который может воевать и ...

КАЗУС ЛЕНИНА ?

     Россия была не погублена большевиками по чистой случайности. Хотя попытка была. Спасти мировой пролетариат от империалистической бойни посредством мировой революции ...

Обсудить
  • :clap: :clap: :clap: :exclamation:
  • Всё, что непонятно, подвергается обструкции со стороны тех, кто по долгу своего положения в обществе, должен раскрыть обществу тайну непонятого. Блаватская - ярчайший пример того, как человечество распоряжается знаниями, добытыми ценою жизни одного неравнодушного и в тоже время удивительно деятельного и устремленного человека