Крепостного Права, как ПРАВА, на Руси никогда не было. До Бориса Годунова.
Пока жуткий Малюта с террибле-царем Иваном баловались интригами, гнобили, травили и гоняли ближнее - боярское (да и царское) - окружение, Годунов подгребал под себя «мягкую» — по тем времена — cилу. Заботился о классовом интересе. Возможности перехода от барина к барину, от старой земли в земли новые затруднялся. Запутывал крестьян, дворян, судейских дьяков.
Революция вынужденным, естественно-искусственным образом переросла в освободительную (от поляков) войну, а называлось все это «Смута».
Моя гипотеза в том, что целью этой Смуты и было, в частности, желание замутить воду, запутать крестьянина, прикрепить его к барину покрепче и на долгий срок, почти пожизненно.
Повторю, «Крепостного Права» как такового не было, но была масса других законов, которые крайне затрудняли переход крестьянина на новые места. Заметим, именно после фактически войны происходит первое «закрепощение».
Не удастся найти и однозначно трактуемых законов, в которых ясно оговаривается законное право барина торговать живыми крестьянами. Рынок был, а фундаментальной легитимности этого рынка то и не было. Так что рынок душ в РИ был очень «серый» и наполовину воровской.
Все упиралось и делалось через несколько иной «проход». Проход этот заключается в фискальном подходе к проблеме. То есть к тому, что и явилось хорошей подмогой пройдохе Чичикову. Ведь как он покупал мертвые души, чем мотивировал помещиков продавать ему души умерших крестьян? Тем, что он как бы оказывает благую услугу, милость — покупая фактически умерших, но формально числящихся живыми крестьян. За которых — сообразно общему количеству крестьян на момент переписи — барин был обязан периодически платить в казну. В госказну.
Таким образом, совершив купчую на мертвых душ, Чичиков волей-неволей совершил традиционнейший для РИ акт — казнокрадство.
А теперь — к современности. Россия, СССР, советское время.
До 1928 года у крестьян были документы. Удостоверения личности, книжки товариществ обработки земли (ТОЗ), артелей, книжки колхозника, справки, метрики — все это существовало. Удостоверения личности, кстати, часто были бессрочными.
В 1928-1913 году была проведена паспортизация. Надо сказать, что дл 1938 далеко не у всех рабочих и служащих были паспорта.
Накатывала война. Поэтому в 1940 годы были сильно ограниченны или вовсе запрещены перемещения масс лиц по стране. Но в виду приближающейся (мировой!) воны это было и понятно, и необходимо.
Настоящее закрепощение крестьян произошло при Никите Хрущеве. Он не только репрессировал церковь и гонял образованцев бульдозерами. Он крайне урезал (практически лишил) крестьян больших огородов. Которые — большие придомовые участки огородов и садов — были основным источником существования крестьян. А семьи на селе были многодетными, и Россия более чем на половину состояла из крестьян.
Оттепель была оплачена не только приусадебными землями и развалом народного Православия. Оттепель была оплачена вырезанным домашним скотом.
Не прошло и года, как Хрущёв угнездился в Кремле. А уже был принят закон, действительно закрепощающий на земле — Положение о паспортах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 г. N 2666-1124. Пункт 3 общей части этого положения гласил «3. Постоянные жители сельской местности, за исключением местностей, указанных в статье 1 настоящего Положения, проживают без паспортов. При выезде в другие местности СССР за пределы данного района эти лица обязаны получать паспорта в органах милиции по месту жительства, исключение составляют лица, выезжающие сроком до 30 дней, а также выезжающие в санатории, дома отдыха, на совещания, съезды, сборы, в командировки и привлекаемые временно на посевные, уборочные и другие работы (ст. 2, п. "г"); в этих случаях они обязаны иметь соответствующие справки сельских Советов, удостоверяющие их личность и цель выезда.»
Это и только это было настоящее, юридически оформленное «закрепощение». И заметим ещё одно — опять после войны происходит очередное «закрепощение».
Оценил 21 человек
48 кармы