Ещё два документа

4 907

Казалось бы — тривиальные анафемы. Обыкновенные. Однако приглядимся.

1. Патриарх Тихон

Странное дело, большевики нигде не упомянуты прямо. Даже как-то неудобно за Патриарха. Тут уж — назвался груздем, так полезай … Но — нет. Хотя конечно — пойди их разбери - анархисты и эсеры могли быть ничуть не меньшими гонителями.

Тут надо отметить только два момента.

а) Властного всенародного вопля никак не получилось. Всяческое общение с извергами рода человеческого не пресекалось. И, выходит, сетования РПЦ (МП) должна обращать не столько в сторону безбожников-большевиков, сколько в сторону мужиковствующего крестьянства.

б) Любой спецслужбист, увидев «зовите чад ваших на защиту .. немедленно устрояйте духовные союзы борцов, которые силе внешней противопоставят силу ...» - немедленно завел бы серю дел. Для этого вовсе не надо быть Феликсом.

Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 (с анафемой безбожникам)

Божиею Милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

«Да избавит нас Господь от настоящаго века лукаваго» (Гал. 1, 4).

Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и пр.).

Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1Тим. 5, 20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самех» (1Кор. 5, 13).

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью православной.

Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим. 8, 35).

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18).

Тихон, Патриарх Московский и всея России. Января 19-го 1918 г.

Источник:

Послание Святейшаго Тихона, Патриарха всея России. / Журнал "Богословскiй Вестник", издаваемый Московскою Духовною Академиею. - Сергиев Посад: "Типография И. И.

2. Анафема РПЦЗ от 1970 г

Второй документ — Анафема РПЦЗ от 1970 года. Тут интересен один момент. Текст гласит - «возгласить анафемуВладиміру Ленину, Iосифу Сталину и всѣмъ гонителямъ Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святѣйшимъ Патріархомъ Всероссіискимъ Тихономъ» . Однако (как уже успели прочитать выше) никаких упоминаний Ленина, большевиков, и тем более Сталина в Анафеме у Тихона не содержалось.

И самое интересное — имя Хрущева (а это уже 1970 год!) вовсе не упоминается, тогда как гонитель церкви христианской он по праву занимает первое место. Почему Никита оказался столь мил заокеанским архиреям? Ведь именно он обещал удавить последнего попа кишкой. Занятное забвение обуяло архипастырей.

Анафема РПЦЗ, 1970 г.

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, 19 декабря 1969 г./1 января 1970 г.

1. Вь Недѣлю 1-ю Великаго Поста 8/21 февраля 2010 года во всѣхъ храмахъ Россійской Православной Церкви во отечествѣ и за рубежомъ огласить Посланіе Святаго Патріарха Тихона отъ 1918 года объ отлученіе большевиковъ.

2. Послѣ отпуста молебна возгласить анафемуВладиміру Ленину, Iосифу Сталину и всѣмъгонителямъ Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святѣйшимъ Патріархомъ Всероссіискимъ Тихономъ въ 1918 году, по следующей формѣ:

ВЛАДИМИРУ ЛЕНИНУ, IОСИФУ СТАЛИНУ И ПРОЧИМЪ ГОНИТЕЛЯМЪ ХРИСТОВЫ ЦЕРКВЕ, НЕЧЕСТИВЫМ ВЪОТСТУПНИКАМЪ, ПОДНЯВШИМЪ  РУКИ ПА ПОМАЗАНИКА БОЖIЯ, УБИВАЮЩИМЪ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ПОПИРАЮЩИМЪ СВЯТЫНИ, РАЗРУШАЮЩИМЪ ХРАМЫ БОЖІИ, ИСТЯЗУЮЩИМЪБРАТIЮ НАШУ И ОСКВЕРНИВШИМЪ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, АНАФЕМА.

(Хоръ поетъ: трижды Анафема)

3. Возгласить Вѣчную Память:

Во бляженпомъ успеніи Вѣчный покой подаждь Господи, усопшимъ рабомъ Твоимъ, УбіенномуБлагочестивѣйшему Царю Мученику Николаю Александровичу и всѣмъ съ нимъ убіеннымъ,Святейшему Патріарху Тихону, Убіеннымъ Митрополитамъ, Архіепископамъ, Епископамъ, Священнослужителямъ, Монахамъ и Монахинямъ, Войнамъ и всѣмъ православнымъ людямъ отъ безбожной власти убіеннымъ и умученнымъ заВѣру, Царя я Отечество и сотвори имъ  Вѣчную Память.

(Хоръ поетъ: трижды Вѣчная Память)

4. Многолѣтіе:

Православному Епископству гонимой Церкви Россійскія и Господину НашемуВысокопреосвященнѣйшему Антонію, Первоіерарху Россійской Православной Церкви, и Господину нашему /имя рекь Епархіяльнаго Архіерея/,страждущей странѣ нашей Россійстѣй, всѣмъ подвизающимся за православную вѣру и отечество и всѣмъ русскимъ людямъ въ порабощенномъ безбожниками отечествѣ и въ разсѣяніи сущимъ,подаждь Господи, благоденственное и мирное житіе, здравіе и спасеніе, на враги же побѣду иодолѣніе и многая лѣта.

(Хоръ поетъ трижды: Многая Лѣта.)

Председатель Архіерейскаго Синода

+ Митрополитъ Антоній

Источник — по материалам Рунета и электронный архив сайта РПЦЗ (ныне ссылка, увы, странным образом не работает).

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Обсудить
  • Занятно. Про бумажку от РПЦЗ не знал.
  • :joy: :thumbsup:
  • Следует обратить внимание, что и в том, и в другом случае(документе) анафеме предаётся одна сторона. Злодеяний стороны противоположной обе церкви не замечают, точнее, не желают замечать. Значит, главная причина проклятий кроется не в "злодеяниях", предаваемых анафеме, а в разрушении ими того общественного устройства, где тогдашняя церковь занимала "господствующие высоты" в российском социуме.