Искусственный интеллект (ИИ). За неимением собственного, хвастаются хоть «этим»
Но что такое интеллект вообще? Не искусственный или естественный, а вообще интеллект (И)?
Как таковой, сам по себе?
Ответив на этот вопрос, можно рассуждать, вещать, рапортовать или хвастаться.
В частности, хвастаться успехами и громыхать планами по поводу искусственного.
За неимением многократно анонсированного, запланированного, давно вожделенного, но до сих пор отсутствующего российского ВИКИ, воспользуемся наличной ВИКИПЕДИЕЙ.
Итак, берем самое начало, определение. Обширная цитата : «Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок» или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию. »
Отбрасываем психику, этимологию, перечисления, гуманитарную методологию и прочую беллетристику.
Ответ в минимальной конфигурации будет гласить, что И. - это способность(первый вариант, 1-вый список):
- приспосабливаться к новым ситуациям,
- способность к обучению и запоминанию на основе опыта,
- способность к пониманию и применению абстрактных концепций,
- способность к использованию знаний для управления окружающей человека средой.
Или же (другой вариант, 2-ой список) будет гласить, что И. - это способность к познанию и решению проблем, объединяющая:
- ощущение,
- восприятие,
- память,
- представление,
- мышление,
- внимание,
- волю
Собственно говоря, любое «нечто, которое не обладает комплексом качеств из 1-го либо 2-го списка, не есть интеллект (не И.).
Сформулируем чуть иначе — если нечто не обладает «ни разу» хотя бы одной способностью из 1-го или 2-го списка, то это «нечто» — не интеллект (не И.).
Например, если нечто обладает ощущениями, восприятием, памятью, вниманием но не имеет (хотя бы в зачаточном состоянии) воли или мышления — это «нечто» не является интеллектом ни разу.
Есть ещё и третий вариант по определениям ВИКИ. «Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. Первый состоит в способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; второй включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.»
Тут все вовсе драматично. Констатирую — дело с выходом за пределы существующего опыта или переносом в другие условия усвоенных навыков и знаний совсем дрянь. Труба тут дело.
«Вечер» сразу перестает быть томным и уже не обещает массу интересного или приятного. Нечто, горделиво называемое ИИ, в лучшем случае способно — под присмотром человека — имитировать только наличие только некоторых свойств, присущих интеллекту. И то — в ограниченных пространственно-временных рамках (на ограниченной территории или в ограниченном временном интервале).
Хуже всего обстоит дело с пониманием и применением абстрактных концепций, воображением и волей. С этим у нечто , которое называют ИИ, дело худо. От слова «совсем». Нет (и кажется, не будет в ближайшие 100 лет) ни абстракции, ни воли, ни воображения. Есть только — если дозволенно-предусмотрено хозяином — доступ к огромному массиву прецедентов и способность имитировать поведение в тех либо иных случаях.
Про такие эстетические излишества, как совесть, стыд, честь, чувство прекрасного я уж и говорить не буду — ладно, не в космос же представительствовать посылать собрались ИИ.
Так что же представляет из себя то «нечто», которое зачем-то и навязчиво называют И.?
По своей сути — то есть на практике — это узкоспециализированные автоматы. Они функциональны в крайне узких пространственно-временных, «средовых» и климатических. Это всегда - мертвый пластиково-железный хлам, если нет предварительного и регулярного программирования и пере-программирования, наладки, диагностики и ремонта. Это всегда автоматы или машины, всегда требующие постоянного обслуживания.
И все-таки, даже при наличии всего этого, мы будем иметь дело только с частичной имитацией.
То есть неким примитивным, хоть и высокотехнологичным лицедейством.
Но СМИ и высокие руководители раздувают щеки, камлают и рапортуют о достигнутых успехах и радужных перспективах. Зачем, к чему и для чего это помпезное шествие голых королей в блестящем окружении?
Об этом в продолжении, которое, даст Бог, будет.
Оценили 20 человек
43 кармы