Многие считают, что Максим Горький — пролетарский писатель. Ну если и не чисто пролетарский, то весьма классово близкий. Однако это не так — не совсем так или даже совсем не так.
Вчистую образ пролетария — рабочего выведен Горьким только в одном романе.
Это «Мать». И вроде бы — так преподносилось ранее, да и сейчас часто так преподносится сюжетный центр — рабочий Павел. Написан в США — не в России. Называется не «Рабочий», не «Пролетарий», а «Мать». Именно персонажем матери движется действие, именно фигурой матери действие драматизируется. А если гипотетически поставить в центр движение персонаж Павла — роман превратится в застывшую груду фраз и абзацев.
Популярна пьеса Горького «Мещане». Заметьте — "мещане", а не "рабочие", не "пролетарии". Посмотрим на личный состав этой пьесы. Бессемёнов, Василий Васильев, 58 лет, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха; Акулина Ивановна, жена его, 52 года; Пётр, бывший студент, 26 лет, сын Бессемёнова; Татьяна, школьная учительница, 28 лет, дочь Бессемёнова; Нил, машинист, 27 лет, воспитанник Бессемёнова; Перчихин, дальний родственник Бессемёнова, торговец певчими птицами; Поля, его дочь, швейка, работает в семьях подённо; Елена Николаевна Кривцова, вдова смотрителя тюрьмы, живёт на квартире у Бессемёновых; Тетерев, певчий и Шишкин, студент - нахлебники у Бессемёновых; Цветаева, учительница;подруга Татьяны, Степанида; кухарка, баба с улицы; мальчишка-маляр и некий доктор.
Только Нил, строго говоря, пролетарий. Он ось сюжета. Но все движется движется "само по себе", и уж точно — своими интересами и мотивами.
"Ну и кто здесь олень?" - как говорят в рекламе.
Хрестоматийно известная по программе советской школы пьеса «На дне». Ни разу не пролетарская пьеса. Бывший зек, безработный , бродяга, невостребованный актер, вор, растратчик, «наташка» Наташка, чахоточная Анна, «беспачпортный бродяга» странник Лука. Ну т еще несколько весьма фоновых персонажей. Вот и вся люмпен-рать. Пролетарским и не пахнет.
Повести «Детство», «В людях», «Мои университеты». Мелкобуржуазно-босяцкая среда. И нависающая над героем фигура матери-праститутки.
«Сказки об Италии». Старуха Изергиль — вроде бы не ивановская ткачиха и не поморская кружевница.
И так далее, и тому подобное. Горький как писатель плодовит и мастеровит. И язык у него смачен. Бытописатель, знаток глубин. Но не пролетарский.
Фома Гордеев, Васса Железнова, Булычев, Достигаев. Купеческое сословие. Не пролетарское.
Ну и последний штрих творчества — «Жизнь Клима Самгина». Итоговая эпопея Горького.
"А был ли мальчик?" — главный вопрос романа. Главный вопрос революции — а был ли выход? А был ли революционер? Если говорить о Самгине — то — нет. Вера Петровна Самгина, мать Клима — чем не сквозная тема с детства — мать нетяжкого поведения.
А был ли пролетарский писатель?
Нет.
Не надо натягивать сову на глобус. Горький — писатель обычного, не очень сознательного человека. Который с того и мучается, что не поймет до конца — и не займет свою позицию, и не определится. Типичный российский креакл.
За век креакл не изменился.
Или?
Оценили 11 человек
28 кармы