• РЕГИСТРАЦИЯ
Регул
5 марта 2017 г. 23:36 4449 23 38.69

Чудесный доктор (часть 2)

Сегодня конец недели, и как запланировали, мы возвращаемся к рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». Полагаю, что за минувшие несколько дней все желающие могли прочитать этот рассказ и составить о нём своё мнение. Теперь попробуем сделать это вместе ещё раз.


Прежде всего хочу выразить благодарность тем людям, кто откликнулся на предложение написать свои мысли о прочитанном рассказе, и сделал это здесь в блоге на КОНТе, а также на моей странице ВКонтакте.


Во многом мои мысли об этом рассказе перекликаются с предоставленными отзывами.


Конечно, важное место в рассказе занимает тема общества и государства. И ведь действительно с того времени мало что в этом плане изменилось. Точно также роскошь и богатство одних соседствует с бедностью и нищетой других. Точно также в цене «общественного взгляда» материальные блага и то, что позволяет их достичь. Успехом называется карьера, деньги, обустроенный дом, зависть окружающих, а успешный человек – тот, кто этого всего достиг, и если ему в этом помогли лицемерие, двуличность, способность вовремя «избавиться» от кого-то или от чего-то, то это всё и есть «добродетели». Можно, кстати, тут вспомнить ещё и «Героя нашего времени» Лермонтова. Всё о том же.

Общество и государство как было во многом античеловечно по своей природе, так и остается. Это наша жизнь, наша реальность. Во многом такое положение дел – результат действий человека на Земле, который не научился в своей массе жить как человек, и живёт лишь только продолжая потреблять земные ресурсы, которые тают с каждым днём. Наша «человеческая» жизнь есть жизнь потребителей, которые не думают (точнее не хотят думать) о том, как жить надо, и что мы все будем делать, когда всё уже будет скушано и потреблено, и дальше кушать будет нечего. Как говорил знаменитый индейский вождь Сиэтл, которого я цитировал в одной из своих статей, «… тогда вы поймёте, что деньги нельзя есть». С другой стороны, наш мир есть творение Всевышнего, и нам не дано знать всех граней и деталей Его замысла. Как показывает вся наша история, человек только лишь тогда начинает реально шевелиться, когда обстоятельства его к этому принуждают, когда действительно «пахнет жареным». Вот тогда человек начинает действовать, и действовать очень даже хорошо и эффективно. Действительной первопричиной развития всегда является проблема. Мы таковы, и поэтому Творец создаёт нам (во многом нашими же руками) проблемы, чтобы мы развивались.

Видимо, на нашем сегодняшнем уровне развития нам необходимы проблемы, иначе мы так и не станем людьми. Мы и в сегодняшних условиях не очень торопимся ими становиться, а уж если каждому из нас дать банковский счёт, много-много денег и все прелести жизни – положа руку на сердце, будем ли мы развиваться? Выглядит как утопия.


Конечно, этот рассказ – о любви и о вере человека, и о том, что на самом деле является источником его счастья. Независимо от материального положения человек может как верить в лучшее, так и не верить, как верить своему истинному Творцу и Создателю, так и не верить, как любить окружающий мир, который является Его творением, так и не любить. И нельзя сказать, кому тут проще, а кому сложнее. В известной притче говорится, что каждый несёт тот крест, который может нести.

Если кто не знает притчи, расскажу. Один человек очень жаловался на свою жизнь, на свой «тяжелый крест», который он «несёт». Изо дня в день так и стонал по этому поводу. И решил однажды Творец спросить его, отчего он думает, что его жизнь тяжела и невыносима. Человек и говорит ему: «Да как же мне не стонать по этому поводу, ведь моя жизнь действительно тяжелее, чем у всех!» Творец говорит ему: «То есть ты действительно считаешь, что твой крест самый тяжёлый?» Человек отвечает: «Да!» Творец говорит: «Хорошо, пошли в мой дом, я тебе покажу разные кресты, сам выберешь по себе, какой тебе хочется». Зашли они в Его дом, и видит человек много разных крестов, одни побольше, иные вообще громадные, другие поменьше, есть и совсем маленькие. Ходил человек по дому, ходил, наконец нашел в каком-то углу крохотный крестик, взял его и говорит: «Хочу его носить!» На что Творец ему и отвечает: «Ну так ты как раз его и несёшь по жизни».

Каждому посылаются те испытания, которые он может пережить и благодаря им чему-то научиться. А если какие-то испытания человеку не под силу, их и не будет в его жизни. Также многие проблемы имеют своё происхождение в том, что главной целью с точки зрения Творца является развитие души человека, а не рост его благосостояния и удобства. Поэтому материальное положение будет таким, при котором выиграет душа человека. Об этом много написано и сказано, например, у Сергея Николаевича Лазарева в его книгах и выступлениях, показано и объяснено много примеров из реальной практики.

При любых обстоятельствах главное, от чего не должен отказываться человек – это от любви к миру и веры не «в Бога», нет, это не то, а веры «Богу», то есть веры в то, что если он, человек, будет поступать по Его воле, то и жизнь его сложится. Верить «в Бога», то есть просто в Его существование – это достаточно нелепо. Его существование является не предметом веры, а фактом, который очевиден любому мало-мальски здравомыслящему человеку, не говоря уже о человеке, который способен чувствовать. В общем-то любой человек не верит, а знает, что Творец существует. Но один человек при этом выстраивает свою жизнь сообразно данному знанию, а другой пытается это знание игнорировать и выстраивать свою жизнь исключительно на благо своего «эго», своей важности. Такой человек, даже называя себя «верующим», на самом деле является чистым «безбожником», и таких среди «верующих», кстати, подавляющее большинство. А вот среди так называемых «атеистов» немало истинно верующих людей. Как говорил по этому поводу Ганс Христиан Андерсен, «атеист, живущий по совести, сам не знает, насколько он близок к Богу, так как творит добро, не ожидая награды, в отличие от верующих лицемеров».

Примером такого истинно верующего человека является как раз «чудесный доктор» Пирогов, один из героев рассказа. Помните, в конце он на вопрос Мерцалова: «Скажите хотя бы Ваше имя, мои дети будут за Вас молиться!» – отвечает: «Э! Вот ещё пустяки выдумали! Возвращайтесь-ка домой скорей!»

Истинно верующий человек любит весь мир как Его творение, и способен как восхищаться красотой природы (несмотря, например, на морозную погоду), так и искренне сопереживать каждому нуждающемуся человеку, пусть даже совершенно постороннему. Заметим, что доктор не поленился не только внимательно выслушать Мерцалова в парке, но и тот час же отправиться с ним в его дом, где он не просто безвозмездно помог, оказав первую медицинскую помощь, но и оставил некоторую сумму денег, достаточную для того, чтобы люди могли начать действовать. При этом Куприн несколько раз подчёркивает, что доктор самым искренним и добрым образом, при этом уверенным и убежденным в своей правоте, обращался к окружающим, именно добротой своей располагая их к себе, к доверию и содействию. Не редко можно увидеть иную картину, когда человек, уверенный в своей правоте, поступает не по-доброму, а жестко принуждает окружающих делать то, что он считает правильным. Здесь же подчеркивается, что сила этого человека была именно в любви, и действуя так, он оборачивал всё вокруг себя туда, куда было необходимо. А счастье – это как компас, индикатор того, правильно ли живёт человек. Счастье не может быть целью. Это как если бы путешественник ставил своей целью двигаться по стрелке компаса. Стрелка просто указывает систему координат, а идёт путешественник туда, куда ему надо. Глупо делать показания компаса смыслом жизни, это просто инструмент в помощь, показывающий направление в определенной системе координат, на которую он настроен.


А самый главный смысл рассказа, на мой взгляд, в другом. Ни в коем случае не умаляя важности указанных выше вещей, главное мне видится всё же в том, что наша жизнь – это далеко не то, что мы себе думаем. Мы видим лишь маленькую часть жизни, но в силу ограниченности нашего взгляда думаем, что это и есть вся бесконечная в своих проявлениях жизнь. Это ошибочное мнение, основанное на ограниченности нашего восприятия. Что-то произошло между доктором и Мерцаловым, но что между ними произошло на самом деле – мы этого не знаем, и никогда не узнаем. Заметьте, что они встретились отнюдь не случайно, а встреча их явилась следствием целого ряда обстоятельств. Один пошел бродить по городу в отчаянии, и зашёл в парк, где его собственное отчаяние и молчаливое умиротворение природы натолкнули на мысль о самоубийстве. Другой шёл мимо, но и его красота парка (не в этом ли «незаметное» участие свыше проявилось в данном случае) заставила свернуть с прямого пути, зайти в парк и присесть на ту же самую скамейку, где сидел Мерцалов. Эта же красота парка заставила доктора разговориться на тему красоты русской зимы, подарков для детей, которые он купил – всё то, что заставило наконец-таки в ответ среагировать и Мерцалова. И в его злом и отчаянном ответе доктор разглядел не оскорбление, не грубость, а просьбу о помощи человека, находящегося в крайне нуждающемся положении.

Внимательно читая эту часть рассказа, трудно не заметить, что вся эта «случайная» встреча была явно срежиссирована, спланирована свыше. И Творец как невысказанный свидетель этого разговора и последующих действий смотрел на то, что люди сделают в тех обстоятельствах, в которых они оказались. Окажутся ли они достаточно внимательными и к обстоятельствам, и друг к другу, чтобы извлечь из этой «случайной» встречи пользу для себя – не в плане материальной выгоды, а в плане осознания чего-то нового, ради которого собственно вся жизнь и дана человеку.

Часто мы идём по жизни, не замечая, что обстоятельства вокруг нас складываются отнюдь не «случайным» образом, а действительно срежиссированы свыше, сложены для того, чтобы помочь нам что-то осознать. Но мы не думаем об этом, а просто идём «вперёд», к новым, более важным, как нам кажется, событиям. И так всю жизнь. Мы не видим, в чём важность текущего момента. Мы не фокусируем своё внимание на то, что нам необходимо заметить и осознать прямо здесь и прямо сейчас. Что ситуация, в которой мы оказались, отнюдь не случайная, а спланированная и реализованная свыше, и всё это для нас, для нашего блага, для того, чтобы мы поняли нечто.

Об этом рассказе стоит помнить всегда, потому что все мы постоянно оказываемся в подобных ситуациях, и либо ведем себя как люди, как внимательные дети заботливого Отца, чуткие к Его посылам и наставлениям, либо ведем себя как сумасбродные «отпрыски», которые в своей своенравности и безалаберности никого не слушаем, и не считаем нужным слушать, и заняты только лишь тем, что приносит нам сиюминутную выгоду, как мы её понимаем. Но много ли понимает такой подросток? Действительно ли он видит все аспекты ситуации? Конечно же, нет. И его уверенность есть следствие его ограниченности. Таковы все мы, поэтому нам надо всегда помнить об этом рассказе, и помнить нашу действительную роль в жизни, а потому необходимость всегда быть внимательными к наставлениям Отца, желающего нашего взросления и прозрения. Только будучи внимательными (алертными) в повседневных событиях, стараясь увидеть больше, глубже и шире, чем мы видим, будучи постоянно настроенными и нацеленными на это, мы сможем не пройти мимо тех возможностей, которые нам каждый день даёт жизнь. Возможностей не набить свои карманы, не выгадать что-то, но возможностей увидеть Замысел в происходящем. А увидев – поступить правильно, сообразно Замыслу Отца. Будем так жить – будем нам и счастье, и те же материальные блага, потому что Отец будет знать, что мы правильно ими распорядимся, и в случае необходимости обязательно поделимся с теми, кто в этом нуждается.


Каждый из нас должен стать таким «чудесным доктором», и исцелить прежде всего надо самого себя – исцелить от неправильного взгляда на мир, тогда и окружающим появится возможность помочь в том, в чем нуждаются они.


Желаю всем нам стать такими чудесными докторами.

Образовательный блог

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    ДРУГИЕ СТАТЬИ
    Gordon Freeman Сегодня 21:43 2385 24.00

    Политика в картинках

    Все погибшие украинцы работали в частной афганской авиакомпании KamAir: четверо летчиков, две стюардессы и двое инженеров. Подразделение прибыло в место своей постоянной дислокации. В ...
    Colonel Cassad Сегодня 22:29 589 20.92

    Призрак бродит по Европе...

    RT о росте популярности коммунистических идей в Британии. Впрочем. стоит помнить, что еврокоммунизм на деле оказался сугубо оппортунистическим течением, которое использовалось для подрыва мирового коммунистического движения.  С другой стороны, рост популярности левых идей в мире, лишнее свидетельство того, что людей или даже целую страну, уничтожить г...
    Руслан Хубиев ВЕЖЛИВАЯ РОССИЯ
    Сегодня 21:33 3218 162.66

    Иностранцы: «Путин окунулся в крещенскую купель, и Трамп понял у кого "самая большая красная кнопка"»

    - «Настоящий лидер - великой нации».TheVargevass - «На самом деле, в России это не традиционный праздник, как многие пишут, а народная традиция, в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Православные так делают по всему миру, а Владимир Путин, как их лидер (хоть и не официально) демонстрирует правильный пример. С уважением из Эф...
    ПРОМО
    Прихожанка
    Сегодня 18:37 9140 160.82

    Чьи уши торчат из-за Ксюши?

    Появление среди кандидатов в Президенты России такой неоднозначной фигуры, как Ксения Собчак, дружно назвали «очередным проектом Кремля». Ещё бы: покойный отец Ксении – Анатолий Собчак – был тем человеком, которому Владимир Путин остался благодарен за многое, и память свою о бывшем своём руководителе  неизменно подчёркивает.Однако по многим причина...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика