Можно спросить — почему обзор был начат именно с государства Само … , а теперь — Карантия? Почему с центрально-европейского славянства, а не с южной или северной ветвей славян.
Ответ прост — для начала выбран «серединный» путь.
И потом — начинать всё равно надо с чего-то. Тогда — почему бы и не с центра.
У данного выбора есть ещё одно основание.
На примере славянских государств в Европе очень хорошо можно показать славянскую тему в формировании Европы (о чем европейцы ныне предпочитают не вспоминать). Одновременно продемонстрировать широту и распространенность славянской цивилизации в мире.
"Государство Само представляло по сути союз славянских племён. Уже в 631 году упоминается некая Вендская марка (лат. marca Vinedorum), которая, вероятно, представляло собой автономное княжество хорутан (карантанцев) в составе государства Само. После смерти Само в 658 году его держава распалась. Карантанское княжество получило независимость. … Большинство населения Карантании составляли славяне, переселившиеся в этот регион в VI веке. Сохранилось также романизированое кельтское население, а также потомки римлян (главным образом, в городах). На ранней стадии истории страны, вероятно, существовали поселения аваров.
Правящий класс был практически полностью славянским. «Повесть временных лет» упоминает древнеславянский народ хорутане рядом с сербами и белыми хорватами. … С самого начала существования Карантанского княжества оно вело практически непрерывную борьбу за существование со своими соседями: Аварским каганатом, лангобардами, баварами. Особенно усилилось аварское давление в начале VIII века. Карантанцы были вынуждены искать помощи у баваров. В 745 году после особенно разорительного набега аваров карантанский князь Борут обратился за поддержкой к герцогу Баварии Одило, а взамен за помощь признал сюзеренитет Баварии над Карантанией. … В 788 году Бавария была разгромлена франками и, вместе с Карантанией, вошла в состав империи Карла Великого. … После вхождения в состав франкской империи Карантания сохранила свою автономию.
Карантанский князь Войномир в 796 году по повелению герцога Фриуля Эрика предпринял поход на аваров, одержал победу и разгромил столицу Аварского каганата. В 803 году аварская держава перестала существовать. Князьями Карантании при франках оставались славяне, однако постепенно усиливалось немецкое влияние, прежде всего со стороны Фриульской марки, которой юридически подчинялось карантанское княжество. Германизация вызвала в 819 году восстание славян Нижней Паннонии, долины Савы и части Карантании во главе с Людевитом Посавским.
Восстание было вскоре разгромлено, чем воспользовались франки, сместив в 820 году славянского князя Карантании и разделив её территорию между несколькими немецкими маркграфами. Славянская знать была отстранена от власти, немецкие колонисты, дворяне и церковь получили значительные земельные владения.
В результате Карантанское княжество перестало существовать. Оно вошло в состав Баварского герцогства, а в 976 году было сформировано новое государственное образование — герцогство Каринтия, в состав которого вошли территории бывшей Карантании и часть северо-итальянских земель." - https://ru.wikipedia.org/wiki/Карантания
И ещё один достойный внимания сетевой источник …..https://studbooks.net/523771/istoriya/karantiya.
«...История Карантии как самостоятельного государственного образования начинается еще в 7 веке, когда в 623 году словенские, чешские и моравские племена сбросив иго авар образовывают первое славянское государство на территории Западной Европы - государство Само названное так по имени первого князя Само, в состав которого на больших правах автономии также входила и Карантия. После смерти в 658 году Само, это государственное объединение распадается, а Карантия обретает независимость. Однако постоянные набеги авар вынуждают хорутанских князей искать поддержки у более сильных соседей и это приводит к тому что в 745 году князь Борут вынужден признать свой вассалитет от Баварии, спасая тем самым Карантию от аварского разорения. А уже в 788 году Карантия вместе с поверженной Баварией входит в состав франкской империи. … Сама Карантия и ее коренное население словенцы были христианизированы еще в 8 веке римскими миссионерами. Здесь правда стоит отметить что если например хорваты и словенцы были христианизированы итальянскими или франкскими миссионерами, то сербы христианизировались византийскими, что отложило существенный отпечаток на распространение зон влияния католицизма и православия соответственно. Безусловно, что первыми кто принял христианство были хорутанские князья и правящая верхушка, так если князь Борут еще был язычником, то следующие правители Горазд и Хотимир уже были обращены в христианскую веру. Именно знать становится в Карантии проводником новой веры Некоторые исследователи склонны считать, что успешная христианизация Каринтии проходила во многом благодаря ускорившейся этнополитической консолидации славян и сплочению их вокруг правящей династии
.... усиление социальной дифференциации и складывание правящей элиты, способствовали появлению у нее потребности в идеологическом обосновании власти и единой религии. ... Христианизация периода второй половины 8 века была «второй христианизацией» в данном регионе. В 4-6 веках здесь, в основном в районе внутреннего Норика, проживало романизированное кельто-иллирийское население, имевшее регулярную церковь и несколько епископских центров. К началу же 7 века в ходе славянской колонизации этих земель и вытеснения коренного населения, церковная структура была разрушена. Тем не менее, часть оставшегося здесь прежнего населения сохранила христианскую веру и стала, в дальнейшем, опорой «второй христианизации».
Среди исследователей до сих пор ведутся споры о роли прежнего христианского населения на распространения новой веры среди славян. Положительную роль в довольно успешном распространении христианства, сыграло также и то, что среди хорутан видимо не существовало развитого и унитарного племенного культа, свойственного другим языческим племенам.
Появление первых ирландских и англосаксонских миссионеров в Карантии относится к началу 7 века. Одним из первых письменных источников миссионерской деятельности в этот период является житие франкского миссионера Аманда ... Тем не менее, в 7 веке социо-культурная ситуация среди хорутанских славян, видимо не способствовала распространению новой веры, как среди простых общинников, так и даже среди племенной верхушки, за помощью к которой довольно часто обращались христианские миссионеры Христианская миссия не имела и поддержки извне. Соседняя Бавария до конца 7 века в основном была занята упрочением христианства на своей территории и не могла оказать существенной помощи в обращении славян.
Поворотным моментом в обращении Карантии становится основание в конце 7 - начале 8 века, на границе Баварии и Карантии, епископского центра в Зальцбурге и монашеской общины св. Максимилиана в Понгау. Позиции зальцбургской епископии еще более укрепляются после введения в Баварии четкой системы епископских диоцезов в 30-х годах 8 века. Два этих христианских центра становятся опорными пунктами в миссионерской деятельности на востоке....Усиление христианской проповеди в регионе начинается с 70-х годов 8 века, после основания монастыря в Иннихене.
До конца 8 века Карантия оставалась в большей части своей языческой страной. Последним коренным переломом утверждения христианства среди хорутан становится включение Баварии (а следовательно и Карантии, находившейся от Баварии в зависимости) в состав франкского королевства. ...к началу 8 века карантская знать еще не распологала достаточными силами, для массовой христианизации на своей территории, поэтому сложнее обстояло дело с обращением простых общинников. Известно о восстаниях, которые произошли в 763 и 769 годах и, в результате которых, большинство миссионеров было либо убито, либо изгнано из страны. Тем не менее, Каринтия к тому времени уже прочно вошедшая в зону влияния Баварии уже к 772 году при содействии хорутанского князя Вальтунка снова была возвращена под власть христианских миссионеров.
Все-таки не вызывает сомнения, что восстания против христианской церкви происходили на протяжении всего 8 и первой половины 9 века, но каждый раз подавлялись с помощью как местных князей, так и франкской администрации и клира. Так в 769-770 годах, после смерти хорутанского герцога Гейтмара, жестоко насаждавшего христианство при помощи зальцбургского епископа, в Каринтии вспыхнуло восстание, которое было успешно подавлено Тассилоном..
Хотя еще и в 10-11 веках проявляется тенденция создания так называемого «народного» или «славянского» богослужения на глаголице, что получает жесткий отпор римской церкви. Богослужение на славянском языке было запрещено на Сплитских соборах 925 и 1060 годов.
Окончательное присоединение Каринтии к франкской империи произошло в 810 году после того как хорутане приняли участие в восстании хорватского князя Людевита Посавского против франкского господства. После подавления восстания на территории Каринтии была окончательно насаждена франкская имперская администрация.»
Как можно увидеть, европейцы терпели славян и пользовались ими в качестве щита и меча. По мере сил христианизировали их. Потом, когда самое трудное «дело» было уже готово, славяне «поглощались». Их вера предавалась забвению (уничтожалась), а земли и власть переходили к европейцам.
Оценили 25 человек
61 кармы