Продолжаю про «странный и страшный выбор» (пост «Чрез тернии - к ...» https://cont.ws/@xarlamp/1136560 ). Надо сразу отметить, что к нему примыкает и репост «В тени колеса (RP https://cont.ws/@xarlamp/1136917 )» и мини-серия из четырёх постов о русской собственности ("Собственность" I — IV https://cont.ws/@xarlamp/1034618 , https://cont.ws/@xarlamp/1060393, https://cont.ws/@xarlamp/1092087 ).
Ранее несколько поспешил. Нужно немного уточнить первоначальный уровень.
Итак, на нижнем участке шкалы цивилизованности мы имеем дело очень низкой безопасностью (при полной и почти всесторонней враждебности окружающих сред человеку).
Что тут можно отметить? Существование в тот исторический и до-исторический период можно оценивать и как прелестную наивность на не-загаженной природе* и как беспросветный ад дикости. Всё будет зависеть от того — что считать благом. Благо-добро может пониматься совсем различно. В зависимости от национальности, религии, социального положения, имущественного ранга и даже от языка. Это — отдельная но очень значительная тема.
Но вернёмся на нижий этап небезопасной цивилизации. На физиологическом уровне организм часто бывал лишен достаточного питания. Но полностью обходился без бича нынешнего времени — ГМО, гербицидов, добавок и т. п. (за неимение оных). В результате — отсутствие вызванных нарушений генетики и расстройств обмена веществ.
Апририори здоровая наследственность — и у человека, и у растений, и у животных. Полное отсутствие для развития диабета. Здоровая наследование — «по роду его и по семени его» - у потомства.
Как это не покажется парадоксальным, но низкий (почти нулевой) уровень безопасности как следствие имел не просто стресс, а стресс, в котором доля позитивного эустресса существенно преобладала над патологическим дистрессом. Одновременно низкий уровень безопасности от окружающей среды повышает коллективизм, уровень групповой сплоченности, единство и спаянность общими культурными, морально-этическими и религиозными ценностями и нормами**.
Не опасаясь тавтологии, можно перефразировать — культура, мораль, религия снижали уровень вредного патологического дистресса.
Нормативность — это следует отметить — реально повышает безопасность.
А-нормативность, поведенческая а-нормальность, хаотичность в тот период однозначно воспринимается как двойная угроза. Как угроза индивиду, так и угроза социуму.
На полях можно отметить - в этот период появление феномена "крысиного короля" было практически невозможно, ибо и жизнь, и благосостояние вожака-лидера и его потомства прямо зависело от благосостояния родного ему социума.
Такие отклонения, как гомосексуальность и анонимность-оборотничество однозначно и незамедлительно карались истреблением под корень. Что, надо отметить, существенно снижало дефицит безопасности. (Тут следует отметить, что, возможно, имеется совершенно разное понимания того , что есть безопасность).
Однако человек (человечество) решил сделать шаг вперёд. «Вперёд» - не значит к успеху и позитиву. «Вперёд» может также быть шагом к концу, к пропасти, к погибели. Равным образом — к институтам собственности.
И тут снова встает вопрос — что у нас называется и считается благом-добром.
- -
* кстати, «не-загаженная природа» — синоним чистой природы, безопасной в генетическом и биохимическом аспектах.
** нормативность и номинальность, номинализм - это разные понятия
Оценили 23 человека
56 кармы