Т-34....

57 6923

Вот уже пять дней порываюсь написать пост про фильм «Т-34». И всё буксую — возникают всё новые и новые детали, ракурсы, смыслы. Их можно увидеть — если внимательно смотреть — и в самом фильме, и в реакции на фильм.

Длина ленты 2 часа — 19 минут — 7 секунд.

Действие фильма начинается 27 ноября 1941 года

Бурление "автофекального" холивара блоггеров вокруг да около - давно бродит. Внушает. Но оставляет в недоумении и растерянности.

Ну, с паЦриотами всё понятно. Здравур, хорошо-хорошо, давай-давай, аля-улей-гони-гусей. А там хоть не рассветай.

В общем, безоглядная движуха и продвижуха «отечественного» (кино)проката.

Пройдёт две недели — и почти все воспоминания испарятся.

В некотором смысле это хорошо, ибо развеется угар, спадёт пена. Но что останется?

С привычными критиканами и «кино»обозревателями в целом всё тоже привычно. Поиск фактических несовпадений — в деталях — и вынос общего вердикта «осуждамс» в итоге.

Это тоже не ново. Хотя , надо твердо cказать - фильм имеет меньше поверхностных ляпов и огрехов, чем ожидаешь. Как раз в отдельных — отдельных, изолированных друг от друга, деталях — ляпов не так уж и много.

Но это играет с создателями и о зрителями дурную шутку.

Из кучи правдивых деталей не возникает истина. Не рождается правда. Как из тысячи бамбуковых джонок не сделать стального крейсера.

Деталь имеет значение. Однако сочетание деталей имеет ещё большее значение. Часто - решающее.

T-34 предьявлен зрителю как фентази. Фентази на исторические темы. Хотя так его не презентуют, но иного определения жанра дать нельзя. Именно как вентэзи его и надо воспринимать и оценивать. Не как исторический фильм на исторические темы.

В этом и состоит весь финт. Потому как на фентэзи фильм и не тянет.

Тянет на карго от фентэзи.

Товар-имитатор.

Товар-карго.

Карго — не более. Карго-патриотизм на показ.

Фентази отличается от реальностью "примышленностью" фактов и событий. При безусловной правдивости, достоверности в деталях, при сохранении естественности мотиваций и переживаний. То есть — примысливается буква, но не дух.

Когда же небрежно, непрятно, аляповато пытаются имитировать дух и душу — получается даже не дурное фентэзи. Получается карго.

Титры. В титрах мы отмечаем фамилию Никиты свет МихАлкова.

Привет от Никиты мы ещё получим. Многие помнят черенки от лопат в Утомлённых солнцем. Тут целый макет противотанкого орудия из оглобель. Ну и чем это не карго?

А может, Никита ничего, кроме карго, уже и не может?

Начало фильма. По военной дороге фронтовой грузовичек, везёт кухню с харчем. Ну везёт и везёт. Не будем придираться к деталям. Всякие иконки, кивалки, болванчики — всё это давно в салоне авто присутствует. Чуть ли не с момента возникновения авто.

Но вот китайский болванчик во фронтовом грузовичьке — это и есть «подозрительно».

Аляповатая, недостоверная комбинация достоверных обстоятельств (фронт подмосковья 41 года) и детали (болванчик в кабинке)

Да и факту не верится — не портретик Сталина, не христианская иконка — китайский болванчик. Мы что, уже китайцы? Или - готовят?

Смотрим далее.

Далее. То да сё, обширное село (не деревня, село — церковь есть). Штабная суета, трудные будни. Раненный командир танкистов в тупике от невыполнимого приказа.

Всё вроде бы как обычно. В деталях. 

В целом же — нескладуха.

Вот например — как это возможно — раздать танки пехоте, когда нет командиров для экипажей? 

Карго проклёвывается.

Но дальше — больше. Фраза, попавшая и в трейлеры — «Я тебя, как Сталина, ждал».

Тут целый воз загадок, то есть несуразностей. Что значит — «как Сталина ждал»?

Что, командиры и бойцы на фронте в трудных ситуациях ждали? Сталина? Или воевали, отбивались, выживали- кто как и когда?

Не понятно, при чем тут Сталин. Ну ладно, тут творцы фильма хотели подлизнуть волне сталинизма. Переборщили? Бывает. Тоже возможно. Подучилась медвежья услуга.

Но вот — почему «ждал»? В разговоре, да и вообще — не ждал командир никакого танкиста. Не ждал. В том то и драматичность проблемы — неоткуда было решений ждать.

Но — ждал. Ждал, смею предположить — не товарища Сталина. Ждал - помощи от Cталина, ждал - волевой поддержки и понимания Сталиным - общих и его проблем. Вот этого -  мог ждать.

Но фраза, которую «в простоте» своей выдал сценарист - «как Сталина ждал»— это карго.

Нелогичность, неестественность, примитивность ходов как раз и усиливает ощущение карго.

Ещё раз. Разум командира метался в безисходности — как выполнить приказ и сдержать противника? И тут внезапное чудо — готовый танкист. А он уж и НЕ ЖДАЛ.

То, что возникает чудо — это было бы фентази.

А то, что ждал Сталина-танкиста — уже карго.

Однако самое стрёмное в другом. Почти все, говорящие, что Т-34 — зрелищный фильм, и скорее, даже не совсем фильм, а зрелище — говорят о том, что это, дескать, хорошо.

Хорошо … но только в сравнении с Голливудом.

Ибо продвигает «наше» зрелище в противовес «ихним» зрелищам. А известно, что любое «какое угодно» «наше» — оказывается хорошим именно и только потому, что это «наше» «какое угодно».

Этим пока польза от «хорошо» …. исчерпывается. Ибо ничего хорошего в подмене искусства зрелищем трезвый (здравый) рассудок увидеть не может.

Самое неприятное, однако, не в этом. Печаль-тоска — а если серъёзно — тягчайший урон — это полное, фактическое отсутствие какого-либо показа внутренней жизни и развития характеров.

На экране двигаются и говорят …. м-м-м, не скажу — зомби, скажу мягче - условные схемы патриотизма …. Хотя не думаю, что подобный схематичный «патриотизм» кого-либо обрадует.

Карабасы-Барабасы в купе с Дуркемарами, вполне могут быт обрадованны тем, что современная киноиндустрия вполне может наклепать таких автоматов с заданной программой поведения — на любую тему, дп хоть и на патриотизм. Современные олигархи, ТНК и их гос.прислуга буржуинства именно в таком патриотизме - без внутреннего мира - и нуждается.

С какого бодуна фронт или бригада не нашел дефицитному танкисту никакой лучшей задачи, кроме как доставить питание — это вопрос о курении или питании грибами сценариста и режиссёра. Не иначе.

Разговор новоявленного командира младшего лейтенанта Ивушкина с танкистами — абсурдная (феерическая) требуха. Можно поверить и понять, что лейтенант действительно только с окончания курсов командиров (хоть и необстрелянный).

Его рвение и угрозы «карать» можно списать на это. Кстати, угроза «карать» — характерное представление либералов о патриотизме.

Либерал патриотизм (да и военное дело) иначе, как карательную акцию, не воспринимает.

Отвлечемся на секунду. Мы уже виднли в 2014 году, в каком направлении развивается такой карательный патриотизм. История показывает — подобное «карательство» кончается, в лучшем случае, срамом минских договорённостей.

Но вернёмся к фильму. Лейтенант устраивает разгон. Только непонятно, почему то, как расположился единстаеный оставшийся в бригаде экипаж командиру бригады неизвестно.

Николаус Егер дослужился от гауптмана до штандартенфюрера СС дивизии "ГитлерЮгенд".

Несколько пропускаем. Далее. 

Привезли заключенных в лагерь.

Потом дущещепательная сцена. Кстати, почему герой не в полосатом? Особый статус? Или находка режиссера? В последнем случае героям на лбу надо вытуировать надпись «Aхтунг! Герой!»

* * *

Потом избитого хероя - как Гамлета, «на кладбище несут, как короля, четыре капитана» /Шекспир/.

В спецблоке избиение продолжается. Картинно, средневеково. Но что поделать — карго основано на внешних, формальных эффектах.

Надпись на стене спецблока — «победа за нами уральцы не Здаются» — очевидно, советские пленные обязательно должны быть безграмотны.

В спецблоке вдруг открывается страшная тайна — оказывается, младший лейтенант Ивушкин иногда понимает вопросы на немецком. Без переводчика.

Фильм продолжается. 18382 заключенных. И не видно ни одной сторожевой вышки — хотя на вокзале, куда прибыл эшелон с пленными, вышки были. И нет собак. Совсем. Что немного (совсем) странно.

Далее. В лагере наш младший лейтенант отобрал вроде бы двух, но потом оказывается, что — трёх. Откуда?

Дальнейший разговор командира с товарищами — перл недосказанности.

"Выполняйте все мои приказы" и "не смейте сомневаться".

Ну как-то не по военному. Не того времени и не тех обстоятельств. Для кукольного патриота — сгодится. Простой "пипл хавает". Но и простая лексика подводит.

Дальше главный вопрос для военнопленных. Остаётся без ответа. 

То, что в кинематографе и театре называют эллипс. Фигура умолчания. Каждый додумывает в меру своих сил и способностей. Но возникает не кажущаяся незавершенность произведения, а смысловая дыра.

Впрочем, вполне клипово. Рваное мышление с провалами характерно для некоторых форм — психиатры знают.

«Ну а дальше что? - Или ты забыл, что мы на войне ….» - и всё?! Впрочем, забываю, что это зрелище для патриотических зомби-куколок. Поэтому — никакой внутренней жизни, никаких мыслей.

А что там за танк?

Внутри танка — полный экипаж в полном составе. Смрад. Вонь. 6 снарядов вонь — так и везли? Немцы так и тащили этот танк через пол Европы?

Кстати, рука героя шарит ... знак отличия. Не документы, не письма. Не фотографии.

Нет — знаки. Ещё бы денги искал. Впрочем, это было бы логично, для режиссера, который в своё время снял «Бригаду»

"Внутри танка — полный экипаж в полном составе. Прошу разрешения достойно захоронить останки танкистов."

А тел то пять. Но фрицы .... не понимают?

Далее очень много «интересных» эпизодов. Остановлюсь только на некоторых.


Объемная тактическая карта полигона - ????. Почему уж не 3D?

«Особенно третий куплет интернационала»

Warum, почему именно третий? Четвертый куплет круче. Но логика фильма недоступна.

До чехов — 300 км. Ну и что? При чем тут чехи, которые были верными союзниками немцев во 2 мировую. Танки и самолёты рамы делали. 

* * *

Выезд танка из бокса. Играет музыка из Лебединого озера.... Что-то кому-то вспомнилось...Не перед развалом ли СССР?

30 км топлива 6 снарядов — 3 пантеры — 4 бронебойных и 2 осколочных.

Далее — даю только пунктиром.

Сцена купания — ни у кого нет татуировки номера на руке …. Стереть, наверное, успели.

Сцены в городке. Жрать то хочется.

Кстати, почему? Разве фрицам был нужен экипаж из голодных дохликов? Опять - недодумали?)

Сцена с девушками и пивом. Явный реверанс в сторону либеральной Европы. Только что в воздух чепчики не бросали.

Сцена на заправке. Заправка то современная. Ну — винтажная, из 70-х годов прошдлго века. Но никак не из 44 года.

Опять многое пропускаю. Конечно, множество алогичностей. Не фентазийностей, но алогичностей. Меня заинтересовал ещё странный тюнинг немецкого танка. Хочется знать — кто автор этой "инсталляции"?

И вот самый конец. Звучит песня Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой». 

Чу! Там слова — "а мы с тобой, брат, из пехоты ….. Из ПЕХОТЫ! 

* * *

Вопросов ещё много осталось. Например, почему под рукой у Клауса в начале танковый батальон - или штабная рота? В танковой роте вермахта три танка, в батальоне - несколько раз по 17. Мы увидели 5.

Почему в танке курят, почему в фильме вообще так много курения?

Куда делся крест и церковная ограда у церквушки в начале фильма?

Почему .... почему .... Главное - почему нормальный человек с чувствами и мыслями подменяется биомеханическим патриотом для ТНК и ЧВК? Почему, зачем ......

PS Ещe смотри-читай

 https://cont.ws/@xarlamp/12084... и https://cont.ws/@xarlamp/12073...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • вот почему то я в этом и не сомневался, хоть и фильм еще не смотрел
  • Перечислять ляпы и несуразности, мягко говоря, можно долго. Фильм отстой.
  • Смотрите советский фильм "На войне как на войне", не ошибетесь.
  • Историческая достоверность была присуща советским режиссёрам. Нонешние - продукт, если и не ЕГЭ, то предъегэ. :yum: Хороший разбор.
  • Курили тогда и вправду много. А в остальном согласен: лажа на лаже...