Многие считают, что само учение боливарианства — это просто нечто левое с южноамериканской спецификой. И, конечно же, связанное неразрывно с простыми понятиями о социальной справедливости. Однако это не совсем так — мягко говоря.
Кто такой Симон Боливар? Полное имя - Симон Хосе Антонио де ла Сантисима Тринидад Боливар де ла Консепсьон и Понте Паласиос и Бланко.
Собственно, испанский баск.
Как и большинство отцов-основателей США, масон Шотландского Устава * . Почитатель великих богохульников – Эразма, Вольтера, Руссо. Симон, как поклонник Вольтера, был деистом (хотя многие считали Боливара абсолютным атеистом), на церковь смотрел как на политический инструмент, способный оказать влияние на население.
Материально Мимон стартовал недурно. Получил в наследство в наследство :
258 тысяч песо наличными;
две плантации какао;
четыре дома в Каракасе с рабами, обстановкой и драгоценностями;
девять домов в порту Ла‑Гуайра;
серебряный поднос стоимостью в 46 тысяч песо;
летняя резиденция на побережье;
имение Сан‑Матео близ Каракаса с 1000 рабов и двумя сахарными заводами;
плантация индиго в долине Арагуа;
три скотоводческих поместья в льяносах;
медные рудники в долине Арроа и золотой прииск в Кокороте.
3606 фунтов индиго, 84656 фунта какао;
Чем славен сей досточтимый Освободитель Южной Америки? Славен военными мятежами против Испанской Короны. В последствии отметился созданием великой Колумбии, которая, впрочем, протянула недолго после его смерти.
Каковы причины того, что взгляды, а затем вооруженная борьба Симона увенчалась в своё время успехами? Тут, в первую очередь, проглядывает теневая, «тонкая: игра Англии против Испании.
Боливар буквально с кровью отдирал от Испании заморские короны. Это было вполне в интересах Англии. Бонапарт атаковал Испанию, отвлекая её силы от борьбы за южноамериканские колонии. Поэтому Симон — волей не волей — фактически (геополитически, как сейчас бы сказали) был на стороне Бонапарта.
Однако дело крайне запутанное и неоднозначное. В письме графу Ф. П. Палену в связи с его назначением посланником в США русский царь Александр I писал: «Я полагаю, что если война в Испании еще продлится, то обширные и богатые земли, которыми она владеет в Америке, не желая находиться под управлением призрачного лица и отдавать все свои сокровища в распоряжение хунты, находящейся под опекой Англии, образуют одно или несколько независимых государств. Трудно правильно учесть все изменения, могущие произойти в результате такого события в политических и торговых связях Европы, но легко предвидеть, что эти изменения будут весьма важными».
Симон был не прочь экспортировать революции освобождения в европу. Например, ему принадлежат слова: «А потом, когда вся Америка будет свободна, не настанет ли час подать руку европейцам, помочь и им освободиться от тирании и рабства?»
В обиходно-поверхностном плане Симон Боливар известен обывателям 21 века кака Освободитель и носитель левых идей.
Симон пользовался доверием помещиков и негоциантов, креолов, негров, льянеро и городской бедноты. Под его руководством большая часть Южной Америки добилась независимости, в бывших испанских колониях был установлен республиканский строй, отделена церковь от государства, отменены рабство и дворянские титулы, объявлены демократические свободы.
Однако многие из этих завоеваний были только провозглашены. Поместья колонизаторов в действительности не были разделены, а перешли в руки торгашей и спекулянтов. Солдаты обещанной земли не получили, их аграрные сертификаты были скуплены дельцами.
По освобождении бывших колоний от испанского гнёта вместо идеального республиканского порядка началась борьба между унитариями и федералистами, непонятная широким народным массам, о благосостоянии которых никто не заботился. Симон тщетно пытался разобраться в создавшемся положении. И - не смог.
Под конец своей жизни Симон говорил говорил: « Мы испробовали все системы, и все системы провалились. Посмотрите, что творится вокруг нас. В Мексике убит император Птурбиде, в Гватемале анархия, в Чили новая революция, в Буэнос‑Айресе убит президент, в Боливии было три президента в течение двух дней, из них двое убиты. Я разочарован модными сегодня конституциями, они не оправдали себя...Америкой /Южной — Х.Л./ невозможно управлять... Те, кто служил независимости, пахали море. Единственно, что можно сделать в Америке, – это бежать из нее. Эти страны, безусловно, попадут в руки безудержной толпы, чтобы потом перейти во власть мелких тиранов всех цветов и рас, пожираемых честолюбием и гибнущих от руки убийц. Европейцы, наверно, даже не посчитают достойным завоевать нас. Если бы мир мог вернуться в состояние первозданного хаоса, то он соответствовал бы тому, что теперь происходит в Америке.
Не менее интересны и противоречивы законодательные взгляды Симона. Конституция Боливара провозглашала равенство всех граждан перед законом, основные демократические свободы, республиканскую форму правления. Она отделяла церковь от государства. Кроме сената и палаты депутатов – трибунов, она учреждала палату цензоров.
Цензоры должны были нести ответственность за духовное благополучие нации; им вменялось в обязанность воспитывать молодое поколение в духе патриотических традиций, следить за соблюдением законов. Цензоры избирались пожизненно, сенаторы – сроком на восемь лет, трибуны – на четыре года. Граждане могли представлять только списки кандидатов, из которых члены каждой палаты выбирали себе преемников. От голосования были отстранены неграмотные, челядь и сельскохозяйственные рабочие, иначе говоря, подавляющее большинство населения.
Конституция предусматривала избрание пожизненного президента, который назначал вице‑президента с правом наследования. При этом конституция не наделяла президента диктаторской властью – более того, законодательная власть принадлежала только парламенту. Таким образом, президент превращался как бы в конституционного монарха. Симон надеялся (зря), что такая форма правления предотвратит анархию и злоупотребления господствующих классов.
Когда Симон писал свою конституцию, в южноамериканских республиках не было политических партий, не было лидеров, которые выступали бы с ясными политическими программами, способными объединить вокруг себя обездоленные массы. Зато были десятки генералов, зачастую политически невежественных, порою и довольно беспринципных, мечтавших о власти. Периодические выборы открывали перед такими деятелями возможность с помощью сильных мира сего захватывать президентские кресла и использовать власть не в интересах народа, а в личных целях и в интересах привилегированных кругов, оказавших им поддержку.
Колумбийская аристократия, возвысившаяся благодаря должностям и богатству, претендовала (и претендует) на такое же значение и влияние на народ, какое имела самая деспотическая титулованная и родовая аристократия в Европе. В ряды современной либеральной аристократии входят политтехнологи, представители духовенства, адвокаты, военные и разномастные и разнокалиберные буржуины-мироеды.
Хотя они говорят о свободе и конституциях, но желают их только для себя, а не для народа, который, по их мнению, так и должен продолжать жизнь под их гнетом. Они добиваются равенства, но имеют в виду лишь равенство среди высших классов, а не высших с низшими. Несмотря на весь их либерализм, они предпочитают рассматривать низшие классы как своих вечных крепостных.
Это была демократия типа Соединенных Штатов, которой хотел избежать Боливар.
« Нам лучше перейти в магометанскую веру, чем перенять способ правления США, – говорил Освободитель. – Если мы пойдем этим путем, то завещаем грядущим поколениям новый колониализм.»
Именно так происходило во многих республиках после завоевания независимости. Именно так происходит в мире и ныне. Свободой и всевозможными гарантиями пользуются представители власти, духовенство и олигархи-мироеды. Но не народ, пребывающий в рабском состоянии, его положение не улучшилось и не улучшится при любой либеральной конституции.
Однако свое отношение к США Симон выразил четко:«Соединенные Штаты предназначены самим провидением ввергнуть Южную Америку в нищету, прикрываясь именем свободы… Я думаю, что нам лучше принять коран, нежели форму правления Соединенных Штатов… Соединенные Штаты хуже и сильнее всех в одно и то же время».»
Под конец — только несколько штрихов для создания ясности. Росиия как государство вложилась в Венесуэллу Мадуро в размере чуть более 4,1 млрд долларов. Это в основном деньги олигархов и Сечина.»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* - Посвящен в Орден Франкмасонов в Кадисе, Испания, посвящен в шотландские градусы в Париже и в рыцари в Командорстве Рыцарей Храма Франции. Основатель и Досточтимый Мастер Ложи “Защитница Добродетелей” (Protectora de las Vertudes) № 1, Венесуэла, и Ложи “Порядок и Свобода” № 2, Перу.
Оценили 24 человека
53 кармы