Про эстетику

6 9902

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Недавно зацепились в каментах с коллегой по хобби, фольклористом, на тему левых-правых, и мимоходом прошли мимо темы эстетики, которая у нас отличается и от тех, и от других, и вообще почти ото всех. В угаре обличения грехов современности эта тема забылась, но потом нашлась; и почему бы не поговорить о пусть и второстепенном, но всё же важном вопросе нашей жизни - про эстетику как таковую.

Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

В прошлой статье уже заявлял, что я больше технарь, чем гуманитарий, поэтому вопросы красоты и чувственности меня волнуют, как проблемы индейцев - шерифа; однако меня всегда беспокоит нарастание бессистемности в окружающем мире; и сегодня речь пойдёт именно про это, на сей раз - в таких вопросах, которые как бы не поддаются систематизации; с точки зрения обывателя, конечно. Если же поднять глаза горе, то можно лицезреть, что таки есть некая система, учение, которое занимается осознанием и оценкой красоты и искусства. И то, что мы про неё уже и не вспоминаем, и есть определённая проблема и бессистемность.

Если перефразировать, то эстетика - это некая общепринятая система по оценке красоты; она может и не охватывать все аспекты прекрасного, но задаёт определённые стандарты прекрасного-безобразного, возвышенного-низменного, и т.д. Постоянным листателям данного бложика уже наверняка понятно, к чему я клоню, но всё же уточню; если через экономику и политику доходит не до всех, то через чуйства, всякие амур-тужур, может быть, будет более понятно, и хоть у кого-то глазёнки приподоткроются.

Существует масса разнообразных эстетик, как систем; в основном они все ушли в прошлое, и на их место пришло нечто, что условно можно назвать "современной эстетикой", но лучше не надо, потому что полноценной эстетикой это не является, ибо не является общепризнанной системой на любом уровне общества. И именно в этом проблема и бессистемность.

Эстетика формулирует идеал красоты (и уродства), и служит для ориентировки на местности и в пространстве для творцов и обывателей; таким образом, систематизирует понятие красоты в обществе. Вы не можете творить как дебил, потому что при выходе за границы эстетики вы выглядите (и становитесь) именно что дебилом; то же и с "потребителями" красоты и искусства; если вы потребляете какой-то шлак, то отношение общества к вам будет настороженное. И, если вдуматься, то всё это в современном мире попросту не работает; поэтому можно практически уверенно сказать, что никакой "современной эстетики" не существует, в буквальном смысле слова.

Эстетика - это всегда ограничения и градация оценки красоты и творчества. То есть, если слегка утрировать, то она определяет понятия "хорошо-плохо" в искусстве и прочих проявлениях человечьей активности. И, если кто читал предыдущие статьи, то может припомнить, что этих понятий в современной культуре попросту не существует; не только в искусстве, а вообще; "хорошо" - это много денег, и "плохо" - это мало денег. Всё. Нет Добра и Зла, нет и эстетики; ибо чем ты будешь ограничивать творцов?

Основная проблема, повторюсь в тысячный раз - в самой основе культурного базиса современного общечеловека; в том, что "свободная личность" превыше всего. Если "свободную личность" ничем не ограничивать (а как её ограничишь, если она понад усе), то неприменимы и ограничения и оценки её деяний; например, того же творчества. Единственной оценкой остаётся рентабельность (согласно экономическому базису современности), да соответствие закону; а закон что дышло по всему свету. То, что сейчас проповедуется в голливудских поделках, лет 40-50 назад вполне могло подпасть под статью УК в том же самом Голливуде; но "времена изменились", и всё, "тут мне масть и попёрла".

Без ограничений на деяния "свободной личности" невозможна любая эстетика, т.е. градация на красивое/безобразное, трагическое/комическое (привет же-сюи-Шарли), глубокое/поверхностное и т.д. Если творца ограничивать только рамками закона, то это уже не эстетика, а простой полицейский надзор; так что современное общество по определению не эстетично.

Однако в современном обществе ещё остались следы предыдущих эстетик, когда Добро и Зло ещё что-то значили. Одна из самых заметных на пост-советском пространстве, как нетрудно догадаться, эстетика советская. Есть также эстетика дореволюционная, причём их там целых две - одна элитарная, имени французской булки, а другая простонародная, из разговора о которой и задумалась эта статья. Есть эстетика Третьего Рейха; подозреваю, что большинство современных фашиков приходит в своё нынешнее состояние именно под влиянием оной эстетики, а не из-за симпатии к идеям фюрера. В европейской истории также зарыта масса различных эстетических систем, начиная со времён античности. В некоторых обществах, сохранивших хотя бы следы традиционной культуры, эстетика всё ещё сохраняется - Китай, Индия, Япония и т.д.; но чем более общество "европеизируется", тем меньше в нём эстетики.

И у нас с вами тоже никакой эстетики нет. Захочет "творец" испражняться на нашу историю, а затем учить нас из телевизира Родину любить - так и будет. Захотят они врать про ещё живых людей для собственного коммерческого успеха - а ты и рта открыть не сможешь, ибо кто ты, а кто они. Где красота и где уродство, где глубина, а где поверхностность; это всё ничто по сравнению с Выгодой. Эстетика умерла, а мы и рады.

Ключевой вопрос тут не столько в том, что кому нравится и не нравится, а вообще в необходимости наличия системы оценок творчества и красоты. Её отсутствие развязывает лапы "творцам" и превращает искусство, которое должно служить проводником культуры в нашу жизнь, в ремесло по увеселению масс, о чём ранее писал и даже говорил. А также официально позволяет впаривать простому трудовому народу любую дичь в виде искусства, без какой-либо обратной связи, кроме русского бунта, бессмысленного и беспощадного.

Когда коммунистические большевики и хунвейбины крушили наследие клятого прошлого, они меняли одну эстетику на другую; можно спорить, какая из них лучше или хуже, но это был своего рода акт творения, пусть и немного страшненький. Нонешние бандерлоги крушат наследие былого (например, в виде декоммунизации), не давая взамен ничего; а вот это уже просто акт разрушения. В современной РФ точно так же нет своей эстетики, как и в США, и в прочих поражённых либерал-монетаризмом новообразованиях, и поддерживать разрушение старого - это чистой воды вандализм, как бы тебя не воротило от идолищ клятого прошлого. Что взамен-то? Симулякры РПЦ? Ну-ну. Это же чистой воды обман.

Можно ли всё вернуть взад?.. Можно, конечно, но для начала надо убить в себе "либерала" и снова осознать, что такое Хорошо, и что такое Плохо, и потом уже на этой базе попробовать сформулировать новую эстетику. Или вернуться к старой; ничего, в общем-то, не мешает сейчас впасть, например, в эстетику античности. Главное, чтобы это не было частным мнением, а имело определённый общественный консенсус. Без этого ни о какой эстетике речи быть не может.

Есть ли в современном мире творцы с большой буквы Хэ?.. Конечно, есть; и, наверняка, не хуже прошлых. Но мало стремиться к Добру; нужно ещё и отвергать при этом Зло, без этого ни о какой эстетике речи идти не может.

Иллюстрации к понятию "современное искусство" искать долго не пришлось; наберите в поиске, там всё примерно об одном и том же. Отсутствие эстетики до добра не доводит.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: Я так понимаю, эстетику можно трактовать как общественную цензуру. Эстетика исчезла из-за того, что с начала 20-го века красоте объявлена жесточайшая война. Чувство красоты в человеке сформировано эволюционно, как принцип рациональности. Что рационально, то красиво. Рациональность - важнейшая составляющая адекватности. Так что, дезорентированием чувства красоты достигается невменяемость человечества. Вашу бы статью да в институтах читать.
    • Alina
    • 5 октября 2018 г. 17:27
    Интересно, спасибо. :thumbsup:
  • эстетика - это некая общепринятая система по оценке красоты//// эстетика - это некое естественное, не замутнённое восприятие красоты мира, а значит умение выявлять, что входит в диссонанс с этим, а что нет.
  • Спасибо. Ваши статьи ставят все на свои места, когда кажется, что мир сошёл с ума.
  • "а закон что дышло по всему свету" Вот... движется дело... закон - это договор. Ключевой элемент сатанинской концепции управления. "Если творца ограничивать только рамками закона" Творца не убьёт законодательное ограничение, но убьёт монетизация творчества. "Эстетика умерла, а мы и рады." Вы рады? Мы не очень. Что эстетика, что этика мертвы сегодня. Чему радоваться? Они не нужны управленцам. Они есть элемент управления соперничающей с текущей концепции.