Про подсознательность культурного базиса; ещё раз про системность (народной) культуры

1 3237

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Отпрыгну немного в сторону от темы справедливости; поворочусь обратно к системности культуры, в хорошем смысле этого слова. Кому-то статья может показаться недостаточно научной и материалистической; однако научному методу постараюсь-таки не противоречить.

Начну, пожалуй, сразу с козырей; с разбора понятий "нравится/не нравится". Тут обычно даже гуманитарии говорят "ой, всё", хотя это имхо их прямая обязанность, понимать, как что формируется в социальной сфере. Почему то или другое может нравиться или не нравиться, достоверно узнать крайне сложно; однако в общих чертах формализовать таки можно - когда рассматриваемый объект или субъект соответствуют (или не соответствуют) вашему (личному) культурному базису. Если вы считаете за норму нечто (например, оперы итальянских классиков), то схожие артефакты будете рассматривать с этой точки зрения; и Филю Киркорова наверняка слушать не будете. И наоборот. Разумеется, тут всё не так одномерно и просто; любой культурный базис многомерен, и параметризуется сразу несколькими аргументами; как вообще это работает, описывал в старой статье.

Бывают ситуации, когда нечто является совершенно новым артефактом для вас (как, например, компьютеры, интернет и смартфоны для большинства населения на стыке тысячелетий); и тогда всё зависит от вашей гибкости ума; вы можете принять новинку как должное и утолкать в собственный культурный базис; либо же можете сказать, что "он нам и на х** не нужон, интернет ваш"; и так тоже бывает; значит, "не нравится". Но подавляющее большинство гуляющей вокруг нас информации так или иначе укладывается в аналоги уже пройденного ранее для любого взрослого человека, так что, зная вашу подноготную, вполне можно составить картину, что вам нравится, а что нет; контекстная реклама не даст соврать.

С чего это я углубился в дебри психоанализа, хотя вроде бы разговор пойдёт за культуру?.. Да потому, что наша культура (в хорошем смысле слова) напрямую влияет на то, что нам нравится и нет; и, что характерно, наоборот; через изменения культуры можно отрихтовать и наши с вами желания. Теперь вспоминаем отсутствие субъектности у обывателя и отсутствие народной культуры в массах; уже не первое десятилетие термин "культура" отдан на откуп специалистам на зарплате; соответственно, как они нам мозг отформатируют, то мы и будем считать за норму. Очень хорошо, что получается это у них с каждым годом всё хуже; деградация и барбаризация цивилизации потихоньку заходит в терминальную стадию, так что культурное переформатирование начинает буксовать по всему миру; однако его не стоит недооценивать, общий урон уже нанесён весьма существенный.

Ключевая мысль статьи в том, что мы при встрече с любым объектом или субъектом автоматически и подсознательно выносим некое мнение (нравится/нет), и в этом нет никакой мистики или эзотерики; мнение формируется на основе личных норм, которые, в свою очередь, так или иначе формируются обществом. Крайне важно понимать, что первое впечатление не обязано быть правильным, однако у вменяемого человека реакция на любой происходящий сюр должна быть адекватной, т.е. он должен подсознательно (на уровне культурных норм) отличать Добро от Зла и Правду от Лжи. Мнение, разумеется, не является объективной Истиной, и наиболее грамотные граждане регулярно включают режим повседневной философии, чтобы разобраться, правильно ли я понял то или это; однако большинство граждан так и живут Мнением, не заморачиваясь терзаниями и сомнениями; и поэтому важно, чтобы даже первое впечатление хоть как-то соответствовало истине.

А вот тут мы дружно наступаем на понятие "современная общечеловеческая культура", которая этому не соответствует никак. Потому что для формирования у человека в голове полноценной многогранной картины мира, культурный базис должен быть многомерен, и касаться совершенно разных вещей - и музыки и политики (пусть даже на уровне хутора), и отношений М-Жо, и трудовых навыков, и т.д. Тогда как в современной "культуре" главный кирпичик всего один - извлечение личной выгоды. Всё остальное тоже присутствует, на подчинённом уровне; мы можем, конечно, любить и венскую оперу и горный туризм, но оцениваем и их в том числе исходя с точки зрения выгоды; и когда они начинают этому противоречить, мы говорим "увы" мечте. Что уж говорить про вещи, которых нас не особо касается; а таковых у горожан всегда большинство, чувство причастности хотя бы к чему-то утеряно напрочь. Встречая нечто на своём пути, мы автоматически думаем - выгодно ли это нам или нет?.. В итоге проходим мимо мусора в собственном дворе; это кто-то виноват, а я тут при ни чём, мне ничего не будет за то, что я нагнусь и уберу, так и зачем, правда же.

В итоге средний общечеловек начинает чувствовать себя комфортно исключительно в привычных условиях; потому что любой шухер приводит его в состояние невменяемости; ибо он понятия не имеет, как реагировать на нестандартные обстоятельства, их попросту нет в его культурном базисе. Это достаточно хорошо видно на примере кино - в последнее время его снимают всё время как про себя - неважно, что действие происходит чуть ли не в палеолите или в далёкой галактике, все действуют, как будто только что вышли из метро. Иначе обыватель не поймёт, не надо заставлять его напрягаться и представлять себе какой-то иной культурный фон; это вообще как серпом по пальцам для современных "творцов". Я уж молчу о советском времени; но ведь "эти" точно так же сымают и Викинга и Матильду; при всех моих антипатиях к персонажам "Моти", нельзя показывать людей начала 20-го века малолетними дебилами из 21-го века. Но пипл хавает; значит, им можно.

Вот тут гражданин Шарий искренне не понимает, зачем укро-власть сымает откровенный пропагандистский шлак за бешеное бабло. Затем, что культура именно так и работает - не деньги зарабатывает, а мозги форматирует; и это - бесценно.

Когда Шарий угорает на укро-творцами, я вижу ровно ту же картинку в рос-кинопроме; у нас до недавнего времени было ровно то же самое; пачками снимался кино-шлак, единственной функцией которого было формирование правильной с точки зрения властей точки зрения культуры обывателя, т.е. массово форматировался культурный базис. Сейчас на этом ещё научились поднимать бабло, однако "культурная" функция никуда не делась, и дичь навроде "Движения вверх" по-прежнему гадит в мозг населению - смотрите, как было тогда бебебе, не то что нынче мимими.

И на кино я обращаю внимание не абы как, а в целях показать, как и зачем нужон этот ваш культурный базис. Если человек привык смотреть кины голливудского формата, с соответствующим культурным посылом, то он не будет смотреть советские, французские и другие старые фильмы, которые ему не соответствуют - там всё медленно и скучно. То же и с музыкой; привык к радио "Шансон", и тебе нафиг не нужны арии и кантаты. В идеале, конечно, можно уложить в базис и то и другое; да, боюсь, не пролезет; если только не относиться к этому всему совсем поверхностно; и нашим и вашим за копейку спляшем. И так как пропагандой "старой" культуры никто не занят, то голливуд и Верка Сердючка в обозримом будущем окончательно пэрэможет и Баха, и Пушкина.

Поэтому-то всячески и настаиваю на необходимость народной культуры, именно как культуры народа, а не культуры для народа. Передача информации от человека человеку нужна, дабы исключить посредничество паразитов и вредителей от гуманитарщины; и возможности для этого уже есть, тот же самый тырнет и блоги: да-да, блогеры - это своего рода народная культура; только блогеры должны быть настоящие, а не эта хиромантия на зарплате, обсидевшая все топы. Профессиональный блогер - это читай паразит-гуманитарий, такое моё мнение.

В рамках народной культуры вполне можно сформировать полноценный культурный базис, в котором найдётся место и фольклору, и Баху с Пушкиным, и даже дез-металу (как меня убеждают в каментах :)). Проблема тут ровно одна - это никому не выгодно, кроме вас самих. Сидеть у телека и потреблять готовые культ-помои гораздо удобнее и проще; вот только результат вас наверняка не обрадует. Ну, предупреждён - значит вооружён.

Через неделю собираем концерт семейской песни - сами для себя, на зрителей особо и не рассчитываем; да, получается междусобойчик, зато примерно так и работает народная культура. Поэтому в качестве музыкального привета несколько нескромно приложу собственный ролик:

Про клип и песню писал тут. Специально для чукча-писателей Конта - исполнители не являются музыкантами ни в каком виде.

После настоящего пластмассовость клиповой телевизионной культуры видна без всяких пояснений.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • "Ключевая мысль статьи в том, что мы при встрече с любым объектом или субъектом автоматически и подсознательно выносим некое мнение (нравится/нет), и в этом нет никакой мистики или эзотерики; мнение формируется на основе личных норм, которые, в свою очередь, так или иначе формируются обществом." Данное высказывание применимо исключительно к не имеющим возможности различения Д и З напрямую. Те, кто имеет такое различение игнорируют общественную мораль, ежели в части противоречия её нравственности. И в этом есть некая доля "мистики или эзотерики". Вполне себе подлежащая изучению. Для таких людей моральные нормы не являются незыблемыми, подобно тому, как и не работает закон, ежели противоречит морали.