Про стратификацию казачества

44 875

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

В рамках цикла про стратификацию общества упомянул о теме казачества, которую планировал осветить ещё до Нового года; но руки дошли только сейчас. Тема сложная, в статье будет много оговорок; из контекста не дёргать. Сам я казаком не являюсь, но общаюсь в этой среде достаточно часто и широко - от дальневосточных казаков до Кубани и Терека.

Тему казачества описывал ранее в статье про историческую реконструкцию; сегодня рассмотрю её в разрезе стратификации, чем она грозит нашему обществу в целом. И выводы довольно не-утешительные, если смотреть не на обложку, а на смысловое наполнение, т.е. с точки зрения повседневной философии.

С внешней стороны движение казачества в России выглядит вполне благообразно - возрождение культуры, работа с молодёжью, патриотизм и всё такое; спорить с этим не буду, ибо в ряде вещей казачье движение впереди планеты всей. Но, как всегда, призываю смотреть на вещи с разных сторон, и в первую очередь - с точки зрения смыслов: "а зачем всё это"?.. И тут речь не про патриотизм и культуру, а именно про казачье движение - каковы его цели и задачи? И тут возникает ряд вопросов, описанных в том числе в статье про реконструкторство; однако в рамках проблемы стратификации ситуация начинает окрашивать себя в другие цвета.

Обещал делать оговорки, и вот одна из первых - мало найдётся сообществ с такой концентрацией людей, которых могу назвать хорошими и правильными людьми; например, среди моих единомышленников таковых гораздо меньше. Но наличие хороших парней и гарных дивчин не даёт движению казачества индульгенции, ибо это будет мафиозная мораль. А, к сожалению, в среде казачества именно к этому дело и идёт, причём сознательно и управляемо, что и будет основной темой статьи.

У каждой медали две стороны, и любой человек, движение и неодушевлённые предметы имеют свои плюсы и минусы. Это кажется банальностью, но в данном контексте это важно. Если не задумываться об этом (что входит в задачи той самой повседневной философии), то можно докатиться до всякого, вплоть до отрицания Добра и Зла. Игнорирование недостатков - это полу-правда, которая, как известно, хуже лжи. И, к сожалению, данный подход характерен для движения казачества, как и для большинства мейнстримовых движений современного мира; в данном случае я не обзываю казачество "мейнстримом", я провожу аналогию, и она печальна.

Первый вопрос, возникающий при взгляде на современное казачество - изначальная нацеленность движения на стратификацию, т.е. на вычленение из единого общества отдельной страты "казаки". Казалось бы, чего тут такого, но тут надо весь цикл статей читать, чем это грозит.

Второй вопрос - то самое реконструкторство; современных казаков старательно и целенаправленно ведут к состоянию на условный 1913-й год, когда казаки были чётко определённым сословием; с чётко определённой иерархией и подчинением государству. Однако не надо быть доцентом с портфелем, чтобы помнить, что казаки вообще-то - люди вольные, с выборными атаманами, коллегиальными решениями и т.д, что несколько не вяжется с жёсткой иерархичностью. Современное казачество же старательно ведут к парамилитарному состоянию, с подчинением не только собственному командованию, но и духовенству РПЦ, так что говорим "казачество", сразу забываем про термин "демократия", и в плохом, и, увы, в хорошем смысле этого слова.

Третий вопрос, связывающий первые два - идеологическая "заряженность" движения, ограниченного при этом интересами собственной страны; оно обладает своего рода монополией на Истину (что с одной стороны хорошо, что хотя бы такое понятие для них существует), но при этом эта Истина не учитывает при этом интересы других страт и народа в целом (термин "демократия", напоминаю, мы забыли). То есть это однозначно правое движение, увы. Пока ваши интересы совпадают, всё будет хорошо, но если вдруг вы попадёте в оппозицию (по любым вопросам), то, увы, разговор с вами будет короткий.

У залётных листателей может возникнуть вопрос, что автор тут опять борется с ветряными мельницами, и вопрос не стоит выеденного яйца - казаки-де это некто "ряженый", и ничего из себя не представляют. А вот гляньте-ка вот сюда; атаманы казачьих сообществ регионального уровня утверждаются... Президентом РФ. На казачьи сообщества выделяются миллионные суммы, в том числе из государева бюджета; в сравнении никакое другое этнографическое сообщество в РФ и рядом не стояло. Кроме внешних проявлений, заметных обывателю (фестивалей казачей культуры, например), идёт масса работы "для своих" - кружки, лагеря, и т.д. и т.п.

Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно; и возникают вопросы, за чей счёт весь банкет. И дело не в деньгах, а всё в тех же целях и задачах, о которых обычно как-то не принято задумываться - " дерусь, потому что я дерусь". Тем не менее, посреди громады русского народа, в котором есть масса различных течений и страт, поддерживается одна-единственная, откровенно милитаристская и обладающая правом на Истину... Очевидным образом выплывает аналогия с бывшей Украиной, где точно так же сознательно и целенаправленно выращивалось движение бандерлогов, ещё 10 лет назад выглядевшее потешным и маргинальным, и в одночасье взявшее целую страну под контроль. Понятное дело, что сравнивать два эти движения напрямую нельзя, однако у них есть кое-что общее, а именно - монополия на Истину и иерархия (читай - отсутствие демократии).

У дореволюционного казачества был вполне очевидный экономический и военный смысл; это были что-то навроде древнеримских ауксилариев; часть военной машины, и уже тогда несколько устаревшая в плане прямого применения; в эпоху аэропланов и кулеметов традиционная казачья конница применялась довольно ситуационно. С тех пор мир ещё немного изменился, и теперь в эпоху тактических ракетных ударов использовать казаков как войско ещё более наивно; однако же эта страта активно поддерживается на всех уровнях; так зачем?.. Заради красивых песен и сохранения традиций?.. Ню-ню.

Вырисовывается картина выращивания из казачества некого аналога про-властных парамилитариев, в основном для внутреннего применения; если с европейскими, китайскими или даже какими-нибудь казахскими танковыми армиями казаки вряд ли сильно помогут, то их можно использовать против слабо организованных групп гражданских. Напоминаю, что движение это - правое, то есть считающее нормой достижение результатов за счёт слабейших или вовсе не-нужных страт, и если даже большинство будет против, но казакам сказали "надо", то мнение большинства их волновать не будет. Впрочем, это мы наблюдаем уже сейчас - казаки (как движение) всегда "за Царя", при проведении каких угодно реформ и не популярных решений.

Проблема не в казаках и казачестве в целом; имхо всё дело в той самой стратификации. Против казачьей культуры, как и против казаков, ничего против не имею. :) Но вот вектор развития казачества, мягко говоря, вызывает массу противоречивых вопросов. Было бы интересно мнение людей, погружённых в вопрос поболе меня; может, зря беспокоюсь?..

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • "так зачем?" Затем, что "нестратифицированное стадо" воевать будет до первой серьёзной заварухи. Чуть дольше продержаться в строю воюющие за бабло профессионалы. "Стратифицированные" же воюют за свою землю, за свои семьи, детей - за будущее. То есть насмерть.
    • TMB
    • 15 января 2020 г. 09:45
    Мне кто-нибудь может подсказать откуда в Московской области взялись казаки?
  • Первично, для государства, казаки вооружённые люди, живущие на границах, защищающие границы и получающие за это от государства определённые блага. Историю казачества ДО его встраивания в госсистему не рассматриваем. Потом, казаки хоть и не все жили по границам, но несли определённые воинские и казённые обязанности. Подготовку к службе, сборы, служба там куда пошлют, а посылали иногда ну очень далеко, и не особо интересуясь согласием посылаемых. Сибирь, к примеру, была пройдена и присоединена в основном или самим казаками, ил при их участии как основной силы. Вот если сегодня найдут им нишу, хотя бы ту, которую на Западе занимают наёмники и иностранные легионы, то тогда и можно говорить о воссоздании казачества, как воинского сословия, а не как своеобразного этнографического общества на интересе. И кстати, там, в Сибири, излишки казаков, садясь на землю, из казачьего сословия исключались. Может они себя и продолжали казаками считать, но для государства были податными крестьянами..
    • balda
    • 15 января 2020 г. 10:02
    Вычленение из народа специального сословия имеет только одну цель, что и в прежние времена - НАДСМОТРЩИКИ. Для подавления бунтов многомиллионного народа требуется возродить былую традицию, возродить сословия с предоставлением специальных привилегий, вольностей и чинов.
  • В России никогда не было массового движения националистов, как на её окраинах, например на Украине, но потребность буржуазных властей в такой, пока неформальной, силе есть и немалая. Казачество исповедует махровый национализм. Красивые песни и пляски вместе с тупыми шашками спрячут в чулан, и, вооружившись автоматами и бронетехникой, казаки начнут резать сперва коммунистов, а потом и всех остальных не согласных с политикой партии и правительства.