• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

Cui prodest v2.0, или кому выгодна нонешняя паника

8 987

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

В далёком 2012-м году уже призывал смотреть на ситуацию с точки зрения "кому выгодно"; с тех пор немало воды утекло, а данный подход не потерял актуальности. Попробую разобрать, как текущую обстановку можно использовать в собственных целях. К сожалению, речь пойдёт не про лайфхаки и не про уроки "выживальства"; а, как у меня бывает сплошь и рядом, про попытки разобраться в сути вещей и вскрытию истинных целей происходящего, прикрытых дымовой завесой ложных целей.

Среди моих коллег по опасному бизнесу хобби бытует мнение, что эпидемия китайской чумки - це брехня и манипуляция; я эту точку зрения не разделяю, хотя и не советую впадать в обратную крайность, как тот же Шарий, не выходящий из дома без маски и перчаток; но речь сегодня пойдёт не про медицинские особенности и адекватность и неадекватность действий той или иной репрессивной машины. Про это и так звонят из каждого утюга так, что тема уже вызывает отвращение. Поэтому поговорим о том, какие возможности эпидемическая ситуация даёт в плане общественных манипуляций.

Как раз недавно писал про объектность и субъектность в экономике; если вкратце, то ключевая проблема современной "экономики" заключается в её крайнем субъективизме, т.е. манипулировании. Экономика без кавычек должна удовлетворять потребности общества; но "экономикс" имени "свободного рынка" занимается другими задачами; и экономические среди них среди них стоят где-то в нижнем списке приоритетов. Основная цель "экономикса" - увеличение собственного богатства; это стыдливо пытаются прикрыть фиговыми листками "либеральных ценностей", но в итоге получается лишь конструкция, которую я обзываю либерал-монетаризм; внутренне противоречивая и попросту лживая. Говорим одно, делаем другое; примеров тому несть числа, и один из ярчайших наблюдается сейчас вокруг нас по всему миру.

Проблемы нонешней эпидемии - не столько медицинская (при смертности 3-5%), сколько экономическая и политическая. Повторюсь, что медицинскую тему рассматривать в данный момент не будем; про это пишут и медики и откровенные ламо, зачем уподобляться. Интересуют возможности, которые открывают новые условия для властей и хозяев жизни по всему миру. И здесь, увы, вирус выглядит куда меньшим из зол.

Как уже писал многократно, текущий миропорядок (либерал-монетаризм, хотя вы можете называть его как угодно) постулирует преимущество перед альтернативами в т.н. "либеральных ценностях", которые сейчас у нас в РФ стараниями грантососов изрядно дискредитированы, однако если не обзываться, а смотреть на суть вещей, то мотивация этими самими ценностями до сих пор - ведущая в головах у обывателя. Ты свободен, никто тебе не указывает что делать; нет никаких ограничителей, кроме Закона - собстно, это и есть либеральный рай. Потому что и в коммунистической, и в феодальной парадигме это не так - над "свободной личностью" нависает махина Партии, Хана или вовсе Боженьки; и всё это ранее выдавалось за ретроградство, а наличие Свободы - за безусловное премущество "цивилизованных" перед всякими там иванами. Однако прямо на наших глазах происходит образцово-показательное обрушение этих самых ценностей, где "свободная личность" пинками загоняется в стойло, пусть и под благовидным предлогом. Это можно рассматривать как минимум как репетицию по демонтажу либеральной надстройки в либерал-монетаризме.

А если вспомнить, что скорее всего придёт на смену либеральничанию, то у меня для вас плохие новости - без радикальной смены экономических принципов сворачивание либерализма означает... переход в фашизму. Ведь это не Гитлер со свастикой, это - общественная формация и идеология. И нарастание симпатий к фашизму идёт уже давно; то, что происходит сейчас в Европке по поводу дележу общих фондов (Чехия и Польша уже отличились кражей пацакских намордников) означает, что процесс разделения единого мира на враждующие лагеря уже пошёл. Это значит, что национализм превыше каких-то там либеральных ценностей; добро пожаловать в дивный новый мир. Это же касается и многих российских "патриотов", осуждающих помощь Италии - дескать, лучше оставить помощь для регионов (где эпидемия пока ещё не началась), чем подкармливать кого-то-там. С точки зрения "выживальщика" в этом есть смысл, но идея о единстве Человечества рассыпается на глазах. И на смену разложившемуся псевдо-либерализму идёт куда более неприятная альтернатива.

Здесь в очередной раз не могу не припомнить плазменных мраксистов, которые сводят всё на свете к объективным процессам; как обычно, я с ними и согласен, и не согласен одновременно ;))) - процесс сползания общества от псевдо-либерализма к фашизму объективно идёт уже не первое десятилетие, но имхо он ещё вполне управляем, и ситуация пока что может отрулить в сторону. У граждан с религиозным мироощущением может сложиться картина, что раз процесс может быть управляем, то он наверняка управляем, и если это кому-то выгодно, то значит, он и виноват; но в данном случае я рассматриваю лишь возможность, которую надо иметь в виду, а не единожды выструганную Истину.

Заканчиваем с присказкой, переходим к сути статьи. Обыватель часто пребывает в плену виртуальных иллюзий, созданных СМИ и прочими "лидерами мнений", и сплошь и рядом думает условным "телевизором", без напряжения извилин; я же предлагаю смотреть на любую ситуацию с точки зрения "кому выгодно". Тем более, что при господствующей идеологии Выгода - официальный всеобщий божок, заменяющий современникам Добро и Зло; тут уж грех не рассматривать ситуацию с точки зрения соответствия базовым ценностям.

С этой стороны массовый панический карантин выглядит как откровенная манипуляция; с медицинской точки зрения это действительно нужно, но эпидемий, подобных нынешними, было уже как грязи; например, вирус птичьего гриппа обладал летальностью в 60% (!), на фоне которого 3-5% "короны" выглядят недоразумением; однако же ничего похожего мы в 2005-м не наблюдали. Эпидемиологические мероприятия нужны и полезны, но, как говорят наши друзья либералы, "какой ценой"?.. Если при каждой эпидемии закрывать на карантин целые страны, то "экономику" можно сразу выбрасывать. Игнорировать болячки, конечно, ни к чему, но с ними надо бороться медицинскими методами (которые мы в данной статье не обсуждаем :))), а мы видим вокруг себя карантины, блокирующие экономику и останавливающие целые отрасли; падёж одних туроператоров может превысить потери от "короны", и это уже давно не шутки. Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. (с)

Вполне допускаю, что методы тотального карантина, действительно, необходимы в нонешней ситуации (медицину договорились не трогать); но параллельно с этим открываются такие просторы для манипуляции массами (как людскими, так и денежными), что дух захватывает. У власть предержащих появляется возможность произвольно воздвигать барьеры там, где их раньше не было; то есть ограничивать главную декларируемую ценность современного мира - Швабоду. А уже из этого следует возможность полной безнаказанности - если можно показательно нарушать "святое", то с мелочами уже можно и не церемониться. Какие "права человека", если на дворе "неважно_что"?.. Это не означает, что опасности нет; но создаётся опасный прецедент.

Как уже многократно писал, в идеологии либерал-монетаризма заложен ворох внутренних противоречий, и в данном случае можно припомнить, что в нём должны сочетаться любовь к Свободе как главной ценности, и законопослушность. При том, что законы, которые либералу положено уважать, это не объективные законы Ньютона, а накорябаны непонятно кем неизвестно зачем. И "свободные люди" должны выполнять предписания, просто потому что это положено; это может быть оправдано, а может быть и нет. Поэтому и говорю, что текущая ситуация, даже если напрямую не является манипуляцией, в любом случае может послужить репетицией к массированному закручиванию гаек.

Если обстоятельства вызваны объективными причинами (привет плазменным), то законопослушность полезна и выгодна всем; но мы же помним ключевую особенность "рыночка", крайний субъективизм; в нём объявляется "экономикой", например, ситуация на бирже. И если кому-то вдруг покажется, что Путин скоро нападёт на Прибалтику, то возможны аналогичные меры по закручиванию гаек уже в сугубо виртуальной ситуации; а шо ви таки хотите, субъективизм-с, батеньки.

Параллельно с эпидемией происходит обвал рынков; если честно, не особо-то и жалко; однако он означает передел рынков и бегство капитала из развивающихся стран в "цивилизованные" - совершенно случайно экономикс построен так, что основная ценность - свободно конвертируемая валюта - эмитируется "цивилизованными", и при любых потрясениях первыми страдают как раз унтерменши, не самостоятельные в финансовой политике; владельцы капитала фиксируют прибыль или убытки как раз в СКВ. Так что обвал рынков, при всех потерях "развитых экономик", в первую очередь выгоден именно им. И то же самое касается социального расслоения - несмотря на все потери акул бизнеса, для многих работяг в поражённых чумкой землях карантинные меры подобны смерти; и так живёшь от зарплаты до зарплаты, а тут ещё и недели и месяцы вынужденного простоя. В случае же заражения богачам надо ещё постараться, чтобы помереть; к их услугам медики и все блага, а босота - ну, вы поняли.

Так что нонешняя эпидемия - замечательный метод распределения благ от бедных в пользу богатых, без привлечения внимания санитаров. Валившейся в штопор "мировой экономике" нужна была радикальная встряска - так вот она. А то, что каждый из нас стал чуть беднее - просто так получилось, вирус и всё такое. Если не поможет, недолго и повторить.

Всё это не означает, что надо отрицать эпидемию и нарушать карантин; но надо видеть за объективными процессы чьи-то субъективные интересы.

Мнение имеет место быть.

Тарас Выхристюк, Новосибирский Академгородок

    Планета обезьян или Чем отличаются черные от латиносов?
    • ATRcons
    • Вчера 18:12
    • В топе

    Вы заметили, что грабят в США, в основном, негры? Думаете, потому что они бедные? Нет, потому что их разбаловали, в чем мы ниже и убедимся! Если негры понимают, что могут нарваться на пулю, они и ...

    Арсен Аваков и нанайские мальчики

    Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков был не самой заметной фигурой на втором майдане (впрочем, как и на первом). Это не помешало ему к началу седьмого года после государственного переворота ста...

    Пиршество лицемерия и унылое дерьмо

    С ужасом и восторгом наблюдаю за происходящим в США и примкнувшим к ним сателлитам. С ужасом, потому что с некоторых пор культмассовые мероприятия, переходящие в погромы, вызывают у меня...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Xommep 31 мая 11:34

      Про виртуализацию и деньги

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю цикл статей про виртуализацию; в этот раз более детально рассмотрим основную культурно-экономическую проблему современного мира - проецирование объективной реальности на денежную плоскость.Одним из самых любимых поводов для шуток являются предвыборные обещания; примером категорического расхождения оных с реальностью м...
      220
      Xommep 26 мая 19:46

      Про виртуализацию управления, продолжение

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжу статью про виртуализацию политики и экономики; наверняка много в ней кажется не-очевидным даже с учётом вложенных ссылок, надо пояснять. Почему могучая внешне система управления в любой стране мира по большей части виртуальна - в этой статье.Опять же, начнём с определений. Многим кажется, что виртуальность - это нечто ...
      291
      Xommep 26 мая 09:20

      Про виртуализацию политики и экономики, или я же говорил

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Вернусь на поле пейсанины заумных статеек; хотя, возможно, данная статья снова будет перекомпиляцией старых мыслей и статей. Но мне можно, особенно сейчас, когда "я же говорил" всё более и более отчётливо просвечивает через маску пандемии и опутывающего мир экономического кризиса. Тут не грех и повториться.Есть фраза, приписыва...
      304
      Xommep 15 апреля 13:00

      Про рынок, бизнес и общество

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Обычно беру все три термина, приведённые в заголовке, в кавычки, но сегодня попробую побыть адвокатом дьявола, и разобрать ситуацию с точки мелкой буржуазии. Продолжаю статью про рынок и ответственность.Сейчас обстановочка в мире такова, что впору злорадствовать, не покладая лап - на наших глазах рушатся последние остатки либер...
      633
      Xommep 14 апреля 10:06

      Про "рынок" и ответственность

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В продолжение вчерашней статьи "друг познаётся в беде". Сегодня в очередной раз оттопчусь по теме надёжности в "рыночной экономике"; тем паче, что говорил об этом с 2012-го года, и только теперь до кого-то начало что-то доходить.Одна из моих "любимых" фишек псевдо-либеральной идеологии - отказ от ответственности, что прекрасно ...
      839
      Xommep 13 апреля 08:17

      Друг познаётся в беде, или адекватность современности

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Казалось бы, речь про дружбу - а на нет, пост, как у меня обычно бывает, про политику и прочие обличения.Много лет назад уже писал на эту тему, но тогда речь была именно про личностные отношения; вкратце напомню, что дружба - это взаимный интерес + доверие. В общественном сознании этот факт осознаётся с каждым годом всё слабже;...
      321
      Xommep 26 марта 12:55

      Cui prodest v2.1, про накопление богатства в условиях кризиса

      Продолжение вчерашней статьи; читать вперёд её; небольшое размышление на тему, кому война, а кому мать родна.Не писал на тему вируса, пока это была хайповая тема; но теперь это касается каждого из нас; целый Президент объявил внеплановые каникулы, так что это уже давно не просто бла-бла, а окружающая нас объективная реальность. И уже можно думать, что делать, что не д...
      1715
      Xommep 13 марта 09:04

      Про субъектность и Советы, продолжение

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжение; в первой части в основном занесло в исторический экскурс; но нельзя идти вперёд, всё время повернув голову назад. Сегодня - про то, почему Советы объективно выгодны простому человечку, причём их ключевой особенностью является учёт субъектности этого самого человечка.Вкратце напомню ключевую мысль первой части стать...
      309
      Xommep 10 марта 14:20

      Про субъектность и Советы

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В предыдущей статье про торгашей упомянул тему субъектности; обещал осветить, значит, надо. От статьи у многих пригорит и с левого и с правого фланга общества. Тема субъектности затрагивалась мною многократно, но обычно на уровне личности, а тут попробую экстраполировать её на уровень всего Общества. Обыватель в данный момент л...
      253
      Xommep 5 марта 13:18

      Про рынок, торгашей и людей труда

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Попробую вернуться на тропу напейсания заумных статей, хотя в этот раз будет не слишком глубоко; но, надеюсь, кому-нибудь полезно.В последнее время мало пишу, но по-прежнему много читаю и смотрю ролики; и не про котиков, а всякое образовательное, в том числе несколько каналов левой тематики. И после приобщения к первоисточникам...
      365
      Xommep 26 февраля 13:59

      Про уровни культуры и искусства

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Вчера упоминал, что заумные статьи пока не идут; вот, исправляюсь. Сегодня попробую в очередной раз поднять тему культуры, через связь с образованием.На данную тему натолкнул ролик Ёжика Лисичкина, в котором он говорит про некие уровни культуры, зависимые от порога вхождения: В терминологии я с ним не вполне сог...
      219
      Xommep 12 февраля 08:42

      Про короткие и длинные задачи

      Оригинал статьи, как всегда, у меня в ЖЖ.В ходе подготовки недавнего видеоролика поспорили с коллегой по опасному бизнесу (непосредственно причастной к созданию ролика) о формате - она настаивала, чтобы ролик был короткий и сборный, иначе "никто смотреть не будет"; я же настоял о полном включении всего от начала и до конца. И этот спор вполне укладывается в тему этой ...
      321
      Xommep 28 января 12:08

      Про основное противоречие общества потребления

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю тему общества продаж; в просторечьи его обзывают обществом потребления, но это заблуждение или прямой обман; общество потребления на деле является обществом продаж. В этот раз - почему оно содержит неразрешимые внутренние противоречия, и в чём они состоят. Для постоянных читателей почти ничего нового не скажу, но мои ...
      577
      Xommep 24 января 11:43

      Про общество продаж и труд

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Продолжаю тему труда, начатую в прошлой статье; в ней в очередной раз всплыла тема "общества продаж", о чём и хотелось бы поговорить. В просторечии частенько можно встретить термин "общество потребления", но это заведомо ложная конструкция, и правильнее обзывать существующий порядок обществом продаж.На тему общества потребления...
      540
      Xommep 22 января 10:17

      Про обессмысливание труда

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Снова вернусь к теме труда, которую ранее освещал как минимум тут и тут. Заголовочек несколько провокационный; речь пойдёт не про уменьшение доли труда в объективной реальности, а скорее про обесмысливание понятия "труд" для обывателя.Часто в своих статьях упоминаю неких "плазменных мраксистов", которые сыпят терминами политэко...
      649
      Xommep 14 января 13:42

      Про стратификацию казачества

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В рамках цикла про стратификацию общества упомянул о теме казачества, которую планировал осветить ещё до Нового года; но руки дошли только сейчас. Тема сложная, в статье будет много оговорок; из контекста не дёргать. Сам я казаком не являюсь, но общаюсь в этой среде достаточно часто и широко - от дальневосточных казаков до Куба...
      671
      Xommep 31 декабря 2019 г. 11:52

      Про стратификацию как сепаратизм

      Продолжаю цикл статей про стратификацию; в этот раз попробую немного хайпануть и показать на наглядных примерах, чем грозит нарастание стратификации в обществе.Посмотрел сегодня свежий ролик Шария про то, как активисты (в хорошем смысле) пытались восстановить домик композитора Леонтовича на его малой родине: Краткое содержание - хотели стать меценатами...
      794
      Xommep 27 декабря 2019 г. 11:12

      Про стратификацию

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В прошлой статье писал про стратификацию культуры, но потом понял, что телега получилась впереди паровоза; сам термин "стратификация" обывателю мало знаком, так что поговорим об этом понятии в целом; откуда он берётся и чем грозит.Социальная стратификация (от лат. stratum «слой» + facio «делаю») — одно из основных понятий социо...
      594
      Xommep 23 декабря 2019 г. 14:14

      Про стратификацию культуры и искусства

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.В недавней статье-репосте про кину "Ржёв" упоминал о проблеме профессионализации культуры; пришла черёд, настал пора разобрать этот вопрос поглубже. Обывателю может показаться, что "культура" - это где-то там в филармониях, однако огорчу я вас.Тема культуры - одна из моих любимых и ходовых; периодически сбиваюсь на общепринятое...
      644
      Xommep 3 декабря 2019 г. 14:16

      Про монетаризм как мировоззрение

      Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.Недавно наткнулся на своеобразный ответ на мои статьи; такое бывает не часто (у меня и комментарии-то бывают не часто, чего уж там), и почему бы не ответить более-менее развёрнуто; хотя на эту тему я регулярно в статьях высказываюсь; прошу прощения у постоянных листателей бложика (всем обоим двум) за повторения. Почему к месту ...
      844
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика