Про традиционную и современную культуру; продолжение

13 375

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Продолжаю вчерашнюю статью о приоритете традиционной культуры над современной; сегодня попробую дополнительно раскрыть, зачем оно нужно. В основном пишу для тех, кто мои статьи всё равно не читает - для культ-работников - но и простым советским людям полезно почитать, куда их ведут, или нет.

Во первЫх строках хотелось бы сказать, что большинство специалистов и вообще поклонников и сторонников традиционной культуры понимает её основные недостатки; а именно - архаичность и несоответствие современному укладу жизни. Тем не менее, за неё держатся; кто-то из-за склонности к реконструкторству, кто-то - ради тусовки; но значительная часть всё же держится за основы и смыслы, которые традиция даёт погружённому в него человеку. Кому-то может показаться, что это просто высокопарные слова, но это имхо как раз оттого, что современная культура это дать человечку не может; никаких смыслов и никакого культурного базиса она не несёт, рассматривай ещё в широком смысле или в узком.

В отличие от "традиционалистов", поражённые современной "культурой" граждане недостатки собственной культуры либо не видят, либо не могут сформулировать; максимум, что можно добиться, так это приснопамятные "пьянство, разврат, наркотики". А это важно; даже если "миллионы хомяков не могут ошибаться", надо понимать, в чём могут заключаться твои слабые стороны; а тут речь за целое Человечество тащемта. И если кто-то думает, что в культурном плане у нас всё хорошо, то огорчу я его до невозможности; правда, надеюсь, тут таковых нема.

Говорят, что с возрастом юношеский максимализм проходит, и под старость все становятся консерваторами; но у меня в последнее время наоборот, параллельно с заныриванием в дебри этнографии (см. сюды) происходит отторжение современной культуры, к которой ранее относился хотя бы нейтрально. Тытруба начала подкидывать старые ролики с выступлениями рок-групп, и как-то сразу ореол западенской культурки обмяк.

Культ-работники и даже критики иногда что-то вякают о том, что "искусство выше политики" и так далее, но это мы решительно отвергаем; если уж рассматривать явление (любое), то со всех сторон, в том числе и с особым цинизмом. (с) Если слушать какую-нибудь группу "Битлз", то всё неплохо, тили-тили и трали-вали; но стоит посмотреть её живые выступления, то всё становится не так однозначно. Сплошные истерики, "битломания"; и это для поражённого современной "культуркой" как бы нормально; ну, бывает, туда просто не надо смотреть. А именно про это я и говорил в предыдущей статье - грань между прекрасным и ужасным в современной культуре настолько размыта, что одно переходит в другое как бы незаметно; если за этим специально не следить.

И проблема шире "Битлов", рок-музыки и вообще всех тили-тили, вместе взятых; тут мы со всего маху наступаем в то самое не-отрицание Зла, о котором постоянно говорю. Подумаешь, на концерте такой-то группы продают наркоту, музыка-то хорошая; подумаешь, танцевальные жанры всё сложнее отличить от порнографии, зато дети чем-то заняты, и т.д. и т.п. Туда не смотри, сюда смотри. А с каких пирогов мы перестали смотреть на вещи комплексно?.. Да с тех самых, когда и стали измерять всё на свете в бабле; и тут "культурка" имени гитар и барабанов - лишь наиболее показательная часть всей остальной человечьей культуры, где главное - продать подороже и купить подешевле.

И находясь в этой культуре, даже и не осознаешь масштабов катастрофы; всегда можно что-то вынести за скобки; раз уж мы практически официально научились легитимизировать Ложь, то что уж говорить за тренди-бренди-то. Врут не то что продавцы на рынке, уже и первые люди государств брешут как Троцкий, и никому ничего не жмёт; зато у нас песни хорошие, ага.

Традиционная культура устарела, но она хотя бы остаётся культурой. Современная культура же вообще не является таковой, это средство расчеловечивания и товаризации человека, сведения его к функции денег. Не экономика ради человека, а наоборот. Так что извините, если между устаревшим, но рабочим механизмом и очень модным, но уродством, будем рассматривать всё же механизм.

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить
  • Культура состоит из архетипов. Например, образ "героя нашего времени" оказывает очень мощное воздействие на сознание этноса, к которому он принадлежит. Более общий образ - "твой современник": тот архетип, который сразу возникает в сознании, когда пытаешься его представить, есть основа культуры, а значит, и менталитета, и системы ценностей практически каждого представителя общества. Явно, что с этими образами сейчас что-то не так. Возникает другой вопрос: либо их эволюция пущена на самотек, либо же с ними кто-то сознательно работает, закладывая в этносы планеты разрушительные стереотипы и программы. Обычно используется СМИ. Зачем - уже отдельный вопрос. Немного размышлений о музыке тоже в ЖЖ, старенькая статья: https://kolarium21.livejournal.com/43073.html
  • Какой экономический базис - такая и культура. Капиталистическое производство есть производство товаров на продажу.