О гаджетомании и гедонизме

6 3399

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

Подниму несколько хайповую тему; однако, как обычно, буду рассматривать её с точки зрения идеологически-морально-ценностного базиса. И готовых решений у меня, как обычно, нет; за простыми решениями проходим к Лёше Навальному. Проблема имхо много глубже, чем может показаться на обывательский взгляд.

Многие (почти все) родители обращают внимание на повышенный интерес чад к гаджетам - телефонам, планшетам, в меньшей степени компьютерам. Большинство вспоминает годы своего дедства-молодости - типа при Сталине в наше время такой фигни не было, долой и всё такое. При этом большинство таки сдаётся современной моде и выдаёт в цепкие лапы потомства искомые "умные" игрушки, благо ценник невелик, и особенности современного прогресса позволяют сбагривать деткам "старые" агрегаты, которые ещё вполне ого-го. В среде "прогрессивной молодёжи" есть понимание, что гаджеты - это зло (по крайней мере для детей), и там кипят нешуточные страсти по отлучению киндеров от невиданных чудес прогресса; это понимание есть и среди не-прогрессивных родителей, просто у них нет сил и особенно желания что-либо с этим сделать. Мораль толерантности ко Злу, как она есть.

И дело тут, разумеется, не в том, что гаджеты - это Зло; мы видим, что нечто является Злом и всё равно позволяем этому происходить. Сами гаджеты не виноваты в том, что они зверят и скотинят человечка; как и агрегат по фамилии телевизир не виноват в изливающейся из него идиотии имени Малахова или канала рен-тв. И проблема тут не в детях и родителях (хотя кто-то пытается бороться, а кто-то машет лапой), а, если хотите, вообще в ценностном базисе всего Общества; не только российского, но и вообще практически любого современного.

Наивно думать, что гаджетомания поражает лишь неразумных малолеток; по собственным наблюдениям вижу, что она бьёт по площадям, буквально по всей молодёжи (условно лет до 30). Захожу на работе на кухню; мальчики и девочки лет до 30 практически 100% сидят в телефонах, и лишь народ постарше пытается как-то себя занять общением или прочими регрессивными методами. Гаджетомания - не проблема будущего, она уже тут, и это видно на примере премьера. Даже мировые лидеры проводят значительное время в гаджетах; хотя, скорее всего, это лишь картинка для обывателя; наверняка за них там обитают специально обученные мальчики, а вся эта суета вокруг Твиттеров и Телеграмки призвана показать обывателю, что это - нормально.

И на первый взгляд это действительно нормально. Твитеры-шмитеры, телеграмы-инстаграмы - это всего лишь средство общения, навроде телефона; никто же не обличает старый добрый проводной телефон в растлении Общества? Хотя он тоже в какой-то степени виртуализирует людское общение. Тут можно погружаться в детали, но пора бы уже переходить к сути статьи.

Причины гаджетомании имхо - в легализации гедонизма в нашей жизни, на всех уровнях бытия.

Гедонизм (др.-греч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).

Советую почитать всю статью про это явление; там много собак порылось. Кое-кто может возразить: дескать, это совершенно естественно для человека, максимизировать удовольствия и минимизировать страдания! И в целом весь прогресс Человечества идёт именно в этом направлении, делая нашу жизнь более приятной и менее ужасной. И тут, как обычно, сложно найти подвох без фокусировки на градации ценностей, т.е. на ценностном базисе.

Как показывал неоднократно в "культурных" статьях, очень многое зависит от приоритетов целей и средств; реальных, а не просто декларируемых в стиле бла-бла. Скажем, в позднем СССР декларировалось одно, а делалось (на всех уровнях) совсем другое; и сейчас в мире происходит ценностный обман обывателя, когда в борьбе за "демократию" уничтожаются целые страны. Так и с гедонизмом - он не просто является стремлением к удовольствиям, он ставит их высшей целью существования человечка. Причём, в отличие от утилитаризма, гедонизм ставит понад усе именно личное удовольствие, без всякой связи с Обществом, т.е. максимизируем собственное удовольствие, и пофиг на объективную реальность.

Казалось бы, при чём тут гаджеты? Они предназначены для формирования виртуальной реальности - не обязательно в полном смысле этого слова, но как некую не-существующую здесь и сейчас сущность. В этом также нет никакой крамолы - в каком-то плане и телефон с телевизором также являются средствами виртуализации нашей жизни; да даже какой-нибудь театр, без каких-либо гаджетов - уже сам по себе средство виртуализации. Если человеку нравится поесть, поспать или посмотреть тот же телевизир - в чём проблема? В дозе. Как только человек ставит своё удовольствие понад усе, то он задвигает всё остальное на задний план, а-социализируется и в буквальном смысле морально разлагается; ведь мораль - понятие социальное.

Как постоянно напоминаю, мы все живём в условиях господства либерально-монетаристской идеологии; напрямую и полностью она не декларируется, и монетаристскую основу "экономики" прикрывает псевдо-либеральная система ценностей, в которой ключевой и верхней ценностью является... личная свобода. Где-то я такие слова сегодня уже слышал. Для либерализма гедонизм является совершенно нормальным и легальным учением; не каждый либерал является гедонистом, но практически каждый гедонист таки является либералом; по крайней мере, в кавычках.

И опять же, при чём тут гаджеты? При том, что они дают лёгкий доступ к удовольствиям, бессмысленным и беспощадным, которые в общем случае не приводят ни к чему, просто удовольствие ради удовольствия. С технической точки зрения, разумеется, они могут многое; хоть рассчитывать едрёные удары по США; но на практике в большинстве случаев они используются для рассматривания котиков и прочей деградации. И, по хорошему, тут надо разбираться - кто наносит пользу, а кто зверит и скотинит, но не будем забывать об идеологии либерализЪма - я свободная личность, деградирую как хочу; более того, это моё священное право и в некотором роде смысл жизни, см. определение гедонизма. Не котики ради успокоения от тягот трудовой жизни, а трудовая жизнь заради просмотра котиков; это я так, очень щадяще высказываюсь.

Проблема не в детях/молодёжи, и уж тем более не в электронных болванчиках, а в легализации бессмысленного контента в Обществе. Всё в нашей жизни от целей и смыслов; и верхним смыслом в учении гедонизма является максимизация удовольствий, любым способом; т.е. любая бессмыслица хороша, если она приносит людям радость; это придаёт ей смысл, и получается круговорот дерьма в природе. Если пипл хавает, то и ладушки; и неважно, сколько при этом будет жертв.

Если копнуть ещё глубже, то основная проблема - в бессмысленности всего современного Общества вообще. Мы не можем сформулировать, зачем мы живём; и каждый отдельно, и все вместе. Нет смысла - получается бессмыслица. Отсюда и идёт гедонизм - если ничего не имеет смысла, то найдём смысл в собственных удовольствиях. Думаете, дети и молодёжь не видят этого в окружающем нас бардаке? Они в силу собственной незамутнённости хорошо видят фальшь вокруг себя, и начинают подражать взрослым - если вы так, то и мы так. Взрослым доступен чуть более широкий спектр удовольствий, детям же вполне достаточно и простого гаджета, чтобы быть "как все" или "как взрослые".

Стремление играть в игры вполне нормально не только для детей, но и для взрослых (карты, "мафия", спорт); не-нормально, когда игры начинают занимать всё свободное время и заменять собой всё остальное. Для детей это как раз не так уж и страшно - у них и так вся жизнь проходит в игре; но тут, опять же, стоит обратить внимание на цели и смыслы. Большинство традиционных игр рассчитаны на воспитание, развитие и социализацию; современные же игры в гаджетах рассчитаны лишь на нанесение удовольствия, т.е. они по природе гедонистичны. И это считается нормальным - не родителями, а всем Обществом - подумаешь, зато сборы-то ого-го, экономика прёт, как на буфет.

Тут всю систему меня надо. (с) Пока у нас легализованы по сути цифровые наркотики, занятия без смысла и цели, мы так и будем терять детей и молодёжь в паутине бессмыслицы. Жалко на неё терять лучшие годы жизни - но если мы считаем, что гедонизм - это нормально, то чего хотеть от киндеров-то.

Гедонизм побеждается установкой каких-то логичных и понятных целей для всего Общества и каждого гражданина; но мы их поставить не можем. Ну, давайте и дальше называть Злом китайский ширпотреб.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • Не за что прицепиться в статье. :thumbsup: Добавлю, что практически вся либерально-атеистическая идея заточена на подсаживание человекообразного на самоподпитывающийся контур зависимостей. Суть пресловутой либеральной "свободы" загнать двуногое в полное рабство духа. Жаль, что уважаемый автор плохо относится к христианству в частности. Ибо в православной традиции есть много способов выдернуть человека из этого скотского состояния. Там давно всё разобрано по полочкам.
  • Нашёл)) По последнему абзацу. Властная установка для общества это хорошо, если она ведёт к Добру. Но мы все понимаем, что это некая иллюзия, скотство особенно во властных структурах рано или поздно побеждает. Завтра-послезавтра, мы окончательно вольёмся в мировой глобализм и нам дадут прелестную установку жрать друг-друга во всех смыслах и введут это в мораль цивилизованного человека. Что будем делать? Звать науку как оценочного эксперта в познании истины? Тупик. Каждому надо начинать с себя, со своего микропространства. Надо чистить свой хлев, чтобы показать окружающим путь.
  • Ну не может свободная личность деградировать "как хочет" - так как при этом она перестаёт быть свободной. Другими словами, если личность управляется своими желаниями и стремлением к удовольствиям, то она от них и зависит. И чем более целеполагание определяется желаниями, тем больше уровень рабства. В общем, это стандартное передёргивание: назвать рабство "свободой", а потом эту "свободу" клеймить. Особенно часто эту ошибку совершают верующие, когда под "свободой" понимают исключительно "свободу от моральных догм". Кажется, с "гедонизмом" у автора похожее передёргивание. Внутренне-целостная личность, слабо подверженная внешнему внушению - это несомненно хорошо. Но как её построить без здоровой доли гедонизма (как ориентации на внутренние ценности, подкреплённой ощущением удовольствия от правильности своих действий) - я не знаю.
  • Мысль — это оргазм мозга. Те, кто способен его испытать — получают истинное наслаждение, остальным приходится имитировать… (автор не известен)