Про товаризацию современного человека

8 1233

Оригинал статьи, как обычно, у меня в ЖЖ.

В некотором роде закольцую два последних цикла статей - про капитал и про пролетариат; в очередной раз покопаюсь в понятиях и попробую показать основную токсичную идею современной экономики, культуры и идеологии - превращение в товар не только всего подряд, но и самого человека.

Сперва, как часто бывает, небольшое лирическое отступление. Забрёл в старую статью про монетаризм какой-то либеральный каментатор и давай возмущаться, что-де теории монетаризма уже сто лет в обед, и поэтому она уже давно неправда; при этом сам же говорил что-то про "научность" "экономики". В общем-то, упомянул я об этом только затем, чтобы показать, что как в гитлер-югенде было убеждение, что национал-социализм это нормально; как в ИГИЛ у детей есть понимание, что рубить бошки неверным - это норма; так и у обывателя (считающего себя продвинутым и умнее всех) нормальным считается установка, что деньги превыше всего. Как часто пишу, напрямую это заявлять опасно, и формально понад усе у нас якобы Швабода, поэтому господствующая идеология называется либерал-монетаризм; но де-факто верхней ценностью современности являются именно деньги (точнее, возможность за эти деньги всё на свете купить или продать, т.е. власть денег). И попытки обозначить какие-либо ценности превыше денег неизменно разобьются вопросом "а за сколько это ты продашь?", т.е. любая ценность может быть пересчитана в деньгах, увы.

Наткнулся на длиннющее видео Кости Сёмина; одного из самых известных в медиа-пространстве пропагандистов пролетарского самосознания и классовой борьбы; оно интересно с разных точек зрения, например - интересом молодёжи к марксизму, который в медиа-пространстве никак не представлен и скорее демонизирован; также немного завидно, что Косте задают вполне вменяемые вопросы, а у меня в каментах в основном творится какой-то ад. ;)) Но, собстно, натолкнул на написание статьи его тезис о том, что человек в современной "экономике" превращается в товар; собстно, именно это и постараюсь разобрать с особым цинизмом.

3 часа обсуждения пролетариата с молодёжью - и хоть бы одна неадеквашка... Эх. Завидно. ;)

Начну, как обычно, с определения; Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи. Продукты, производимые не для обмена, в экономическом смысле товарами не являются.

Где-то рядом находится определение Услуги - это то же самое, только не материальное. Образование, медицина, банальная стрижка волос - это не товарное производство, а услуги. А вот тут как раз и кроется первый подводный камень. Или даже второй, как могли бы заметить плазменные марксисты.

Для современников - норма измерять всё на свете в деньгах; это верно хоть для Темнейшего, хоть для дворника или школьного учителя. В этой связи по всему миру, и у нас в том числе, происходят процессы превращения всего на свете в товар; т.е. производство товаров и услуг изначально планируется и осуществляется исключительно для продажи; а то, что продаже не подлежит, является с точки зрения "экономики" пустой тратой денег. И если оставаться в логике монетаризма, то нигде и обнаружишь подвоха; люди же работали, тратили силы, тратили деньги - значит, надо заплатить. А подвох тут в смыслах и целях происходящего - что для нас является мотиватором происходящего; сделать хорошо или срубить бабла?.. А ведь это - главное в любой деятельности, хотя об этом ни одна сволочь не напишет в учебниках экономики; зачем, все же знают, что бабло понад усе. Мало кто знает, что сволочь - это тот, кто влачит, волочит что-либо; термин до сих пор кое-где упоминается в церковной практике.

В самих по себе понятиях "товар" или "услуга" ничего плохого нет; ремесло подразумевает товарное производство, что ж теперь, бороться в ремёслами и переходить к какому-то собирательству и охоте? Но внимательный листатель уже может заметить первый подвох - человечья деятельность бывает двух принципиально разных видов - ремесло и творчество, и сведение любой деятельности к производству товаров и услуг суть намеренное обеднение человечьего бытия в целом. А некоторые сферы деятельности - образование и культура, например - вообще не предполагают ремесленного подхода, это механизмы по производству Личностей, в общем-то. И сведение любых социальных механизмов к производству товаров и услуг - это признак бесчеловечного отношения к тем самым Личностям, о которых якобы так печётся "либерализм".

Это можно показать на примере любой социальной системы, но только смотреть надо именно в целом, а не на частные случаи. Что в образовании, что в медицине, что в культуре или науке, везде идёт "оптимизация" процесса, сокращение расходов и попытка любыми способами нарастить доходы; даже там, где это запрещено; в школах собирают деньги "на ремонт", медики выписывают дорогие лекарства, про культуру и говорить нечего; казалось бы, зачем вы это делаете, ведь это зачастую мешает процессу, основной цели существования больницы-школы-института?.. Но если вспомнить, что мы живём при монетаризме, то всё становится яснее ясного - любая деятельность человечка превращается в товар или услугу; т.е. смысл - продать её; а всё, что не продаётся, то товаром не является, и, сооцно, игнорируется. "Лишние люди" - порождение монетаризма и капитализма в целом; поздравляю с открытием.

Казалось бы, как-то лихо перескочили со сфер деятельности на лишних людей; ничего, сейчас поясню. Если опять же заходить со смысловой, с базисной стороны - зачем мы нужны обществу? - то, как показывал ранее, 90% обывателей существуют, чтобы потреблять. "Экономике" не нужно столько рабочей силы, сколько её понаехало в мегаполисы; но нужны потребляющие рты, поэтому она, эта "экономика", породила класс иждивенцев на пособии (в основном на Западе), а также скрытую безработицу в виде бесконечных охранников или бесполезных чиновников нижнего ранга, генерирующих никому не интересную отчётность. Эти люди не производят ничего полезного Обществу, но, тем не менее, получают зряплаты и что-то там потребляют; их экономическая суть - снижать перегрев рынка, вызванный извлечением прибыли капиталом. Если задаться вопросом "зачем я нужен своей стране", только честно, боюсь, многие ничего путного ответить не смогут; и я в том числе. Да, мы что-то делаем, ковыряемся, но суть нашей деятельности - в получении зарплаты, т.е. продаже собственного труда. Если немного абстрагироваться, то мы все продаёмся, и мы все превращены в товар на рынке рабочей силы; в этом наша единственная экономическая суть.

При каком-нибудь феодализме последний пейзанин нужен для обеспечения собственного феодала, это - источник его экономической мощи; при социализме гражданин - не только работяга, но и потенциальный солдат/медсестра, а также "всем ребятам пример"; а сейчас мы все - товары на рынке труда, и отличаемся только ценниками. Не будет Васи, будет Петя, и с точки зрения "экономики" никому хуже не станет - рынок и так перегрет; умер Максим, да и х** с ним. Из отношения к человеку как к товару и рост пенсионного возраста - чем больше товар будет продаваться, тем лучше; до осознания "необходимости" класса иждивенцев (хотя пенсионеры - это немного другое) недоразвитый отечественный капитализм ещё не дошёл; для него пока что любой не-товарный человечек - обуза и пустая трата денег. Всё на свете измеряется в деньгах, повторяю; и именно в том, чтобы так и было, состоит идеология современности.

Все эти духовности-соборности-скрепы потому и выглядят так жалко в современном мире, что они могут быть разрушены одним простым вопросом "сколько это стоит?".. Без чёткого позиционирования собственного морального базиса любая мораль превращается в морализаторство, что мы и видим вокруг себя; если занести в кассу достаточно бабла, тебе и публичный дом освятят. Бабло понад усе, увы. И превыше Человека в том числе; личность является личностью лишь покуда она является товаром; как только она перестаёт быть товаром (и при этом не обладает капиталом), то она уже не личность, а грязь земли; в любом случае мы - это наши деньги. Готовы ли вы так жить?

И цикл статей про пролетариат у меня в основном - про то, как начать мыслить в другой, отличной от современной моральной парадигме. Возможно, есть и другие пути, но пока что внятного ответа на то, как противодействовать морали "а скока это в баксах?", я не вижу. Не умеешь противодействовать монетаристам, не надо учить других морали, такое моё мнение. Человек - это то, что он сделал, а не то, насколько он продался, такое моё мнение.

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • "Бабло понад усе, увы. И превыше Человека в том числе; личность является личностью лишь покуда она является товаром" А Вы чем от них отличаетесь, когда мораль привязываете к баблу? К его наличию или отсутствию? К месту и функции в экономической системе взаимоотношений..)
  • :star: