Почему цифровым кочевникам нет места в будущем

0 556

В эпоху нестабильных рабочих мест, продолжительного рабочего дня и снижения социальной мобильности неудивительно, что цифровые кочевники имеют значительное количество поклонников. Офисным жителям не хватает счастья или надежды в повседневной рутине. Они знают, что должно быть что-то лучше. После большого количества времени, проведённого в офисном кресле, легко захотеть стать одним из тех, кто работает за MacBook на пляже в другой стране.

Привлекательность очевидна. Цифровые кочевники выставляют выборочную часть своей жизни в Instagram, YouTube и личных блогах. Всё, что они делают, влечёт и манит. Если вы изучите их профили в социальных сетях, вы наверняка подумаете, что им платят за отдых на пляже. Конечно, те, кто стремится к образу жизни цифровых кочевников, видят лишь то, что им показывают. Кто не хочет казаться привлекательным в Интернете?

Однако выборочная презентация не охватывает – или полностью игнорирует – менее привлекательные аспекты. Многие цифровые кочевники имели значительные привилегии, прежде чем начать вести такой образ жизни, привилегии, которые позволяют им избегать потенциально негативных аспектов независимости от местоположения.

Как живут цифровые кочевники?

Всё не так просто, как представляют цифровые гуру. Создать бизнес, который был бы независим от локации, невероятно сложно, и часто цифровые кочевники имеют профессиональную работу с доходом выше среднего. Это такая работа, о которой большинство людей могут только мечтать.

1. Преобразование существующей карьеры

Цифровой характер повседневной занятости предоставляет возможность работать вне офиса. Творческие карьеры, включая писательство и различные области дизайна, редко требуют, чтобы человек был рядом со своими клиентами – если они есть вообще.

Технические специальности, такие как программирование и разработка программного обеспечения, обладают аналогичным преимуществом. Сотрудники могут отправлять свою работу в цифровом виде и связываться с коллегами по Skype или электронной почте. Растёт число технологических стартапов, которые продвигают удалённую работу, по-видимому, потому, что это снижает затраты на аренду большого офисного пространства (хотя они всегда будут связывать это с предоставлением большей свободы работникам).

2. Использование средств, накопленных благодаря предыдущей работе, для построения нового бизнеса

Другие цифровые кочевники происходят из профессиональных слоёв, где они зарабатывали хорошую зарплату. Многим из них не нравилась их работа, они хотели перемен. Вместо того чтобы начать работать удалённо, либо потому, что это не было возможно, либо потому, что они не желали оставаться на прежнем месте, они бросили свою предыдущую карьеру и использовали сбережения, чтобы открыть собственное дело. Именно так многие из них стали предпринимателями с мобильным образом жизни.

Конечно, одним из любимых предпринимательских начинаний этого класса цифровых кочевников является обучение людей тому, как можно последовать их примеру и стать независимыми от местоположения. Они продают целый ряд книг и курсов по завышенным ценам, которые чаще всего содержат вдохновляющую ерунду и бесполезные советы и преуменьшают значимость финансовой безопасности, полученной от предыдущей карьеры.

Привилегии цифрового кочевничества

Ежегодно в Портленде (штат Орегон, США) проходит саммит The World Domination Summit (WDS). В нём принимают участие предприниматели с мобильным образом жизни – сообщество людей, которые пропагандируют принцип «делай, что любишь», опираясь на работы Криса Гиллибо, Тима Ферриса и прочих гуру, доминирующих в нише.

В своё время Аманда Паллески освещала данное событие для журнала New Republic, акцентируя внимание на том, что в WDS участвуют в основном белые люди, которые «обладают преимуществами или значительными успехами», позволяющими им видеть мир сквозь линзы цвета “делай, что любишь” (и платить за участие в саммите по 500 долларов)». Сам Гиллибо признался, что он «по большей части привлекает других западных людей», и сказал Паллески: «…если у нас есть привилегии, это не значит, что мы не можем наслаждаться жизнью». Саммит рекламирует широкий подбор спикеров в последние годы, однако это никак не отражается на разноплановом характере аудитории. По мере роста сообщества непременно были меньшинства, которые преуспевали в нём (как и в обществе в целом), но это не значит, что они составляют существенную часть его последователей.

Точно так же, как в сферах, позволяющих работать удалённо (технологии, например), в мире цифровых кочевников доминируют прямолинейные белые люди. Обещания цифрового кочевничества основываются на квази-либертарианском мировоззрении, которое тесно связано с идеологиями титанов Силиконовой долины. И хотя некоторые верят в меры по содействию социальному прогрессу, многие считают, что правительству необходимо принять взвешенный подход к экономическим вопросам. Рынок прекрасно работает для этих странствующих работников-обитателей пляжей. В таком случае, нужны ли вообще перемены?

Движение «делай, что любишь» начинается с привилегий и заканчивается индивидуальным успехом. Оно игнорирует программы, направленные на содействие коллективному благополучию в развитых странах. Мия Токумицу, редактор Jacobin, назвала это «тайным рукопожатием привилегированных и мировоззрением, которое маскирует элитарность под благородное самосовершенствование». Гуру движения пытаются казаться бескорыстными, указывая на благотворительные цели, однако такие инициативы часто продвигают их мировоззрение: помогать другим освобождаться от тирании традиционных структур «работа-жизнь» путём построения собственного «мобильного» бизнеса, в большинстве случаев основанного на их личных брендах.

Жестокий индивидуализм, укоренившийся в культуре цифрового кочевничества, игнорирует (и может причинить вред) сообщества как дома, так и за рубежом. Люди, которые чувствуют себя «освобождёнными» от офисного гнёта, не заинтересованы в улучшении пространства вокруг них. Для них местные сообщества столь же ценны, как и коворкинг. Цифровые кочевники с гораздо меньшей вероятностью будут работать над позитивными местными изменениями, бороться за права обездоленных или препятствовать джентрификации, которая вытесняет местных жителей, поскольку эти проблемы их не затрагивают.

Влияние цифровых кочевников на местные сообщества

Поскольку люди продолжают стекаться в города, а правительства не в состоянии инвестировать в доступное государственное жильё, стоимость жизнь в городах растёт быстрее, чем зарплаты, из-за чего многие оказываются в шатком положении. В развивающихся странах, где правительства не располагают ресурсами для оказания социальной поддержки, как это принято в развитых странах, местные жители ещё больше подвержены влиянию рынка.

Цифровые кочевники ищут недорогие (по западным меркам) места, где им доступно качество жизни, которое трудно достичь на местные зарплаты. Чиангмай, Таиланд и Бали являются одними из ведущих направлений для тех, кто стремится к мобильному образу жизни. Вполне ожидаемо, что девелоперы в этих регионах начинают гоняться за западными деньгами.

Использование преимуществ без отдачи

Коворкинг-пространства процветают в этих местах, что способствует притоку западных людей. Цены на недвижимость выросли потому, что цифровые кочевники способны платить больше, чем местные жители, что приводит к замещению местных жителей состоятельными белыми новосёлами. Гуру мобильного образа жизни призывают своих последователей искать места, куда деньги пойдут дальше, игнорируя последствия для местного населения.

Подобная критика сыпется в адрес ресурса Airbnb, который ограничивает предложения и увеличивает стоимость жилья для местных жителей с целью угодить туристам и краткосрочным посетителям. Неудивительно, что Airbnb очень популярен среди цифровых кочевников, переезжающих с места на место, а также среди тех, у кого нет постоянного места жительства и кто предпочитает переезжать каждые несколько дней.

И хотя цифровые кочевники часто родом из развитых стран и пользуются преимуществами образовательных, медицинских и социальных программ, финансируемых налогоплательщиками, на протяжении всей своей жизни (и полагаются на них в будущем, когда вернутся в свои родные страны), они редко отдают. Подобно техническим либертарианцам, они минимизируют своё налоговое бремя, находя юрисдикции или страны с самой низкой налоговой ставкой, и, в зависимости от законов своей родной страны, перемещаются с места на место достаточно часто, чтобы не платить подоходный налог.

Гуру мобильного образа жизни говорят, что каждый должен следовать за своим сердцем и страстью. Понятно, что это послание предназначено только для определённой группы привилегированных западных людей, чей образ жизни стал возможным благодаря тем, кто укоренился на месте.

Если цифровые кочевники преуспевают, живя в странах третьего мира, они нанимают контрактных и внештатных работников для выполнения низкооплачиваемой работы, которая либо слишком монотонная для них, либо требует особых навыков. Цифровые кочевники любят дешёвых виртуальных помощников.

Привилегии порождают невежество

Всё, включая дешёвую рабочую силу – это всего лишь позиция в бюджетной таблице цифровых кочевников. Они могут достичь дополнительной степени свободы и удовольствия от нетрадиционного структурирования своей жизни, но это возможно только потому, что они окружают себя людьми, имеющими аналогичные привилегии и беспрекословную приверженность индивидуалистическому мировоззрению, на которое сильно влияет бренд либертарианства Силиконовой долины.

Независимость от локации возможна только благодаря коммуникационным инфраструктурам, построенным на государственные средства. Недорогие места для проживания существуют потому, что богатые страны грабили и опустошали остальной мир на протяжении веков в результате колониализма и неравноправных торговых отношений. Привилегия даже рассматривать цифровое кочевничество является результатом правовых структур и высококачественных государственных услуг, финансируемых за счёт богатства, порождённого веками мирового господства.

Привилегия позволяет цифровым кочевникам игнорировать все эти вещи и жить в мире, где им нужно беспокоиться только о себе. Они в полной мере пользуются своим положением, избегая при этом ответственности за вклад в общество, которое предоставило им эту привилегию в первую очередь. Их образ жизни вытесняет местных жителей. Цифровые кочевники, очевидно, не заботятся о местах, где они живут, и поэтому им нет места в будущем.


ИСТОЧНИК  

НЕОБХОДИМЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА ЗАПАДЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

На постсоветском пространстве легитимные принципиальные изменения по статусу, территории, границам бывших советских республик может принимать исключительно Россия (либо сама, либо с её официального со...