История о неудачной попытке привнести запахи в цифровой мир

0 2778

В разгар пузыря доткомов Джоэл Белленсон собрал 20 миллионов долларов, чтобы привнести запахи в Интернет. Но он забыл задать важный вопрос: действительно ли пользователи хотели этого? 

В ноябре 2001 года запах успеха начал растворяться для Джоэла Белленсона.

Его изобретение, iSmell, обещало добавить ароматы в Интернет. Он разработал передовую сенсорную технологию, собрал команду мечты из списка Fortune 500 и получил 20 миллионов долларов. Производители видеоигр, голливудские студии и Интернет-гиганты выстроились в очередь, чтобы заключить партнёрство с Белленсоном.

Однако он забыл задать один важный вопрос: действительно ли пользователи хотели этого?

Это история о долгих, извилистых, безуспешных попытках подружить запахи и технологии – и об опасности создания того, о чём никто не просит.

Цифровые технологии с запахом: история провала

Задолго до того, как запах дебютировал в цифровом мире, предприниматели хотели привнести его в фильмы. Первые попытки были сделаны ещё в 1906 году при помощи огромных ватных шариков, напитанных ароматами и подвешенных напротив вентиляторов.

В 1959 году два конкурирующих устройства – AromaRama и Smell-O-Vision – пообещали создать «новый захватывающий опыт» в кинотеатрах по всей Америке.

Во время прокрутки плёнки в определённые моменты зрителям по небольшим трубкам, прикреплённым к сиденьям, из контейнеров с отдушками поступали различные ароматы, начиная от травы и заканчивая «запахом пойманного тигра». 

Изобретатели Smell-O-Vision, Майкл Тодд-младший (слева) и Ганс Луб (справа), демонстрируют свою систему в 1960 году

Оба устройства, AromaRama и Smell-O-Vision, считались технологические несовершенными, непрактичными и ненужными.

В резком обзоре, опубликованном в New York Times в 1960 году, Smell-O-Vision называли неэффективным трюком: «Распространители ароматов используются слегка и беспорядочно, – писал автор статьи, – а посетители сидят там, принюхиваясь и сопя, словно стая охотничьих собак, которые изо всех сил пытаются уловить запах».

AromaRama и Smell-O-Vision также были невероятно дорогими: система (включая установку) могла стоить от 15000 до одного миллиона долларов (в переводе на современные деньги – от 124000 до 8,3 миллиона долларов).

В конечном счёте, устройство Smell-O-Vision было названо Time Magazine одним из 100 худших технологических изобретений в истории – и предприниматели, связанные с похожими технологиями, притихли на несколько десятилетий…

Пока двое мужчин не решили вернуть запахи в цифровой мир

Зимой 1998 года выпускники Стэнфордского университета Джоэл Белленсон и Декстер Смит отдыхали в Саут-Бич (штат Флорида, США), когда на них снизошло вдохновение.

«Там было много горячих девушек, прекрасных пляжей, хороших вибраций – и запахи просто поражали меня, – говорит Белленсон. – Я сделал глубокий вдох и сказал: "Эй, чувак, есть ли способ захватить эти запахи из внешнего мира и позволить неудачникам, сидящим в Интернете, насладиться ими?"»

Белленсон (молекулярный биолог) и Смит (промышленный инженер) ранее основали успешную компанию по производству программного обеспечения, связанного с секвенирование генов. Если у кого-то и были необходимые навыки для того, чтобы оцифровать запахи, так это у них.

Джоэл Белленсон (слева) с соучредителем Декстером Смитом


Их цель была грандиозной: привнести запахи в Интернет, разбив тысячи ароматов на химические компоненты, «закодировав» их в файлы и передавая в цифровом виде при помощи настольного USB-устройства.

«Мы хотели создать печатный станок для запахов, – говорит Белленсон. – Это была не просто технология, а попытка переосмыслить чувственный опыт».

Дуэт собрал команду мечты: руководителей из Sega, TransAmerica, NEC, Sprint PCS и Bath & Body Works, экспертов парфюмерной промышленности, специалистов по обонянию высшего уровня и некоторых из самых известных технологических гуру Кремниевой долины.

В феврале 1999 года они запустили Digiscents и намеревались «революционизировать развлекательное медиа-пространство по одному запаху за раз».

Рождение iSmell

В разгар пузыря доткомов Digiscents казалась достаточно безумной и смелой, чтобы привлечь внимание венчурных капиталистов.

По словам Белленсона, компания смогла привлечь 20 миллионов долларов от азиатских инвесторов и создать прототип под названием iSmell.

Устройство подключалось к компьютеру при помощи последовательного кабеля. Внутри находились десятки крошечных флакончиков с ароматическим маслом – каждый был тщательно разработан командой специалистов. Они выборочно нагревались, испуская ароматы через вентиляционное отверстие. Эти «первичные запахи» можно было объединять в тысячи уникальных ароматов, от апельсиновой кожуры до ночных костров в лесу. 

Прототипное устройство iSmell

Эйвери Гилберт, «сенсорный психолог», был нанят Digiscents, чтобы помочь разработать ароматы.

«Вы можете разбить любой запах – гнилых бананов, свежих сардин – на 100 ключевых ароматов или около того, – утверждает он. – Их них можно воссоздать запах практически всего, что есть в природном мире».

Именно это и было сделано.

«Порноиндустрия любила меня»

К концу 1999 года iSmell набрало большую популярность – к лучшему или худшему.

В октябре ещё не выпущенное устройство iSmell оказалось на страницах журнала Wired. Компания заключила партнёрство с Sony и Microsoft, чтобы добавить свою технологию в модули видеоигр. Dreamworks, Dolby и IMAX стремились революционизировать при помощи неё индустрию фильмов.

Компания была готова сотрудничать с продюсерами «Шрека», чтобы «оживить все отвратительные запахи», предоставить «фирменный аромат» для Лары Крофт и даже взорвать порноиндустрию.

«Порнокомпании жаждали работать с нами, – говорит Белленсон. – Я несколько лет подряд присутствовал в качестве почётного гостя на церемонии вручения Adult Video Awards».

Более 5000 разработчиков игр загрузили ScentTracker (для интерактивных игр), а вебсайт Digiscents получал 4 миллиона просмотров в месяц.

Были также грандиозные планы по запуску «веб-портала с поддержкой запахов» под названием Snortal, где посетители могли создавать и отправлять друг другу собственные запахи и вдыхать их в совместном блаженстве. 

Коврик для мышки iSmell, примерно 2000 год

Вместе с тем, устройство iSmell стало предметом множества шуток.

В то время как индустрии восприняли iSmell с неподдельным восторгом, публика, которой ещё только предстояло испытать это устройство, казалось, была озадачена тем, каким иным образом его можно было применять, кроме как «создавать запах пуков».

Устройство iSmell также обладало рядом технических недочётов.

«У него был один фатальный недостаток, – поясняет один из разработчиков. – Остатки предыдущего аромата задерживались в воздухе, ввиду чего запахи смешивались, превращаясь в полное дерьмо».

Провал

Белленсон и его команда тратили огромные суммы денег на «интенсивное систематическое тестирование» и дальнейшую разработку картриджей, но они даже не удосужились спросить общественность, нужна ли ей была такая технология.

В конце 2001 года – всего через два года после запуска прототипа – у Digiscents закончились деньги, и компания закрылась.

Как говорит Белленсон, iSmell оказалось «слишком сложным, чтобы пройти испытания». 

Уведомление об отказе от торговой марки iSmell

Однако Марк Кантер, технологический консультант, который также принимал участие в разработке продукта, утверждает, что неудача, скорее всего, была связана с отсутствием спроса.

Эвери Гилберт, учёный, работавший над запахами, согласен с ним. «Они постоянно твердили об иммерсивности – это был технологический бум, и все приходили в восторг от того, что мы могли сделать, – говорит он. – Однако в действительности это было не то, чего хотели люди».

На пике успеха Digiscents появилось много других похожих компаний вроде AromaJet Pinoke (2000 год), TriSenx Scent Dome (2003 год), Kaori Web (2004 год) и Thanko P@D Aroma Generator (2005 год).

Но когда компания Digiscents рухнула, это вселило в инвесторов уверенность в том, что успех в сфере технологий цифрового запаха невозможен.

«Наша смерть погубила всех, – говорит Белленсон. – И она продолжает пугать людей по сей день».

Сегодня наука, технологии и оборудование для таких устройств существенно улучшились, однако попыток оцифровать ароматы становится всё меньше. Исследователи со всего мира, от Японии до Сан-Диего, безуспешно пытались вывести концепцию на рынок.

Дэвид Эдвардс демонстрирует свой oPhone, который отправляет цифровые ароматические сообщения

В последнее десятилетие акцент сместился с Интернета на смартфоны. Ароматизатор Scentee, выпущенный в 2013 году, с треском провалился после обещания, что ваш телефон будет пахнуть розами, лавандой и картофелем со сливочным маслом.

В настоящее время oPhone пытается убедить мир, что он нуждается в ароматических текстовых сообщениях, а Cyrano («цифровой ароматический динамик») стремится создать «ароматические треки» вроде Thai Beach Vacation («Отдых на тайском пляже») с запахом кокоса и лосьона для загара.

«Сейчас никто не просыпается в три часа ночи с мыслью "Я хочу отправить ароматическое сообщение", – говорит Дэвид Эвардс, основатель oPhone. – Но однажды это станет реальностью».

Действительно ли?

Эрик Рис, автор книги «Бизнес с нуля», называет такое мышление одним из главных препятствий на пути к успешным инновациям.

«Самый большой источник потерь в стартапе – это создание того, чего никто не хочет, – сказал он во время своего выступления в Стэнфордском университете. – Стартапы терпят неудачу не потому, что технологии не работают. Они терпят неудачу потому, что никому не нужно то, что они пытаются создать».

Компании становятся жертвами этого до сих пор (вспомните Juicero или Doritos без хруста). Можно даже утверждать, что виртуальная реальность – это нишевый продукт, а не революционная технология: хайп присутствует, однако интерес, по некоторым меркам, притих в последние годы.

Кремниевая долина давно перешла к модели итеративного дизайна – выпуск продукта на ранней стадии, постоянное его тестирование и доработка на основе общественного спроса.

Крах компаний по производству цифровых ароматов напоминает нам о том, что может произойти, если не учитывать интересы общественности.

Тем не менее, оглядываясь на провал Digiscents, Белленсон настаивает на том, что идея не мертва, она «просто была ранена».

«Людям просто захотелось потанцевать на нашей могиле, потому что мы выделялись, – говорит он. – Они боялись нашего величия».

Спустя двадцать лет после провала iSmell это величие не столь очевидно. Устройство находится почти в каждом списке «худших изобретений всех времён» и считается технологическим подвигом без практического применения – парадигмой отвратительного хвастовства пузыря доткомов.

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net 

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...