Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Смысл жизни абсурден

11 923

Вы не сможете найти смысл жизни, не признав, что жизнь бессмысленна.

Одна из самых пугающих вещей, которые человек может испытать – это то, что называется «творческим блоком». Это относится к любому ремеслу или начинанию, которое мы можем себе представить, но мы слышим об этом чаще всего в области писательства.

Наши лингвистические повелители из Merriam-Webster определяют его следующим образом:

«Писательский блок: психологическое торможение, которое мешает писателю продолжать работу над произведением».

Это довольно простое определение, но оно упускает один важный аспект, который я добавил ниже:

«Писательский блок: психологическое торможение, которое мешает писателю продолжать работу над произведением, делая его жизнь несчастной в процессе».

Недавно мне довелось самому столкнуться с этим «психологическим торможением»: я безнадёжно смотрел на чистую цифровую страницу, и моё сердцебиение повышалось с каждым миганием курсора. В моей голове витали идеи и темы, однако я не мог ухватиться за них и раскрыть должным образом. Я был невероятно расстроен и обнаружил, что барахтаюсь в море отчаяния, отчаянно цепляясь за всё, что приходило на ум.

Но потом я осознал то, что кажется смешным. Несколько дней назад я был в Калифорнии, собирая чемодан для длительной поездки за границу. И через несколько часов, благодаря магии авиации и логистической изобретательности, я уже сидел в кафе в Корее — на другом конце света — мучимый тем фактом, что я не мог собраться с мыслями и напечатать текст. Десятилетия человеческого сотрудничества и технического прогресса позволили мне подключиться к сети WiFi в этом кафе, только для того, чтобы я осознал, что не могу придумать ничего, о чём можно было бы написать.

По большому счёту, многие из начинаний, о которых мы беспокоимся, могут показаться столь же абсурдными. Точно так же, как мы смеёмся над целенаправленным стремлением собаки преследовать собственный хвост, космос, похоже, смеётся над нашим желанием так много работать в погоне за ещё одним продвижением. Он высмеивает нас за время, которое мы тратим на исследование того, какой новый iPad купить, и за то, насколько сильно мы заботимся о реакции на наши истории в Instagram.

Странно то, что мы не можем не находить смысл в том, что мы делаем – даже в том, что мы по праву считаем бессмысленным. Да, я понимаю, что расстраиваться из-за писательского блока нелепо, когда мир в целом переживает довольно серьёзные проблемы, но я просто не могу не рассматривать мой небольшой писательский проект самым важным для меня в тот момент.

Эта асимметрия между нашей потребностью в смысле и отказом мира принимать её известна как «абсурд». Философ парадокса Томас Нагель рассматривает эту тему в своей статье с одноимённым названием. В ней он глубоко вникает в то, что вызывает это уникальное чувство бессмысленности, которое мы приобретаем, когда находим время, чтобы проанализировать то, что мы считаем важным в нашей жизни.

Но прежде чем перейти к сути своего аргумента, он сначала подробно объясняет, почему некоторые общие объяснения абсурда жизни не имеют никакого смысла. Вот две из наиболее распространённых причин, которые мы слышим сегодня.

Распространённая причина №1

Ничто не будет иметь значения через миллион лет, поэтому наше существование бессмысленно.

Исходя из этого, всё может показаться совершенно несущественным.

Но что, если бы мы могли жить миллион лет?

Чёрт. Жизнь была бы такой же бессмысленной, извините.

Но подождите! Что, если бы мы жили пять дуотригинтиллионов лет — это пять с 99 нулями— или половину того количества лет, которое осталось Вселенной, пока у неё закончится энергия, чтобы поддерживать себя?

Это долгая, долгая жизнь. Но поскольку смерть остаётся неизбежной, как мы узнаем, что то, что мы сделали, будет иметь значение в течение следующих пяти дуотригинтиллионов лет? На самом деле наша жизнь может продолжаться вплоть до фактической смерти самой Вселенной и по-прежнему быть абсурдной, потому что никто не заботится о нашей жизни в первую очередь!

Нет такого волшебного количества лет, которое мы могли бы прожить, чтобы внезапно наполнить все наши действия смыслом. Следовательно, количество лет на этой планете не может быть точкой отсчёта абсурда.

Распространённая причина №2

Мы все всего лишь маленькая песчинка во Вселенной, поэтому ничто не имеет значения.

Это то, что мне резонирует. Всякий раз, когда я смотрю на ясное небо, усеянное звёздами, это чувство ничтожной малости заставляет меня думать, что я ничего не делаю, в конце концов. Так не лишает ли необъятность космоса нас внутреннего смысла?

Нагель комично опровергает это, спрашивая, что произошло бы, если бы мы были такими же физически огромными, как Вселенная. Что, если бы вы были неуклюжим гигантом, который теперь соответствует размеру Вселенной, рассматривая её как своего партнёра, а не то, частью чего вы являетесь?

В то время как размер наших гамбургеров существенно увеличится, трудно понять, как наше осознание смысла будет расти вместе с ними. Возвысившись над всеми планетами, вы можете почувствовать себя более уверенно, но через некоторое время это чувство, скорее всего, исчезнет. Нагель говорит, что «размышления о нашей ничтожности и быстротечности, кажется, тесно связаны с ощущением, что жизнь бессмысленна, но неясно, какова связь». Вынужден согласиться.

Итак, если наше ограниченное время во Вселенной и ничтожность нашего существования не являются виновниками абсурда, то что же? У Нагеля есть отличный ответ, но вместо того чтобы просто процитировать его, я хотел бы переформулировать его, используя один из самых распространённых (и раздражающих) хэштегов нашего времени:

#проблемы_первого_мира

Короче говоря, проблема первого мира – это жалоба того, кто живёт в месте с относительно высоким уровнем жизни (США, Канада, Западная Европа и так далее), которая кажется глупой и тривиальной по сравнению с действительно насущными проблемами в других частях мира (в странах, которые страдают от голода, болезней и прочего).

Как бы там ни было, в действительности есть много «проблем первого мира», которые связаны с рядом глубоко насущных вопросов. Например, если вы ненавидите свою хорошо оплачиваемую работу потому, что она невероятно скучная, это кажется реальной проблемой. Возможно, вы не голодаете, но вы не можете быть благодарными за работу, которая вытягивает из вас душу.

Согласно Нагелю, мы, люди, всегда сталкиваемся со следующими двумя вещами: 1) неизбежной серьёзностью, с которой мы рассматриваем свою жизнь, и 2) способностью рассматривать эту серьёзность как глупую и незначительную.

Абсурдность жизни заключается в том, что даже когда мы осознаём бессмысленность вещей, это не делает их менее значимыми для нас. У вас может не выходить из головы та глупость, которую вы сказали на вечеринке в офисе, и вместе с тем вы признаёте, что это глупая проблема первого мира. Но даже после такого осознания это всё равно останется проблемой для вас! Вот почему это так чертовски абсурдно.

Когда речь идёт о нашем разуме, каждая мелочь имеет значение. Как мы чистим зубы, что мы едим, с кем встречаемся, наши отношения с семьёй и друзьями, насколько хорошо мы делаем свою работу, во что мы верим... всё это проникнуто серьезностью.

Но в то же время у нас есть особая способность уменьшать масштаб и замечать, что на самом деле ничего не имеет значения. Мы можем наблюдать за собой с тем, что Нагель называет «отстранённым изумлением, которое возникает, когда мы смотрим на муравья, борющегося с кучей песка». Это ошеломляющее осознание бессмысленности – уникальная человеческая способность, которая порождает абсурд.

Иногда абсурдность жизни пугает нас, поскольку она показывает, что наши поиски смысла не дадут нам никаких реальных ответов.

Чтобы избежать принятия этого условия, нам нравится присоединяться к организациям и предприятиям, чтобы чувствовать себя частью чего-то большего, чем мы сами, часто в поисках истины. Мы поддерживаем развитие науки, присоединяемся к мировым религиям, представляем политические партии и выступаем на улицах за революцию. Хотя это помогает создать ощущение смысла, Нагель утверждает, что абсурдность продолжается, потому что именно мы придаём этим организациям и предприятиям смысл, а не наоборот.

Например, предположим, мы обнаружили, что истинная причина нашего существования заключалась в том, чтобы служить пищей для межгалактического вида, который специально вырастил нас для себя. Homo sapiens было названием не интеллектуально развитого вида, а дорогого деликатеса на шведских столах этих инопланетян.

Даже если бы мы открыли эту истину, это не удовлетворило бы наши поиски смысла. Мы, несомненно, спросили бы, в чём, чёрт возьми, смысл нашего статуса закуски, как мы оказались в этом затруднительном положении и каково значение инопланетных форм жизни. Спрос на ответы не прекращался бы, и абсурд продолжался бы. Фактически, Нагель утверждает, что единственный способ обрести смысл – это просто перестать задавать вопросы о нёт: «То, что, как нам кажется, придаёт смысл, оправдание, важность, делает это в силу того, что нам больше не нужны причины после определённого момента».

Я думаю, это объясняет, почему наши мировоззрения склонны дрейфовать к догме и уверенности. Смысл, который мы извлекаем из нашей жизни, остаётся, потому что мы просто решили больше искать, что привело к менталитету «как есть».

Это не обязательно плохо. Большая часть жизни не нуждается в грандиозных оправданиях; вещи просто таковы, каковы они есть. Нам не нужно объяснять, почему мы любим наших детей, почему мы хотим прилечь, когда плохо себя чувствуем, или почему мы посвящаем время своим увлечениям. На самом деле, задавая эти вопросы, вы лишаетесь благополучия, которое они приносят. И именно этот момент лежит в основе того, что делать с абсурдом.

Точно так же, как козёл в пустыне не ходит с важным видом в поисках смысла, мы тоже не должны ожидать такого наследия от Вселенной, Бога и того, на что мы подписываемся.

Хотя эта точка зрения может показаться удручающей и нигилистической, на самом деле я считаю её чрезвычайно освобождающей и вдохновляющей.

Я вижу источник стольких несчастий в мире в нашем неустанном голоде и поисках смысла. Общество говорит нам хватать нашу жизнь за грёбаные рога, направлять её к центру тяжести, известному как «человеческая цель», и делать всё, что в наших силах, чтобы добраться туда до того, как мы умрём.

В этом тщетном стремлении избежать абсурда ничто никогда не будет достаточно хорошим, потому что мы всегда преследуем неуловимое великое повествование, наш всеобъемлющий смысл жизни. Мы всегда будем гоняться за собственными хвостами, гадая, когда, чёрт возьми, Вселенная ответит на наши индивидуальные призывы к цели.

По иронии судьбы, осознание того, что жизнь не сопровождается великим смыслом, позволяет нам получить доступ к вещам, которые действительно делают её значимой. Эта истина помогает нам осознавать, что большие экзистенциальные вопросы жизни не ведут к ответам; вместо этого, текущий момент в нашем маленьком уголке мира – всё, что у нас есть.

Дэн Хармон, создатель комедийного сериала «Рик и Морти», сказал: «У нас есть этот мимолётный шанс участвовать в иллюзии под названием “Я люблю свою девушку” [и] “Я люблю свою собаку”». Что может быть лучше?

Знание истины, которая заключается в том, что ничто не имеет значения, действительно может спасти вас в эти моменты. Как только вы минуете этот ужасающий порог принятия данной истины, тогда каждое место будет центром Вселенной, каждый момент будет самым важным, каждая вещь будет наполнена смыслом жизни.

Мы задаём вопросы «Что всё это значит?» и «Какова моя цель?», когда не подключены к этому самому моменту. Когда мы направляем всё своё внимание на проект, над которым работаем, на книгу, которая нам нравится, или на время, которое мы проводим с нашими близкими, мы не ищем смысла; он у нас уже есть.

Нагель заканчивает свою работу словами: «Абсурд – одна из самых человеческих вещей в нас: проявление наших самых продвинутых и интересных характеристик». Следовательно, вместо того чтобы пребывать в растерянности из-за отсутствия экзистенциального смысла, «мы можем подходить к нашей абсурдной жизни с иронией вместо героизма или отчаяния».

Мне нравится думать об этой иронии как о непродолжительном смешке, который вы издаёте, когда, обыскав весь дом в поисках телефона, осознаёте, что всё это время он был в вашем кармане. Аналогичным образом, нам нравится искать смысл жизни, заглядывая вперёд, за пределы нашего существования, вместо того чтобы осознать, что он с нами всё это время.

Жажда большего становится абсурдной, когда вы уменьшаете масштаб и видите, что ничто не имеет значения. Речь идёт об углублении в жизнь, которую вы уже ведёте. Ваше здоровье, ваши близкие, ваша работа, ваши интересы, ваше желание помогать другим, ваши ценности, ваше существование.

Что может быть более значимым, чем это? 

- Источник

Россия ударила "Калибрами" по Европе. Обнуление украинских газохранилищ – начало новой фазы СВО
  • ATRcons
  • Вчера 10:05
  • В топе

Долгое время Европа выпрашивала ответные меры со стороны России в ответ на ее провокации. Наконец, это произошло. Были запущены ракеты по подземным хранилищам газа (ПХГ) Украины, где хранятся стра...

Бастрыкин занялся Бидоном, а Небензя назвал заказчиков на Совбезе

"Готовьтесь к капитуляции!"" Вот и докопались до заказчиков "Крокуса". Кто всё организовал. 1987 год. Горбачев звонит Рейгану:- Примите мои глубокие соболезнования по поводу падения ваше...

Обсудить
  • Замечательно. Великолепно. Как мало нас, кто понимает.
  • "и видите, что ничто не имеет значения. Речь идёт об углублении в жизнь, которую вы уже ведёте. Ваше здоровье, ваши близкие, ваша работа, ваши интересы, ваше желание помогать другим, ваши ценности, ваше существование. Что может быть более значимым, чем это?" Книга Екклесиаста 22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него? 17 Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. 18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. 19 Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его. 16 Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна,- 17 тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого. :innocent: