Эти шокирующие редкие фотографии демонстрируют, как в так называемых «человеческих зоопарках» по всему миру держали в вольерах «примитивных туземцев», чтобы западные люди могли посмотреть и поглумиться над ними. Ужасающие снимки – некоторые из них были сделаны совсем недавно, в 1958 году – показывают жестокое обращение с чернокожими и азиатскими людьми, ставшими живыми экспонатами, которые привлекали миллионы туристов.
В конце 19-го и начале 20-го веков западный мир отчаянно стремился своими глазами увидеть «диких», «примитивных» людей, описанных исследователями и авантюристами, которые искали новые земли для колониальной эксплуатации. Чтобы удовлетворить всеобщее любопытство, тысячи представителей коренных народов из Африки, Азии и Америк были привезены в Соединённые Штаты и Европу (часто при сомнительных обстоятельствах), чтобы стать обитателями «человеческих зоопарков».
Человеческие зоопарки можно было найти в Париже, Гамбурге, Антверпене, Барселоне, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. Карл Хагенбек, торговец дикими животными и будущий владелец зоопарков в Европе, в 1874 году решил устроить выставку самоанцев и саамов, представив их как «чисто природные» популяции. В 1876 году он послал своего сотрудника в египетский Судан и поручил ему привезти оттуда партию диких зверей и нубийцев. Выставка нубийцев имела большой успех в Европе и гастролировала по Парижу, Лондону и Берлину.
В 1880 году Хагенбек направил агента в Лабрадор, чтобы найти несколько эскимосов (инуитов); они впоследствии были выставлены в его гамбургском зоопарке. Другие этнологические экспозиции включали египетские и бедуинские копии поселений. Целью Хагенбека было познакомить свою аудиторию с различными способами существования и образами жизни.
В 1878 и 1889 годах Всемирная ярмарка в Париже презентовала «Чёрную деревню». На Всемирной выставке 1889 года, которую посетили 28 миллионов человек, главной достопримечательностью были 400 представителей коренных народов. Всемирная выставка 1900 года представила знаменитый народ, живущий на Мадагаскаре, в то время как Колониальные выставки в Марселе (1906 и 1922 года) и Париже (1907 и 1931 года) продемонстрировали людей в клетках, в обнажённом или полуобнажённом виде. Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за шесть месяцев её посетило 34 миллиона человек, в то время как меньшая контрэкспозиция под названием «Правда о колониях», организованная Коммунистической партией, привлекла очень мало посетителей.
В 1904 году апачи и игороты (из Филиппин) были представлены на Всемирной выставке в Сент-Луисе в рамках летних Олимпийских игр 1904 года. США в результате испано-американской войны приобрели новые территории, такие как Гуам, Филиппины и Пуэрто-Рико, что позволило им «продемонстрировать» некоторых из местных жителей.
В 1906 году Мэдисон Грант – светская львица, евгеник, антрополог-любитель и глава Нью-йоркского зоологического общества – выставила конголезского пигмея Оту Бенгу в Зоопарке Бронкса в Нью-Йорке вместе с обезьянами и другими животными. По просьбе Грант директор зоопарка Уильям Хорнадей поместил Бенгу в клетку с шимпанзе, затем с орангутангом по кличке Дохонг и попугаем и назвал его «Недостающим Звеном», выдвинув предположение, что с точки зрения эволюции африканцы вроде Бенги были более близкими родственниками обезьян, чем европейцы. Это вызвало протесты со стороны городских священнослужителей, однако общественность, как сообщается, была в восторге от представленного зрелища.
Бенга стрелял по мишеням из лука и стрел, плёл бечёвку и боролся с орангутангом. Согласно The New York Times, «мало кто высказывал вслух возражения против содержания человека в клетке с обезьянами в качестве компаньонов». Разногласия вспыхнули, когда чернокожие священнослужители города сочли это сильным оскорблением. «Мы считаем, что наша раса испытывает сильное давление и без того, чтобы выставлять одного из нас вместе с обезьянами, – заявил преподобный Джеймс Гордон, суперинтендант сиротского приюта для цветных Говардов в Бруклине. – Мы считаем себя достойными того, чтобы считаться человеческими существами, обладающими душой». В понедельник, 8 сентября 1906 года, спустя всего два дня, владельцы зоопарка решили закрыть выставку; Бенгу выпустили из клетки, и он свободно бродил по территории зоопарка, часто в сопровождении толпы, которая издавала вопли и крики, а также глумилась над ним.
В человеческих зоопарках начала 20-го века коренные народы сталкивались с рядом проблем. Члены африканских племён должны были носить традиционную одежду, которая подходила для экваториальной жары, даже при декабрьских минусовых температурах, а филиппинских деревенских жителей заставляли выполнять сезонный ритуал поедания собак снова и снова, чтобы шокировать публику. Нехватка питьевой воды и ужасные санитарные условия привели к вспышке дизентерии и других болезней.
В большинстве случаев людям, которые поневоле стали экспонатами «человеческих зоопарков», ничто не мешало сбежать, но подавляющему большинству, особенно тем, кто был привезён с других континентов, некуда было податься. В искусственно созданных «этнических деревнях» коренным жителям предлагалось выполнять типичные повседневные задачи, демонстрировать «примитивные» навыки, такие как изготовление каменных орудий и ритуалы пантомимы. В некоторых шоу коренные жители участвовали в липовых боях или испытаниях на силу и стойкость.
Однако вовсе не возмущение по поводу порабощения людей положило конец «человеческим зоопаркам». В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, и после неё общественность переключила своё внимание с легкомыслия на геополитический конфликт и экономический коллапс. К середине 20-го века телевидение вытеснило цирки и передвижные «зоопарки» — «человеческие» или животные — и стало предпочтительным способом развлечения. И тогда демонстрация коренных народов ради забавы вышла из моды.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net
Оценили 9 человек
11 кармы