В конце 1820-х годов Уильям Гюнтер, английский кондитер, во время посещения Италии стал свидетелем трагического несчастного случая с участием засахарённого миндаля. «Они с радостью бросали друг в друга мелкие орешки, – отмечал он в своей книге Confectioner’s Oracle, описывая происходящее на карнавале. – Один английский джентльмен швырял лакомство с такой силой, что даже выколол глаз своей молодой невесте!»
Странное происшествие? Нисколько. "Comfit" – это старинный английский термин, обозначающий засахарённые конфеты, которые итальянцы называют "confetti" – «конфетти». Эти невинные на вид белоснежные сладости были излюбленным оружием, когда дело доходило до поединков с бросанием друг в друга съестных припасов на праздничных торжествах.
Кусочки цветной бумаги, которые сыплются, словно снег, на спортивных чемпионатах и в канун Нового года, называются «конфетти», и они стали лёгкой и безвредной заменой засахарённых вкусностей, потому что люди устали от беспорядков, синяков, слёз и глазных повязок.
Люди всегда благоговели, когда на них что-то падало с неба. Это могли быть орехи, которые сдул ветер, спелые яблоки или оливки. Тот факт, что эти благословения даровало провидение, был заключён в образ манны в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день (Исход 16:4)».
Впоследствии осыпание лёгкой пищей стало частью общинных ритуалов, в особенности брачных церемоний. Это был намёк для новобрачных: плодитесь и размножайтесь. Самым популярным продуктом для этой цели считались орехи, поскольку они были лёгкими и долго хранились. Другие виды пищи, как подробно описано в «Краткой истории брака» (1926 год) Эдварда Вестермарка, включали хмель (славянские страны), песочное печенье (север Англии), изюм, инжир и финики (Марокко).
Осыпание пары делало её благословенной, равно как и тех, кто бросал в них еду. Прежде чем приступить к своей непосредственной обязанности, оплодотворению, мужчины, как отмечает Вергилий, должны были разбросать орехи. Юноши слонялись возле мест, где проходили свадебные церемонии, в надежде получить бесплатную еду. Это была одна из форм социального страхования: покажите, что вы делитесь богатством, и это сделает массы счастливыми.
Это была мелкая копия грандиозного общественного ритуала, доведённого до крайности римским императором Нероном. Он назывался sparsio – «бросание вещей под ноги толпы, которое превращалось в сцены дикого беспорядка». В биографии императора историк Светоний рассказывает о гладиаторских играх, во время которых «тысячи предметов бросали под ноги людей, за которые они тут же начинали бороться; это могли быть птицы различных видов, вьючные животные и приручённые дикие звери». Светоний, который был постоянным критиком Нерона, возможно, преувеличил здесь, но такая щедрость делала население счастливым и отвлекала от недостатков правления.
Какое отношение sparsio имеют к конфетти, будь то ореховому или бумажному? Все воплощённые благословения сыпались сверху. Они могли быть вызваны гуманными побуждениями. Гейл Халворсен, американский лётчик, получил медаль за то, что сбрасывал с воздуха голодным, измученным войной детям Берлина конфеты, прикреплённые к парашютам.
Конфетти из конфет, которое Уильям Гюнтер наблюдал в Италии 19-го века, можно проследить до того момента, когда сахар стал широко доступным в Европе 1400-х годов, и кондитеры начали глазировать сухофрукты, орехи, специи и семена.
В Италии засахарённый миндаль был особенно ценной формой конфетти. Его греческий аналог, koufeta, до сих пор используется во время традиционных праздников. Французское драже – это шикарная, красиво упакованная версия. Примечательно, что они выстреливают в небо благодаря артиллерийским снарядам, изготовленным отделом боеприпасов на Бракье, крупнейшей во Франции фабрике по производству засахарённого миндаля.
Именно на карнавале в Италии в первой половине 19-го века, во время грандиозного парада экипажей, бросание сладостями вышло из-под контроля. Восхищённый Гете писал, что «каждый имеет право быть настолько безумным и глупым, насколько ему заблагорассудится, и почти всё, кроме кулачных боёв и поножовщины, дозволено».
Конфетти из засахарённого миндаля считалось самым подходящим «оружием», особенно когда вы занимались любовью, а не войной. Орешки, брошенные красавице или поклоннику, означали «Вы прекрасно выглядите» или «Я хотела бы Вас узнать поближе».
Наряду с засахарёнными орешками, появилось другое новшество: эрзац-конфетти, которое по форме было похоже на миндаль, однако сделано из гипса. Защитные маски стали неотъемлемым карнавальным атрибутом, поскольку попадание сопровождалось болью. Джордж Стиллмен Хиллард в своей книге «Шесть месяцев в Риме», опубликованной в 1854 году, писал: «Складывалось впечатление, будто тысячи игл внезапно вонзали в вашу кожу, после этого на глаза опускалось облако тьмы, которое постепенно исчезало в дожде из слёз».
Бумажное конфетти появилось в 1890-х годах. Преимущества бумаги были очевидными: она не вызывала синяков, была более яркой и менее липкой, её можно было легко смахнуть. И это положило конец инцидентам, подобным тому, о котором сообщили в лондонском журнале The Penny Magazine в 1835 году. Маленькие мальчики и оборванцы бросились собирать конфетти, ползая на коленях между колёсами экипажей и лошадиными ногами, поскольку не хотели, чтобы добро в виде слив пропало даром.
Кроме того, бумажное конфетти не сыпалось градом, а плавно опускалось на землю. В марте 1894 года газета The New York Times написала: «Конфетти стало мягким, как вельвет, яркой радостью для глаз и приятной новинкой даже для самых утончённых вкусов».
Независимо от используемого сырья, непреходящая привлекательность конфетти заключается в том, что оно помогает собственными руками создать красивое зрелище и вызывать шквал положительных эмоций.
- Источник
Оценил 1 человек
1 кармы