Глупые моменты в истории: как богатые чудаки организовали второе пришествие Иисуса Христа

0 542

В истории не было недостатка в потенциальных мессиях. Кто-то из ваших соседей прямо сейчас вынашивает план по созданию безумного культа либо же бормочет своей собаке о том, что он избранный. Однако мало кто станет объявлять незнакомого человека спасителем, и ещё реже случается так, что этот незнакомец стремится разрушить веру, построенную вокруг него. Это переносит нас в 1800-е годы, когда в Америке религии появлялись столь же часто, как сегодня потоковые сервисы со странными названиями вроде Snuhzum и Quoobles.

В 1875 году Елена Блаватская основала «Теософское общество» в Нью-Йорке. Самообразованная русская аристократка Блаватская ездила по всей Европе и Ближнему Востоку, будучи вовлечённой в спиритическое движение, популярную практику проведения сеансов связи с умершими, чтобы получить совет, религиозное наставление или просто узнать, что происходит в мире ином. Затем Блаватская отправилась в Америку, где работала духовным медиумом и получила как признание, так и обвинения в мошенничестве. Громкие мистификации в конечном счёте разрушат спиритизм, но на пике его расцвета миллионы американцев и европейцев, включая таких знаменитостей, как Артур Конан Дойл, свято верили в него. И всё было гораздо сложнее, чем «людей в 1800-х годах было легко обмануть», поскольку спиритизм привлекал много женщин, которые обнаружили, что с их мнением о собственных правах внезапно стали считаться, как только призраки начали оказывать им поддержку.

Таким образом, в эпоху, открытую для новых религиозных идей, у Блаватской были как поклонники, так и опыт, когда она решила поделиться своим... уникальным мировоззрением. Теософские верования – это смешение современной науки, западной философии, восточных религий и запутанной космологии Брэндона Сандерсона. Но именно так многие американцы познакомились с понятиями кармы и реинкарнации, и есть чёткая линия, которая связывает теософию с движением Нью-эйдж, а его – с вашими друзьями в Facebook, которые утверждают, что у них есть кристаллы, способные помочь вам избавиться от астмы.

У теософии были десятки тысяч последователей, начиная от серьёзных приверженцев и заканчивая знаменитыми дилетантами вроде Томаса Эдисона. Блаватская утверждала, что каждая крупная религия содержит некий элемент истины, и она приводила этот аргумент в книгах, которые были основаны на её придуманных путешествиях в Тибет и более ранних оккультных работах. На сегодняшний день всё, что вам нужно знать – это то, что она пропагандировала идею Мирового Учителя, предполагаемого существа более высокого плана существования, которое, как правило, принимает человеческий облик, чтобы направлять развитие нашего вида. Блаватская предполагала, что нашими Учителями были Конфуций, Платон, Сенека и Иисус, а в 1909 году «Теософское общество» заявило, что обнаружило второго Иисуса.

Давайте приведём ещё один контекст, потому что в противном случае утверждение, что кто-то обнаружил перевоплотившегося Иисуса, звучит просто странно. В 1880 году Блаватская переехала в Индию, чтобы основать новую теософскую ложу. И хотя белая женщина, объясняющая местным жителям их собственные религиозные верования – это предпосылка отвратительного весеннего отдыха, она привлекла сторонников, которые оценили её интерес к индуизму в то время, когда британские власти пытались подавить их верования, чтобы распространить христианство. Блаватская, в конце концов, вернулась в Европу и умерла в 1891 году, однако благодаря тому, что она выступала в защиту независимости Индии, её учение стало частью местного ландшафта. Таким образом, когда один из высших руководителей теософского движения увидел мальчика, болтающегося на пляже рядом с их комплексом, и заявил: «Эй, посмотрите на ауру этого ребёнка! У нас появился парень, который возвестит начало золотого века, ребята», это не было воспринято как безумие.

Мессией-подростком оказался Джидду Кришнамурти, а человеком, сделавшим это заявление – Чарльз Уэбстер Ледбитер. Ледбитер был весьма уважаемым англиканским священником, который, узнав о теософии, отказался от своего сана в 1883 году, чтобы присоединиться к обществу. Он писал книги, преподавал, читал лекции и выполнял большую часть административной работы, что было немалой задачей. Может быть, ему помогали его самопровозглашённые способности к ясновидению.

В 1906 году Ледбитер оказался в центре сексуального скандала, связанного с подростками. Согласно официальной версии, он говорил мальчикам, что в мастурбации не было ничего плохого, однако были ещё (недоказанные, правда) обвинения в насилии. Как бы там ни было, Ледбитера выгнали… а потом, спустя год, когда умер президент общества и началась борьба за власть, его снова приняли. Новый президент вернул Ледбитера, однако ему пришлось попрощаться со многими членами, которые создали отдельную группу, возмущённую этим решением.

Когда в 1909 году Ледбитер, указав на Кришнамурти, сказал, что «это новая путеводная звезда человечества», общество приступило к подготовке к приходу Мессии. Его члены взялись за образование и воспитание Кришнамурти, которому необходимо было сформировать положительный имидж. Ледбитер дал ему особое «мистическое» образование и создал описание его прошлых жизней, включаю ту, что он провёл в древней Атлантиде. В общем, не самая здоровая среда для становления подростка. Кришнамурти, несмотря на некоторые намёки на подростковый бунт, в основном соглашался с этим. У него не было другого выхода, поскольку его отец был членом общества. Но если бы вы были бедным 14-летним подростком и кто-то сказал вам: «Ты избранный, наша жизнь теперь посвящена тому, чтобы сделать тебя великим, держи кучу бесплатных вещей», вы бы, вероятно, согласились на всё.

Некоторые теософы, скажем так, подозревали, что их предполагаемый спаситель был подростком, замеченным человеком, который, по слухам, увлекался подростками, а разъяренная индийская пресса утверждала, что общество перешло от симпатии к эксплуатации индуизма. Не способствовало ситуации и то, что теософы использовали британскую власть, которую они ранее критиковали, чтобы получить опеку над Кришнамурти и его братом Нитьей, несмотря на протесты их отца. Несмотря на эти скандалы, они выпустили учение от имени Кришнамурти и, когда он стал старше, заставили его путешествовать по миру, говорить с толпой и брать на себя больше ответственности в обществе.

Но быть Мессией – это не значит всё время веселиться и получать похвалу. Временные ограничения вынудили Кришнамурти отказаться от зарождающегося романа, и он разочаровался во внутренней политике общества. В 1922 году они с братом переехали в Калифорнию, где Кришнамурти наконец-то смог ощутить некоторую свободу от своих обязанностей. Затем, в 1927 году, давние проблемы со здоровьем унесли жизнь Нитьи, несмотря на заверения теософских лидеров, что он был слишком важен для миссии Кришнамурти, чтобы умереть, и у Мессии зародились сомнения. В 1929 году, через 20 лет после того, как Кришнамурти был объявлен перевоплощением Христа, он решил покинуть общество. Он вернул деньги и имущество, которые были пожертвованы на его имя, включая отказ от голландского замка. Если бы у нас был замок, вам пришлось бы вытеснять нас оттуда роем разъярённых ос.

Как тому, кто два десятилетия верил в то, что ему суждено стать спасителем человечества, удалось справиться с отказом от веры в свою избранность? Дело в том, что прежняя деятельность Кришнамурти сделала его достаточно известным, чтобы он мог продолжить писать и говорить о собственных идеях. Он подружился с Олдосом Хаксли, Дэвидом Бомом и Индирой Ганди, выступал в ООН и оказался под наблюдением ФБР за свой пацифизм. У него были свои критики, и некоторые его убеждения казались... странными, но его философские усилия в целом были законными, и он выступал за мир и социальный прогресс, пока не умер в 1986 году. Неудивительно, что его самая сильная позиция заключалась в том, что ни одной форме организованной веры нельзя доверять больше, чем собственной интуиции. Сегодня всё ещё существует общество, продвигающее его работы, а в Интернете время от времени появляются статьи вроде «8 цитат Джидду Кришнамурти, которые помогут вам достичь внутреннего покоя».

Ледбитер обличил Кришнамурти, заявив, что пришествие следующего великого Мирового Учителя пошло не по плану, и переехал в Австралию, чтобы продвигать теософию до самой смерти в 1934 году. Что касается теософского движения, то уход Кришнамурти опустошил его ряды, ещё один вакуум лидерства вызвал новые проблемы, а затем начало Второй мировой войны нанесло смертельный удар по статусу общества. Оно продолжает существовать сегодня, но у него меньше членов, чем у большинства нишевых фетишистских веток на Reddit. Предположительно, новый Мировой Учитель слоняется по Лондону в ожидании своего часа.

Теософия сыграла большую, но неясную роль в религиозном ландшафте Америки, поскольку ей приписывают знакомство многих (белых) американцев со всем, начиная от буддизма и заканчивая астрологией. Итак, это история о том, как обвиняемый в сексуальном насилии преступник, который выбрал следующего Иисуса для общества, основанного шарлатаном в 1800-х годах, является причиной того, что ваша тётя покупает книги Гвинет Пэлтроу по энергетическому исцелению по завышенной цене.

- Источник

Квартирный вопрос основательно портит имидж «успешной Америки»

Я вам тут очередную сказочку про американскую успешность и прогрессивность принёс. Открывайте лукошко. Согласно данным Community Housing Improvement Program (CHIP), две трети жителей Нью-Йорка ...

Черноногая кошка: Малютка сеет смерть. Котик-терминатор, что эффективнее тигра

Доброго времени суток, любители флоры и фауны!— Перед вами черноногая кошка, или муравьиный тигр — самый опасный представитель кошачьих из всех существующих. Она...— Подожди-подожди! Вот эта киска — с...

О ложных пророках и "лидерах мнений"

Вот сидим мы тут, два простых самозванца... У меня есть мечта. Несбыточная, утопичная, нереальная. Чтобы все люди занимались своим делом. Тем, что они знают и умеют. И не лезли туда, где они нич...