После окончания Второй Пунической войны римские граждане воздвигли несколько статуй в честь Ганнибала, которые простояли несколько веков.
Ганнибал. Он был жестоким карфагенским полководцем, который начал войну, оккупировал большую часть юга Италии на полтора десятилетия и терроризировал римлян в течение долгого времени.
Практикуя культуру, основанную на чести, древние римляне выстраивали со своими врагами отношения, которые были отмечены как яростным антагонизмом, так и неподдельным восхищением. Большой страх и неприязнь, которые люди питали к Ганнибалу, не мешали ему внушать огромное уважение. На самом деле римский историк Ливий описывает Ганнибала как человека, обладающего большей мужественностью (главной добродетелью), чем Сципион, римский полководец, который в конечном итоге победил карфагенян.
Римляне восхищались Ганнибалом и ценили то, что он для них сделал. Как сказал Сенека: «Без противника чахнет и добродетель». Таким образом, превосходства нельзя достичь без того, чему можно противостоять. Будучи достойным, грозным противником, Ганнибал помог римлянам раскрыть в себе наилучшие способности в самой славной битве.
Победители с гордостью воздвигали статуи побеждённым – памятники, прославлявшие мощь врага, которого они смогли одолеть.
Когда мы слышим фразу «Возлюби врага своего», мы склонны думать о наставлении Иисуса проявлять милосердие даже к тем, кого мы должны презирать. Но мы также можем использовать его в совершенно другом смысле.
Мы можем любить ту роль, которую «враг» – будь то внешний конкурент или внутренняя слабость – играет в нашей жизни.
Мы можем признать, что без сопротивления мы были бы неприкаянными, безвольными существами.
Мы можем ощущать благодарность за очищающую, шлифующую роль врага: спасибо за то, что раскрыл мои уязвимые места; за то, что заставил меня быть смиренным; за то, что показал мне, каким не нужно быть; за то, что зажёг огонь во мне; за то, что сделал меня лучше, чем я был.
- Источник
Оценил 1 человек
1 кармы