Вопрос о компенсации Церкви за имущество, изъятое Советской властью.

45 9593

Есть один важный вопрос, который время от времени поднимают защитники церкви. Защитники РПЦ говорят:

Большевики отбирали у Церкви храмы. Церковь понесла большой ущерб. Этот ущерб надо компенсировать. Поэтому то, что делает российское государство, материально помогая церкви - это как раз компенсация Церкви того самого ущерба. А здания, которые отобрали у Церкви, надо вернуть владельцу, то есть Церкви. Это и законно и справедливо.

Звучит логично. Но защитники РПЦ "забывают" о ряде важных аспектов, которые при рассмотрении данного вопроса нельзя не принимать во внимание.

Аспект личностный.

Здания были изъяты у Церкви давно. Поэтому уже чаще всего нет уже ни тех, кто использовал эти здания для церковных служб до того, как их изъяли, ни тех, кто производил изъятие.

И эти здания уже давным-давно перепрофилированы: в них разместились больницы и музеи, планетарии и театры.

И те, например, врачи, которые работают в ныне предназначенных к передаче Церкви медицинских центрах (подробнее об этих центрах здесь и здесь) и уж тем более, больные дети, которые в этих центрах лечатся, не имеют к изымавшим церковные здания людям никакого отношения.

Но, тем не менее, этот аспект не останавливает служителей Церкви, настаивающих, в том числе и в судебном порядке, на передаче этих зданий РПЦ.

Запомните этот личностный аспект, мы к нему ещё потом вернёмся, он очень важен.


Аспект конституционный.

Согласно ст.14 Конституции Россия – светское государство. Однако огромные государственные средства, деньги налогоплательщиков тратятся как на строительство храмов, так и на перепрофилирование тех зданий, которые переданы РПЦ по её требованию как здания, ранее принадлежащие Церкви.

И ещё, за счёт того, что Церковь имеет огромные налоговые и иные льготы, бюджет недополучает огромные средства. Всё это нарушает положения Конституции РФ о светском характере государства.

Понятно, что сама РПЦ на свои собственные средства осуществлять ту масштабную деятельность по строительству трех храмов в день без многомиллиардной государственной помощи была бы не в состоянии, тем более с учетом того, что даже такой чисто церковный бизнес, как производство свечей ныне стал убыточен (об этом подробнее здесь).

Кстати, если бы всё было строго по Конституции РФ (а в правовом государстве всё так быть и должно!) – то РПЦ бы пришлось отдать государству большинство своих зданий (как переданных ей, так и вновь построенных), так как сама бы их содержать и оплачивать все необходимые платежи за них Церковь была бы не в состоянии (это тоже кстати к вопросу о том, почему церковные здания при СССР были изъяты – многие как раз по этой причине!).


Аспект моральный.

Руководство РФ планомерно проводит политику «оптимизации» здравоохранения. Количество больниц, поликлиник, больничных койко-мест сильно уменьшилось ныне даже по сравнению со «святыми» ельцинскими временами, не говоря уж о советских. Получить место в специализированном медицинском центре для качественного лечения стало тяжелее.

А РПЦ не только поглощает огромные бюджетные средства, которые могли бы пойти на социальные нужды, но и настроена лишить многих людей тех возможностей получить медицинскую помощь, которые пока ещё есть.

Сколько людей, в том числе детей, с тяжелыми заболеваниями умерло, не получив вовремя необходимую медицинскую помощь? А сколько умрет ещё по причине беспредельной алчности служителей РПЦ, кто подсчитает?

Но то, что врачей и больных детей выкинут на улицу, то что люди, нуждающиеся в качественной и неотложной медицинской помощи её не получат - сановников от РПЦ не волнует. Чужие страдания не волнуют церковников.

Фарисеи они как 2000 лет назад, так и сейчас остались фарисеями.

Ведь изначально кто такие фарисеи? Служители Бога, тогдашние церковники. Но уже давно слово «фарисей» применяется в другом значении – лжец и лицемер. Отнюдь неспроста. Ничего не изменилось.


Аспект правовой и исторический.

Вот представим себе ситуацию. Есть бандит и грабитель, который в течении многих лет убивал, грабил, держал в рабстве и обирал большое количество людей, благодаря чему весьма безбедно жил. И вот бандита постигла кара, и бОльшая часть его имущества пошла виде компенсации жертвам грабежей и их семьям, или их потомкам. Шло время, прошлые инциденты считались исчерпанными.

И вдруг в один «прекрасный» момент бывший бандит и грабитель решил приняться за старое. Более того, говорит: у меня забрали моё имущество, мою собственность, возвращайте! Ну и как такого бандита назвать? Последним подонком, начисто лишенным совести. Но и именно так и ведёт себя ныне РПЦ!

Давайте вспомним историю.

1. Вспомним про монастырских крестьян – людей, уже рождавшихся рабами церкви, которые были обязаны не только задарма обрабатывать монастырскую землю и платить оброки, но и выполнять великое множество мелких натуральных повинностей (подробнее здесь).

Жестокое обращение монастырских властей с крестьянами, которых, бывало «держали их в цепях и железах недель по пяти и больше» (там же) было в порядке вещей. И такое положение было несколько сотен лет, вплоть до середины 18 века.

2. Вспомним реформы патриарха Никона. Эти реформы вызвали своим следствием волну жесточайших, чудовищных репрессий, когда непокорные, не принимающие эти реформы люди сжигались целыми деревнями. Всё это продолжалось десятилетиями. Народ отвечал активным сопротивлением (крестьянская война под руководством Степана Разина – тому пример), которое также топилось в крови.

От всего этого ужаса многие бежали кто куда: в отдаленные необжитые места, за границу (даже в Турцию бежали) – только бы подальше от попов-изуверов.

Конечно, сейчас более «модной» является версия, что это люди в основном сами себя сжигали в массовом порядке. Ну, во-первых, в этой «модной» версии столько же логики, сколько в тех, кто утверждает, что это ополченцы Донбасса сами себя обстреливают. И во-вторых, что-то до этого (да и после) таких массовых самосожжений никогда не было, хотя времена случались (тем более в том же 17 веке) и не в пример более тяжелые, да и разных слухов и лжепророчеств о том, что Антихрист уже пришел, и последние времена уже наступили во все времена хватало.

3. Вспомним про крепостное право в целом, когда крепостные крестьяне были, по сути, рабами, которые были не только задарма работать на барина, но которых могли продать, обменять как скот, а могли и до смерти запороть.

И такое положение дел было до середины 19 века.

Церковь в то время была частью государственной власти. И служители Церкви ничуть не возражали против того, что один брат во Христе держит рабом другого брата во Христе, может продать его, купить, забить до смерти. Следовательно, Церковь, также как и царская власть в полной мере несет ответственность за подобное положение дел.

Тут мне могут сказать – чего вы про средневековье вспоминаете, это всё было очень давно – нет уже ни тех служителей церкви, ни пострадавших от них людей. Вот тут-то я напомню про личностный аспект, который описывался ранее.

Раз сама РПЦ предпочитает не обращать на него внимание, когда речь идет о том, чтобы захватить жирные куски собственности – типа, не важно что это было давно, всё равно отдавайте, раз это было раньше наше,

то и при оценке деятельности самой Церкви и справедливо и логично тоже использовать такой же подход – не важно, что Церковь делала это давно, важно что она это делала и должна нести за это ответственность, как-то компенсировать это, хотя бы извиниться за содеянное. Но этого нет и даже не ожидается.

4. Притеснения народа при Николае II.

Жесточайшая феодальная эксплуатация перешла в не менее жестокую эксплуатацию капиталистическую, при этом что ещё хуже полуколониальную эксплуатацию периферийного капитализма. Рабочие работали по 12 часов (и более) в сутки без отпусков, зачастую и выходных (за редким исключением больших церковных праздников) за гроши. 

Ситуация в деревне была ещё хуже: к началу 20 века многие крестьяне так и не расплатились за землю, полученную от «доброй» царской власти ещё в 1861 году. Голодные годы были всё чаще, но ненасытную жадность помещиков это не уменьшало: не доедим, но вывезем (подробнее о голоде и положению крестьян в Российской империи конца 19 – начала 20 века можно прочесть здесь и здесь).

Отношение к простому люду у царской власти, у знати, было как к скоту. Когда рабочие подготовили петицию о своем тяжелейшем положении и пришли к царю – их встретили пулями. После чего царь выступил и… простил рабочих, которых расстреливал.

Жесточайшая эксплуатация, скотское отношение и зверские расправы не только с непокорными, но даже с теми, кто пришел к царю как к отцу и заступнику рассказать о своей тяжелой жизни (как в случае Кровавого воскресенья).

Царь Николай II проявил себя как жестокий, кровавый палач русского народа. И опять же, его во всём поддерживала Церковь, по сути, являющаяся частью тогдашней власти в Российской империи.

И после отмены крепостного права Церковь также была на стороне сильных против слабых, на стороне богатых против бедных, на стороне эксплуататоров против эксплуатируемых. Вместо сочувствия угнетенным людям Церковь была всецело на стороне их мучителей.

Кроме того, посещения храмов и церковных служб было обязательной повинностью, нарушения строго карались (подробнее об этом здесь).

Все аспекты личной жизни каждого человека тоже были в ведении Церкви (никаких ЗАГСов до революции не было!). То есть помимо жесточайшей эксплуатации народа помещиками и капиталистами, которая одобрялась Церковью, эта Церковь к этой эксплуатации налагала на людей ещё и своё бремя.

Таким образом, Церковь несёт полную ответственность за все преступления царского режима, будучи соучастницей этих преступлений.

Касательно изымаемого Советской властью церковного имущества необходимо иметь в виду следующее.

1) В первые годы после революции, а также в 20-е и 30-е годы церковное имущество, церковные здания как раз и шли непосредственно в пользу тех людей, которые и пострадали от жестокостей царского режима, то есть это была компенсация непосредственным жертвам грабежей и жестокой эксплуатации. Это было и логично, и естественно, и законно.

2.) Церковное имущество шло не в пользу каким-либо олигархам или олигархической группировке, а на службу всему народу. Поэтому там и разместились больницы, музеи, дома культуры, театры, планетарии – то, что использовалось народом и шло на его благо, это всё действительно становилось общенародной, а не просто государственной собственностью.

3.) Поскольку Церковь была отделена от государства, прежние льготы и щедрые субсидии от государства и буржуев прекратились. Посещение храмов и церковных служб перестало быть всеобщей повинностью, как было до революции. Более того, Церковь была отделена от школы (всем этим, церковники, ясное дело, были сильно недовольны). И прежняя, широкая река церковных доходов сильно оскудела. А поэтому очень многие церковные здания Церковь уже не могла содержать более. И они тоже переходили народу, что опять же и естественно, и законно, и логично.

4.) Учитывая тот масштаб притеснений, который народ получил от служителей Церкви – храмы и другое церковное имущество, изъятое Советской властью после революции - это лишь малая толика той компенсации награбленного у народа Церковью за те века, которые она притесняла народ.

И даже всего церковного богатства не хватило бы, чтобы компенсировать народу то, что при помощи Церкви было у народа награблено за века царской власти Романовых.


P.S. И ещё есть один важный момент, о котором необходимо здесь упомянуть: Церковь познаётся по святым.

Поэтому, то что Церковь совсем недавно (по историческим меркам) признала святым кровавого палача Николая II (про него можно почитать здесь) говорит, увы, совсем не в пользу РПЦ.

А о том почему, по каким причинам Николая II причислили к лику святых, раскрыто в статье «Вся правда о канонизации Николая II» здесь.

Начинается передел мира на зоны влияния

Вчера произошло столько всего, что со старта даже трудно определить, с чего начать. А ведь нужно это всё систематизировать и проанализировать. Начнём, пожалуй, с провала попытки госпереворота в Б...

Байден в недоумении. Впервые в новейшей истории президенту США отказали во встрече

Такого в овальном кабинете точно не ожидали. Рупор Белого дома Джен Псаки уже анонсировала встречу Президента России и США, Австрия заявила, что готова принять и привести встречу , и в ...

Мышление полицая

Взято из комментов под одним роликом:"Я токарь, и я ничем не владею в этой стране, в России. Я работаю на оборонном заводе и мне в отпуск толком не дают сходить потому что есть детали, которые не...

Обсудить
    • xibina
    • 27 сентября 2019 г. 12:20
    "...Согласно ст.14 Конституции Россия – светское государство. Однако огромные государственные средства, деньги налогоплательщиков тратятся как на строительство храмов, так и на перепрофилирование тех зданий, которые переданы РПЦ по её требованию как здания, ранее принадлежащие Церкви...." РПЦ дай ложку, так она и руку откусит! Американские советники знали: во время бардака и страха потерять власть , надо дать дурящую свободу религии, а раз вероисповедание у нас в стране разное, а жадность религиозных бесконечная - вот это ещё больше повлияет на раскол в обществе. А чиновники сразу подхватили, поняли, что и к ним прилипнут деньги за услуги и к тому же РПЦ им заменила бывшую КПСС для продвижение их карьеры. Сама это наблюдала, как шёл захват РПЦ, как чиновники превращались в их услугу, а предприниматели добровольно-принудительно платили им мзду разными действиями.
    • Narod
    • 28 сентября 2019 г. 19:19
    Самый главный аспект не упомянули - нынешняя церковь служит мамоне, а значит Сатане.
  • Кто целится в Православие, попадает в Россию.
  • 1) Церкви строились на средства общества, да и принадлежали часто не самой церкви, о церковным общинам. 2) Действительно, церковь в своё время была очень крупным собственником, забыв что её задача следить за духовностью общества, а не богатеть. 3) С церковью во многом обошлись жестоко и несправедливо, но ведь так же обошлись и со многими нашими предками. Теперь что? Все будем требовать компенсации? 4) Да, часть имущества, необходимого для церковной деятельности надо вернуть, да уже и вернули, но не надо доходить до абсурда.
  • пидарасы в рясах всегда были ненасытные, а сейчас почуяли возможность хапнуть будут "жрать" пока не лопнут.