Первый русский, ставший Праведником Народов Мира

8 3316

Привет всем!

Чтобы было понятно о чём идёт речь, вступительную часть оставляю, как и в первых статьях.

В 1963 году Музей Катастрофы, Яд Вашем, приступил к осуществлению уникального проекта по присвоению звания Праведник народов мира людям, которые с риском для своих жизней спасали евреев в годы войны. На 1 января 2017 года Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 26 513 человек из 51 страны. Из России этого звания удостоились 204 человека. 

После моих двух статей о Праведниках народов мира, один читатель попросил рассказать об Амфиане Герасимове – первом из русских, удостоенных этого звания. После некоторого колебания (о причинах которого скажу в конце) - рассказ о нём перед вами...

Человек он был очень неординарный (не как все, или «не от мира сего») – я бы назвал его Богоискателем. Он рано обратил внимание на то, что у евреев и христиан есть общая священная книга — Ветхий Завет. Не общаясь еще с евреями, он в 1925 г. заинтересовался иудаизмом. Пытался привлечь к новым знаниям единоверцев, но те восприняли его реформы в штыки и выбросили из общины. Он стал, по его словам, членом группы иудео-христиан. Они не признавали Талмуд и отцов Церкви, верили только в написанное в самой Библии

Так и не найдя ни одной конкретной религии, которая его бы устраивала, он принимал все. Но в итоге все же выбрал адвентистов Седьмого дня. Потом переругался и с ними — его исключили из общины

Вот, что он сам рассказывает о себе

«Моими предками были русские люди, бежавшие из России от преследования Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона, которые задумали исправить церковные книги, писанные со времен крещения Руси Владимиром Великим.

Мои прадеды восстали против такой реформации, назвав себя древнеправославными... Впоследствии власти дали моим прадедам другое название – старообрядцы. В народе же их стали называть староверами. Мои прадеды, бежавшие из России, нашли приют в Литовском королевстве, а также в латышской Курляндии... Прадеды были людьми благочестивыми и трезвыми. Дед по матери был зажиточным крестьянином в Литве, а дед по отцу переехал в Митаву Курляндской губернии, где занялся огородничеством, в котором преуспел, и построил четыре дома.

Добавлю от себя – у родителей Амфиана всего родилось восемь детей, последним в Риге в 1903 г. появился на свет Амфиан. Первые семеро детей умерли, Амфиан выжил. Пережив революцию в России, семья вернулась в Латвию

Он написал воспоминания о годах войны. Накануне оккупации Латвии немцами Амфиан жил в Риге с женой и шестью детьми и работал почтальоном. Герасимовы снимали квартиру у еврейской семьи Брилль-Мизрох: Исаака Мизроха, его жены Лили Брилль и их дочерей, 18-летней Иветт (Виви) и 14-летней Эви, с которой поддерживали дружеские отношения. Они дружили и с семьей сестры Лили, Доры, ее мужем и двумя дочерьми.

После водворения всех рижских евреев в гетто Брилли оставили у Амфиана свое имущество. Он навещал их и по их просьбе приносил одежду, продукты, другие вещи — вплоть до того момента, когда гетто было полностью изолировано от внешнего мира. Но Исаака Мизроха выводили из гетто на принудительные работы, и Герасимову в форме почтальона удавалось встречаться с ним и передавать продукты. Чтобы достать деньги, приходилось распродавать имущество. Когда все имущество Бриллей-Мизрох было распродано, он покупал продукты за свой счет, урезая бюджет для собственной семьи.

К концу сентября 1944 г. Исаак Мизрох был убит в Даугавпилсе. В ночь на 30 ноября 1941 г. Дора с дочерьми, среди десятков тысяч других евреев, были убиты в Румбуле. Жену и двух дочерей Исаака отправили в лагерь Штутгоф. Амфиан укрывал на своей квартире мужа старшей дочери, Иветты, Гарри Ниса, вплоть до освобождения Риги частями Советской армии. «Мы были не раз на волосок от смерти», — вспоминает он.

К счастью, Лиля и ее дочери выжили в лагере. Все они и Гарри Нисс эмигрировали в Израиль. Выжить им помог Амфиан Герасимов. Всего же он участвовал в спасении 14 человек — из них 13 пережило войну. За что ему и было присвоено в январе 1979 г., первому из россиян, звание Праведника народов мира.

Ещё в 1936 г., в довоенной Латвии, он подружился с интеллигентной старушкой-латышкой, которая, будучи христианкой, была очень проеврейски настроена. После долгих бесед с ней, жизнь Амфиана приобрела новый вектор: он понял, что «руководством Бо¬жьим я приведен к тому, чтобы стать пришельцем к Израилю и привиться к его святому остатку». Он стал учить иврит, читать Тору. Стал посещать синагогу, беседовать с верующими евреями. Многие из них его разочаровали плохим знанием истории своего народа.

В 1948 г., когда было образовано Государство Израиль, Амфиан решил, что пророчества, о которых говорила ему старушка-латышка, исполнились. Он решил стать евреем. К 1967 г. он прочел всю Еврейскую энциклопедию Брокгауза и Эфрона. Не хотелось делать обрезание, долго искал, где эта заповедь отменена, но не нашел. Обрезался, принял гиюр, решил уехать в Израиль. После долгих мытарств в ОВИРе, вынужденного развода с женой, в 1974 г. уехал. В первом письме из Риги, которое он получил в Иерусалиме, дочь Ева писала: «Папа, после того, как твоего поезда не стало уже видно, люди долго стояли молча. Кто-то спросил: "Все люди ехали в Москву с провожающими. А с кем поехал Герасимов?" И один еврей ему ответил: 'С ним Бог'».

В течение оставшихся трех лет жизни все считали его миссионером, пытавшимся обратить окружающих в христианство, он же хотел быть принятым иудеями. Но тфилин и кипы было недостаточно.

По его мнению, все, что случилось с евреями — это последствия отхода всех народов от путей Торы, но евреи испытали на себе больше всех страданий, поскольку избраны Богом и должны нести свет миру.

Когда интервьюеры из «Яд Вашема» попросили Амфиана вспомнить о Холокосте, он заплакал: «Я все записал в воспоминаниях...» Этого достаточно, добавил он: память избирательна, и о Холокосте он уже помнит и думает немного.

Его спросили, спасал бы он только евреев или еще кого-то, если бы тот оказался в схожей ситуации. Он ответил, что даже не задумывался об этом: «Я никогда не делил людей по национальному признаку, я всех людей принимаю как детей Божьих, призванных жить в добре и согласии».

Когда его спросили, что бы он стал рассказывать своим внукам о Холокосте, он ответил, что рассказал бы то же, что и взрослым, только медленно.

Среди многих тысяч деревьев, высаженных в честь Праведников Мира в Иерусалиме, растет вечнозеленое дерево Амфиана Герасимова. На еврейском кладбище Вечного города находится заботливо ухоженная могила этого человека, посвятившего жизнь служению Добру и Свету, который снизошел на него и указал дорогу к истине.

P.S. Колебания мои, о которых я упомянул, связаны и с неоднозначностью этого человека и с неоднозначностью ситуации. Когда он спасал людей, он был русским. А когда ему присуждали звание Праведника - он был..., а кем он был? Израильтянином - да. А вот евреем - не факт. Тем не менее есть место для размышлений. Что ж - я написал как есть.

 Будьте все здоровы!



Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
  • Спасибо, zar. Не стал он иудеем. Русский человек всегда будет Православным. Это у нашего народа записано на генном уровне.
  • Кем он был, кем он был ... Человеком он был!
  • :star:
  • Вы не могли бы найти случаи такого жертвования собой ради не иудеев среди евреев? Для равновесия. Прадед моего мужа спас несколько десятков евреев от погромщиков. Он рисковал своей жизнью. Я считаю его героем, поступившим, как христианин. Он был православный человек.