Уже давно я хотел "замахнуться" на этого композитора, но как-то руки не доходили. А сегодня наткнулся на статью, в которой звучала только музыка, и только Баркаролла https://cont.ws/@artemision/15... Я посетовал, почему ничего нет о самом композиторе. Автор статьи поздравил меня с Новым Годом и "благословил" на написание данной статьи - что я с большим удовольствием и делаю.
Жак Оффенбах родился в немецком городе Кёльн в 1819 году, 20 июня.
У четы Эберст (настоящая фамилия отца Жака) на тот момент уже был шестеро детей. В дальнейшем в семье появилось ещё трое малышей, но далеко не все наследники сумели проявить интерес и способности к музыке, несмотря на то, что родители были не чужды искусству. Исаак Эберст, еврейский кантор, играл на скрипке и преподавал пение. Прежде, чем посвятить жизнь служению в синагоге, он зарабатывал на жизнь, занимаясь книжной реставрацией.
В шестилетнем возрасте Жак принялся понемногу осваивать азы мастерства игры на струнном инструменте и весьма преуспел. Через 2 года мальчик уже начал сочинять песни, а когда ему исполнилось 9 лет, родители решили, что сыну следует переключить внимание на виолончель. Мать с отцом посчитали, что скрипка отнимает у ребёнка слишком много сил: у Жака с детства было слабое здоровье. Игра на виолончели увлекла подрастающего мальчика, уже через год он безупречно исполнял партии из квартетов Йозефа Гайдна, а в 13 лет Жак Оффенбах впервые выступил на сцене концертного зала в Кёльне, где исполнил оригинальные произведения.
Очевидная музыкальная одарённость сыновей побудила их отца в 1833 году привезти 18-летнего Юлиуса и 14-летнего Якоба в Париж, чтобы они получили образование и сделали себе карьеру, покинув провинциальную музыкальную сцену. Благодаря щедрой поддержке со стороны местных любителей музыки и муниципального оркестра, с которым они дали прощальный концерт 9 октября, два молодых музыканта в сопровождении своего отца, совершили в ноябре 1833 года четырёхдневное путешествие до Парижа. Французское произношение имени Якоба (Жакоб) вскоре сократилось до Жак. Франция стала второй родиной Жака Оффенбаха.
В парижской консерватории Оффенбах проучился чуть больше года и параллельно с учёбой в консерватории Оффенбах играл в театральных оркестрах. Этого было достаточно (для него), чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте. . Позднее Оффенбах выступал вместе с такими пианистами, как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, и другими.
В 1844 году Жак женился. В Эрмини Д’Алькан, дочь испанского военного, возглавлявшего ряды реакционной партии, композитор влюбился с первой встречи. Чтобы жениться на ней, он принял католицизм. Несмотря на то, что он писал легкомысленные оперетты, он был верным и любящим супругом. Они прожили вместе 36 лет и она родила ему 4х дочерей.
В 1855 году появляется жанр оперетты: Оффенбах открывает маленький театр, под названием Буфф-Паризьен и ставит там целый ряд небольших оперетт, а в 1858 году он ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре. Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.
За «Орфеем» (как блинчики!) последовало около сотни оперетт. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства — в Вене.
Разгоревшаяся в 1870 году Франко-Прусская война буквально загнала Оффенбаха в тупик, ввергнув в нравственную и фактическую безысходность. Французы увидели в деятеле искусства идеологического врага, ввиду его происхождения, а немцы повсеместно обвиняли Жака в измене Родине и шпионаже. Театр под руководством Оффенбаха был признан банкротом, чтобы покрыть финансовые задолженности, композитор отправляется на гастроли в США, где его встречают на удивление гостеприимно и непредвзято. В конце 70-х годов Жак возвращается в Париж, где снова плодотворно работает, несмотря на слегка угаснувший интерес публики к его произведениям.
В 1878 году новая оперетта Оффенбаха, «Мадам Фавар», была хорошо принята парижанами. Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, композитор пишет оперетту «Дочь тамбурмажора», премьера которой успешно состоялась 13 декабря 1879 года — это последнее его произведение, исполненное при жизни. Затем он начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана. «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору театра Опера-Комик Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.
Оффенбах умер от приступа удушья 5 октября 1880 года. Иоганн Штраус отменил свои гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартр, в Париже.
Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро, известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в 1881 году в театре Опера-Комик, где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и исполняются до сих пор.
А теперь послушаем эту Великолепную вещь!, но не в классическом виде, а в более (так скажем) популярном.
Почему я назвал эту вещь любимой? По самым первым её тактам (именно в исполнении Джеймса Ласта) я настраиваю гитару, когда беру мажорный аккорд.
Затрудняюсь сказать, услышал ли я сначала Джеймса Ласта или то, что вы сейчас услышите. Во всяком случае эта пластинка куплена у меня очень давно (может лет 30 назад или даже больше). Это Комбо Тео Шумана из ГДР. Да-а-а, скорее не 30, а лет этак 40-45 назад ("Ах как годы летят...")
Эта госпожа в представлении не нуждается
Ну и чуть-чуть джаза
Всем хорошего вечера и прекрасного настроения!
Оценили 15 человек
27 кармы