Любовь как двигатель эволюции

9 720

Что является главным двигателем эволюции? Уверена, что большинство ответит: «Борьба за выживание, естественный отбор». Так нас учили в школе, так утверждал Чарльз Дарвин.

Но на самом деле о выживании мы, живые существа, задумываемся только в очень редких ситуациях, когда оказываемся на волоске от смерти. Большую часть времени наши мысли и чувства заняты совершенно другим – поиском любви

Именно это является основным двигателем эволюции, главнейшим условием поддержания биологического и культурного разнообразия. И речь идет не только о влечении к противоположному полу, но и о всяком стремлении удовлетворить свою внутреннюю потребность.

Почему мы предпочитаем (любим) ту или иную пищу, те или иные запахи, тот или иной климат и географический ландшафт, тот или иной род деятельности, того или иного человека? Мы даже не отдаем себе отчета в том, как эти желания управляют нашим поведением и определяют весь наш образ жизни.

Мы легко и успешно делаем только то, что нам действительно очень хочется, к чему «лежит душа». Когда нас вынуждают делать то, что мы не хотим, или наоборот, запрещают делать то, что мы хотим, мы испытываем сильнейшее внутреннее сопротивление. А когда этот стресс становится ежедневным, рутинным, в нас постепенно угасает и стремление жить. Только любовь поддерживает в нас жизнь. Этот тот внутренний огонь, который дает нам энергию жить и творить.

Эту энергию Фрейд называл либидо. Но было бы ошибочным сводить её только к удовлетворению сексуальных потребностей. На мой взгляд, в широком смысле либидо, а по-русски говоря любовь, это всякое стремление к самореализации, в которой половая потребность занимает лишь некоторую часть, хотя и очень важную.

Биологи заметили, что половой отбор является важнейшим условием механизма видообразования. Для того чтобы новый признак, возникший случайно или неслучайно, закрепился и дал начало новому направлению эволюции, крайне необходимо, чтобы он был поддержан половым отбором, т.е. чтобы этот признак стали предпочитать представители противоположного пола.

В одной из своих статей я описывала эксперимент, подтверждающий эволюционное значение полового отбора. Биологи разделили икринки одной рыбы на 2 группы. Вылупившихся личинок кормили разными кормами. Одна группа питалась рачками и личинками, плавающими в толще воды, а другая – кормом на дне аквариума. В итоге положение рта у рыб стало разным: во второй группе рот стал нижним, приспособленным для поедания пищи со дна. И что самое важное, даже при объединении этих двух групп самки отдавали предпочтение самцам именно из своей группы. А это значит, что возникли все условия для появления новой эволюционной ветви: произошло разделение на 2 направления, которые в дальнейшем не будут пересекаться и конкурировать за пищу. Каждое займет свою нишу в экосистеме водоема, увеличится «видовое» разнообразие.

Не то ли самое происходит и в человеческом обществе, но уже на социальном уровне? Не этим ли объясняется этническое и культурное многообразие у людей? Разве не половой отбор способствует закреплению не только биологических признаков, но и культурных, и нравственных ценностей?

А вспомните песню Валерия Сюткина:

Любите, девочки, простых романтиков,

Отважных летчиков и моряков,

Бросайте, девочки, домашних мальчиков,

Не стоит им дарить свою любовь.

Да, это похоже на социальный заказ. Общество нуждается в большем количестве военных, летчиков, моряков. А как лучше всего стимулировать мужчин к выбору этих профессий? Сделать их сексуально привлекательными! Это круто, почетно, модно, это нравится женщинам!

То, что на биологическом уровне происходит спонтанно и связано с освоением избыточных природных ресурсов, на социальном уровне происходит полусознательно, а иногда искусственно. Биологический половой отбор поддерживает те изменения, которые способствуют освоению новых природных ниш и ресурсов, социальный поддерживает изменения, способствующие развитию общества.

Одним из социальных изобретений человечества является институт брака. Возникает вопрос: насколько он естественен или противоестественен с точки зрения эволюции? Не способствует ли он снижению биологического разнообразия? Является человек по природе своей полигамным или моногамным? Особенно этот вопрос волнует мужчин.

Ограничивая человека в удовлетворении полового инстинкта, запрещая и осуждая внебрачные связи, общество вынуждает нас более ответственно и осознанно подходить к выбору спутника жизни. Конечно, это создает очень много сложностей в нашей жизни, но несомненно способствует развитию осознанности, побуждая к исследованию своих глубинных мотивов, пониманию того, что же это такое – любовь, за которой мы следуем, и к которой стремимся всю жизнь. Куда она нас ведет, чего от нас хочет?

Семейная жизнь редко бывает счастливой. Сколько в жизни бывает случаев, когда жена всё делает ради мужа и семьи: прекрасно готовит, хорошо выглядит, в доме порядок, дети воспитанны, в муже души не чает, а он уходит к другой – к той, которая ради него и палец о палец не ударит. Или наоборот: муж всё делает ради жены, хорошо зарабатывает, заваливает подарками, семья у него на первом месте, а она уходит к какому-нибудь эгоисту и проходимцу.

Любовь нельзя заслужить ни пирогами, ни заботой, ни трудовыми подвигами, ни деньгами… Если любовь обменивается взамен на что-то, то это торговля, расчет, нечто, граничащее с проституцией. Настоящая любовь всегда бескорыстна, и её мотивы часто не поддаются рациональному объяснению. Она очень часто неблагодарна, и ей, похоже, плевать на наши понятия о справедливости и добродетелях. Не всегда мы влюбляемся в «достойных» с точки зрения общественной морали или социального статуса.

Если мы действительно любим человека, то любим его таким, какой он есть сам по себе, независимо от того, что он ради нас сделал, независимо от того, любит ли он нас взамен, отвечает ли он высоким требованиям общества.

Если нас кто-то искренне любит, то не за наши заслуги и достижения, а исключительно за то, какие мы есть, за нашу непостижимую, Богом данную индивидуальность. И такая любовь – самая большая ценность в жизни! Она раскрывает человека, позволяет быть ему самим собой, осознавать свою истинную ценность. И мы всегда чувствуем этот неподдельный интерес любящего человека. Он зажигает, освещает нас изнутри, позволяя увидеть себя истинного глазами другого, почувствовать свою харизму, свою самоценность. Именно такой любви мы ищем.

И если возможно представить себе максимум, предел биологического и культурного разнообразия, то это такое состояние системы, когда жизнь каждого существа уникальна и представляет собой высшую ценность. Наверное, это и есть тот идеал, та цель эволюционного развития, к которой мы все (сознательно или бессознательно) стремимся. 

Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а именно последний.Моральные оцен...

Обсудить
    • iero
    • 19 августа 2021 г. 15:30
    можно ли говорить о любви у рыбок?
  • Смотря что понимать под эволюцией и что под любовью. :blush:
  • Моей души благая пристань, Моей Любви ответный свет. В тебе я чувствами поверен И тайной жизни обогрет. Познавши вечную заботу, Вкусив терзаний горький хлеб Я возвращаюсь тихо к Богу В тебе явившему свой свет... За что мне нравятся Ваши работы, так это, в первую очередь, за то, что в них присутствует детская наивность и чистота, та цельность в восприятии мира, которая многими или игнорируется, в силу предубеждения, что это слабость, или же утеряна в процессе адаптации человека к социуму. Но, я считаю, эта наивность и простота содержат в себе, а точнее - являются условием для прорастания прекрасного цветка Любви, появление которого уже, само по себе, является фактом глубокого изменения в системе жизненных отношений. Это мягкая, ненавязчивая "сила", которая самодостаточна, а потому обрушивает всю систему "коммерции" вокруг этого "вопроса". )
  • "Мы легко и успешно делаем только то, что нам действительно очень хочется, к чему «лежит душа». Когда нас вынуждают делать то, что мы не хотим, или наоборот, запрещают делать то, что мы хотим, мы испытываем сильнейшее внутреннее сопротивление." - Это внутреннее сопротивление не обязательно характеризовать как угнетение свободолюбивого существа). Это может быть и сдерживающий фактор проверяющий человека на то, сколь многотерпелив он и способен к переосмыслению Жизни не с уровня социальных "экспериментов", имеющих целью осчастливить людей, а с позиций существа способного к открытию себя как незатмеваемой величины духовного плана.. В этом случае эти "противовесы" являются обучением и, прочувствовав это, для человека все препятствия станут "пищей" для его роста..
  • Сколь ни живи, сколь ни учи наук – жизнь знает, как прельстить и одурачить, и робкий неуч, молвив: «Это – луг», – остолбенев глядит на одуванчик. Нельзя привыкнуть и нельзя понять. Жизнь – знает нас, а мы её – не знаем. Её надзором, в занебесном «над» исток берущим, всяк насквозь пронзаем. Мгновенье ока – вдохновенье губ – в сей миг проник наш недалёкий гений, но пред вторым – наш опыт кругло глуп: сплошное время – разнобой мгновений. Соседка капля – капле не близнец, они похожи, словно я и кто-то. Два раза одинаково блестеть не станет то, на что смотрю с откоса. Всегда мне внове невидаль окна. Его читатель вечный и работник, робею знать, что значат письмена, – и двадцать раз уже я второгодник. Вот – ныне, в марта день двадцать шестой, я затемно взялась за это чтенье. На языке людей: туман густой. Но гуще слова бездны изъявленье. Какая гордость и какая власть – себя столь скрытной охранить стеною. И только галки промельк мимо глаз не погнушался свидеться со мною. Цвет в просторечье назван голубым, но остается анонимно-бо́льшим. На таковом – малина и рубин – мой нечванливый Ванька-мокрый ожил. Как бы – светает. Но рассвета рост не снизошёл со зрителем якшаться. Есть в мартовской понурости берёз особое уныние пред-счастья. Как всё неизымаемо из мглы! Грядущего – нет воли опасаться. Вполоборота, ласково: «Не лги!» – и вновь собою занято пространство. Б. Ахмадулина "Жизнь – знает нас, а мы её – не знаем." Эти слова Ахмадулиной для меня являются пророческими, поражающими своим лаконизмом и силой привнесения Высшего понимания ...