Неулыбчивая эпоха или почему на фотографиях XIX—XX веков люди такие серьёзные

2 2232

В наше время улыбаться на фото — это стандартное поведение любого человека, но в XIX веке за улыбку вас бы посчитали невоспитанной личностью из низшей классовой прослойки. Давайте с вами разберемся, когда же улыбаться на фотографии стало нормально.

Классическое изображение людей в середине XIX века

Если бы Instagram существовал в середине XIX века, то вы бы не нашли там ни весёлых селфи подружек, ни смешного улыбающегося мужчину, ни радостных свадебных фотографий. Абсолютное большинство снимков выглядели бы плюс-минус одинаково. Кто-то с очень серьёзным лицом сидит на стуле, а кто-то с не менее серьёзным лицом стоит сзади сидящего человека и какой-нибудь фон, при этом не важно, какой повод у фотокарточки, всегда максимально серьёзное лицо.

Вы удивитесь, но существует большое количество работ различных деятелей искусства (Энгус ТрамблНиколас ДживсКристина Котчемидова), которые всерьёз занимаются вопросом отсутствия улыбок на фотографиях XIX—XX веков, их споры породили множество гипотез, которые мы с вами рассмотрим.

Влияние правил написания портретов в живописи

Безусловно, когда фотография только зарождалась, никаких своих правил там и быть не могло. Культурное влияние живописи оставило свой след в умах людей. На портретах известных и статных людей всегда были изображены каменные лица, демонстрирующие исключительную серьёзность человека.

По мнению ряда профессоров, именно этот аспект стал главным на ранней стадии портретной фотографии. Общество просто считало нормальным не улыбаться на портретах, ведь тогда старались запечатлеть не определенное мгновение в жизни, а именно сам силуэт человека. Для многих фотография могла стать первой и единственной в жизни человека. Согласитесь, не очень-то хочется, чтобы в память о тебе осталась фотокарточка, где ты стоишь с глупой улыбкой. Как отмечает Энугс Трамбл, широкая улыбка в те времена была признаком невоспитанности, и её демонстрировали только куртизанки, любители выпить и малые дети.

Широкая улыбка ассоциировалась с легкомыслием, развратностью, невоспитанностью, пьянством и с иными возможными качествами человека, которые в высшем обществе считались крайне неприличными.

Энгус Трамбл

директор Национальной портретной галереи в Канберре

Если коротко, то люди просто ориентировались на стандартные правила написания портретов, где образы людей всегда старались запечатлеть в отсутствии каких-либо эмоций.

Проблемы с состоянием зубов

Одна из очевидных и самых популярных гипотез почему же люди раньше не улыбались, это проблемы со здоровьем и состоянием зубов. Ухаживать за полостью рта в те далекие времена мог позволить себе не каждый, люди редко задумывались о походе к стоматологу, да и услуга была не из дешёвых.

На приеме у зубного врача. Петербург, 1910-е.

Именно эта гипотеза стала полем для споров. Одна половина считает, что данный недуг не мог быть главной причиной отсутствия улыбок на фотографии, так как в те времена такая проблема была практически у каждого. Наличие проблем с зубами не могло стать причиной считать человека непривлекательным, об этом говорит Николас Дживс в своей заметке «The Serious and the Smirk: The Smile in Portraiture».

По-прежнему широко распространено мнение, что сотни лет люди не улыбались на фотографиях, потому что их зубы были в ужасном состоянии. Это не совсем верно — плохие зубы были настолько распространены, что это не считалось поводом считать кого-либо непривлекательным.

Николас Дживс

художник, писатель и лектор в Кембриджской школе искусств.

Другая же половина уверена, что именно факт отсутствия здоровых зубов стал причиной для того, чтобы люди на долгие года забыли о широкой улыбке. Такой гипотезы придерживается Энгус Трамбл, автор книги «A Brief History of the Smile», где он размышляет на указанную тему.

У людей были отвратительные зубы, если они вообще были, что препятствовало открытию рта в социальной среде.

Энгус Трамбл

директор Национальной портретной галереи в Канберре

Технические ограничения при создании фотографии

Первая фотоаппаратура была очень громоздкой и с длинной выдержкой. Людям приходилось ждать относительно длительное время для того, чтобы сделать одно хорошее и чёткое изображение. Поэтому, чтобы не размыться на фотографиях, люди выбирали наиболее удобные позы, а улыбаться больше минуты довольно сложно и человек старался замереть с каменным лицом.

Фотоателье (~1850 года).

Уже в 1850-ых и 1860-ых годах были созданы аппараты, способные сделать снимок буквально за несколько секунд. Это стало первой волной увеличения спроса на фотоаппаратуру. Критики тех времен даже рассмотрели в этом угрозу для художественной живописи и это стало излюбленной темой для «домашних» споров. Однако, известный журналист тех времен, Павленков Флорентий Фёдорович, наоборот был защитником новых технологий.

Фотографы не заглушают искусство, но освежают его, изгоняют из его области тех паразитов художества, которые часто компрометировали и компрометируют изящное в глазах публики. Теперь посредственный живописец не может держаться; он должен сложить свою палитру, опустить кисть и искать себе других занятий. Тогда как мастера живут и всегда будут живы...

Павленков Флорентий Фёдорович

журналист, переводчик и издатель русского толкового словаря

Так что в техническом плане людей старались ограничивать минимально. Технологии создания снимков развивались с каждым годом, новые модели поступали на прилавки быстро, а компании старались удивлять своих потенциальных покупателей «небольшими размерами» и короткой выдержкой.

И вот наступил переломный момент для фотографии. 1900 год, Kodak демонстрирует самую доступную камеру на рынке «BROWNIE» всего за доллар. Надо отметить, что до этого дня фотоаппаратура была крайне дорогой и позволить её себе мог только человек с немалым достатком.

Профессор Кристина Котчемидова рассказывает в своей работе «Why We Say «Cheese» об огромном вкладе компании Kodak. Они старались сделать фотосъёмку настолько простой, чтобы дети могли относиться к этому процессу как к игре. За счёт своей простоты в использовании, аппарат «BROWNIE» заслужил популярность даже среди взрослой аудитории.

Kodak продавал фотографию как игру. Тяжелый труд производства и фотопечать была заботой лаборатории Kodak, что подчёркивается в слогане компании — «Вы нажимаете кнопку — мы делаем всё остальное».

Кристина Котчемидова

Профессор Нью-Йорского Университета

Именно этот аппарат сильно популяризировал любительскую фотографию, да настолько, что по сей день существует клуб любителей «BROWNIE» . Люди стали экспериментировать, пробовать что-то новое в фотосъёмке, создавать свои правила фотографирования, что постепенно и привело к нашим, современным стандартам. Доступность смогла разрушить строгие правила портретной съёмки, а фотография стала доступна для любого желающего.

Kodak Brownie I (цена 1$).

Компания Kodak взяла необычное направление в своей рекламе и демонстрировала свою продукцию вместе с улыбающимися и смеющимися людьми. Продукция рекламировалась как отличный подарок на Рождество и акцентировала внимание на радостных эмоциях, которые вы сможете запечатлеть.

Обилие строгих фотографий не должно создавать впечатление, будто в XIX веке царили мрак и депрессия, это вовсе не так. Люди разных классов относились к портретной съемке так же серьёзно, как и к портретной живописи. Поход в фотоателье являлся настоящим событием и для многих это был уникальный опыт.

В качестве примера, что люди всегда любили посмеяться и улыбаться, вот фотография королевы Великобритании Виктории. Улыбайтесь на фотографиях и пусть каждая из них дарит самые яркие воспоминания, которыми вы сможете поделиться с окружающими вас людьми.

Her Majesty's gracious smile. Королева Виктория (1898 год).

https://tjournal.ru/stories/85...

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • 3я причина самая правдоподобная, по-моему. люди улыбались, когда им было смешно. а в фотографировании ничего смешного не было.
  • ___В наше время улыбаться на фото — это стандартное поведение любого человека___ Брехня. Не любого, а европного или пиндосного человека. Большинство русских до сих пор на фото выглядит подобающе моменту, в который он запечатлен на фотографии.