Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Одежда первой мировой империи

1 1217

Одежда первой мировой империи
Персеполь. Барельеф с изображением «Бессмертных» – телохранителей персидских царей. (Photo Aneta Ribarska)

«В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее»
(Первая книга Ездры, 1:1, 1:2)
Культура одежды. Среди тематических циклов ВО история одежды достаточно популярна, особенно среди наших милых женщин, которых на сайте не так чтобы было уж очень много, но которые, тем не менее, есть и, случается, напоминают мне, чтобы статьи на эту тему писались и далее. Что ж – почему бы и нет, тем более что любая одежда в определённом смысле всегда так или иначе связана с военной формой, а военная форма – это, конечно же, тема для ВО. Сегодня мы познакомимся с модами древней персидской империи – едва ли не первой империи на территории Евразии, созданной царём Киром, получившим за это почётное прозвание Великого.

 

Первая империя, первый «мультикультурный плавильный котёл»


Это было величайшее царство, которое когда-либо знала Западная Азия, и распространившееся на всю территорию прежней Ассирии, земли Малой Азии, Египет, юг Средней Азии, а также территории современного Пакистана, Афганистана и Северной Индии. Понятно, что объединения столь огромного по своей массе числа народов не могло не привести к интенсивному культурному обмену и взаимопроникновению различных культур, в том числе и такой области, как культура одежды. Хотя собственно персидская культура одежды сформировалась в районе Месопотамии. О факте поликультурности персидской цивилизации свидетельствует и Геродот, писавший, что ни один народ не был столь подвержен влиянию чужих нравов и обычаев, как персы. Причём персидское государство вобрало в себя культуры стран очень древних, формировавшихся на протяжении многих тысячелетий. Поэтому неудивительно, что в одежде персов переплелись самым причудливым образом одежды вавилонян, ассирийцев, фригийцев, лидийцев, скифов, сарматов и даже индийцев.


Персы любили золотые украшения. Вот, например, золотые бляшки, которые они нашивали на одежду. VI-V вв. до н.э. Эпоха Ахеменидов. (0.1 x 4.2 см). (Бруклинский музей)

Шёлковые одежды как показатель социального статуса


О древнем персидском костюме мы знаем благодаря сохранившимся до нашего времени памятникам Пасаргад – первой столицы империи Ахеменидов, и Персеполя – уже более поздней столицы Персидской державы, основанной в 521 г. до н.э. царём Дарием I.

Реклама

В него входили прежде всего длинные широкие штаны, мягкая обувь на завязках из кожи и кафтан с косоугольным воротом. У вавилонян заимствуется длинная просторная рубаха с широкими рукавами, в талии подпоясанная, но расширяющаяся книзу. При Кире при дворе распространяется мода на мидийскую одежду, прежде всего сшитую из шёлка. Шёлк так ценится, что сшитой из него одеждой награждают за службу, в то время как простолюдинам носить её запрещается. Однако их одежда тоже улучшается: так, кожаная одежда, традиционная для простого народа, заменяется на шерстяную, а на смену облегающим кожаным штанам (у персов они назывались анаксариды, причём первоначально они шились мехом внутрь) приходят шерстяные шаровары.


Персы в широких (слева) и узких (справа) штанах и с капюшонами на голове. Кинжал на бедре у перса справа имеет характерные для скифской культуры «крылатые ножны», поддерживаемые в требуем положении двумя ремешками. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Царский кафтан спереди во всю длину отделывался широкой белой полосой, являвшейся символом царской власти, низ кафтана украшала драгоценная кайма. Золотая отделка царского костюма содержала изображения птиц-символов высшего божества Ормузда – ястребов и соколов. Драгоценные браслеты и ожерелья дополняли роскошный царский облик.

Верхняя одежда персидской знати шилась из тонких шёлковых или шерстяных тканей, преимущественно тёмно-красного цвета, и состояла из длиннополого кафтана, штанов и плаща-накидки. Рукава кафтана были столь широки, что демонстрировали свою контрастную по цвету подкладку. Под кафтан надевали длинную нижнюю рубашку из шёлка обязательно с красивой отделкой.


Персидское украшение. Золотая бляшка с рогатыми гриффонами (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

А вот женщин изображать было попросту нельзя!


На древних персидских барельефах изображения женщин отсутствуют, поскольку существовал строгий запрет на их появление вне дома, равно как и на изображение женских фигур. Поэтому как выглядела персидская женская одежда, мы можем судить лишь по аналогии с мужским костюмом. Предположительно, она также носила черты мидийской и более ранней ассирийской одежды. То есть нижней одеждой была рубаха с длинными и узкими рукавами, которые отделывались каймой. Верхней одеждой был кафтан наподобие мужского. Скорее всего были распространены вуали и традиционные на Востоке расшитые узорами накидки. О жёнах царей было известно, что они носили богатые одежды пурпурного цвета, сплошь расшитые золотом.

Головные уборы представляли собой войлочные шапки в виде колпака, причём нередко с наушниками и назатыльником. Знать использовала головные повязки, но только царь мог носить тиару – головной убор в виде цилиндра, расширяющегося кверху и украшенного золотом и драгоценными камнями. Именно такой убор, кстати говоря, носит на голове шах Кавус в кинофильме «Сказание о Рустаме» (1971), хотя там и обошлись одним только золотом. Причём интересно, что тиару персидские цари позаимствовали у ассирийцев, а их собственный головной убор представлял собой тиару наоборот – в форме усеченного конуса с золотым символом солнца спереди. Другой убор – кидарис, интересен тем, что имел форму простонародного колпака, но был обвит либо красно-белой, либо бело-голубой лентой, являвшимися символами царской власти.


Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III. Помпейская фреска. Интересно, что голова Дария, стоящего на колеснице, замотана в какой-то бурнус, но под ним явно находится коническая тиара. (Археологический музей Неаполя)

Нет бороды – нет мужчины!


Особую роль в облике перса-мужчины играла борода. Царь был просто обязан иметь длинную бороду, украшенную завитками, а его придворные – бороды не столь значительные, которые также следовало аккуратно подстригать и завивать. Те, кого природа этим украшением обделила, носили накладные бороды. Персидский царь без бороды, лысый, да ещё и с кольцом в носу, как мне довелось увидеть в ролике какого-то «исторического фильма» – такой же нонсенс, как первобытный человек, одетый в бейсболку и джинсы!

Реклама


Следует отметить, что в эпоху Сасанидов (224-651 гг. н.э.) персидский костюм практически не изменился, но стал исключительно богатым и ярким. Узоры на одежде становятся в это время исключительно разнообразными, изображают цветы, животных, и всё это между собой переплетается совершенно фантастическим образом. Широко используется златотканая парча, одежда отделывается жемчугом, благо Персидский залив и Аравийское море, где его тогда добывали, находятся совсем рядом.


Греческий кратер (чаша для смешивания вина и воды), ок. 450 г. до н. э. Изображает Амазономахию (битву между греками и амазонками). Древние греки почти никогда не изображали современные или исторические события в искусстве. И хотя они и понимали масштаб своей победы в греко-персидских войнах, тем не менее их художники не стремились изображать непосредственно их события. Вместо этого они расписывали свои сосуды изображениями великих мифологических битв между греками и восточными народами, особенно амазонками. Амазонки были мифической расой женщин-воительниц, чья родина лежала далеко на востоке и севере. Однако изображали они тех же амазонок, одетыми именно как персы. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Главная черта – доспехи из металлической чешуи…


Что же касается военной одежды персов, то она известна и по стенным барельефам, и по изображениям на греческой керамической посуде. Телохранители царя – так называемые «бессмертные», потому что их всегда было десять тысяч, носят тиары, похожие на царские, и длиннополые кафтаны, а вооружением им служат копья и луки со стрелами, которые они носят в закрытых колчанах.


Персидский тяжёловооружённый всадник в чешуйчатой броне IV в. до н. э. Рис. из книги: V. Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.43
Все древние авторы единогласно утверждают, что персы были сильны своей конницей, которая была как лёгкой – конные стрелки из лука, так и тяжёлой, вооружавшейся длинными копьями. Тяжёловооружённые всадники имели панцири из металлических пластин, в том числе и поверх шаровар, либо их кони были покрыты такими же панцирями, а их голову защищали металлические налобники.

Реклама

Цельнокованые латы, подобные греческим, не использовались. Зато очень широко применялись доспехи из медных, бронзовых и железных чешуек, нашивавшихся на кожаную основу – вид доспеха характерный в первую очередь именно для конных стрелков из лука! Мечи были прямыми, но короткими. Их носили либо заткнутыми за пояс, либо в ножнах на бедре, закреплённых ремешками. Щиты – плетёные из прутьев и усиленные кожей. Шлемы, чаще всего кожаные, либо из пересекающихся металлических полос, лицо не закрывали, поскольку лучнику необходим хороший обзор. В целом, снаряжение персидских воинов было продуманным и удобным, но рассчитанным на дистанционный бой. В ближнем бою те же греки в своих закрытых шлемах, кирасах-тораксах и со щитами-гоплонами имели перед ними явное преимущество.


Персидский царь на охоте. Ок. V век н. э. Изображения на этой тарелке представляют собой самое раннее известное изображение хорошо известного эпизода из истории Бахрам Гура или Бахрама V (годы правления 420-438), записанного Фирдауси в «Шахнаме» или «Книге царей» в начале XI века нашей эры, то есть спустя столетия после того, как была сделана эта тарелка. Сохранилось большое количество золотых и серебряных сосудов, изготовленных во время правления Сасанидов в Иране и Месопотамии, что показывает древнюю ближневосточную традицию, распространившуюся на запад в эллинистический и римский периоды, когда сосуды из драгоценных металлов стали символами власти и престижа. Предположительно, это были официальные государственные изделия, которые в качестве царских подарков вручали влиятельным лицам как в самом Сасанидском Иране, так и за его пределами. В данном случае оно ценно ещё и тем, что на нём в деталях виден наряд царя. Блюдо изготовлено из серебра и покрыто позолотой на основе ртутной амальгамы. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
P.S. Чтобы увидеть, как одевались персы эпохи греко-персидских войн, лучше всего посмотреть кинофильм «Триста спартанцев» (1962). Что-что, а вот одежда персов воспроизведена в нём исключительно достоверно…

https://topwar.ru/177538-odezh...

У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...