• РЕГИСТРАЦИЯ

Современным русским монархистам нельзя уподобляться либералам и пропагандировать самодержавный способ организации власти, допуская ошибки, преувеличения и откровенный облегченный подход в изложении темы. При подобной проповеди сама идея монархизма дискредитируется в глазах обывателя, далекого от теоретических заморочек и философских построений.

Для России характерно соединение монархии как формы властвования и империи как формы государственности. Но в человеческой истории далеко не всегда эти формы совпадали, хотя в процессе развития империя непременно принимала и монархию. Однако, Имперский Рим до Юлия Цезаря вполне благополучно существовал и при республике, потом все же перейдя к монархии. Это потребовал ход самой истории.

Византия или, правильнее, Ромейская (Христианская) империя — прямое продолжение Древнего Рима, удачно соединила монархию и имперскую форму. Причем, организация власти сочленила в себе единоличное правление и народную организацию низового управления, и влияние демоса на властные структуры разных уровней. По сути, легитимация императора имела двусоставной характер: от Бога и по воле народной. Безусловно, народ не часто вмешивался в поставление на трон какого-либо лица. Но руководитель империи постоянно, в любом случае, выступал в качестве регулировщика отношений в обществе. В зависимости от успешности своих действий он и получал поддержку основных групп населения, имевших бытийствование в пределах определенных корпоративных (профессиональных) систем.

Принцип наследственной власти в Византии был не на первом месте. Конечно, каждый император желал, чтобы ему наследовал его сын или, на худой конец, родственник. Но это совершалось отнюдь не часто. Избранный войском, Сенатом или просто совершивший государственный переворот человек по ромейским правилам был не менее легитимен, чем «законный» наследник престола. Византийские правящие династии включали в себя часто людей, обладавших неродственными отношениями.

Кроме того, Византия не имела сословного ограничения для единоличного правителя. Выходцы из крестьянской среды восходили на трон басилевса точно так же, как и аристократы. Дабы убедиться в этом достаточно просмотреть список византийских императоров.

Становым хребтом империи являлись греки, но на престоле побывали представители разных национальностей, а не только они: иллирийцы, фракийцы, сирийцы, армяне, славяне и т.д. Основным требованием к императору выдвигалась его христианская принадлежность.

Византийская держава, начиная с V в. от Р.Х., оказалась в кольце варварских нашествий. Угроз не исходило разве что от африканских племен. Но погибла империя только в 1453 году. Чуть менее тысячи лет византийцы успешно или не очень отбивали поползновения противников. А это говорит о серьезной консолидации внутри общества перед врагом внешним. Внутри кипел котел ересей и восстаний, но на оборону внешних границ выходили люди, решившие стоять на смерть. Византия использовала и наемников из чужих земель, и профессионалов, и ополченческие силы. Когда деградация общественных отношений и демографические проблемы стали непреодолимыми, Византия и погибла.

Русь приняла христианство из рук Византии. А вот идеи монархии и империи не прижились. На это были объективные резоны. Русские князья не обладали правами византийских императоров по той причине, что на сие не имелось народного согласия. Случаев изгнаний и даже убийств князей слишком много зафиксировано в летописях. И великого Александра Невского Новгород легко выдворял за свои стены. Попытка Андрея Боголюбского править самодержавно закончилась его смертью от мечей и ножей приближенных.

Русь представляла собою некий семейный государственный подряд. Князья, за малыми исключениями, принадлежали к дому Рюриковичей. Ближайшим аналогом той, домонгольской, Руси надо признать современную нам Саудовскую Аравию, где угнездилось семейство Саудитов.

Впрочем, от Киева и до Владимира, от Смоленска и до Тмутаракани никто не страдал от отсутствия империи и полноценной монархии. Царь сидел в Царьграде. Это на Руси признавали. Он был не близко. Его почитали, но в подчинение не входили.

Переход к империи и монархии начался уже в России. Рубеж — женитьба Иоанна III на Софье Палеолог и падение татаро-монгольского ига в 1480 году. В XV веке Россия унаследовала и двуглавого византийского орла. Внук Иоанна Васильевича Великого — Иоанн Васильевич Грозный 29 января 1547 г. был венчан и помазан на царство митрополитом Макарием почти по византийскому чину. Причем, уже в 1549 году состоялся первый Земский собор. Таким образом, Иоанн Грозный получил двойную легитимацию, как и ромейские кесари. Россия обозначила себя в качестве преемницы почившего Второго Рима — Константинополя. Фактически, именно с 1547 года она превратилась в полноценную империю. В 1561 году патриарх Константинопольский Иоасаф признал Иоанна Васильевича как царя. Причем, грамоту подписали 36 греческих архиереев.

Выборы правителей в России соборами или утверждение их происходили после Иоанна IV не единожды. Можно на вскидку сразу вспомнить Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Романова. Здесь можно возразить, что эти избрания совершались в экстремальной обстановке.

Но соборно в 1584 г. был избран на правление Феодор Иоаннович. Так же избран королевич Владислав (1619 г.), хотя в данном случае имеется целый ряд вопросов. Соборно утверждены как цари Алексей Михайлович (1645 г.) и Петр Алексеевич (1682 г.). Византийский принцип торжествовал. На лицо выявилась и симфония властей: светской и духовной. Все, естественно, не соответствовало идеалу, а иногда и полностью противоречило ему, но истинный имперский идеал закреплялся в сознании народа.

Насмешкой истории надо признать учреждение империи при Петре I в 1721 г. Титул ему «преподнесли Сенат и Синод». Империя то объявлялась, а, реально упразднялась. Оставалась лишь легитимность по венчанию, но напрочь убиралась народная. Петр отказался от наследия Ромейской империи и ринулся по пути абсолютно незаконной Священной Римской империи и германской нации, ведущей происхождение от такой же противоправной империи Карла Великого.

Соборное признание выбросили, не заменив ничем. А государь из блюстителя интересов всех сословий перекинулся в защитника помыслов дворянства. Дворянство самочинно присвоило себе возможность распоряжаться троном. Закономерно весь XVIII век в России творились насилия над Церковью, патриаршество отменили, а крестьяне были приравнены к «живому товару». Кстати, с Петра у нас объявилось гнусное «крепостное право» сугубо для самого большого по численности русского сословия.

Восстановление византийского правила легитимации потребовала сама жизнь. От идиотизма Петра Первого робко попытался отказаться Павел I. Господа-дворяне его убили в 1801 г. (после науськивания англичан).

Борьба за возврат к византийскому империализму шла весь XIX век. Не так уж случайно у нас родились в этом столетии: и певец «византизма» в философии — Константин Николаевич Леонтьев — один из самых гениальных умов России за всю ее «постпетровскую» эпоху, и выдающийся теоретик монархизма — Лев Александрович Тихомиров, и автор чисто византийской имперской формулы для державы — Сергей Семенович Уваров, и государь, решивший вернуть стране патриарха и основы соборности — страстотерпец Николай Александрович.
К сожалению, уже было поздно. 1917 год подытожил западнический эксперимент дворянства и Петра Первого. Скажем честно: «Нас скушали не только Карл Маркс, но и Карл Великий!» Возбраняется безнаказанно отрицать то в государственности, что закладывается по воле Господа Иисуса Христа.

После образования СССР у нас сложилась уникальная ситуация, когда первая часть византийского монархического основания — «милостью Божией» была отвергнута, но не редко повторялась вторая часть — «по велению народа». И съезды Советов в Кремле выглядели «превращенными» соборами (с корпоративным представительством: столько-то — от рабочих, столько-то — от колхозников, столько-то представителей — от трудовой интеллигенции). Причем, на съездах президиум рассаживался почти так как в Византии во время Вселенских соборов. И вместо иконы Пресвятой Троицы висели портреты «несвятой троицы» — К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина.

Сам Советский Союз показался как «превращенная» форма Ромейской империи. А вожди СССР вынужденно играли роли защитников общественных требований. Плохо или хорошо — это другой вопрос.

Монархизм же из народного менталитета никуда и не исчезал. Кем были по-настоящему Иосиф Сталин или Леонид Брежнев, не столь уж и важно. В общественном сознании они признавались императорами, пусть и коммунистического толка. У империи и монархии есть тайна… Им не существенны ни экономический уклад, ни политические партии, ни наличие того или иного вида собственности. Монархия имелась в государстве инков и там наличествовал типичный социализм при доминировании государственной собственности. Монархической ныне является и КНДР (с наследованием поста «любимого вождя»). Английская империя с монархией взращены на капиталистических дрожжах…

Советский Союз прожил гораздо меньше, чем «империя Петра Первого». Разрушение народной легитимации власти произошло после отказа от социального регулирования. Элита сорвалась с цепи. И все. Что произошло потом в 1991 г. — не секрет. И Российская Федерация оказалась лишь осколком империи без «византизма» и монархии.

А хотим мы или не хотим, но выживание России без империи и монархии мало вероятно. Мы обречены: или восстановить империю в ромейском стиле, или ничего хорошего не произойдет. Парадокс Борхеса: «Была, есть и будет только одна империя — Римская» отменить нельзя.

Александр Гончаров

Вперёд в прошлое:)

Не пропускайте новые статьи автора Zimin, просто зарегистрируйтесь на Конте. Подробнее

Что ты знаешь о BMW i8?

Делись опытом и читай интересные статьи про машины на Конте
Войти через соцсети
Вводя свой адрес электронной почты Вы проходите первый шаг регистрации на Конте, что позволит Вам стать полноценным пользователем ресурса, формировать свою ленту интересов, комментировать и общаться.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

45
комментариев
Что Вы об этом думаете?

  • Татьяна 20 марта 18:19
    "А хотим мы или не хотим, но выживание России без империи и монархии мало вероятно. Мы обречены: или восстановить империю в ромейском стиле, или ничего хорошего не произойдет." -это глупость, и она всегда бывает безапелляционной.
    • Алексей » Татьяна 20 марта 19:32
      У Вас есть другой вариант?
      • Татьяна » Алексей 20 марта 20:04
        А чем плох вариант РФСР, где буква "С" - будет означать, как и прежде, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ?
        • Алексей » Татьяна 20 марта 21:40
          Пускай будет РСФСР, но Россия всё равно может быть только империей пусть даже и социалистической. По сути СССР был социалистической империей, хоть это и не согласуется со словарными определениями этого термина.
          • Татьяна » Алексей 21 марта 14:19
            Лично меня этот "имперский зуд" нисколько не беспокоит. Неважно, как и кто в мире будет считать и называть нашу Россию. Главное, чтоб она была сильной, во всех смыслах, державой.
    • Rif » Татьяна 20 марта 21:14
      Не слышали мудрость: "Дважды в одну реку не войти!", Монархия прогнила и рассыпалась сто лет назад, а по ностальгии хрустобулочников правление в государствах не меняется, тут проблема в справедливом устройстве в государстве, после реальной жизни без эксплуатации, человека человеком в Сталинском СССР, примирения с паразитами не будет ни когда, назови это хоть монархией, хоть диктатурой.
      • Фёдор Михалыч » Rif 21 марта 00:04
        Довольно однобокая оценка. Может слышали фразу: "Без царя в голове". Монархия есть систематизирующий фактор для каждого кто в неё верит. Само по себе справедливое устройство не гарантирует устойчивой формы правления.
        Монархия, как и империализм - есть миссия которую продвигает каждый гражданин как образ оптимального мироустройства. Кстати в Сталинском СССР это было, и миссия и монарх, и империя. А справедливое устройство без эксплуатации, как оказалось, по печальному опыту СССР, совершенно недостаточно для посторения устойчивой модели.
        • Rif » Фёдор Михалыч 21 марта 17:00
          А печальный опыт монархии показал достаточную устойчивость? Или вас всё таки заботит возрождение и лигитимизация паразитической системы?
          • Фёдор Михалыч » Rif 22 марта 13:45
            1. Есть вполне удачные примеры, взять хотя бы Британскую империю, вполне себе... Судя по сохранившемуся влиянию на бывшие колонии и протектораты.
            2. Социализм - наше всё, согласен.
            • Rif » Фёдор Михалыч 22 марта 17:55
              Британскую Империю создала королева Дева, которую оболгали так же, как и Сталина, наследники деградировали до сегодняшнего "сатанинского" состояния, в результате от империи осталось название и королевская семья, с самой известной леди Ди, извращения которой не выдержали даже родственники "сатанисты", потому убили о столб.
              • Фёдор Михалыч » Rif 22 марта 18:50
                Но и с нашим социализмом, именно в той форме, всё пошло не очень "по резьбе"...
                • Rif » Фёдор Михалыч 22 марта 21:15
                  Проблема не в измах, а в лидерах, Была Елизавет I, королева Дева появилась Британская Империя, Был Сталин СССР стал одной из двух самых могучественных стран мира, пришли в место них шибздики, нет ни Британской, ни Советской империй.
                  Отсюда вывод, миром правят всё же личности, а не "народ". Народ, как заметил Михаил Афанасьевич, ни чуть не меняется за тысячелетия, а вот когда этот же народ смотрится на Великих Сталина, Святослава, Елизавету, тут же становиться сильным и могучим.
                  • Комментарий удален
          • Фёдор Михалыч » Rif 22 марта 13:48
            И вот кстати - https://cont.ws/@arguendi/5625...
            • Rif » Фёдор Михалыч 22 марта 18:02
              Зачем нам чужой опыт, дочь Сталина Светлана, коллекционная бля..ь и выродок, а про родственников наших императоров через одного, блевать даже противно.
              Элитарность передаётся не по наследству, это степень развития человека в нравственном и интеллектуальном отношении, это практически всегда достижение этого конкретного человека.
              • Фёдор Михалыч » Rif 22 марта 19:00
                Предложите что-нить более конкретное своё, основаное на нашем опыте.
                Про степень развития согласен. Но для этого нужны социальные лифты, прозрачные выборы, и более-менее единообразный электорат (совокупность изберателей объединённая чем-то общим). Как решить проблему многообразия форм, различных психотипов, представителей раных народностей коих в России целый зоопарк? Нужен общий знаменатель. И это не так просто решить как вам кажется. Ни одна из прямых, античных демократий не перешагнула столетний рубеж, это при том что тогда проблемы многообразия не существовало.
                Ваш запрос на справедливость понятен, но реализовать это сложнее чем вам кажется.
                • Rif » Фёдор Михалыч 22 марта 20:48
                  Какими социальными лифтами пользовался Сталин, Дзержинский, Ковпак, Покрышкин? Стоит изучить "теорию стаи", тогда станет ясно почему при "демократии" электорат выбирает отборную мразь.
      • Татьяна » Rif 21 марта 12:09
        Не обязательно примиряться. Можно договариваться на основе взаимной выгоды. Такая форма называется "общественный договор".
        PS: а мудрость на самом деле звучит несколько иначе: "нельзя дважды войти в одну и ту же ВОДУ".
        А в одну и ту же РЕКУ можно входить сколь угодно много раз.
  • Злой Русский Империалист 20 марта 18:20
    Есть нюансы, но в целом с автором согласен.

    Я что-то в этом духе писал: https://cont.ws/@russian-imper...
    И вот тут: https://cont.ws/@russian-imper...
    • Serg Ivanov » Злой Русский Империалист 20 марта 20:04
      Статья неудачная, поскольку базируется на лжи, - теперь нет сомнений, что ни Древнего Рима, ни Византии, как нам давали в учебниках по истории, - не существовало, от слова совсем.
      И Древний Рим, и Византия, и Древний Израиль (как и вся хронология) - это злонамеренные фейки, состряпанные жидами в 17-19 веках.
  • Ardjyna 20 марта 18:20
    Империя не обязательно монархия. Так что станем или будем империей, но без всяких наследственных монархов. Тем более они давно неактуальны и кормить тех кто когда то сам отрёкся от престола это уже перебор.
    США империя, но не монархия и ничего неплохо без неё справляется.
    • Злой Русский Империалист » Ardjyna 20 марта 20:19
      https://cont.ws/@russian-imper... - вот на эту тему. Монархия очень разная бывает вообще-то.
      • Ardjyna » Злой Русский Империалист 21 марта 10:44
        Зачем это называть монархией? Может лучше готовить специальные группы людей для управления страной? Отбирая с детства по способностям и готовя потом его у управлению страной. Да и готовить не одного, а группу.
        • Злой Русский Империалист » Ardjyna 21 марта 13:14
          Описанное Вами тоже имеет специальное название - Аристократия, "власть лучших". Которое, впрочем, тоже многим не понравится.
          • Ardjyna » Злой Русский Империалист 23 марта 21:54
            Не совсем. Обычно аристократия это так сказать семейное и наследственное, а я предлагаю отбор делать не из определённой группы или класса, а со всего народа.
            • Злой Русский Империалист » Ardjyna 23 марта 23:00
              Я говорю не по "обычно", а по идейной концепции.
              Что же касается отбора из всего народа - это Вам к Юрьеву и его "Третьей Империи".
              • Ardjyna » Злой Русский Империалист 24 марта 17:07
                Так в любом случае кто то должен управлять страной и я имею ввиду не всю элиту или как её ещё можно назвать, а именно подготовка Верховного правителя, который обязан готовиться действовать во благо всей страны и всего народа, а не одной какой то элитной группы. Да и подготовка должна быть не одного человека, так как в ходе подготовки можно будет выявлять те личности которые по каким то причинам утрачивают какие то качества нужные для управления страной. По сути лучше иметь весторонне подготовленную личность, чем какого то горбачева или ельцина, или николая второго, да и даже того же хрущева. Кстати. Сейчас например в Китае все более менее значимые руководители постоянно учатся. Может они нашли свой путь?.
                Про Юрьева и третью империю не читал не знаю что такое?
                Ага отыскал. Почитаю. Он интересно пишет?
                • Злой Русский Империалист » Ardjyna 24 марта 23:09
                  Ну что-то такое и я вижу. Собственно, у Мориоки что-то подобное описано - со спецификой. https://cont.ws/@russian-imper...

                  В Китае это, собственно, изначально было всегда так. Но всё равно через 200-250 лет и такая система начинает сбоить и разлагать. Доказано всей китайской историей.

                  Ну с литературной точки зрения книга Юрьева - чудовищная графомань. А вот как социальный проект по своему любопытна. Хотя степень его православнутости несколько напрягает.
  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
  • ВИВас 20 марта 18:23
    Начал за здравие, а кончил - за упокой...
  • moderntalking 20 марта 19:01
    ..А Шурик Югославский пришОл, да узел-то "горд'иев" и порубал в капусту :)
    Хотя с "парадоксом" Борхеса надо что-то делать, согласен.. Просто так взять, да сразу в "тухес" и определить ..было б чуток самонадеянно, и/бо мы таки да - Третий Рим, никуда не денешься(а четвертому - не бывать ;)
    Тока я сначала поискал б сам Смысл Власти ( коротко ;), а уж на него б потом напяливал Форму (в долгую ;)
    Намек на Тайну хорош, но надо б уточнить, что это не банальный поли/секрет шинели, а вполне в себе реальная Военная Тайна Мальчиша-Кибальчиша :)
  • CheGueVova 20 марта 19:44
    И кого же вы, батенька, на престол, рекомендуете ?..
  • Сергей Тихонский 20 марта 19:47
    Сколько бы не трындели разного рода монархисты и хрустобулочники, но пока что, за всю историю России самым эффективным был социалистический строй периода правления Сталина.
  • Сергей Веревкин 20 марта 19:51
    Ээээ... империя не обязательно монархия! Монархия - это НАСЛЕДСТВЕННАЯ форма абсолютизма власти, которая давным -давно стала не актуальной так же как и феодальный строй с крепостными! Не надо путать .
  • Анатолий Федотов 20 марта 20:49
    А где автор возьмёт соборность?
    Во времена Петра и Михаила не было интернета, хакеров и политтехнологий.
    Ну, не депатуты же, прости Господи, будут нам Монарха выбирать.
  • Михаил В. 20 марта 20:56
    Ха! Так уже многие желают иметь Путина на престоле! Чем не монархия в хорошем смысле этого понятия?
  • Сармат 20 марта 20:58
    Насчет монархии можно и поспорить, но то , что Россия может существовать ТОЛЬКО как Империя - это аксиома.
  • Анатолий Северянин 20 марта 23:03
    Спасибо! Очень интересная и своевременная публикация!
ДРУГИЕ СТАТЬИ
Akbar Сегодня 16:04 33 0.00

Все оттенки союзничества: о чем договорились Путин и Роухани

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, для РИА Новости В третий раз за четыре года в России 27-28 марта побывал с визитом президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Хасан Роухани. На переговорах он и его российский визави Владимир Путин пытались дать одинаковое определение слов...
Tay Сегодня 16:06 879 7.21

Почему у Навального получилось. Лев Щаранский

Падение режима неизбежно. Конец Путина все ближе в устах Славы Рабиновича. Мирная антикриминальная революция стремительным домкратом смоет прогнившую коррупционную власть жуликов и воров, приведя к власти людей и геев с хорошими лицами. В барбершопах уже начались пересуды о грядущем назначении Михаила Касьянова премьер-министром. Он вам не Димон. В Жан-Жаке в меню поя...
alexman Сегодня 15:49 283 2.12

Инвестор Джим Роджерс назвал Россию любимым развивающимся рынком

Глава Rogers Holdings инвестор Джим Роджерс объяснил в интервью Bloomberg, почему ему нравится вкладываться в российскую экономику. В ответ на вопрос журналиста о любимом развивающемся рынке Роджерс сказал, что на текущий момент это Россия. Пока что инвестор не покупает никаких ценных бумаг из РФ, но, как только падение цен на нефть остановится, он надеетс...
ПРОМО
Ростислав Ищенко Вчера 15:59 35744 467.78

Почему не выходит у Навального

Провалилась очередная попытка организации российского майдана. Днём раньше в жалкое душераздирающее зрелище вылился широко разрекламированный «день свободы» в Минске Лёгкость, с которой власти России и Белоруссии справляются с майданными технологиями, уже породили десяток теорий заговора. Самые популярные из них: «Путин и&n...
Служба поддержи

Яндекс.Метрика