Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Зомби должен жевать…

44 986

Зомби идут по свету. Шаркают тяжело по асфальту разбухшими от влаги и незашнурованными ботинками. Роняют куски плоти. Грызут горло американскому обывателю на голливудских экранах. Ласково и жадно пялятся на читателей с ярких обложек книг. Служат пока что выдуманными противниками доблестных американских военных на учениях по гражданской обороне.

В массовом сознании они стали настолько родными и обыденными, что, наверное, появись они завтра на улицах, никого это не удивит. Не одно десятилетие в культуре царит зомбопомешательство. Тут зомбаки с разгромным счетом обставили даже зеленых мизантропичных алиенов и интеллигентных вампиров, присвоив себе гордое звание вестников Апокалипсиса.

А жадный крик «Мы съедим ваши мозги!» вообще стал девизом западных элит. Они этим и занимаются - сожрали мозг своего обывателя, теперь жрут мозги наших соотечественников. Человек с пожратым ими мозгом превращается в такого же зомбака, у которого одна цель – жрать. То есть в важный винтик общества потребления и прожирания невосполнимых ресурсов.

Что касается высоких и не слишком высоких искусств. Лично для себя жанр зомби-апокалипсиса держу за самый маразматичный во всем спектре фантастики. Изначально он весь строится на совершенно глупом допущении об оживших зомби. Они кусают, заражают, их убивают. И все!

Весь этот жанр пережеван и выплюнут сто раз. Все сюжетные ходы, все перипетии, все идеи несут на себе отпечаток не то, что вторичности, а третичности – прям окаменелости третичного периода. Все повороты скучны, предсказуемы и в целом, вялы. Отстрел зомби и крушение мира – два слона, на которых держится этот плоский мир. А третий слон – куркульство и собирательство ништяков. Грабежи складов и караванов. А дальше пустота. Все социальные и психологические изгибы из-за изначально идиотского допущения об атаке зомби выглядят до абсурда несерьезными.

Вообще, этот жанр чисто западный. То, что он приживается на нашей почве, объясняется целенаправленным уничтожением нашей национальной культуры. Издавна у западного обывателя была нездоровая тяга к мертвякам и смерти. Сколько образов в западном искусстве посвящены им. Смерть с косой, идущая по городам королева чума. А в двадцатом веке эта тема благодаря Голливуду была фантасмагорически искажена и опошлена, выродившись в бесконечные картинки про зомбаков и духов Преисподней. Попугать и вместе с тем потешить обрюзгшего западного обывателя, душой находящегося во власти древних архетипов смерти, разрушения и сатанизма – вот и вся цель. Русское национальное сознание тут несколько иное, более уважительное к этим вопросам, более философское и мистическое. Поэтому то, что нам привозят выставки трупов из Германии – для фашистов это нормально. А для русских – кощунственно. Но из нас же хотят сделать таких же, как они, только бесправных. И мы почему-то покупаемся на эту дрянь.

Кроме того, люблю литературу оптимизма. А все эти Апокплипсисы вгоняют в депрессию, прежде всего потому, что видел их уже не один в жизни, наяву. В пылающем Баку, во взрывающейся Чечне. В нынешних сводках Ковида.

С чтением и просмотром зомби-апокалипсисов завязал давно. Однако решил отписаться по этому жанру. Причина – освоил аудиокнигу камрада по сайту «Автор тудэй». Н. Берг «Ночная смена. Крепость живых».

В целом не пожалел. И озвучка хорошая, и текст увлекательный. Речь там идет, как обычно, о кусающих мирных питерцев зомбаках, которые после этого тоже превращаются в зомби и сносят все вокруг. Уцелевший народ забивается в Петропавловскую крепость и в Кронштадт. Военные и добровольцы спасают людей. Уничтожают зомби. Выживают и пытаются сохранить как современную человеческую цивилизацию, так и человечность в душах.

Повествование идет от лица простого врача, оказывающегося в центре событий и твердо выполняющего и гражданский, и профессиональный долг. Кстати, сам автор врач с большим стажем, поэтому все, что касается медицины в экстремальных условиях, передано очень хорошо.

Необходимо отметить, что книжка этот жанр оживила. Придала ему национальный колорит. Правильную русскую тональность.

Прежде всего, в большой плюс – получилось литературное произведение. С динамикой, внутренней логикой, достаточно приятными героями. Вышло трехмерное пространство повествования.

Большинство «зомбописцев» будто задались целью изготовить инструкцию по уничтожению зомби, загребанию ништяков и установлению власти над всей Вселенной и всеми красотками. При этом написано это в разной степени картонности, корявости, но легко до идиотии, чем и привлекают вирши не слишком изысканного читателя.

У Берга получилась картинка вполне разностороння и серьезная. Тема всемирного развала и хаоса - это фишка всего жанра, но тут она расписана с точки зрения людей, которые пытаются удержать ситуацию и не дать скатиться всему в ад.

Все же в который убеждаюсь, что должен быть какой-то возрастной ценз для авторов. Как воздух для водолаза необходим для нормального произведения живительный жизненный опыт и знание, как устроено общество и вообще этот мир.

Произведения большинства молодых, или не очень молодых, но чересчур инфантильных дарований источают абрикосовый туманящий аромат беззаботного слабоумия. В центре повествования там или суперспецназовец, вручную снимающий самолеты с неба. Или вдруг преисполнившийся нереальных талантов менеджер по продажам резиновых кукол, пораженный нарцистизмом, на которого из кустов сыпятся и сыпятся рояли, и на них он наяривает подобно Президенту Украины. В общем, все сводится: «А там зомбаки толпой валят. А я по ним блымс из бластера. А они хрясь – и на куски! А телка мне прыг на шею! А потом еще одна! И все на меня смотрят, как на героя. Потому что я герой из подвида «крутяк нереальный»!

Жуются такие чтива, как поп-корн в кинотеатре - весело, с хрустом. После в голове ничего не остается - ни герои, ни ситуации, ни мораль, только лишь космическая пустота. Хотя это пользуется огромной популярностью, особенно у молодежи.

Как книгопродавец в «Четвертом позвонке» говорил: «Людям в книгах не нужна ваша психология и философия. Людям нужны любовь и убийства». Людям не нужны всякие социальные рассуждения и психологические навороты, им нужны грубые зомби, трепетные эльфийки, нагибаторство и гаремы. Все эти хотелки взбудораженного гормонами юного сознания. Ну, прямо так и мерещатся навальнята с «Мы здесь власть!» И рекламный слоган, очертивший суть аномалий нашего современного общественного бытия «Ведь я этого достойна!» Но тут уж ничего не поделаешь. Время сурророгатов и фастфуда.

У Берга получилось произведение взрослого человека, видевшего мир. Реальные мужчины, состоявшиеся профессионально и нравственно, опытные и позитивные, делают свою работу - тяжелую, грязную. И каждый на своем месте, без пафоса, профессионально спасает мир. Смело, И, главное, вместе.

Греет душу не раз прокатанная и принятая взрослыми людьми и опоганенная безбашенным молодняком (не в плане возраста, а в плане развития разума) истина – нормальная жизнь может быть только там, где есть коллективные интересы, взаимопомощь, система. И где есть сильное государство, которое Конфуций еще называл главной ценностью, о которой люди должны заботиться неустанно и трепетно. Иначе люди быстро скатятся, как антигерои этой книги, к мародерству и чуть позже к людоедству.

Хороший образ получился человека, мечтающего себя поставить вне государства и системы, кретина, который всю жизнь копал схроны, надеясь на конец света, и вот мечта у него сбылась. Показано, какая это гнида и что ничего у него никогда не выйдет путного. Потому что он трус, псих и гнида. Кстати, как и набившие оскомину приблатненные герои Беркема, немало сделавшего для активизации выживальческой истерии и создания шизофренической атмосферы а истерическом разрезе «все пропало, двигаем по схронам!»

Достаточно стандартно показано постепенное озверение людей. И видно, что главный враг человека – это вовсе не зомби, а сам человек. Эти мысли привычные для жанра, да и вообще имеют весьма близкое отношение к нашему миру. Расписаны хорошо.

Приятно порадовало описание поведения этнических диаспор, как сразу наружу при ослаблении контроля лезет их дикарская сущность. Видел я это по Закавказью восьмидесятых, по Сумгаиту, как оно все происходит, когда из человека проклевывается дикарь. Надо отметить, что, как не играй в интернационализм, наши смуглые братья и небратья по СССР к этому дикому состоянию гораздо ближе, чем русский человек, который живет не стадом или племенем, а коллективом.

Что вызывало вопросы, которые больше относятся к моему вкусу и восприятию литературы. Книга из серии «Миры Круза». Меня это уже настраивает на некоторую настороженность. Прежде всего, по моему, может, и не слишком компетентному мнению, в России не было создано ни одного удачного межавторского цикла. «Сталкер» с сотнями книг дал пару интересных вещей, но от бесконечного повторения этих «сталкеры», «хабар», «зона» просто зубы ноют. А нескончаемые фанфики по «Метро» Глуховского. Автор так искренне и мило ненавидит Россию и такой он весь теплый и интеллигентный антисоветчик, что вообще пропагандировать плоды его творчества есть по сути свинство. Но и ведь не было создано ни одной нормальной книги по его мирам. Не говоря уж о том, что весь мир «Метро» за уши притянут и носит на себе отпечаток глупой несуразности, что научной, что социальной. Пусть авторы хотя бы ночь в метро попытаются провести, не то, чтобы поселиться там.

То ж самое «Миры Круза». Он автор, конечно, неплохой. Но миры его никакой сильной ценностью и оригинальностью не обладают. Нечто подобное обсосано в тысячах фантастических книжек. А почему, вообще, нет серии «Мир Аэлиты» или «Беляева», или «Гарина с гиперболоидом»? Может, потому что шиш даже приблизительно напишешь нечто-то близкое по уровню. А вот на жвачку налепить еще одну жвачку – труда не составит. Никто и не заметит разницы.

Зачем это делается и почему? Мотивы очевидны. Бизнес и ничего личного. Такова читательская аудитория, утонувшая в бурном потоке массовой литературы. Вот пошло что-то у людей на ура, так потом с этого уже и не слезут. Вот и множатся фанфики и недофанфики, радуя бредовостью и повышенным спросом.

Для бизнеса это хорошо. Для писателя очень плохо.

Вот взять ту же книгу Берга. Получилась она получше, чем у самого Круза, убедительнее. Да и герои более привлекательные, чем социал-дарвинисты Круза. Но это не мир Берга. Он в нем иммигрант, который никогда не достигнет положения старых фамилий, родившихся на этой земле.

Вместе с тем у автора вполне есть потенциал создавать свои миры. Которые будут куда интереснее и оригинальнее, если только он захочет изготовить что-то действительно новое.

Тут выступал один известный бизнесмен и озвучил неглупую мысль, что коммерческий успех может прийти только когда у тебя новая идея. Идти следом – это бесполезно, или продуешься, или будешь еле-еле сводить концы с концами. Нужно что-то яркое и новое.

Хотя новое и яркое – это еще не все. Тут вопрос раскрутки сразу встает. Которая, честно сказать, почти невозможна, чаще случайна, и вовсе не зависит от качества произведений, а то и зависит наоборот – чем лучше, тем хуже… Ну опять-таки – такой массовый читатель, такой спрос…

Что в книге мне не то, чтобы не понравилось, но немножко напрягло. Как-то очень быстро происходит переход от нормальной жизни к полному Апокалепцу. Люди с готовностью разбиваются на обособленные группы, строят оборону. И начинают жить, будто сто лет так и жили. Нет ощущения наползающего кошмара, растерянности и преодоления – прежде всего себя. При этом непонятно, что делают централизованные структуры, как они борются за выживание огромного города.

Не показано, как рушатся инфраструктурные системы. Электричество есть. Связь работает. А почему? Какими усилиями? Перво-наперво должны отключиться мобилы, а потом и электричество. Должны пойти пожары, катастрофы. Ничего этого нет или не видно.

Я понимаю, что это сделано ради динамики. Но тут можно было бы как-то прокрутиться.

Затянуты некоторые моменты с дебилом-выживльщиком. Сорок минут адуиокниги он в своей захоронке разделывает дичь, и все это описано с явно лишними подробностями. Может, кому интересно. По мне так не шибко.

Что касается характеристик оружия, тут все по нынешним законам жанра – каждый ствол расписать, какая нарезка, сколько патронов. Может, оно и увлекает читателя. В общем, местами по делу. Но злоупотреблять этим излишне.

Образ кретина из схрона, как мне кажется, можно было бы расписать более карикатурно. Показать, какой он идиот на каких-то его совсем дурацких поступках.

Ну а вообще что касается взглядов на жизнь, на политику, на историю – это созвучно и мне. Нет либерального сюсюканья, самолюбования. Нет «положительных героев», которые все из себя яркие личности и непременно против прогнившей государственной системы и особенно кровавой гэбни – из-за них я терпеть не могу большинство наших фантастов, в том числе и из девяностых, типа обожаемого интеллектуалами Логинова, или некоторые фолианты Лукьяненко, который в последнее время исправился. В «Крепости» виден деловой подход – как реально спасать себя и людей без всяких химер типа прав человека, толерантности. Наверное, потому что автор доктор и видел всякое, а не мендежер по покупкам и распределениям…

У автора большой потенциал. Главное, что умеет писать убедительно и увлекательно и еще легко. Легкость изложения ныне в цене. Вовсе не интересно читать словесные навороты, в которых сам леший заблудится, как в трех соснах.

Хочу отметить, что я не литературовед. Пишу в стиле – нравится не нравится, и как созвучно с моим настроем. Нормальная книга – это еще и возможность поглядеть на наше общество со стороны. Увидеть его болевые точки…

Заодно рекламирую собственные произведения. О тоталитарных сектах и до чего они могут довести общество.

Илья Рясной

«Огонь священной войны»

https://author.today/work/134066

https://www.litres.ru/ilya-rya...

Новый фантастический роман о покорении Исламом Европы

Илья Рясной

«Майор Казанцев и Европейский Халифат».

https://author.today/work/117359

https://www.litres.ru/ilya-ryasnoy-24131365/mayor-kazancev-i-evropeyskiy-halifat/

Первая часть -

Илья Рясной «Семь смертей майора Казанцева»

https://author.today/work/94732

https://www.litres.ru/ilya-ryasnoy-24131365/sem-smertey-mayora-kazanceva/


"Отрицательный резус" После сноса укробазы ищут странных доноров
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Автор:  АМАРАНТ"Еврейская кровь?" Черниговское подполье сдало тайный отель с офицерьем и наемниками. Располага - на военном сленге означает "расположение роты". Сейчас сие трактован...

Международное право, в примерах

Я сейчас вам урок международного права даду. «Даду, даду»(с) В примерах за последние 30 лет. Вторжение в Сомали. Американцы вторглись в 1992 году под предлогом «борьбы с голо...

Провал ЦАХАЛа

Когда в начале апреля Израиль без видимых на то оснований разнес посольский комплекс Тегерана в Дамаске, убив при этом несколько иранских генералов, многие это восприняли как нажатие на...

Обсудить
  • Когда-то писал о политике такой автор: Нюра Н. Берг. Не этого ли автора книга?
  • Самое первое "Метро" - очень неплохое - и идея там чёткая, что "Современный человек не может принять людей будущего"... - современный человек не может и принять людей прошлого - видишь: сразу "дикари"...
  • Как ни странно, именно у Лукьяненко книги про зомбиапокалипсис (КваZи) понравились.
  • "нормальная жизнь может быть только там, где есть коллективные интересы, взаимопомощь, система" - тоже так думаю. именно так и выживали наши предки. и благодаря тому, что еще осталось от коллективизма, мы еще живы. тоже люблю фантастику, которая приоткрывает завесу времени и показывает, как говорят физики, "поле вариантов". зомбаки и смерть притягивают амеров, да и всех, чей культурный код сильно отличается от нашего, только потому, что они её боятся, их ужасает сама мысль, что потреблять после этой черты они не смогут, не сумеют перетащить ТУДА все свое накопленное. запустить бы парочку таких протюнингованных мозгов в наши дебри леса, рассказав предварительно им про леших и кикимор :joy: от каждого пня будут шарахаться.
  • Нашел, читаю - Спасибо. Круз как-то более железячно писал, специфические детали оружейника. У Берга человеческого больше.