КТО ТАКИЕ КАЗАКИ?

10 5361

В связи моими публикациями материалов о казачестве, среди некоторых недалеких людей считающими себя «патриотами» стали раздаваться обвинения в сепаратизме, в попытках расколоть единый русский народ и т.д.

Так как я и дальше собираюсь размещать материалы о происхождении, истории, культуре и быте казаков, то сразу хочу объяснить свою позицию по поводу принадлежности казачества к русским.

И для того чтобы поставить все точки над i решил выложить нижеследующий материал.

Скажу сразу – казаки это без сомнения неотъемлемая часть русского народа.

Антропологические исследования казачества, проведенные В. Ф. Кашибадзе и О. Г. Насоновым показали, что история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных областей Центральной России, а также незначительное включение южных и восточных элементов.

Казаки - русский субэтнос возникший от смешения русских и кочевников и горных народов Приазовья и Придонья.

Подобные субэтносы в русской истории возникали неоднократно: Поморы – от смеси русских и карелов, в Белой Руси от смешения русских и прибалтийских племен, Малой Руси от смешения русских и поляков, и Южной Руси (Новой Руси) от смешения русских с греками, сербами и поляками. При этом субэтносы Малой Руси и Новой Руси это не один субэтнос как пытаются доказать «украинысты» а два разных субэтноса.

Из наиболее новых субэтносов можно назвать Трехреченский - смесь русских и китайцев, правда этот субэтнос, совместными усилиями китайцев и Советов был уничтожен на стадии его зарождения.

Субэтнос (также субэтническая группа) — компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры, языком (диалект), более поздним, чем в момент зарождения общего этноса географическим происхождением, и осознают это отличие. Субэтническая группа имеет самоназвание, а её члены испытывают двойственную принадлежность — к этносу и субэтносу одновременно (например, нагайбаки среди татар, дигорцы среди осетин).

Субэтносы могут выступать в различной форме — как этнографические группы, живущие на определённой территории, как сословия, как конфессиональные общины и т. д. Но критерием их выделения всегда служат поведенческие особенности и противопоставление остальным членам этноса (на основе взаимной симпатии членов субэтноса) при сохранении этнического единства.

Русские субэтносы или этнокультурные группы.

Все русское население России можно условно разделить на обособленные группы на основании этнокультурных особенностей, так как в рамках отдельных регионов существуют характерные различия между русскими их населяющими.

Этнографические группы русских — группы русского населения, различающиеся своими этнокультурными особенностями.

Этнокультурные различия между группами русского населения возникали в виду следующих процессов исторических процессов:

• при расселении славян в Восточной Европе

• при формировании восточнославянской государственности

• при освоении русскими новых земель

• при ассимиляции новых народов

• при взаимном влиянии культур соседних народов

Разумеется, за столь долгий временной промежуток произошло существенное нивелирование этнографических различий русских, но окончательно они не исчезли до сих пор. В настоящее время можно говорить о четырех историко-культурных зонах в рамках ареала проживания русских:

1. северная историко-культурная зона

2. центральная историко-культурная зона

3. южная историко-культурная зона

4. сибирско-дальневосточная историко-культурная зона

Однако существуют не только крупные территориальные этнографические группы: есть очень много небольших групп русских, которые отличаются характерными названиями, своей спецификой ведения хозяйства и нюансами народной культуры.

Северная историко-культурная зона русских

Северная зона расселения русских отличается малочисленностью этнокультурных групп и речевых местных диалектов. Такое положение дел связано со стихийностью освоения Русского Севера и длительным отсутствием правительственной политики освоения данных территорий.

Самой узнаваемой и широко известной особенностью русского населения северной историко-культурной зоны является окающий говор, то есть когда в разговорной речи отчетливо произносятся буквы "о" с характерным ударением или придыханием на них.

Народная культура северных русских проявляется в малодворных сельских поселениях, больших жилищах-избах соединенных с хозяйственным двором, сарафанный комплекс у женского костюма, широкое хождение былин и сказаний, протяжное пение и причитание.

Самая большая этнографическая группа северных русских — поморы. Среди поморов необходимо выделять более мелкие группы — усть-цилемы и пустозёры. Также в северной историко-культурной зоне проживают сицкари, пушкари и тудовляне.

Центральная и южная историко-культурные зона русских

Отличительные этнокультурные черты русских проживающих в этих историко-культурных зонах возникали ввиду особенностей заселения лесостепной и степной полосы, которые связаны с активным земледелием и большими открытыми пространствами позволяющими создавать очень большие, хорошо организованные поселения.

Следует отметить, что заселение центра и юга России происходило волнообразно из-за разорения поселений татаро-монголами и другими тюркскими кочевыми народами.

Центральная историко-культурная зона характерна почти полным отсутствием деления русского населения на этнографических группы.

Центральная историко-культурная зона, самый центр России: территории бывших Московского и Владимирского княжеств, характерна почти полным отсутствием деления русского населения на этнографических группы, чего нельзя сказать о южнорусском населении. В южной историко-культурной зоне можно выделить следующие этнографические группы: полехи - жители Калужско-Брянского полесья; горюны, саяны, севрюки - Курская область; однодворцы, цуканы - Тамбовская область; мещёра - граница Владимирской и Рязанской областей.

Мещёра сформировались при ассимиляции местных финно-угров и ныне считаются исчезнувшим субэтносом русских.

Сибирско-дальневосточная историко-культурная зона русских

Отличительной особенностью этой историко-культурной зоны является наличие этноконфессиональных групп русских. Это связано с тем, что Сибирь и Дальний Восток были местами ссылки старообрядцев и сектантов. Можно смело утверждать — старообрядцы были одними из самых первых массовых русских поселенцев в Сибири.

Отличительной особенностью сибирско-дальневосточной историко-культурной зоны является наличие этноконфессиональных групп русских.

Все группы сибирских русских, кроме старообрядцев, при сравнении с русскими из Европейской части России следует объединить в один тип с двумя подтипами:

• русские, не смешавшиеся с другими народами и являвшиеся потомками старожилов

1. каменщики - потомки кержаков из Нижегородской губернии, проживают в основном в Западной Сибири

2. поляки — проживают на Алтае и являются потомками русских старообрядцев из Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской губерний (характерны тем, что не смешивались с соседними этносами и в течение 200 лет поддерживали исключительно эндогамию)

3. семейские — проживают в Забайкалье и это старообрядцы, выселенные с территории Белоруссии (как и поляки, они не вступали в смешения с местными этносами)

• метисы проживающие главным образом в Якутии и затундренской зоне

1. ленские старожилы — поселились в Якутии в конце 18 века, женились на якутянках и постепенно утратили свои обычаи и переняли культуру якутов

2. индигирцы — образовали обособленную группу русских, сохранивших свой язык и культуру

3. походчане — группа русских в низовьях Колымы

4. камчадалы — восприняли быт и хозяйство местных жителей ительменов и в меньшей степени коряков, чуванцев

Русские субэтносы по фактору происхождения

Помимо территориальной классификации, группирующей русские субэтносы по месту их размещения, существует классификация по фактору происхождения. Эта классификация состоит из семи типов субэтносов:

1. Этноконфессиональные группы — кержаки, бухтарминцы («каменщики»), семейские, «поляки» Алтая и другие. Данные группы сформировались из старообрядческого населения, расселявшегося с XVII века (а позднее и насильственно переселяемого) в отдалённые районы России и за рубеж. Они образовывали замкнутые сообщества на севере Европейской части России, на Урале, в южной Сибири. Изоляция от остального русского населения способствовала консервации древних особенностей культуры у старообрядческих групп.

2. Группы, переселившиеся с основной этнической территории русских и жившие в значительной степени изолированно от окружающих народов — поморы, усть-цилёмцы, пустозёры, «уральцы» Амударьи и другие. Данный тип формирования субэтнических групп привёл к сохранению ими ряда архаических черт русской культуры, что выделяло их, даже если впоследствии они оказывались в окружении русского населения. При этом необходимо отметить, что в состав поморов частично влилось и финно-угорское население Беломорья, а некоторые группы поморов имеют финно-угорское происхождение, но это не стало главным фактором образования данных групп.

3. Группы смешанного происхождения — мещёра (мещеряки), сицкари — в европейской части России, затундренные (крестьяне), карымы, гураны, якутяне (ленские старожилы), русскоустьинцы (индигирщики), походчане (колымчане), марковцы (анадырщики), гижигинцы, камчадалы — в Сибири. Данные группы формировались в результате переселения русских с основной этнической территории и смешения с окружающими народами на новых местах проживания. В результате тесных контактов, в том числе и межэтнических браков, происходило изменение антропологического облика, русские заимствовали некоторые черты языка и культуры соседних с ними народов (в ряде случаев родным языком у части субэтносов был не русский: у карымов — бурятский, у затундренных крестьян — долганский, у ленских старожилов — частично якутский и т. д.). Процессы межэтнического взаимодействия в этих случаях варьировались от ассимиляции русскими местного населения до метисации с ним. При этом в формирующихся субэтнических группах с большей или меньшей долей русского компонента всегда сохранялось русское самосознание.

4. Группы иноэтничного происхождения, переселившиеся на основную этническую территорию русских и ассимилированные русскими — «карелы», тудовляне, ляхи и паны.

5. Группы древнего автохтонного русского населения — полехи, горюны, севрюки, саяны, карамыши. Данные группы ведут своё происхождение от сохранившихся остатков русского населения в заокских районах на территории Дикого поля после монголо-татарского нашествия, которые не слились в ходе реколонизации с основной массой русского народа.

6. Этносословные группы (казачество) — донские казаки, кубанские казаки, уральские казаки, семиреченские казаки и другие. Русское казачество, начавшее формироваться с XV—XVI веков на юге европейской части России, по мере расширения границ русского государства, расселилось на значительной территории от Дона и Кубани до Приморья, образовав различные по происхождению, языку и культуре группы. К началу XX века казачество составляло одиннадцать войск: донское, кубанское, терское, астраханское, уральское, оренбургское, сибирское, семиреченское, забайкальское, амурское, уссурийское и два отдельных казачьих полка, кроме того казацкое происхождение имели некрасовцы, казаки не представляли единой этнической общности, а состояли из ряда разнородных локальных групп, в основе своей русских. Для разных групп казачества было характерно употребление различных русских говоров, казаки различались по формировавшим их этническим компонентам и физическому типу, по особенностям культуры, по принадлежности к религии (православные Русской церкви, старообрядцы, мусульмане, буддисты) и т. д. Причём различия отмечались не только между войсками казаков, но и внутри войск — у донских казаков отличались говоры и элементы культуры верховской и низовской групп, у кубанских — собственно кубанской и кавказско-линейной групп. Первоначально ведущим фактором в формировании казаков был отрыв от основного этнического массива русских и взаимодействие с представителями других народов, затем обособление казаков определяла социальная специфика в виде статуса полувоенного сословия в составе населения Российской империи.

7. Этнонимичные группы южнорусского населения, представляющие собой потомков ранних переселенцев в этот регион — различные группы однодворцев (талагаи, щекуны, индюки и другие) и цуканов (группы цокающих переселенцев Орловской, Воронежской, Саратовской и других губерний), ягуны, мамоны и другие.

8. Политически искусственно созданные группы на основе этнонимичных и автохтонных групп южнорусского населения. Малороссы и белоруссы - потомки русских смешанных с поляками и прибалтами. Главной основой создания подобных субэтносов послужила искусственная политика польских, австрийских, коммунистических и нацистких (гитлеровских) политиков, направленная на создание отдельных субэтносов, а в последствии и этносов, для ослабления русского влияния на этих территориях.

Современное положение и самосознание.

В процессе усиления экономических связей, внутренних миграций, консолидации русского этноса, распространения средств массовой информации и других процессов уже со второй половины XIX этнографические и субэтнические группы русских начинали утрачивать особенности своих говоров, традиций, образа жизни. Особенно этот процесс ускорился в XX веке в советское время. Утрата субэтносами этнокультурной специфики происходит в русле характерных для современного мира процессов нивелировки культурных различий, исчезновения традиций, вытеснения местных говоров литературными языками. Уже в начале XX века ряд крупных субэтносов, насчитывавших десятки тысяч человек, слились с основной массой русских. К концу XX века уже большая часть субэтносов, их этнотерриториальные, конфессиональные и социальные группы, перестали осознаваться как обособленные. Тем не менее, некоторые субэтносы сохраняются до сих пор.

С 1990-х годов происходит возрождение утраченного субэтнического самосознания казаков и некоторых других русских субэтносов, оживление религиозной жизни привело к возрождению осознания конфессиональной обособленности старообрядцев и сектантов. Так, были включены в список этнических общностей России, составленный по результатам переписи населения 2002 года, казаки, поморы и камчадалы, согласно результатам переписи данные субэтносы имеют сильные позиции и устойчивое субэтническое самосознание. Сохранены многие этнокультурные особенности у семейских старообрядцев Забайкалья, кержаков, колымчан.

В целях сохранения традиционного уклада жизни и культурных особенностей на региональном уровне принимаются законы в защиту русских старожилов Якутии: «О распространении положений Федерального Закона № 82 от 30.04.1999 года „О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ на русских арктических старожилов походчан и русскоустьинцев» (русские старожилы были включены в категорию малочисленного коренного населения Якутии в силу того, что они наряду с отличительными социальными характеристиками, культурным обликом, характерных для коренного населения, сохраняют традиционную систему жизнеобеспечения, прежде всего, такие специфические формы хозяйственной деятельности как охота, собирательство и т. д.). Идут процессы оживления интереса к истории своего края, его культурным и диалектным особенностям, например, у сицкарей, и даже предпринимаются несколько искусственные попытки «конструирования» обособленной локальной группы, как это происходит среди кацкарей в Ярославской области с конца 1990-х годов. Решающую роль в этом процессе играет краевед Мышкинского района Ярославской области С. Н. Темняткин, выступающий за признание населения в бассейне реки Кадки — района, известного с XVI века как Кацкий стан (около 2 тыс. человек), особой группой в составе русских под названием «кацкари», выделяющихся особенностями говора и культуры. С этой целью он и его последователи ведут пропагандистскую деятельность, в деревне Мартыново ими создан этнографический музей кацкарей, фольклорный театр, издаётся газета «Кацкая летопись».

В то же время исследователи отмечают, что частью русские субэтносы, включая такие крупные, как казачество и русские конфессии, за время советского периода в значительной мере утратили свои особенности и различия, возникшие на любой из основ — социальной, религиозной, территориальной, экономической, этнической и т. д.

При этом были искуственно усилены (по политическим мативам) субэтносы Малой и Белой Руси.

Как правило, для представителя современного субэтноса характерно двойное самосознание, когда он осознаёт свою принадлежность к локальной группе и вместе с тем ко всему этносу («я, казак, я помор и т.д, и также отношусь к русским»).

В некоторых случаях стремление сохранить свою идентичность приводит у части представителей субэтносов к отрицанию своей принадлежности к русскому этносу, к попыткам объявить субэтнос самостоятельным народом (так, например, с начала XX века появляются высказывания среди части деятелей малороссийского и южнославянских субэтносов, а с конца XX века части поморского субэтноса, о признании их самостоятельным народом). В этом случае развивается особое этническое самосознание.

В то же время для ряда субэтнических групп характерно стремление влиться в основной массив русских, избавляясь от любых отличий, считая, что быть частью субэтноса непрестижно, заявляя, что они только русские. При этом сохраняется только общерусское самосознание и утрачивается осознание принадлежности к локальной группе.

P.S. Таким образом Русский народ - это едиство (этноса) в разнообразии (субэтносов), и в этом его сила!

Прошлая тема: Христианство и Донское казачество

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Только вот сдается мне что сейчас набежит сюда русский народ и устроит вам единство этноса и разнообразие субэтноса.... :joy: :joy: :joy: :joy: :joy: :joy:
  • без альтернативных историй) хрен узнаем кто такие русские,. а пора бы... но это только после скидывания ..безденежного правительства..Долой правительство у которого нет денег на русскую историю)
  • Спасибо за подробный обзор этнической истории русского народа! 20-й век так перемешал население России , что и не знаешь кем себя называть. По маме - оренбургский казак из станицы Магнитная (ныне правый берег Магнитогорска). По отцу - заволжский кержак из-под Кикнура. А моя фамилия от маминого отца, оренбургского казака - мордвина, родители которого переселились на Южный Урал в конце 19-го века из-под Пензы и были поверстаны в казаки. По воспитанию и самосознанию - русский, и оренбургский казак :-)
    • KAMAS
    • 30 ноября 2018 г. 14:52
    Что за бред? Ну я русский дальневосточник. Никаких старообрядцев у меня и вообще у окружающих русских и близко нет. Автор, заканчивай травку курить.
    • vesta
    • 3 января 2019 г. 10:29
    благодарю...такие статьи нужны...сама узнала совсем недавно, что казачьего роду...предки молчали об этом, потому выжили