"Великий отказ" от "павлиньей" моды: что такое идеальный мужской костюм

3 1502

Современный костюм состоит из трех предметов: пиджака с длинными рукавами на пуговицах, жилета и длинных брюк. Как правило, шьется из тонкой шерстяной ткани. Именно материал является важным показателем качества, и так было всегда. Истории костюма и тому, как менялись мужские предпочтения в одежде на протяжении нескольких столетий, посвящена новая книга Кристофера Бруарда "Костюм: стиль, форма и функция", которая вышла в издательстве "НЛО".

РИА Новости выбрало наиболее интересные фрагменты монографии, объясняющие, как политика влияла на крой пиджаков и почему мужчины предпочитали черный цвет.

Желания заказчиков и диктат портных

В XVI и начале XVII века между знатными господами и их помощниками, занимавшимися покупкой предметов гардероба в Лондоне и других городах, велась активная переписка по поводу цен, качества материалов, особенностей кроя, цвета и соответствия будущего изделия представлениям о моде и приличиях.

"Заказ одного "комплекта" одежды предполагал заключение сделок между представителями нескольких профессий: торговцем тканями, портным, изготовителями пуговиц и петлиц, вышивальщицами и т. д. Роль портного в этом процессе радикально изменилась к концу XVI века, в эпоху, когда ремесла боролись за первенство в иерархии европейской системы могущественных гильдий".

Мужчина в полном классическом костюме: сюртук, белая рубашка, галстук, двубортный жилет, карманные часы, белый платок в кармане, брюки. 1901 год

Портные добились большей профессиональной независимости и коммерческого влияния. Теперь они сами выбирали, покупали ткань и другие материалы напрямую у купцов, а не получали их от клиента вместе с указаниями по поводу будущего наряда.

Постепенно производители обзавелись цеховыми альбомами с эскизами, демонстрировавшими разные варианты конструирования и отделки рукава или, например, плаща. "Кроме того, широкое распространение получили печатные портновские каталоги выкроек и иллюстрированные альбомы костюмов народов мира". К началу XVII века портные уже не следовали причудам моды, а сами диктовали условия заказчикам.

Позже психолог Джон Карл Флюгель объяснил этот "великий мужской отказ" от показной "павлиньей" моды искушенных щеголей XVII века индустриализацией и развитием демократии: серьезные времена требовали строгости в одежде.

В начале XIX века портные стремились стандартизировать работу: это касалось и методов обмера, и кроя. Массовое производство сделало отрасль более демократичной.

По мере того как универсальные лекала вытесняли архивы индивидуальных мерок почти на всех предприятиях, портные экспериментировали с формами, учитывая сезонные изменения моды. И если раньше образ создавался индивидуально, согласно личным запросам заказчика, то теперь лекала насаждали одновременно по всему миру.

Английский денди Джордж Брайан Браммел

Универсальный черный

Автор книги цитирует историка моды Энн Холландер: "Встречи на высшем уровне глáвы государств проводят в костюмах, на собеседование в поисках работы мужчины являются в костюмах, обвиняемый <…> в убийстве старается предстать перед присяжными в костюме".

"Но при всем при том джентльменский набор "брюки — пиджак — рубашка — галстук", как официальный, так и не слишком, в лучшем случае называют скучным". Костюм, продолжает Холландер, моден неумолимо — в классическом смысле.

Датой рождения современного мужского костюма Бруард считает 1666 год, когда Карл II в моду при английском дворе ввел османский камзол. Этот наряд был встречен с "небывалым и единодушным одобрением элиты и средних гражданских чинов". В разные годы на крой костюмов влияли военная форма и социально-культурные явления. Так, отмечает автор, протестантизм, требовавший скромности в одежде, во многом сформировал правила кроя и пошива мужского гардероба.

"Благодаря темным цветам костюм впоследствии стал символом главных аспектов нравственной, философской и экономической жизни XIX века". Особое значение со временем приобрел черный. Этот цвет "служил символом элегантности, благопристойности и респектабельности и в то же время — подавления и скорби, утрат, которые несло человеческое сердце", пишет автор.

Костюмы образца 1919 года, Версальская конференция

"В европейских городах, в особенности в Лондоне, портные совместно с заказчиками усердно трудились, чтобы найти подходящий комплект одежды для новых профессий, рожденных империей, промышленностью и коммерцией: он должен был производить впечатление респектабельности и солидности", — продолжает Кристофер Бруард.

В середине XIX века деловой стиль в Англии — это черный сюртук до колена, прямые шерстяные брюки и шелковый цилиндр. Так одевались члены обеих палат парламента, городские банкиры и биржевые брокеры, судьи, адвокаты и врачи.

Эта мода продержалась вплоть до первой трети ХХ века, а с 1930-х годов закрепилась в качестве официальной одежды для представлений ко двору и великосветских мероприятий вроде скачек, свадеб и похорон, отмечает исследователь.

Иначе выглядели старшие клерки солидных фирм. "Эти степенные господа красовались в свободных сюртуках, в коричневых или черных панталонах, в белых галстуках и жилетах, в крепких широких башмаках и толстых гетрах". Однако, замечает Бруард, к концу XIX века верх одержал стиль младших клерков: простой комплект из короткого пиджака, жилета и зауженных брюк из одной ткани, а также шляпа-котелок.

Простую пиджачную пару носили все: от продавцов и клерков до священнослужителей, учителей и журналистов. Следующий этап в развитии мужского костюма — Первая мировая война, когда мужчины вновь подверглись дисциплинирующему воздействию поставщиков военного обмундирования. "Военная форма цвета хаки была повсюду в тылу, означая готовность к борьбе и устанавливая границу между миром военных и гражданских".

Индивидуальный пошив мужского костюма

Сдержанность и чувство собственного достоинства

В середине ХХ века мужской идеал сформировала памятка одной компании, занимавшейся производством и продажей мужской одежды.

"Следовало избегать любых излишеств, приветствовалась сдержанность и спокойное чувство собственного достоинства". Рекомендовалось избегать сурового стиля налоговых инспекторов и слишком льстивого тона гадалки. "Оттачивайте величавый стиль речи "квакерского чаепития", являющийся золотой серединой", — говорилось в документе.

В 1985 году вышло популярное руководство по выбору качественной мужской одежды "Элегантность", автором которого был известный модный обозреватель Дж. Брюс Бойер.

Вот одно из золотых правил тех лет: "Слишком большое количество цветов, излишнее разнообразие узоров или чрезмерно диссонирующее сочетание элементов ансамбля действует как превышение напряжения в предохранителе. Если разом включить все электроприборы, это грозит перегрузкой системы".

Несмотря на перемены в деловой жизни Лондона, традиционный костюм оставался ключевым показателем способности "соответствовать", уверен Бруард. "Однако все снова переменится к началу XXI столетия. В наше время многие престижные компании допустили послабления в дресс-коде и способствовали распространению стиля "смарт кэжуал" под влиянием американской философии управления и более свободных неиерархических структур, — заключает исследователь. И приводит слова Маркса: "Все сословное и застойное исчезает".

Анна Кочарова

РИА Новости https://ria.ru/culture/20181113/1532617663.html

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

Обсудить
  • Следовало бы напомнить о заслуге Н.В.Гоголя и его "Ревизора". И.С.Аксаков работая в Калуге сообщает, что местное дворянство поголовно, а за ними, это пошло и по всёй России, стало выписывать журналы мод из Парижу и, соответстенно, "в курсе" и крайне чуствительно к новым веяниям. Ведь по всем многочисленным празднествам вся провинция с воодушевлением "делает па"...
  • все равно круто смотрятся все в костюмах, на то время тот фасон был шикарен.