Хан-Тенгри - Золотой Хан - Властелин Неба

2 5613

Хан-Тенгри: священная гора тюрков

В начале был Тенгри, было только голубое небо, – гласит тюркский миф.

Тенгри есть Закон, и люди поклоняются ему, восходя на горные вершины. Нет для кочевника горы важнее Хан-Тенгри, а потому должен он совершить паломничество. Степь для кочевника – дом, но если не смотреть вверх, душа никогда не возвысится над степью и тяготами земными.

Антенны земли

Горы занимают на земле около 36 миллионов квадратных километров, или около четверти всей суши. На территории Казахстана несколько горных районов, и наиболее значимым из них является Тянь-Шань. Древняя горная страна занимает большое пространство на Евразийском материке. За свою долгую геологическую историю – а эти горы сформировались во время калидонской складчатости, они подвергались разрушению. В период альпийской складчатости на месте разрушенных гор возникла современная складчато-глыбовая горная система – Тянь-Шань. Многие признаки говорят о том, что поднятие его северных цепей продолжается.

Тянь-Шань раскинулся на многие сотни километров на территории пяти стран – Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Китая. Название Тянь-Шань по-китайски означает «небесные» или «божественные горы». Тянь-Шань – это около тридцати вершин высотой более 6000 метров и два семитысячника. Высочайшей горой Тянь-Шаня является пик Победы (7439 м), расположенный в хребте Какшаал-Тоона границе Китая и Кыргызстана.

В 1931 году этот могучий массив увиделиучастники научной экспедиции под руководством Погребецкого. В 38-ом трое участников московской экспедиции Летавета взошли на эту неприступную гору, а в 43-м топографическая экспедиция инженера Рапасова установила его высшую точку– 7439 метров. В честь победы в Великой Отечественной войне ей дали название пик Победы.

Но самой красивой на Тянь-Шане по праву считается пирамида пика Хан-Тенгри (7010 м). Гора находится в хребте Тенгри-Таг, который является границей между Казахстаном и Киргизией. 

Тюркское слово «тенгритаг» образовано от слов «тенгри», что означает «небо», и «таг», что означает «гора». С юга, со стороны Кыргызстана, она имеет правильную пирамидальную форму, на север обрывается трехкилометровой стеной.

На земном шаре не так много географических точек, названия которых сохранились с древности. Одна из них – пик Хан-Тенгри, повелитель неба, властелин духов, а жители окрестных долин называют ее Кан-Тоо, или Кровавая гора. На закате вершина, сложенная мраморами, окрашивается в оранжево-багряный цвет. Согласно легенде, духи разжигают огонь в недосягаемых небесах, и свет его отражает пик, вонзившийся острием в небо. Бегущие облака создают иллюзию движения света и тени на заснеженной вершине.

Многие алматинцы даже не подозревают, что в нескольких часах езды от города, если двигаться в сторону китайской границы, прямо с дороги в хорошую погоду можно увидеть гору, заметно возвышающуюся над другими вершинами. Из зеленых ущелий Центральной части Тянь-Шаня надо лететь менее часа на вертолете, чтобы оказаться у подножия высочайшей горы Республики Казахстан.

Горы – это антенны. Пики направлены вверх, по вертикали, а значит – в космос. В больших горах нет того, что в городах мешает принимать энергии и информацию. Там чисто. А потому люди издревле поклоняются горам, которые считают местами силы.

Вернемся к истории. С середины XIX века к глухому горному узлу потянулись исследователи и путешественники. Первым европейским исследователем Тянь-Шаня был П.П. Семенов, получивший за свой научный труд титул Тяньшанского. Семенов-Тянь-Шанский прибыл на берег озера Иссык-Куль и увидел панораму гор.

После зимовки ученый предпринял экспедицию на лошадях вглубь Тянь-Шаня – так за два года на карте появились новые географические названия и обозначения. Он составил первую схему орографии этой горной страны в виде системы хребтов, собрал горные породы и узнал геологическое строение Небесных гор.

Увидев с одного из хребтов Хан-Тенгри, Семенов записал в дневнике: «Когда мы добрались около часа пополудни к вершине горного прохода, то были ослеплены неожиданным зрелищем. Прямо на юг от нас возвышался самый величественный из когда-либо виданных мною горных хребтов. Он весь, сверху донизу, состоял из снежных исполинов, которых я, направо и налево от себя, мог насчитать не менее тридцати. Весь этот гребень был покрыт нигде не прерывающейся пеленой вечного снега. Как раз посередине этих исполинов вздымалась одна, резко между ними отделяющаяся по своей колоссальной высоте белоснежная остроконечная пирамида, которая с высоты перевала превосходила высоту остальных вершин вдвое».

Долгое время точка расположения Хан-Тенгри оставалась условной. На Центральный Тянь-Шань приходили экспедиции многих исследователей, ученых и путешественников. Все онипополнили знания о белом пятне на карте мира, а длинное и узкое моренное озеро на леднике Иныльчек названо именем Мерцбахера.

В 1929 году внутренний Тянь-Шань исследовал путешественник и альпинист М. Погребецкий. Он поставил целью восхождение на Хан-Тенгри и вернулся в самое сердце Тянь-Шаня в 31-м. В своем дневнике он писал: «Шаг за шагом мы приближаемся к вершине, она становится положе и уходит от нас дальше, а сердце колотится, как мотор, и частый отдых ничего не дает. Кулаки наши сжаты, зубы стиснуты. Еще несколько усилий, еще несколько шагов. Но вот ветер швыряет в лицо снегом с вершины; стена, по которой мы идем, закругляется, выше идти некуда. Вершина!»

Культ Тенгри

Древние тюрки были тенгрианцами. Они поклонялись природе, а культ Тенгри – это культ небесного Духа-хозяина. Тенгри-хан почитался как единый творец мира, где ему подчинялись все и вся. В умах людей он было огромных размеров, что отражало его космические масштабы, а титул хан указывал на его главенствующее положение во вселенной. Тенгрианцы верили, что смерти нет, есть круговорот жизни, и принимали смерть как естественное продолжение жизни, только в другом существовании.

Тенгри-таг, Хан-Тенгри, тенгрианство… Как перекликаются эти слова! И вершина правильной пирамидальной формы считается одним из сакральных мест Казахстана.

Этот район, долгое время остававшийся закрытым в силу своей близости к китайской границе, стал доступным в 80-х. На Тянь-Шань буквально хлынули японцы, американцы, болгары, румыны, французы, англичане и другие иностранцы. В Казахстане и Кыргызстане стали открываться альпинистские лагеря и турфирмы, которые предлагают клиентам треккинги по Тянь-Шаню и восхождение на два семитысячника.

Постепенно Центральный Тянь-Шань превратился в центр мирового альпинизма. Летом здесь работают международные альплагеря, стоят самостоятельные экспедиции. Чтобы попасть к подножию семитысячников, которые альпинисты называют Ханом и Победой, они приезжают в Алматы, откуда на машинах их везут в зеленые ущелья, где царит тишина, а воздух полон дивных запахов елей и луговых трав.

Если альпинист намерен взойти на пик Победы, он выбирает лагерь на леднике Южный Иныльчек со стороны Кыргызстана. Здесь же начинаются маршруты на Хан-Тенгри с юга, и наиболее популярным является классический путь через перемычку между Ханом и пиком Чапаева. С юга середину горы рассекают мраморные серпы, подчеркивающие ее пирамидальную форму. С севера, с ледника Северный Иныльчек, есть классический маршрут через плечо пика Чапаева, где сходятся две «классики», или по крутой Северной стене, что доступно только мастерам.

Для многих казахстанских альпинистов восхождение на Хан-Тенгри не является из ряда вон выходящим событием, алматинцам близость горного района позволяет постоянно совершенствовать свое мастерство и работать гидами.

Астральные знаки

Известный казахстанский альпинист Ринат Хайбуллин проводил на Тянь-Шане альпинистский фестиваль «Хан-Тенгри». По итогам восхождений за 1990 год спортсмен из клуба армии был признан одним из лучших альпинистов СССР. Летом 1994 года он пережил на Тянь-Шане историю, которая заставила его оставить большой спорт и заниматься развитием туризма.

Он соло сходил на Хан-Тенгри и спустился в базовый лагерь – для горовосходителя его уровня одного дня было достаточно. А уже на другой день он в одиночку пошел на самый северный семитысячник земли в скоростном темпе. Взойти соло на пик Победы, который принято считать одной из самых кровожадных гор мира, могут только избранные, а их – единицы. Ринат не успел засветло подняться до снежной пещеры в районе пика Важа Пшавела. Началась непогода, а рельеф становился все круче. На высоте 6800 метров он решил повернуть назад и на спуске сорвался на припорошенном снегом ледовом склоне, но успел задержаться.

К тому времени на пике Победы погибли около пятидесяти человек. Он решил не рисковать, ледорубом выкопал в снегу укрытие и лег на рюкзак. И вдруг рядом с ним опустился на корточки… второй Ринат. Был сильный ветер, мела метель, и альпинист решил, что у него начались галлюцинации, но мозг работал, как швейцарские часы.

Двойник настойчиво потребовал не лежать на боку, а опереться на локоть, и расшнуровать ботинки, чтобы не отморозить к утру ноги, потому что холодная ночевка на пике Победы либо заканчивается как минимум обморожениями, как максимум – смертью. В условиях холодной ночевки, на высоте, Ринат вполне мог не проснуться. Но двойник и не давал ему спать, потребовав, чтобы он достал из рюкзака газовую горелку – натопить из снега кружку воды, и плитку шоколада, потому как в тот день он почти ничего не ел, надеясь найти консервы в снежной пещере.

Шоколад на морозе превращался в песок, царапал горло, и Ринат с трудом глотал его. А потом ему удалось ненадолго заснуть, и на рассвете альпинист продолжил спуск. В тот день он еще раз сорвался на ледовом склоне, но сумел задержаться при помощи айсбайля, подаренного ему французом Пьером Бижаном. К тому же в том сезоне он часто проводил для молодежи занятия по самозадержанию на льду. Потом Ринат провалился в подгорную трещину – под ним зияла бездонная пропасть, но он успел широко расставить руки и повиснуть над трещиной. Какая сущность была рядом с ним в ту ночь? Астральный двойник, ангел-хранитель? Но все ее требования были очень разумны.

А с одним из самых известных альпинистов Денисом Урубко на Тянь-Шане дважды произошли похожие мистические истории. Часто бывая в Гималаях, он не раз ночевал возле монастыря Тьянгбоче на высоте 3867 метров, который стоит в рододендроновом лесу национального парка Сагарматха, на тропе, ведущей под Эверест. Во время службы монахи в бордово-красных одеждах и невероятных головных уборах прикладывают к губам длинные трубы, и пространство дрожит от низких вибраций. Спутать эти звуки с чем-либо трудно, но дважды Денис Урубко слышал эту странную музыку в горах Тянь-Шаня.

В 2011 году он вместе с напарником Борисом Дедешко лез по Западной стене на пик Пржевальского (6240 метров). Это был сложный первопроход, и альпинисты ночевали на одной из перемычек. На рассвете они проснулись и вдруг услышали рев непальских труб, как будто оказались не на Центральном Тянь-Шане, где на десятки километров нет ни души, а недалеко от монастыря Тьянгбоче в Гималаях. Пока выбрались из спальных мешков, все затихло. Невозможно, чтобы одна и та же галлюцинация звучала одинаково для двоих, а рев труб оба альпиниста слышали отчетливо. Неужели так музыкально, четко выписывая мелодию, может завывать ветер в скалах?

А через несколько дней Денис Урубко в одиночку поднялся на Хан-Тенгри, поставил палатку на высшей точке, чтобы переночевать для акклиматизации на высоте 7000 метров, и ночью проснулся от рева этих труб. Он выглянул из палатки и увидел фейерверк над вершиной. Огни вспыхивали беззвучно и все были одинакового белого цвета. Это невероятное явление сопровождалось низкими вибрациями, напоминающими звук непальских труб. Что это было? Танцы и музыка духов – посланцев бога Тенгри?

В этих таинственных местах люди на время забывают о городских заботах, у многих появляется шанс узнать, есть ли внутри них сила, а вернувшись домой, они понимают, что их жизнь разделилась на «до» и «после» экспедиции. И вчерашние проблемы покажутся сущими пустяками: прикоснувшись к дикой природе, к истории заповедных мест, к верованиям людей, живших ранее,они начинают жить более осознанно.

Галина МУЛЕНКОВА,

Фото автора и Павла МИХЕЕВА, Алматы

Источник:

https://liter.kz/ru/articles/s...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Спасибо! Красивые горы! Да, восприятие в горах конечно сильно обостряется, и всё вдруг оказывается наполнено жизнью, но в каких-то тончайших формах, красота это не абстракция, это прикосновение и вмещение жизни нашего мира и миров иных, на равнинах неведомых. Мир горний...прекрасен!
  • Да уж, изящней нет ничего на белом свете, кроме Природы, если бы все люди, ещё относились к ней трепет но. Однако, варварам, это не дано по нять, даже Природой или Историей.