Социология вампиризма

0 461

Когда серьезный писатель сочиняет роман в жанре вампирского экшена — это определенное свидетельство как его профессионального бесстрашия, так и, пардон, идейной зрелости. Поскольку, с одной стороны, он выходит в пространство масскульта, безусловно рассчитывая на тамошний успех. С другой — использует популярный формат для актуального идеологического высказывания.

Я говорю о современных русских авторах — скажем, Виктор Пелевин в вампирской своей дилогии (Empire V и "Бэтман Аполло") попытался объяснить Россию нулевых посредством понятий гламура и дискурса, а также проникнуть в эзотерическую природу недореволюции болотных сезонов. Не менее знаменитый Алексей Иванов в новом романе "Пищеблок" замахнулся, пожалуй, на большее — идею о том, как Советская империя выродилась к концу своего существования в своеобразный вампирский иерархический инкубатор и заповедник. Действие книги знаково происходит в пионерском лагере — Волга, Жигули, близ Самары (тогда — Куйбышева), в "олимпийскую смену", т.е. в июле — начале августа 1980 года.


В этом смысле литературный генезис "Пищеблока" восходит не столько к вампирской готике (Брэм Стокер) и вампирскому гламуру ("Сумерки" Стефани Майер), сколько к современным текстам, где тинейджерские и молодежные сюжеты вырастают из эпохи позднего застоя. Достойны упоминания "Город Брежнев" Шамиля Идиатуллина (лауреат прошлогодней "Большой книги"), книги Романа Сенчина, Андрея Рубанова — о юности героев в советской провинции 80-х. Виктор Пелевин со сборником "Синий фонарь" и повестью "Омон Ра". И даже Алексей Балабанов с "Грузом 200". Словом, бэкграунд у "Пищеблока" солидный, но Иванов и не утверждает, что первым вышел в открытый космос советского вампиризма. Полагаю, знаком он даже с не особенно замеченным в свое время (но качественным) триллером Владимира Белоброва и Олега Попова "Красный бубен" — из жизни упырей Черноземья.

Козырная фишка у Иванова в другом — у него не роман воспитания на фоне державы, утратившей смысл существования. "Пищеблок", прежде всего, прекрасная детская литература — остросюжетная и бытовая, с вытащенными из шахты времени на поверхность залежами беспрецедентно богатого и разнообразного детско-советского фольклора. Есть и другие параметры высокого соответствия: во-первых, книга писалась для взрослого читателя (продюсеры и режиссеры кино — Иванов их полагает принципиальной частью своей целевой аудитории, — как правило, взрослые люди). Без всякого сюсюканья и кукольной оптики — именно так написаны вещи, ставшие детской и юношеской классикой — от "Приключений Гекльберри Финна" до "Мастера и Маргариты". Во-вторых, очень силен символический план — звезды, знамена, огонь и вода (аркадий-гайдаровский набор, и не только) при детально прописанной историко-географической конкретике — на юного читателя такой микс действует гипнотически. В-третьих, герой-мальчик оказывается сильнее, глубже и, что ли, перспективнее героя-взрослого. Да и вообще "Пищеблок" — злая сказка с мотивами жестокого романса, любимый детский жанр.


Дмитрий Львович Быков с его одержимостью сравнивать всех со всеми и вечным соблазном парности подобрал Алексею Викторовичу Иванову аналог в виде Алексея Николаевича Толстого.

Помню, сколько раз мне хотелось возразить, но с "Пищеблоком" аналогия прицельно срабатывает. Алексей Николаевич писал "Золотой ключик, или Приключения Буратино" как памфлет на главных персонажей Серебряного века, как пародию на его глянец и исподнее, то есть в качестве вещи вполне идеологической. А вышло обыкновенное чудо, сразу позабывшее о собственных первоисточниках ("Пиноккио") и авторских коннотациях. Иванову тоже хотелось дать идеологему позабористей (пусть и не новую, конечно) — о том, как советский прекрасный и яростный мир, деградируя и вырождаясь, становится идеальным полигоном вампиризма и лучшим вампирским набором оберегов и заманух. Пищеблоком, одно слово.

Искусство опять победило: сюжет, типы и характеры, язык (бережно реанимированный Ивановым слой позднесоветского детского фольклора) задвигают идеологию куда подальше ("для библиотек и чудаков", говорил В.И. Ленин) и остается отличная детская вещь, которая обязательно войдет и пополнит.

Вообще, писатель и не должен знать о себе главного — Иванов, конечно, не идеолог, а социолог, причем великолепный. Он далеко не первый раз ("Географ глобус пропил", "Блуда и МУДО") говорит важнейшие (в прикладном, функциональном смысле) вещи о времени. Тут ведь очень точный, исторически выверенный прием — поместить вампирский экшен в олимпийское лето 1980 года. Действительно, то был период (с конца семидесятых примерно) наивысшего всплеска советского мистицизма, установившийся было позитивизм затрещал по швам, в образовавшиеся щели задувало пронзительно и шквально. Время очень напоминало ситуацию Серебряного века с его сплавом политики, мистики и эротики (мотив кровного сближения десятых и восьмидесятых заявлен в "Пищеблоке"); обе эпохи разрешились общественными катаклизмами. Правда, с разным знаком: поиски трансцендентного в начале века обернулись социальной революцией и строительством Красной империи. Позднесоветский анемичный мистицизм под сенью выдыхающейся идеологии и ветшающей символики — реваншем материального мира в виде перестройки и всего последующего. В наследство от него сегодняшним нам осталась разве что какая-нибудь "Битва экстрасенсов"…


Сегодня, да, для появления и надувания новой волны мистицизма, которая сама по себе предупреждение о скорых бурях, вроде нет особенных оснований. Хотя бы потому, что всё эзотерическое давно легализовано в масскульте и в быту, включая быт корпоративный. И вампиризм сегодняшний — мощная социальная метафора неолиберальных практик и олигархического капитала. Показательно, что главный герой "Пищеблока" — пионер Валерка Лагунов — жертвует собой "ради други своя" и сам становится вампиром. И даже стратилатом — вампирским предводителем. У романа открытый финал — но, в общем, путь Валерки в девяностые и нулевые очевиден, из него не выйдет ни управдома, ни графа Монте-Кристо, а вот какой-нибудь М.Б. Ходорковский — вполне.

Потому важен и социологически принципиален другой мощный мотив романа "Пищеблок" — о брошенных детях. Они живут в своей отдельной цивилизации, взрослые, в общем-то, ничего им не могут предложить, кроме игры в "Свечку" и ветшающей атрибутики, мультфильмов и антивоенных плакатов, перерисованных из "Крокодила". Самое болезненное, что ничего и не желают предлагать, преступно попустительствуют превращению пионерлагеря в вампирский пищеблок. Либо зная о происходящем, либо догадываясь, либо насильно заставляя себя не знать.

Вот эта ситуация уже крепко напоминает дни сегодняшние. Ибо проблема "брошенных детей" — одна из ключевых и опасных в нынешней России. Случай рэпера Хаски, "школота Навального" и даже жуткая история с "керченским стрелком"… И "Пищеблок" — сильное и страшное предупреждение, даже если сам автор подобного смысла в роман не вкладывал.

Властям, как убедительно показывает Алексей Иванов, вампиризм-то не особенно и страшен. А страшен он одновременно для государства и человека. Явления эти ближе друг другу, чем принято считать.

Алексей Колобродов

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...