Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Константин Егорович Маковский

31 3037

Биография и информация

Русский художник Константин Маковский (8 (20) июня 1839, Москва — 17 (30) сентября 1915, Петроград) — один из участников «Бунта 14», некоторое время сотрудничал с передвижниками. Писал также в рамках академизма, модерна, во многих работах заметны элементы барокко. Обучался в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, потом — в Академии художеств, которую не окончил. Его картины ценились очень дорого. Широко известен «боярскими» работами и портретами, в том числе детскими портретами.

Особенности творчества художника Константина Маковского: работы в «боярском стиле», изображающие богатую, красочную, идеалистическую жизнь прошлых веков. Идеализация присуща и его портретам, в особенности детским и даже картинам передвижнического периода, о чем подробнее можно прочесть в дальнейшей биографии художника.

Боярский свадебный пир в XVII веке,1883

Судьба художника Константина Маковского

Маковский был самым дорогим живописцем своего времени в России. А еще — баловнем фортуны и любимцем женщин. Кисть его легко скользила по холсту, и многие портреты к концу первого сеанса оказывались готовы. А чтобы заказчику не казалось, что он за какие-то пару часов расстается с серьезной суммой, Маковский нередко заявлял, что позирование окончено, но ему теперь придется тщательно поработать над портретом. После чего выпроваживал позировавшего, убирал готовый портрет в дальний угол, более не прикасался к нему, а через месяц отдавал заказчику, убежденному, что над его обликом художник денно и нощно трудился, не покладая рук. 

Кажется, что биография Маковского представляет собой череду успехов. Детство — очень счастливое. Дом Егора и Любови Маковских был тем, что называют культурным центром. Позже Константин скажет: «Всем, что я умею, я обязан отцу». Мама же считалась одной из самых красивых женщин Петербурга. Она обладала великолепным сопрано, выступала и преподавала в академии Рубинштейна. Отец, бухгалтер по профессии, по призванию был человеком искусства. Он славился своими миниатюрами на кости, а поскольку состоял в комиссии по строительству Храма Христа-Спасителя, то был хорошо знаком и с дворцовой живописью, и с иконописью. Отец художника стал одним из учредителей Натурного класса, на базе которого было создано Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там старший сын собрал полный комплект наград. Впрочем, правильнее говорить «отец художников». В семье было пятеро детей. Константин — старший. Владимир и Николай тоже стали художниками, увлеклась этой стезей и одна из двух дочерей, вторая стала певицей. Одним словом, идеальное детство художника — это о Константине Маковском.

Дети, бегущие от грозы,1872

Любимец фортуны

Путь в Академию художеств был естественным следующим шагом, и Маковский его сделал. Успешная учеба и очередные награды тоже вполне закономерны. А вот участие Константина Маковского в беспрецедентном выступлении учащихся против академических ограничений, получившем название «Бунт 14», выбивается из гладкой колеи его успешной судьбы. Не миновало Маковского и знаменитое Товарищеское общество передвижных выставок. Для него были написаны прекрасные «Дети, бегущие от грозы», «Селедочница» и другие картины, изображающие быт крестьян и рабочей бедноты. То есть призыв повернуться к народу он услышал. И до чего же хорош народ в его изображении! «Во-первых, это красиво»…

Но вот ведь какое дело: идеи коммуны и общего дела (а также бюджета) совершенно не казались привлекательными Константину Маковскому, у которого его собственное дело шло отлично. Да и народнические мотивы явно не были его любимой темой. Он начал выставляться отдельно, все чаще писал портреты светских особ, за которые они готовы были очень щедро платить. Путешествие на Восток окончательно прояснило для Маковского сферу его интересов. Писать народ — да, сирых и убогих — нет. Дело это достойное, но за за этим к кому-то другому. И в самом деле, «Селедочницу» легко представить в нарядном платье в аристократическом салоне. Кстати, за нее он получил звание академика.

Павел Третьяков, чье благосклонное внимание тогда чрезвычайно ценилось, крайне редко приобретал картины Константина Маковского, считая цены на них завышенными. Курьезный случай: когда Пороховщиков заказал картину «Славянские композиторы», Константин Маковский согласился ее исполнить за 25 тысяч рублей, а Илья Репин в итоге написал за 1,5 тысячи…

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме,1900-е

За границей весьма прохладно относились к народническим мотивам русской живописи, а вот Русь Маковского — нарядная, богатая, боярская, идиллическая, в кокошниках да богатых парчовых нарядах — очень ценилась. Маковского покупали нарасхват в Европе и Америке. Он был особо приближенным художником Александра II (тот называл Маковского «мой живописец»). Его работы сравнивали с портретами Ренуара (Константин — Огюст, и еще пара для сравнения — 1, 2). Его самого называли то русским Рубенсом, то русским Макартом, провозглашали предвестником русского импрессионизма.

Крестьянский обед во время жатвы,1871

Святочное гадание,1900-е

Он очень любил жизнь и пользовался всеми ее благами. В его доме царила роскошь, которая и не снилась русским художникам. Маковский увлекся коллекционированием антиквариата. Специалисты говорят, что далеко не всегда при этом он демонстрировал вкус, чаще у него просто загорались глаза, и он мог спустить огромные деньги, чтобы «купить всё». Впрочем, упреки во всеядности он заслужил и как художник. Брался за любые сюжеты, которые готовы были щедро оплатить, и, что удивительно, вкладывался в них с полной отдачей — блеск, легкость, сияние его кисти заметны во всех работах, к которым он приложил руку. Ну и, конечно, легко достигающие успеха, обласканные и богатые не были любимцами русской публики — не тот менталитет, не та эпоха. Так что блеск его жизни не давал покоя современникам, упрекавшим Маковского в поверхности и идеализации. Впрочем, признаемся, зачастую эти упреки справедливы.

Болгарские мученицы,1877

«Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей…», — писал Константин Маковский о себе. Правда, в конце жизни, по воспоминаниям некоторых современников, Маковский разочаровался в радостях этого мира, отсыпанных ему щедрой рукой. Как будто всё утратило смысл и стало подобно бракованным елочным игрушкам, которые «не радуют»: и богатство, и вдохновение, и дети, и деньги, и любившие его прекрасные женщины. Кстати, о женщинах.

Любимые женщины Константина Маковского

За плечами три брака, и все счастливые — это о нем. По поводу третьего мнения расходятся, но начнем с первого.

В 27 лет Константин Маковский женился на артистке театра Елене Бурковой. Помимо взаимной любви их объединяли общие интересы. Елена тоже хорошо рисовала и обожала музыку. В их доме часто бывали музыканты, особенно молодая пара благоволила участникам «Могучей кучки». Счастье оказалось недолгим: вскоре родился и почти сразу же умер сын, еще через пару лет туберкулез отнял и жену. Утешение художник обрел быстро: уже в следующем, 1874 году он встретил свою главную музу — юную Юлию Леткову. Едва дождавшись, когда ей стукнет 16, 36-летний Константин Маковский женился на красавице Юлии. С нее написаны самые известные портреты Маковского (1, 2). Юлия в течение полутора десятка лет была его главной вдохновительницей и моделью. Первая их дочь умерла от скарлатины. Позже молодая жена родила художнику еще двух сыновей и дочь: Сергей Маковский — в будущем известный искусствовед, редактор и издатель альманаха «Аполлон», Елена — художница, младшим был Владимир (крестник великого князя Алексея Александровича). Дети фигурируют на многих портретах Маковского.

Чарка меду,1890-е

Идиллию нарушила Всемирная выставка 1889 года в Париже. Там Константин Маковский познакомился с красивой 20-летней девушкой. Через два года Мария Матавтина родила сына. Художник вынужден был признаться во всем жене, и Юлия подала на развод. До официального развода Мария родила еще двоих детей, а в 1900-м году, уже в официальном браке — четвертого. Дальше сведения биографов расходятся. К примеру, сын художника и его второй жены, Сергей, равно как и близкий друг семьи артистка Ольга Пыжова вспоминают, что Маковский очень опустился в третьем браке, был несчастен, жаловался на то, что супруга его изводит и дурно воспитывает детей. В других источниках читаем, что это как раз Юлия проявила себя слишком меркантильной, и якобы из-за нее он даже не хотел возвращаться из Парижа в Россию. Пожалуй, до истины не докопаться. Точно известно лишь то, что Маковскому было 76 лет, когда экипаж, в котором он ехал, врезался в трамвай. Художника выбросило на мостовую, и от полученных травм он скончался. Так в 1915 году закончилась жизнь баловня судьбы, любимца женщин, очень дорого художника Константина Маковского. Всё его имущество было завещано третьей жене, которая вскоре объявила аукцион, и распродала собранную им в течение всей жизни коллекцию русской старины. Мария приобрела поместье, в котором планировала устроить фамильный склеп и перевезти прах мужа. Но в игру вступили другие силы, грянула революция, и этим планам было не суждено осуществиться.

Русалки,1879


Автор: Алена Эсаулова

Источник



Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить