Александр Алексеевич Ханжонков

0 4068

Человек, который в 1911 году снял первый русский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» — о событиях Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов, был родом из донских степей. Он родился 8 августа 1877 года в деревне Ханжонковка Области Войска Донского.

Потомственный казак Александр Ханжонков до последних дней жизни гордился своим происхождением и тем, что его дедушка был знаком с Пушкиным, а отец стоял в почётном карауле при короновании государя Александра II.

Восстановить родословную Александра Ханжонкова, похоже, по силам только его внучке Ирине Александровне Орловой, которая посвятила деду документальную повесть, основанную на воспоминаниях его современников. Ирина Александровна утверждает, что история рода известна примерно с ХIII века, с половецкого хана Жёнкова, возглавлявшего «сигнальную дозорную службу», которая жгла костры, предупреждая об опасности. Со временем в фамилии появилась приставка «хан», буква «ё» была заменена на «о», а потомки половецкого хана стали казаками. Прадеду Александра Алексеевича, казачьему старшине Василию Ханжонкову, за добросовестную службу были пожалованы дворянское звание, 15 000 гектаров земли и 15 крестьянских семей. Но отмена крепостного права вынудила Ханжонковых искать новые источники дохода. Часть семейства взялась за освоение угольных копей в Донецкой области. Очевидно, бизнес не пошёл, потому что отец Александра Ханжонкова, помещик Алексей Петрович, разорился.

Если всё вышеперечисленное имело место быть, то неудивительно, что родившийся Ханжонков поступил в Новочеркасское казачье училище, из которого был выпущен в 1896 году в чине подхорунжего и принят в Донской казачий полк, квартировавший в Москве.

А. Ханжонков сидит слева

В белокаменной он удачно женился на Антонине Николаевне Баторовской, дочери владельца магазина швейных машинок «Зингер».

За почти десять лет службы он прошёл две войны: русско-турецкую и русско-японскую. В 1905 году в чине подъесаула по болезни ушёл в отставку. В довесок к острейшему ревматизму, который серьёзно подорвал его здоровье, Ханжонков получил от государя пять тысяч рублей помощи.

На сей счет существует несколько версий, порождающих, подобно саду расходящихся тропок, множество новых инвариаций. По одной из них, Ханжонков покинул военную службу по болезни — то ли провалился под лёд во время Русско-японской войны, то ли бросился в ледяную воду, спасая какую-то актрису, и от переохлаждения заработал хронический полиартрит. Самому Ханжонкову нравилась собственная версия: он просто «заболел кинематографом». Увидел в 1905 году в ростовском «биографе» легендарный люмьеровский ролик «Прибытие поезда» и был «опьянён», «пленён» и «поражён». Вообще-то с изобретением братьев Люмьер Александр Ханжонков мог познакомиться и раньше. Еще в 1897 году его брат Сергей привез из Парижа кинопроекционный аппарат и несколько лент. Но как бы то ни было, Ханжонков в итоге подался в кинематографический бизнес.

Став предпринимателем, отставной казачий офицер сперва занимался продажей кинолент и аппаратуры, как агент ряда иностранных фирм. Но его тянуло к большим делам на пользу Отечества, и в 1907 году он начал собственное производство русских фильмов. При этом он обнаружил большие способности вести собственное дело.

Александр Алексеевич, создавая отечественные ленты игрового кино, обратился к исторической теме. В его московском киноателье, начиная с 1907 года, был создан целый ряд художественных фильмов немого кино. Среди них наибольшую известность имели: «Песнь про купца Калашникова», снятый по поэме М. Ю. Лермонтова, «Выбор царской невесты», «Русская свадьба в XVI столетии», «Мёртвые души» (по Н. В. Гоголю), «Ванька-ключник», «Коробейники» и многие другие…

Уже первая художественная кинолента о купце Калашникове была тепло встречена зрителями. Литературные критики назвали этот кинофильм первой русской исторической картиной. Ханжонков получил большую личную популярность в обществе.

Всё же наибольший творческий успех был связан с «Обороной Севастополя». Авторами сценария и режиссёрами фильма были А. А. Ханжонков и В. М. Гончаров (операторы — Л. Форестье и А. Рылло). Главными героями фильма стали доблестные защитники героического Севастополя — города русской воинской славы — адмиралы Нахимов и Корнилов. Примечательно, что кинофильм завершался документальными съёмками ещё оставшихся в живых участников Севастопольской эпопеи.

В 1911 году Ханжонков создал научный отдел, который дал новое направление в деятельности отечественного кинематографа. С помощью московских учёных он начал выпуск научно-популярных, хроникально-документальных и этнографических фильмов.

Тематика научной кинопродукции была самой разнообразной. Достаточно привести названия ряда таких кинолент, как «Распространение электромагнитных волн прибором Герца», «Электрический телеграф», «Динамо-машина: принцип её работы и устройства», «Пьянство и его последствия».

А. Ханжонков сидит справа

Ханжонков в ряде случаев выступал и как известный меценат. Так, он выступил организатором морского путешествия от Одессы до Чукотки через три океана — Атлантический, Индийский и Тихий.

Примечательно, что первые российские объёмные мультипликационные фильмы были также созданы на кинофабрике А. А. Ханжонкова. Созданные здесь киноленты «Прекрасная Люкинда» и «Стрекоза и муравей» имели громкий успех не только в отечественных кинотеатрах, но и в Старом и Новом Свете.

Исторические фильмы, созданные на ханжонковской кинофабрике, особенно в годы Первой мировой войны, имели широкое патриотическое звучание. Достаточно назвать только некоторые из них: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «1812 год», «Царь Иван Васильевич Грозный». Все они имели большой успех, в том числе и у военного зрителя.

В преддверии революции 1917 года предприниматель продолжал обращаться при создании новых художественных кинолент к творениям великих отечественных писателей. Так на свет появились фильмы «Дворянское гнездо», «Наталья Ростова» и «Пиковая дама».

Одной из отличительных способностей Александра Алексеевича являлось умение создавать творческие коллективы из особо талантливых деятелей кинематографа. С ним успешно сотрудничали такие знаменитые режиссёры своего времени, как Я. А. Протазанов, П. И. Чердынин и В. Р. Гардин, звезда дореволюционного кино В. В. Холодная.

Созданное отставным казачьим офицером акционерное общество «Ханжонков и К°» за время своего существования с 1908 по 1920 год (когда оно было национализировано) создало около четырёхсот (!) кинофильмов. Александр Алексеевич за свои труды кинопредпринимателя дважды награждался императором Николаем II.

Благодаря таким подвижникам, как А. А. Ханжонков, Россия в начале XX столетия, без всякого преувеличения, стала мировой кинодержавой. Выпуск отечественных фильмов резко увеличивался с каждым годом. Если, скажем, в 1908 году на экран их вышло всего восемь, то в 1912 году было уже 72, а в предреволюционном 1916 году — 498!

…В 1917–1920 годах Ханжонков, находясь в Крыму, пытался организовать «Ялтинский Голливуд». Но старая Россия безвозвратно уходила в историю. Три года семья кинопредпринимателя находилась в белой эмиграции, на Родину Ханжонковы вернулись в 1923 году. Александр Алексеевич стал работать в советской кинематографии. Позже стал заниматься литературной работой, проживая по состоянию здоровья в Ялте…

После себя А. А. Ханжонков оставил воспоминания, изданные в 1937 году. Они назывались «Первые годы русской кинопромышленности».

В 1941 году Ялту оккупировали немцы. Как и советская власть, нацистский режим решил использовать Ханжонкова в деле пропаганды. Немецкий комендант предоставил его семье две комнаты в бывшем ханжонковском особняке. Местная нацистская газета «Голос Крыма» напечатала статью «Отец русской кинематографии», где утверждалось, что с приходом нацистов «Ханжонков, хотя и прикованный к креслу, бодро смотрит в будущее и уверен, что он сможет поработать в любимой области…»

Уже пребывание на «временно оккупированной территории» было чревато для советского человека самыми непредсказуемыми последствиями, а уж такое внимание со стороны немецких властей — тем более. Однако Ханжонкову посчастливилось не только избежать неприятностей, но и сохранить остатки жалких довоенных привилегий. Возможно, органы просто проглядели больного старика — хватало и других, более очевидных «врагов».

Шестидесятивосьмилетний Александр Алексеевич тихо умер в собственной постели и в окружении семьи вскоре после Победы, 26 сентября 1945 года. Он даже удостоился скромных некрологов в некоторых советских газетах.

Похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.

8 августа 2008 года в Макеевке (Украина) был открыт памятник Ханжонкову работы Зураба Церетели.

26 августа 2011 года в Ялте (Россия) в рамках XII Международного телекинофрума «Вместе» был открыт памятник Александру Ханжонкову как основателю Ялтинской киностудии. Памятник работы скульпторов Геннадия и Федора Паршиных установлен в ста метрах от административного здания Ялтинской киностудии, на пересечении улиц Боткинской и Пушкинской.

В Ростове-на-Дону 24 августа 2016 года в рамках II Международного кинофестиваля Bridge of Arts («Мост искусств») открыт памятник Александру Ханжонкову. Композиция работы скульптора Сергея Олешни установлена на Буденновском проспекте напротив здания гимназии, где учился будущий кинематографист (ныне школа №43).

(с) Игорь Мусский

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...