Некоторые коллеги, совершенно обоснованно, рассматривают современные реалии в России сквозь призму социально-экономических противоречий. В наиболее понятной форме эти противоречия сводятся к трем формам, порожденным развитием капитализма в мире.
Это:
1. Противоречия между трудом и капиталом
2. Противоречия между буржуазными государствами и их группами ( выражается в конкуренции между ними)
3. Противоречия между корпорациями (империализм как высшая форма капитализма)
Однако этот перечень противоречий с начала 20 века дополнился вторичными, но не менее важными проблемами. Никто тогда не мог предположить, что проблема защиты сексуальных меньшинств будет носить политический и социально-экономический оттенок.
Проблема семьи и в целом воспроизводства человека из разряда гипотетических - стала политической реальностью.
Или проблема нравственности – как отражение общества потребления, тоже стала политической проблемой. Скажете - нет?
Не были решены, а наоборот усугубились национальные противоречия. Конечно они являются, в большой степени, порождением противоречий экономических. Но, с уравниванием в экономических правах, декларируемых обществом потребления, межнациональные конфликты только усилились.
Проблема патриотизма, наконец. Можно ли любить и защищать буржуазную родину?
Все противоречия можно перечислять до бесконечности. Можно долго кричать что марксизм устарел, но это вопрос, как минимум, спорный. Мы же воспользуемся уже разработанным понятийным аппаратом для движения мысли дальше.
Империализм – по определению Ленина -, есть капитализм, но на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрёл выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупными капиталистическими странами. Это привело к концентрации и централизации капитала вообще, установлению господства крупнейших магнатов капитала над экономикой основных капиталистических держав. Олицетворением финансового капитала является финансовая олигархия, вершина буржуазии, которая держит в своих руках контроль над промышленностью, торговлей, банками и т.д., что позволяет получать монопольную прибыль, которая выше обычной средней прибыли. На этой стадии уже возникает определённое противоречие между владельцами монополий, финансовой олигархией с одной стороны и основной массой буржуазии – владельцами мелких и средних предприятий – с другой.
В эпоху империализма, наряду с традиционными методами эксплуатации появились и новые, возникновение которых связано с применением в производстве новейших достижений науки и техники, что привело к быстрому росту удельного веса умственных операций, интеллектуализации труда. А это означает, что объектом эксплуатации все больше становятся не только физические, сколько умственные способности работника. Выявление этого нового источника прибыли существенно обогащает марксистское представление о механизме капиталистического угнетения масс и отчуждения труда. Если старая система социального порабощения изнуряет главным образом мускулы рабочих, то эксплуатация интеллекта , менее заметна, но приводит к изнурению нервной системы работников и более продуктивна для эксплуататоров. Может показаться, что факт отчуждения труда пагубно сказывается только на трудящихся, а эксплуататоры, присваивающие продукт лишь обогащаются и имеют все возможности для совершенствования себя как личности. Однако диалектика процесса такова, что основа благосостояния имущих классов – отчужденный труд – есть вместе с тем сила, уродующая и обесчеловечивающая их самих.
Сила, уродующая и обесчеловечивающая их самих! (это – очень интересно! Наши т.н. элиты – действительно, производят впечатление не лучших, но худших, представителей человечества. И, во многом, оправдывают это впечатление своей жизнедеятельностью)
В этот период устанавливается международная экспансия высокоразвитых капиталистических стран. Вывозится избыточный капитал в более отсталые страны, где цена земли невелика, зарплата низка, сырье и материалы дешевы, что приводит к закабалению этих стран и их однобокому развитию с целью извлечения сверхприбыли. Освободившиеся от колониализма страны, по сути, остаются на положении сырьевых придатков империализма. Сырьем, извлеченным из недр Азии, Африки и Латинской Америки, на 90% снабжается Япония и на 75% - Западная Европа. При втрое большем, по сравнению с капиталистическими странами, населении эти государства производят в 6 раз меньше, а в расчете на душу населения в 15-16 раз меньше промышленной продукции. Средняя зарплата рабочих в Азии в 10 раз ниже заработной платы таких же рабочих в США.
При империализме усиливается паразитизм верхушки буржуазии – финансовой олигархии, в целом ряде случаев вообще на участвующей в ведении хозяйственных дел и получающей гигантские доходы в виде дивидендов на акции и облигации. Получение доходов из внешних источников, в частности от вывоза капитала, который Ленин называл «паразитизм в квадрате», усиливает возможность образования большой группы капиталистов – рантье.
Собственно говоря, на этом фоне и возникает формула: «Почему я должен защищать буржуазное государство, стоящее на страже интересов крупного капитала и корпораций?».
Я рискую быть непонятым, но для меня существует объяснение. Однако, оно находится в кажущемся противоречии с догматическим марксизмом, с одной стороны и с материализмом, с другой.
«Россия еще существует потому, что управляется напрямую Богом!»
Вот то объяснение, которое меня абсолютно устраивает.
Что имеется ввиду?
Современная империалистическая система сложилась и функционирует как вариант эксплуатации колоний старыми странами капиталистического ядра. Под колониями мы имеем в первую очередь конечно рынки сбыта продукции и источники дешевой или бесплатной рабочей силы, плюс существенная зависимость от метрополии. Духовная, финансовая, законодательная и прочая.
Россия – исключение.
Являясь, по части признаков, колонией т.н. Запада. (к примеру, в части преклонения большой части нашей элиты перед т.н. западными ценностями, желанием там жить и учить детей), она остается самостоятельным субъектом мировой жизни. Россия была империей без колоний. Более того, есть серьезные основания думать, что развитие окраин было за счёт перекачки ресурсов из коренной России.
Подавляющее большинство населения России себя без нее не мыслит. Как это не странно, бежать нам некуда. Это на уровне подсознания. Мы же вполне искренне удивляемся, почему те же сирийцы миллионами бежали в неродную Европу? Нам это непонятно.
Народ, в подавляющем большинстве патриот не потому, что ему внушают из телевизора буржуазия (хотя и это есть), а потому что от природы таков.
Мы не любим своих угнетателей, чиновников, государство, но тех, кто не любит Россию считаем подонками.
Почему? А потому!
Россия еще существует потому, что управляется напрямую Богом! Она сама по себе – высшая ценность и нуждается в защите.
Такие дела.
P.S. Иррациональная наша любовь к России и нам самим не до конца понятна. Но, все это ни в коей мере не отрицает глубочайших противоречий в современном российском обществе. С которыми можно и нужно бороться.
Оценили 20 человек
43 кармы