Разбираем «Аквамена»: геноцид с шутками или новая мифология?

1 3494

Aquaman

Жанр: супергеройское фэнтези

Режиссёр: Джеймс Ван

В ролях: Джейсон Момоа, Эмбер Хёрд, Патрик Уилсон

Премьера в России: 13 декабря 2018

Возрастной рейтинг: 12+

Похоже на:

«Чудо-женщина» (2017)

«Тор» (2011)

«Аквамен» получил полярные оценки — кого-то привёл в восторг, а кого-то разочаровал. Поэтому мы решили сделать не просто две рецензии на фильм, а полноценное обсуждение всех его сторон в формате диалога.

Перестал ли Аквамен быть жалким?

Дмитрий Злотницкий:

Из всего состава кинематографической «Лиги справедливости» Аквамен — наименее раскрученный и известный массам герой. Мало того, что, в отличие от коллег по команде, он нечасто появлялся на экранах, так и в комиксах он зачастую представал комическим персонажем. Знаменитая фраза Раджа из «Теории большого взрыва» — «Аквамен сосёт» — родилась не на пустом месте.

Видимо, чтобы отмежеваться от неподходящего супергерою первой величины реноме, на роль Аквамена в киновселенной DC позвали брутального Джейсона Момоа. Глядя на него, вряд ли кто-то захочет шутить о несостоятельности его персонажа.

Первое серьёзное появление Аквамена в киновселенной доказало правильность выбора. Благодаря сочетанию мощи, харизмы и добродушного юмора он был одним из немногих светлых пятен в «Лиге справедливости». И это внушало оптимизм по поводу сольного фильма про Аквамена. Оптимизм, который не то чтобы оказался совсем беспочвенным, но в целом скорее не оправдался.

В киновселенной Аквамен превратился в весёлого Джигурду

В «Лиге справедливости» Момоа создал колоритный и запоминающийся образ. В сольном фильме было бы логично развить и углубить его. Увы, этого в картине нет и в помине. Без малого два с половиной часа мы будем лицезреть приключения недалёкого увальня, который любит подраться и не способен думать даже на пару шагов вперёд. Его влечёт неумолимый водоворот судьбы — и действия других персонажей.

Под стать персонажу и сюжет — примитивный, предсказуемый, красивый по форме, но пустой по содержанию. Особенно это заметно на фоне замечательной серии «Аквамен» из линейки The New 52, которую недавно издали на русском языке. В ней герой выглядел не столь внушительно, зато предстал сложным и многогранным персонажем, который разрывается между ролями земного героя и претендента на трон Атлантиды. Его отношения с людьми и атлантами получили отличное и местами забавное отражение. Сюжет был насыщен не только экшеном, но и нетривиальными конфликтами, подлинной драмой, интригой и предательствами. Всего этого в фильме мне очень недоставало.

В каком-то смысле «Аквамен» скорее героическое фэнтези, чем супергероика

Артур Карри — это король Артур?

Евгений Пекло:

Аквамену не надо быть сложным или мудрым героем — он персонаж эпоса, причём явно не убелённый сединами наставник. «Аквамен» — это не супергероика, это классическая история восхождения правителя на трон, чистейшая артуриана, где главный герой достоин именно потому, что считает себя недостойным. Так что претензии тут если и предъявлять, то не к сюжету, а к покрытому мхом жанру, из которого торчит нержавеющий Экскалибур. Как показывает практика, простые сюжеты все еще отлично работают, а вот сложные истории про самокопание не всегда воспринимаются хорошо.

У Аквамена в комиксах есть огромный бэкграунд и свои фанаты, там с героем действительно надо делать что-то сложное, чтоб его заметили. Но кинозрители далеки от этого, они только знакомятся с Артуром, о котором раньше слышали лишь из «Теории большого взрыва». И тут не только кастинг превращает жалкого супергероя в секс-символ: сценаристы даже умение Аквамена общаться с рыбами сделали по-настоящему крутым.

Кроме того, DC уже пробовали сложных героев и мрачный подход в фильмах — и зрителю не понравилось. Поэтому перед создателями «Аквамена» стояла задача дистанцироваться от прошлых провалов, сделать что-то совершенно не похожее на «Лигу» и близкое к «Чудо-женщине». И ведь получилось! Притягательный герой, простая история, понятные персонажи, пёстрые декорации, приятный юмор.

Фильм делает именно то, что должен, — развлекает. Отдельное спасибо, что сценаристы не стали выписывать типичную историю становления супергероя, которыми мы объелись за последние годы, особенно у Marvel. Да, они выбрали ещё более хрестоматийный сюжет, но в их руках он выглядит лучше, чем где бы то ни было за последние годы.

Подводный мир действительно очень красив

Аквамен одновременно и очешуительно крут, и далёк от неуязвимости. Он получает удовольствие, выполняя свой квест, но это просто его способ смириться с неизбежными трудностями. Если бы он мог переложить ответственность на другого — сделал бы, не раздумывая. Среди простых смертных Аквамен — супергерой, но в мире атлантов ему постоянно надирают зад. Он достаточно умён, чтобы это осознавать, и достаточно весел, чтоб не впадать от этого в уныние. Человек-паук в исполнении Магуайра уже разревелся бы на его месте.

Что касается интриг и предательства — мне тоже этого не хватило. Я склонен считать, что королём Ормом кто-то манипулировал и вся каша с войной против сухопутных заварена только ради возвращения в мир Трезубца. Но… то ли это вырезали в последний момент, то ли приберегли для сиквелов. В любом случае, что Манта, что Орм оказались нормальными злодеями. Не чета Таносу, но уже что-то вменяемое. Арес в «Чудо-женщине» был куда хуже, а про Лекса, Думсдея и Степпенвульфа я вообще молчу.

«Аквамен» — типичный фильм Marvel?

Дмитрий Злотницкий:

Согласен, что в «Аквамене» есть замах на создание современного эпоса. Но именно замах, не более. Безнадёжно уступая по глубине истории и персонажей недавним комиксам, фильм тем более не идёт ни в какое сравнение с той же артурианой. Конечно, если мы говорим о классических версиях или удачных переосмыслениях, где неоднозначности, драматических конфликтов и измен всегда хватало. Вот с последними голливудскими поделками на тему артурианы — вроде насыщенного фальшивым пафосом, штампами и глупыми шутками «Меча короля Артура» — «Аквамена» можно поставить в один ряд.

В «Аквамене» куда больше шуток ниже пояса, чем ожидаешь от фильма DC

Особенно подчеркну местный юмор. Меня на протяжении всего фильма не покидало чувство, что создатели хотят предельно отмежеваться от мрачной стилистики, которая поначалу казалось фирменной чертой киновселенной DC. Теперь её создатели «работают под Marvel», постоянно разбавляя историю шутками. Вот только в «Аквамене» большинство из них весьма низкого пошиба — на уровне «эх, а мог ведь помочиться».

Да и образ героя создан с закосом под конкурентов. Вместо самобытного и интересного Аквамена из комиксов мы видим копию Тора из первого фильма — самоуверенного драчуна, у которого из качеств, необходимых правителю, разве что происхождение. Причём в случае с Тором нам показывали эволюцию персонажа. Аквамен же к финалу разве что в классический комиксный костюм нарядится — вот и всё становление короля Атлантиды.

Насчёт злодеев спорить не буду. Выдающимися я бы их не назвал, но они куда ярче «средних» злодеев от Marvel. В конкурирующей киновселенной на Таноса и Локи приходится с десяток блёклых и моментально забывающихся антагонистов.

Орм — пока что один из лучших злодеев в киновселенной DC

Евгений Пекло:

По мне, Артур Карри — полная противоположность Тору из первой фазы. Тор — чужак в нашем мире, отбывающий срок за провинность. Аквамена никто не изгонял, ему не рады в подводном царстве из-за происхождения. При этом ему не надо в нём осваиваться — он чувствует себя как рыба в воде в обоих мирах. Тору пришлось вписываться в новое общество, выбора у него не было. Артур же ввязывается в борьбу за трон чисто из чувства долга, попутно пытаясь стать достаточно сильным для этой задачи. Юмор в Торе строится на том, что он чужак в нашем мире, а в Аквамене — на личной харизме героя.

И уж если дальше сравнивать эти фильмы, то визуально «Аквамен» куда богаче. Экшен динамичнее и интереснее, работа художников впечатляет намного больше, а уж масштабы сражений просто несопоставимы. А эволюция персонажа не происходит потому, что Артуру особо некуда расти — он уже взрослый и ответственный. Да, он может совершать ошибки, но его дорога к признанию своих промахов совсем короткая — куда короче самого фильма.

Понятно, что хочется обвинить DC в работе «под Marvel», раз они попытались ухватить тон лучших лент конкурентов. Но на самом деле они взяли вообще всё крутое, что видели за последние лет двадцать, и вложили это в один фильм. Мотивы из «Чёрной Пантеры» и третьего «Тора»? Есть! А вот вам жутковатые монстры, достойные Дель Торо. Добавим туда же любопытные локации и массовые сражения, словно из «Звёздных войн». А вот ещё и динозавры! Ой, и кайдзю не забудем! И фильмы Эммериха! Казалось бы, должен получиться адский винегрет, но нет — в «Аквамене» всё органично. Чтоб так мастерски сочетать несочетаемое, нужно быть наполовину Кодзимой!

В мире «Аквамена» есть почти лавкрафтианские монстры

Дмитрий Злотницкий:

Вот к визуальной стороне «Аквамена» у меня отношение неоднозначное. Здесь действительно есть красивый и богатый подводный мир с разнообразными народами и созданиями. И экшен местами недурной, но только местами.

Например, бой с Чёрной Мантой получился шикарным — в том числе за счёт того, что явно снимался на натуре и живых съёмок в этом эпизоде больше, чем графики. И совсем иную ситуацию мы видим в финальной битве. Безумная концентрация цифровых персонажей и спецэффектов выливается в сумбурную и хаотичную сцену, словно призванную спровоцировать у зрителей приступ эпилепсии.

Но ещё сильнее, чем оформление, разочаровывает содержание кульминационной битвы.

Спойлер к концовке

Аквамен, который ввязался в подводную политику, чтобы предотвратить войну между атлантами и человечеством, без колебаний натравил на свой народ морских монстров. Хорош герой! Это как если бы Арагорн повёл войско мёртвых не только против орков, но и заодно против наместника Гондора и его сторонников. И, как ни странно, эта резня не помешала атлантам восторженно возвести Аквамена на трон.

Отношения Артура с его народом вызывают много вопросов

Проблема с логикой — или с моралью?

Евгений Пекло:

Претензии были бы оправданны, если бы не маленький нюанс — у морского народа головы работают иначе, чем у людей. Для них сила куда важнее моральных принципов, а традиции определяют всё. При всех своих технологиях эмоционально они бесчувственные рыбины, а в социальном развитии хорошо если дошли до уровня раннего средневековья. Эти ребята готовы служить тому, кто убил прошлого короля, — «он сильнее, значит, он прав». Годы эволюции отдалили их от людей, и нечестно подходить к ним с нашими мерками, если сам фильм того не делает.

Но «Аквамена» можно поругать за другие сюжетные дыры. Как человечество могло не заметить суперразвитую цивилизацию атлантов? Да, океан изучен плохо, об этом нам напоминает и сам фильм, но чтобы об атлантах знал только один безумный учёный? Быть того не может!

Отдельный повод для возмущения — очередной антироссийский укол. Где это видано, чтоб наши подводники при нападении на их лодку горстки наёмников трусливо прятались, вместо того чтобы дать бой? Зато фильм не побоялся выставить против белого героя чернокожего злодея — по нынешним временам это смелый шаг.

Итог?

Дмитрий Злотницкий:

При всех недостатках, которые не позволяют мне назвать «Аквамена» удачным фильмом, у него есть один важный козырь. Он не затмевает минусы картины, но ловко их маскирует. Фильм вышел очень динамичным — здесь стремительное развитие событий, масса выразительных декораций, сменяющих друг друга, и обилие экшена. И хотя этот драйв не превращает посредственный кинокомикс в удачный, он делает «Аквамена» головокружительным киноаттракционом, который смотрится на одном дыхании и радует глаз, пусть и остаётся при этом яркой пустышкой.

Евгений Пекло:

Я соглашусь, что «Аквамен» — сугубо развлекательный фильм, без претензий на что-то большее, но развлекает он великолепно. К эффектам у меня нет никаких нареканий — я считаю, что они тут даже лучше, чем в последних «Мстителях». А финальный экшен из-за подводной стилистики получился достаточно плавным, так что, наверное, приступов эпилепсии вызывать не должен.

От режиссёра «Пилы» никак не ожидаешь таких крутых боевых сцен, мощного визуального ряда и размаха. От него не ждёшь, что он соберёт отдельные крутые задумки во что-то цельное. Но он сделал это так мастерски, что от фильма невозможно оторваться. Да, можно предсказать большую часть сюжетных поворотов, но это вообще не мешает просмотру. Это ли не показатель, что всё сделано правильно?

(с) Дмитрий Злотницкий и Евгений Пекло

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Обсудить
  • Фильм отличный. Задумка отличная. Подбор актеров, их игра, реализация, съемка на отличной и недосягаемой высоте по сравнению с отечественными поделками. Не вдаваясь в конспирологию - фильм несет добрые и вечные ценности. Да, фильм игровой. Да, фильм чтобы "отдохнуть". И он блестяще справился со своей задачей. И лучшую, критическую оценку фильму поставили зрители, проголосовавшие за него своим "рублем". Пятерка!!!